Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе
На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.
Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.
Наблюдения за транспортом
Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.
- Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
- Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
- Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
- Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
- Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
- Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.
Наблюдения за сезонными явлениями
Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.
Каждый сезон отличается характерными признаками:
- Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно. Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
- Зимний период. Снова можно использовать куклу. При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.
Календарь погоды подготовительной группы
- Весна. Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде. Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
- Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
Наблюдения за солнцем
Поставленная цель:
- сформировать представление о красоте неба;
- научить различать солнечные лучи;
- повышать позитивное восприятие детьми лета.
Проведение наблюдений
Оценивать положение Солнца:
- Где находится утром?
- Каково вечернее местоположение?
- Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
- Сделать вывод о длине светового дня.
Проведение исследовательской работы:
- Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
- Где находится тень различных видимых предметов.
- Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?
Наблюдения за неживой природой
Поставленная цель:
- закрепить знания о различных состояниях воды;
- сформировать понятие неживой природы;
- охарактеризовать признаки льда и снега.
Проведение наблюдений:
- Почему лед при отогревании превращается в воду?
- Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
- Объяснить круговорот воды в природе.
- Какие различия снега при теплой и холодной погоде?
Проведение исследовательской работы:
- Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
- В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
- Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».