Картотека прогулок » Зима» Для старшего возраста
Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели
Цель
–на примере сравнения снегиря со свиристелью изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);
воспитывать познавательный интерес к птицам.
Беседа
Грудка ярче, чем заря, У кого?(Уснегиря.)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(Свиристель.)
Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее — грудка у нее не алая, а темно-серая.)Как выглядит свиристель? (Оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки.
А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)Что у них общего? (Эти птицы пролетные; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.)Чем отличается снегирь от свиристели?
(Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель — размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.)Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему?(Этих птиц можно увидеть на кустах рябины, калины, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.)
Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился?(свиристели их роняют на снег, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть.)Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели?(Снегири неторопливо перелетают небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды. Свиристели — быстрые, шустрые, пугливые; налетают большимистаями,жадно и торопливо клюют.)
Труд.
Разбрасывание песка на скользкие дорожки.
П/и:
«Совушки», «Скворечники». Ходьба на лыжах.
Индивидуальная работа.Дидактические игры.
«Реши». «Что лишнее».
Пальчиковая гимнастика
«Снегирь».
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры со снегом.
№ 29
Наблюдение за вороной и сорокой
Цель
–закреплять представление о птичьем мире, знатьхарактерные их особенности.
Беседа
Сорока-ворона
Смотрит сверху,
Сверху на небо
С перевёрнутой ветки.
Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.) Что
вы знаете о ней? Какая она по характеру? За что не любят ворону?
Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей.
Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же
нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет. А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.) Какая сорока? В чем сходство и различие между вороной
и сорокой? Сороку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах — насторожились, притаились звери и
птицы. «Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и
всем понятен ее язык.
Труд.
Коллективный труд на территории участка.
П/и:
«Коршун и наседка», «Не попадись». Игра в бадминтон.
Индивидуальная работа.Дидактические игры.
«Угадай фигуру». «Сложи слово».
Пальчиковая гимнастика
«Ворона».
Самостоятельная игровая деятельность.
Катание на санках.
Картотека прогулок в старшей группе «Декабрь»
Опыт «лед – силач»
— налить воду в бутылку и поставить в сугроб в конце прогулки рассмотреть бутылку она треснула – объем льда всегда больше, чем объем воды, из которой он получился; учить делать вывод.
Трудоваядеятельность
: Уборка участка от снега
Цель:
закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижные игры:
«Затейники», «Пожарные на ученье»
Цель:
закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. «Найди себе пару»
Цель:
развивать ловкость, равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве
Индивидуальнаяработа:
Развитие движений
Цель:
учить метать снежки вдаль.
Игры по желанию детей
Прогулка 2
Наблюдение за птицами зимой
Цель:
формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Не видно в лесу тропинок, Лети же, пичуга, к людям
В тулупах кусты стоят. И прячься скорей за окном,
Уснувших жуков и личинок А мы кормить тебя будем
Укрыл под корой снегопад. Крошками хлеба, пшеном.
Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?
Трудовая деятельность:
Очистка участка младших дошкольников от снега.
Цель:
воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.
Подвижные игры :
«Ловкая пара»
Цель:
развивать глазомер, достигая хорошего результата.
«Попади в цель»
Цель:
учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. «Мороз — Красный нос»
Цель:
учить ловко и быстро перебегать через площадку;
Рисование
«Художник по снегу» — Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу.
Цель:
развивать творческую фантазию и воображение
Индивидуальная работа:
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель:
развивать координацию движений.
Игры по желанию детей
Вечерняя прогулка
Зимушка – зима
Цель:
систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.
Ход наблюдения
Кто поляны белит белым, Шьет пуховые перины,
И на стенах пишет мелом, Разукрасил все витрины?
Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) А сейчас давайте придумаем рассказ о красоте зимнего леса. Вы должны рассказать о погоде, о снеге, о красоте деревьев, и какое настроение
Картотека прогулок зимой в средней группе
В Российской Федерации все образовательные программы для дошкольных организаций согласуются с ФГОС — федерально государственные образовательные стандарты. Они обеспечивают:
- Единство образовательной системы.
- Преемственность программ обучения.
- Духовно-нравственное воспитание.
Прогулка в средней группе зимой
Прогулка в детском саду зимой начинается с правильной организации. Педагог спрашивает о времени года.
Дополнительная информация! Дети находят признаки зимы в окружающей природе. Загадываются загадки. Отмечается состояние погоды. Зимняя прогулка в доу зимой, должна быть максимально продуктивной.
Наблюдения на прогулке в средней группе зимой подробно описаны в картотеке.
Картотека прогулок. Декабрь
Декабрь | Наблюдение на прогулке: средняя группа, зима-декабрь. | Дидактическая игра | Подвижная игра | Индивидуальная работа | Труд |
день 1 | Деревья. Педагог обращает внимание детей на снег, покрывший деревья. | «Самый внимательный!» — развивает слух, восприятиесловесной инструкции. | «Шагни через палку» — упражняет детей вперешагивании через предмет. | Бег по линии. | Очищение тропинок идорожек от снега. |
день 2 | «Какие изменения произошли на улице?» — формирование элементарных представления о изменениях в природе в зимний период, развитие речи. | «Зайка пушистеньки в сугробе» — повторять движения за педагогом. | «Откуда звук?» — развивает слуховое внимание. Определение звука. Ориентировка в пространстве. | Игра «Отыщи игрушку». Обучение ходьбы в направлении сказанным воспитателем. | «Убираем снег совочками». |
день 3 | Снегопад. Роща. Формирование представления о погоде.Новые слова: красиво, снег, зима, кружится, холодно. | «Бегаем туда-сюда» дети бегают в указанных направлениях. | «Тихо-громко» — развивает голос. Умение разговаривать то тихо, то громко. | Повторение стихотворения М.Познанского «Снег идет». | Уборка шишек с территории. |
день 4 | Птицы. Кормление. Воспитывать заботу о пернатых. | «Тише всех?». Хождение на носках. | «Секрет в мешочке». Дети наощупь определяют вид зерен. | «Быстрые ноги гуляли по дороге…» Развивает координацию. | Развешивание кормушек. Воспитание заботы о птицах. |
день 5 | Кошки. Привлечение наблюдения за домашними питомцами. Воспитывать заботу о них. | Физминутка. «Догонялки». Занятие направлено на укрепление физического здоровья. | «Принеси и найди». Развивает у детей чувство ответственности по отношению к просьбам педагога. | Прыжки на одном месте. | «Уборка в беседке». |
день 6 | «Зима — зимушка». «Наш садик зимой». Закрепить представления о снеге, зиме, морозах. | «Новый год к нам идет». Сопоставление зимы, снега с праздником. | «Да и нет» — закреплять правила поведения на прогулке зимой. | Повторение стихотворений к новогоднему празднику. | Сгребание снега в кучу — подготовка к изготовлению построек из снега —привлекать детей к труду. |
день 7 | Прохожие. Внимание детей обращено на прохожих с пакетами, подарками, елками. Все ждут праздника. | «Найди такую же вещь». Тренировка внимательности. | «Елочка-красавица». Дети имитируют елку. | Прыжки в высоту. | Украшение построек разноцветными льдинками. Воспитывается желание к украшению территории сада. |
Обратите внимание! Зимняя прогулка проводится в детском саду по требованиям ФГОС.
Умение управлять предметами во время игр со снегом
Картотека прогулок. Январь
Январь | Наблюдение на прогулке: средняя группа, зима-январь. | Дидактическая игра | Подвижная игра | Индивидуальная работа | Труд |
день 1 | Погодные изменения. Представление о зиме | «Ветер и снежинки». Действие по указанию. | «Вьюга-зима». Имитация звуков ветра. | «Ходи прямо по дорожке». | Уборка веток с территории. |
день 2 | Одежда прохожих. Почему все одеты так тепло? Связь холодной погоды с одеждой. | «Зайка маленький бежит» — Дети учатся повторять за движениями педагога, хлопать, прыгать. | «Тик — так» — Развивается правильное произношение «к», «т», «и». | Стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». Учить ловкости и быстроте. | Посыпка тропинок песком — пояснить детям. Объяснить для чего нуден песок на дорожках. |
день 3 | Птицы. Учить класс дошколят заботе о птицах зимой. | «Ворона и щенок». Действия по сигналу. | «Маленькие помощники». Знакомство с уменьшительно-ласкательными словами. | Повторять стихи про елочку. | Собирать игрушки. |
день 4 | Экскурсия в лесополосу. | «Кидай мяч». Упражнения в ловле мяча на расстоянии 100см. | «Мое первое сочинение». Описать устно что такое зима. | Зарядка на морозном воздухе. | Собрать шишки. Собирать указанные предметы со снега |
день 5 | Снег. Ознакомление путем игр. | «Катится мяч». Развить координацию в беге и ходьбе по снегу. | «Лисий носик». Изображать зимних животных. | Ходьба по снегу. | «Подмети в беседке» |
день 6 | Птицы. Забота о них. Учить виды. Узнавать части тела. | «Мама-ворона» | «Каких птиц ты знаешь?». Найти птицу по картинке. | Подражание птицам. | Насыпать зерен в кормушки. |
день 7 | Снег. Представление детей о снеге. Наводящие вопросы » Что с ним можно сделать?», » Куда он падает?«. | «Снег летает». Учить детей вниманию по отношению ко всему вокруг. | «Сколько здесь всего». Внимание к окружающим предметам. Проговаривать названия. | Метание снегом. | Помощь дворнику в расчистке тропинок. Учить помогать старшим друг другу. |
Занятие по рисованию на тему «Красивая птичка» в средних группах Конспект с картотеками должен быть заверен вышестоящими станциями гос. структур.
Зимняя прогулка в старшей группе. Конспект
Конспект зимней прогулки в старшей группе детского сада на тему «Наблюдение за снегопадом»
Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» Астраханской области Черноярского района. Описание: используя данный материал, в детях воспитывается наблюдательность, любознательность, внимание. Данный материал будет полезен для родителей и воспитателей детских садов при проведении зимних прогулок для детей старшей группы. Цели: Продолжать знакомить с явлениями природы; формировать познавательный интерес, умение наблюдать за окружающим миром. Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, элементарный бытовой труд. Материалы: лопатки, ведерки, игрушки для детей.
Ход прогулки
Наблюдение за снегопадом.
Воспитатель. Ребята, посмотрите и скажите мне, как идет снег? Дети. Снег падает на землю тихо-тихо, снег падает в разных направлениях. Воспитатель. Снег падает – это явление называется снегопадом (хлопьями падает снег, медленно опускаются снежинки на деревья, на крыши домов, на землю). Посмотрите, какие большие сугробы намело у нас на участке. Давайте с вами проведем опыт. Почему снег легкий? Дети. Снег мягкий, белый, пушистый.
Проведение опыта: «Почему снег легкий?»
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге. Воспитатель. Ребята давайте с вами сгребем снег ведерками в кучу. А теперь скажите, какие ведерки со снегом, легкие или тяжелые? Дети. Ведерки со снегом легкие. Воспитатель. А помните, дети вы летом носили ведерки с песком. Какое ведерко с песком легкое было или тяжелое? Дети. Ведерки с песком тяжелые. Значит, что можно сказать о снеге? Дети. Снег легче песка. Воспитатель. А что еще может быть тяжелее снега? Дети. Земля, вода Воспитатель. Правильно, молодцы. Воспитатель. Дети назовите, какие приметы о снеге вы знаете? Дети. Снегу много надует — хлеба много прибудет Когда снег привалит плотно к заборам — плохое лето Снег прилипает к деревьям — тепло будет Солнце заходит в облака — к снегопаду Быстро рассвело — пойдет снег Облака идут против ветра — к снегу. Воспитатель. А какие пословицы и поговорки о снеге вы знаете? Дети. Больше снега на полях — больше хлеба в закромах. Снежинка надует — хлеба прибудет: вода разольется — сена наберется. Как ни мойся, белее снега не будешь. Речи как снежинка, а дела как сажа. Не то снег, что метет, а то, что сверху идет. Первая снежинка выпадает за сорок дней до зимы. Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу. Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь расскажите стихи про снег.
Дети рассказывают стихи.
Здесь зима в снежки играла, Много снега накидала, Нет совсем теперь пути, Не проехать, не пройти! В снежной пуховой постели Тонут сосны, тонут ели… Всем в снегу теплее стало, Снег для всех как одеяло! Первый снег ковром накинул, Затянул ледком пруды. И последнюю рябину Про запас клюют дрозды. Лёд прозрачен, хрупок, тонок – Не ходи на лёд, ребёнок! Белый, нежный снег пушистый Кружит, падает, летит! Белизной, сверкая чистой, На земле, искрясь, лежит! Землю нежно укрывает, В вихре в воздухе порхает! Все собою наряжает, Красотою поражает! Снег колдует, снег идет, снег поземкою метет… В воздухе кружит, не тает, Серебрится и сверкает… Волшебство создать он хочет, Нам он сказку напророчит… Снег кружится, снег кружится И ложится на поля Все дороги заметает Эта снежная зима Очень нравится ребятам Поиграть в снежки порой Покататься на салазках Прямо с горки ледяной, Взять с собой коньки иль лыжи И помчаться на каток, иль в лесок!
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Загадка.
Целый день, летел, белея, На бульвары и аллеи, Лёг в сугробы на ночлег… Угадали! Это….
Дети. Снег
Индивидуальная работа.
Упражнять детей в метании и снежков на дальность левой и правой рукой.
Трудовая деятельность. «Убрать снег с дорожек» Цель: привлекать детей к выполнению простейших выполнений.
Игровая деятельность.
Проводится подвижная игра: «Охотник и зайцы» Цель: учить метать мяч в подвижную цель. Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе. Воспитатель. Дети вам понравилась прогулка? Что мы сегодня узнали о снеге? Что вам больше всего понравилось? Дети рассказывают о том, что делали, что узнали нового, что хотели бы узнать ещё.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Конспект занятия для старших дошкольников «Здравствуй, зимушка – зима» Конспект НОД в старшей группе: Как готовятся звери к зиме Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: Зима
Похожие статьи:
Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе
Конспект занятия «Птицы зимой». Старшая группа
Конспект занятия по экологии в старшей группе в детском саду. Птицы в лесу
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе на тему: Зима
Развлечение «В гости к зиме» в детском саду в старшей группе