Как провести занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада


Как провести занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада

В группу входит Мойдодыр и говорит: Я пришёл к вам сегодня с капельками воды, чтобы узнать, а нужна ли вам вода? (Ответы детей). Для чего она вам нужна? (Ответы детей). А знаете ли вы, дети, откуда берётся вода? (Ответы детей). Мойдодыр читает стихотворение:
  • В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный, Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит.

Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом ручейки стекаются в озёра и реки, оттуда человек направляет её в трубы. Мойдодыр предлагает детям поиграть, загадывает им загадки, а они хором отгадывают.

  • Еду, еду, следов нету, Оглянусь — смерти боюсь. (Вода).
  • Течёт, течёт — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Река).
  • Бегу я, как по камушкам, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк).

В.: А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду. Дети с воспитателем подходят к природному уголку (поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, протирают крупные листья тряпочкой, а мелкие спрыскивают). Воспитатель предлагает дошкольникам назвать растения в природном уголке. В.: Дети, для чего нужно рыхлить почву? (Ответы детей). А для чего нужно поливать растения? (Ответы детей). А какой водой нужно поливать? Чем вы рыхлите землю? А почему палочками? Что ещё нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво? (Ответы детей). Вот для чего нам нужна вода в природном уголке, Мойдодыр. Дети с воспитателем подходят к игровому уголку. Мойдодыр спрашивает: А для чего вам здесь нужна вода, ребята? (Ответы детей — мыть игрушки). А для чего нужно мыть игрушки? (Ответы детей). Для чего ещё вам нужна вода, дети? (Ответы детей — мыть руки). Ребята, покажите мне, как правильно нужно мыть руки. Один из детей показывает процесс умывания: намочить руки, взять мыло, слегка намылить руки, положить мыло на место, размылить до обильной пены, смыть тёплой водой, вытереть насухо полотенцем. Мойдодыр: Спасибо, ребята, вы мне ещё раз объяснили, как правильно нужно мыть руки. Воспитатель читает поговорку: От простой воды и мыла и микробов тает сила. Мойдодыр читает стихотворение:

  • Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо, Всё равно, какой водою, Кипячёной, ключевой Из реки, или колодца Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днём — Перед каждою едою, После сна и перед сном!

Мойдодыр спрашивает у детей: А вы часто моете руки? А почему? (Ответы детей). Воспитатель спрашивает: А вы знаете, чем покрыто наше тело? (Кожей). Какая она? (Гладкая, нежная). Для чего нужна кожа? (Защищает нас от микробов). Что нужно делать, чтобы микробы не попали в организм? (Мыть руки, овощи, фрукты; закрывать рот, когда чихаете и кашляете; не грызть ногти; не ковырять в носу; воду пить только чистую). Ребята, теперь мы с вами знаем, откуда берётся вода. (Родник — ручеёк — река — озеро — водопровод). Давайте подойдём к карте Татарстана и рассмотрим её. Какими цветами раскрашена карта? (Ответы детей). Каким цветом изображены реки, озёра, пруды? (Ответы детей). Какие названия рек вы знаете? (Дети называют названия больших рек Татарстана). А большие реки образуются из множества маленьких речек и ручьёв. Наша республика красива и богата, потому что здесь есть реки, озёра, родники. Так что же такое вода? Давайте проделаем опыт: возьмём баночку и наполним её водой. А теперь перельём эту воду в другую баночку. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Отсюда вывод: вода не имеет формы. А что ещё можно сказать про воду? Возьмём 2 стакана — один с водой, другой с молоком. Возьмём картинку. А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Картинки не видно. А теперь поставим на картинку стакан с водой. Картинку видно. Отсюда вывод: вода прозрачная, бесцветная жидкость. А теперь попробуем воду на вкус. Она не имеет вкуса. А теперь понюхаем, чем она пахнет. Она не имеет запаха. Ребята, в каком состоянии бывает вода? (Ответы детей). Летом вода жидкая, зимой твёрдая, а весной она тает. А теперь, ребята, у Мойдодыра для вас сюрприз. (Вносит минеральную воду). Что это за вода? Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей). Давайте поиграем с вами в игру «Целебные звуки». Наберём в рот воды и скажем: «М-м-м». Звук произносят, чтобы лучше усваивалась в организме вода.

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Занятие по ознакомлению с окружающим «Что такое рукотворный мир»

(для детей старшего дошкольного возраста)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

Подготовила старший воспитатель Чиданова И.В. г. Надым

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • закрепить: представление детей о разнообразии предметного мира; умение правильно называть предметы рукотворного мира; представление о том, что каждый предмет имеет свое назначение и функцию
  • учить описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания
  • расширять познания детей о предметах-изобретениях, облегчающих труд человека в быту, делающих жизнь удобной и комфортной; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен беречь их
  • учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением
  • развивать любознательность, находчивость, смекалку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

— Ребята, у меня для вас невероятная новость. Сегодня совершил успешную посадку воздушный корабль – дирижабль. У нас в гостях Мастер Самоделкин и его друг Незнайка. Их визит к нам не случаен. Мастер Самоделкин очень надеется на нашу помощь. Он просит помочь объяснить Незнайке, что такое рукотворный мир. Сможем помочь? (да!) Ну, а отправимся мы в страну «Рукотворный мир» на дирижабле.

— Посадочным талоном будет слово, которое относится к рукотворному миру.

(дети называют слово и проходят на стульчики)

— А Незнайке мы дадим ручку и блокнот, пусть записывает все самое важное.

Приготовиться к полету! Пристегнуть ремни! Внимание! 5,4, 3, 2, 1!

Вжик – вжик – вжик!

(дети по показу взрослого выполняют пальчиковую разминку)

— Движется воздушный корабль от направления и силы ветра.

«Подули низко, подули близко, подули высоко, подули далеко»

(дети выполняют дыхательную гимнастику, звучит музыка)

— Наш полет прошел в штатном режиме, у экипажа хорошее настроение? Мы прибыли в заданные координаты. Большая или маленькая страна «Рукотворный мир»? Как вы это поняли? (картинка большого города) Много разных зданий.

— Какие вы видите дома? Покажите и назовите их правильно (одноэтажные, многоэтажные).

— Из чего построены дома? (из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные и т.д.) Покажите.

— Без чего нельзя представить дома? (без крыши, стен, окон, дверей)

— Кто строит здания? Для кого? (назначение – жилой дом, школа, детский сад, цирк, дворец спорта и т.д.) Зачем?

— Где мы можем увидеть такие дома? (в деревне, городе)

— Итак, к какому миру принадлежат дома? Почему?

— Посмотрите, какой поток машин движется по улицам города. Посчитаем, сколько машин едет направо, налево (ориентировка в пространстве)

— Каждая машина выполняет свою работу. Одни отвечают за перевозку людей. Это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи (дети называют и показывают) Другие перевозят грузы.

Д/И «Назови одним словом»

— Назовите одним словом машину, которая:

Возит молоко — …, мешает бетон -…, возит воду — …, дробит камни — …, возит хлеб — …

— Ребята, скажите, а есть машины, которым все уступают дорогу? Назовите их правильно. Спецмашины – скорая помощь, милицейская, пожарная машина.

— Давайте узнаем, что Незнайка записал в блокнот.

Д/И «Исправь предложения»

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился, потому что остановилась машина.

Машина ехать по городской улица.

Пассажир брать билет у кондуктор в автобус.

— Кто придумал и сделал все эти машины? Для чего? К какому миру относится техника?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Спасибо, Незнайка за веселую разминку! Мы и не заметили, как оказались у витрины магазина. Посмотрите внимательно и скажите, как он называется (одежда – обувь).

— Скажите, что мы называем одеждой? Обувью?

Д/И «Догадайся о чем говорю»

Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка

Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки

Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, воротник – пальто, шуба

— Как можно рассказать про обувь?

— Давайте вспомним материалы из которых шьют одежду, обувь (ситец, трикотаж, драп, хлопок; кожа, шерсть, мех).

— Назовите одежду, которую вяжут, шьют.

— Кто шьет одежду. Для чего? Одежда и обувь предметы какого мира?

— Что за странный рисунок перед нами? Посмотрите внимательно, может, догадаетесь.

— Мастер Самоделкин привел нас к аллее инструментов и материалов (картинка)

— Ребята, кто из вас знает, зачем людям нужны эти и многие другие инструменты? (чтобы совершать трудовые действия и сделать много нужных и полезных предметов).

Д/И «Что чем делаем?» (игра с мячом)

Копаем землю – лопатой Рубим дрова – топором Забиваем гвозди – молотком Откручиваем или закручиваем болт – отверткой

Пилим доски – пилой Режем бумагу – ножницами Прокалываем отверстие – шилом Пишем в тетради – ручкой

Чертим таблицу – линейкой Красим забор – кистью Шьем платье — иголкой

— Если предмет сделан из резины – он резиновый (приводят пример), из пластмассы – пластмассовый, из бумаги – бумажный, из металла – металлический, из дерева – деревянный, из полиэтилена – полиэтиленовый, из стекла – стеклянный.

— Мы и не заметили, как оказались на Площади Изобретений.

— Есть предметы, с помощью которых человек трудится, а еще есть предметы, облегчающие труд человека. Отгадайте их вместе с Незнайкой.

Дом на ножках, посреди окошко. Засветится окно – появится кино (телевизор)

Ходит, бродит по коврам, Водит носом по углам. Где прошел – там пыли нет. Пыль и сор его обед. Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает (пылесос)

В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То взад, то вперед. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать (утюг)

Стучат, стучат – Не велят скучать, Идут, идут – А все тут да тут (часы)

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет, Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина (холодильник

— Назовите, какие вы еще знаете изобретения человека. Для чего они (посудомоечная машинка, стиральная машина, микроволновая печь, фен, миксер, кухонный комбайн, обогреватель и др.)?

— Мы возвращаемся к дирижаблю по Улице Сравнений

Д/И «Похоже – непохоже»

Конь – велосипед Дерево – стул Самолет – птица Часы – петух

— Путешествие по стране Рукотворный мир подходит к концу. Нам пора возвращаться. Как вы думаете, сейчас Незнайка понял, что такое рукотворный мир? Как вы сами это понимаете? (ответы детей) Верно, то, что человек сделал своими руками или с помощью инструментов, то, что улучшает, облегчает или делает его жизнь комфортной называется рукотворный мир.

— Мы еще не раз побываем в стране «Рукотворный мир».

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

На память о путешествии ребята получают раскраски с предметами рукотворного мира.

Список используемой литературы

  1. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Творческий . Москва, 2002
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель». Воронеж, 2005
  3. Кибитина И.И. Дошкольникам о технике. Москва «Просвещение», 1991.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]