Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Звук [а] и буква А»


Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Звук [а] и буква А»

Конспект занятия

«Звук [а] и буква А»

для детей старшей группы

Цель:

познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а];

дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука а

Задачи:

уточнить произношение звука [а];

учить детей выделять звук [а] из ряда других гласных звуков;

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня в гости к нам пришла кукла Аня. Она приготовил для вас интересное задание. Посмотрите на картинки и назовите их. (Ответы детей).

Скажите, какой первый звук мы слышим во всех этих словах.

— Правильно, слышится звук [а].

Дети: Все они начинаются со звука [А]

Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А] (воспитатель выставляет картинку произнесения звука) рот открыт широко.

Это звук поется, и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды, значит он гласный – повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом( красный кружочек). Звук [А] обозначается буквой А. (Выставляется буква А).

Развитие артикуляционной моторики.

— А чтобы нам было легче говорить, давайте разомнем наши язычок и губки.

  • упражнения для губ: улыбка – заборчик – хоботок
  • упражнения для язычка: «вкусное варенье», «часики», «качели».

— Сейчас давайте поиграем. Произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко. Для этого кукла Аня приготовила волшебные круги. Если она показывает красный круг, то звук [а] вы будите произносить громко, синий – тихо, зеленый – шепотом, а если белый – беззвучно.

А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко).

Игра «Узнай по звуку»

.

— Сейчас приготовьте свои ладошки. Нужно хлопнуть в ладошки тогда, когда услышите звук [А]. Будьте внимательны, начинаем игру:

  • А, У, И, М, О, А, Ы, Э
  • СА, КУ, ПЫ, СО, ДИ; АС, ОС, УМ, УС, АП
  • сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.

Физкультминутка

Руки вверх и в кулачок,

Руки вниз и на бочок

Мы присядем, скажем у-у-у

Мы привстанем, скажем, а-а-а

Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза).

Воспитатель:

Ребята, я уже говорила, что звук [А] обозначается буквой А. (показываем букву А)

Запоните!!! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Посмотрите, как напишу ее я. (Воспитатель пишет на доске букву) и произносит: полка, палка и черта- получилась буква А.

Работа в тетрадях.

Прописываем печатную букву А, а рядом рисуем кружочек красным фломастером.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Автор: Яценко Вера Борисовна

воспитатель МДОУ «Детский сад № 157» г. Магнитогорск

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая группа)

Тема: Звуки «Г-К», «К-КЬ». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Знакомить со звуками «Г-К» как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками «Г-ГЬ», «К-КЬ». Закреплять умение использовать условные обозначения согласных и гласных звуков: синий квадрат – твердые звуки, зеленый квадрат – мягкие звуки, красный квадрат – гласные звуки. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить с буквами «Г», «К» как письменными знаками согласных звуков. Формировать навык написания печатных букв «Г», «К» сначала по точкам, затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с «Г» + 10 гласных, с «К» + 10 гласных. Продолжать помогать детям осваивать составление предложений из трёх слов по сюжетной картинке. Формировать умение записывать предложение условными обозначениями. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал и оборудование:

Музыкальные инструменты: барабан и колокольчик.

Ход:

  1. Сравнение звуков барабана и колокольчика
    . (звонкий – глухой).

Пальцами, ладонями, локтями, колотушкамиЛюди бьют, стараются по его макушке.Подсказать могу я лишь один момент —Это всем известный музыкальный инструмент

(барабан)

Он под шапочкой сидит, не тревожь его — молчит.Стоит только в руки взять и немного раскачать,Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. »(Колокольчик)

Предлагаю детям послушать звуки колокольчика и барабана.

У барабана глухой звук, а у колокольчика звонкий.

  1. Игра «Подскажи словечко».
    Назвать первый звук в подсказанных словах.

Я в любую непогоду уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь чистоплотный серый…(гусь).

Перед волком не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался… (колобок).

Провести сравнительный анализ звуков «Г» и «К».

  1. Игра «Слово, схема».

Назвать картинку, в названии которой первый звук «К». (Кот)

Назвать картинку, в названии которой первый звук «КЬ». (Кит)

Одинаково ли произносятся первые звуки в этих словах? (Нет, в слове КОТ – К, КИТ – КЬ)

Закрасить квадрат под картинкой соответствующим цветом.

Назвать картинку, в названии которой первый звук «Г». (Горох)

Назвать картинку, в названии которой первый звук «ГЬ». (Гиря)

Одинаково ли произносятся первые звуки в этих словах? (нет, в слове горох звук Г, а в

слове гиря ГЬ).

Каким цветом закрасили квадрат под картинкой, на которой изображен горох? (Синим,

потому что звук Г звучит твердо).

Каким цветом закрасили квадрат под картинкой, на которой изображена гиря? (Зеленым,

потому что звук ГЬ звучит мягко).

  1. Физминутка:

Вы устали?

— Что вы, что вы нет, нет, нет.

Игра «Назови ласково» с мячом

(нос — носик, рот, глаз, лоб, локоть, палец, живот, ноготь, волос). Какой звук слышен в конце ласково слова? (К)

  1. Игровое упражнение «Слоговые домики».

Буквы Г и К написаны в левом уголке, а в правом — их шуточное изображение.

Буква Г совсем другая: она стройная, прямая,

Нос свой держит впереди, чтобы знать, куда идти.

Написать букву Г в слоговых домиках сначала по точкам, затем самостоятельно. Прочитать слоги в слоговых домиках.

Про букву К скажу вам смело – на стенку бабочка присела.

Написать букву К в слоговых домиках сначала по точкам, затем самостоятельно. Прочитать слоги в слоговых домиках.

В каких случаях согласные произносятся как твердые, а в каких – как мягкие?

(Если после них пишутся гласные А, О, У, Ы, Э, то они произносятся как твердые согласные; если гласные Я, Ю, Е, Ё, И, то они произносятся как мягкие согласные). Придумай чистоговорку со слогом ГА, КУ.

  1. Составь и запиши предложение знаками.

Составь предложение по картине из трех слов.

Записать его в виде схемы (Три прямоугольника –

Назвать первое слово в предложении. Второе. Третье).

Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Г – звонкий, К – глухой.

  1. Игра «Придумай слово на «Г» и «К».

Устроим соревнование.

Кто больше придумает, тот получит больше фишек.

Ребята, оцените свою работу на занятии.

Цель.

Учить детей выделять звук [а] в ударной позиции в начале слова; начать знакомить с гласными звуками; упражнять в выразительном произнесении слов, в умении определять последовательность звуков в звукоподражательных словах; ориентироваться на плоскости листа (направление сверху вниз); проводить прямые линии сверху вниз; ознакомить с образом буквы Аа.

Оборудование.

Набор картинок и игрушек, панно букв; индивидуальные листы белой бумаги с нарисованными вверху тучками, карандаши на каждого ребенка; звуковые домики.

Ход занятия

I. 1. Воспитатель рассказывает сюжет, выделяя (протягивая) голосом звук [а] в словах.

— Я расскажу вам про одну собаку. Она искала себе друга. Собака брела по улице и заглядывала прохожим в глаза. Но никто не обращал на нее внимания. Мимо пробежала девочка с букетом астр. Один цветок упал. Девочка торопилась и не заметила пропажу. Собака взяла цветок в зубы, догнала девочку и положила астру перед ней. Девочка улыбнулась и сказала: «Идем со мной!» Собака обрадовалась и побежала за девочкой. Так бездомный пес нашел себе друга.

Девочку звали А-ня. Собачку она назвала А-лый, потому что а-стра, которую поднял пес, была а-лая.

Все эти слова, А-ня, А-лый, а-стра, а-лая начинаются на один звук. Когда я произносила слова, я выделила этот звук.

Назовите этот звук, ([а]). Повторите слова со звуком [а].

Артикуляция звука. Когда мы произносим звук [а], то рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград.

Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, будем обозначать красным цветом.

Характеристика звука. Звук [а] — гласный.

2. — Я буду называть слова. А вы повторяйте их, выделяя голосом звук [а], звук находится в начале слова: август, адрес, айсберг, аист, арка. (Если необходимо, введите объяснение значения слов детьми, а уточнение — воспитателем)

II. 1. — Наш Алый лаял по-особенному. Его лай всегда начинался со звука [а]. Угадайте, как он лаял: тяв, ав, гав? (ав).

2. — Какой первый звук здесь слышится? ([а]). Определение последовательности звуков с использованием звукового домика. В домике два окошка; первое окошко — красного цвета.

3. — Собаки лают по-разному: одни громко, другие тихо, одни жалобно, другие весело. Покажите, как лаял Алый в следующих ситуациях когда радовался Ане (громко), когда боялся разбудить хозяев (тихо), когда ленился (медленно), когда гонял соседских собак (громко и часто).

III. 1. Знакомство с образом буквы.

— С каким звуком мы сегодня познакомились? ([а]). Я вам покажу знак-букву, которым обозначается звук [а]. (Показ буквы) Все буквы будут жить в нашей группе, в своем домике. (Показ панно букв) В этом домике шесть этажей, на каждом этаже — 5-6 квартир. Буква Аа живет по адресу: шестой этаж (самый верхний ряд), квартира № 1. (Дети с помощью педагога находят нужную клетку на панно и крепят к ней букву)

2. Анализ образа буквы.

Педагог рассматривает с детьми букву, спрашивает:

— Сколько элементов в букве? (Три) Какие элементы? (Палочки) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна — короткая).

Педагог предлагает детям убедиться в правильности их наблюдений. Работа с ножницами. Дети разрезают розданные им буквы. Выкладывают в ряд полученные элементы. Повторяют, какие элементы и в каком количестве нужны для получения образа буквы А.

3. Синтез буквы.

Воспитатель предлагает из полученных элементов снова сложить букву А.

4. Педагог предлагает определить пропущенный элемент буквы. (Буква А потеряла одну длинную палочку)

«А» бежала по дорожке

И сломала себе ножку.

IV. Упражнение «Дождь идет» на развитие ориентации на листе бумаги и закрепление направления сверху вниз.

— Нам пора прощаться с девочкой Аней и ее новым другом псом Алым. Они очень помогли нам. Познакомили со звуком [а] и буквой А. Аня и Алый торопятся домой, так как на улице пошел осенний дождь. (Дети берут листы белой бумаги и карандаши)

— Капли из туч полетели на землю. Где находятся тучи? (Вверху) Как льется дождь? (Вниз) Дождь идет сверху вниз Нарисуем осенний дождь.

Дети рисуют дождь (прямые вертикальные линии). Воспитатель следит, чтобы их движения были направлены сверху вниз. Дети могут сопровождать действия тихим проговариванием слов сверху вниз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]