Происхождение Бабы-яги
Надо сказать, образ этого персонажа происходит из глубокой древности. Конечно, время сильно потрепало и изменило героиню нашего сегодняшнего рассказа, однако давайте сначала отправимся в далекое путешествие, когда Баба-яга, а точнее, тогда еще Ягиня, была молодой, красивой и статной девушкой.
Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.
Стоит отметить, что данный персонаж упоминается и в скифских легендах. Если вы внимательно читали нашу статью о Геракле, то наверняка запомнили момент, когда знаменитый греческий герой отправляется в земли скифов, где он встречает наполовину деву, наполовину змею Ехидну. Известно, что в результате их недолгих отношений Ехидна забеременела, а после произвела на свет первых скифов. В свою очередь скифы – это одно из племен, предшествующих славянам, т.е. одни из первых наших прародителей.
В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.
Антон
Задать вопрос
Вопрос эксперту
Существуют ли теории, доказывающие реальное происхождение Бабы-яги?
Определенно да. В статье мы раскрыли образ женщины-знахаря, уединенно живущей в лесу. Однако существовал древний кочевой обычай. Если умирал человек, связанный с магией, то считалось, что его дух и после смерти будет блуждать среди мира живых. Поэтому таких людей хоронили в домах без окон и дверей, а в доме оставляли куклу. Считалось, что дух заинтересуется куклой, не сможет вырваться из избы и перестанет вредить живым. Такая погребальная изба вполне могла стать «избушкой на курьих ножках».
Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, и даже не каждый бессмертный мог справиться с дочерью Вия. У последнего, к слову сказать, было с этим много проблем, т.к. он хотел выдать дочь замуж, однако Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.
Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.
Впоследствии, Весел и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.
Также существует легенда, которая была популярна у северо-западных славянских племен. Считалось, что Баба-яга – это никто иная, как русалка. И действительно, в тех племенах передавался облик старых и страшных женщин, в качестве русалок, которые были прокляты родителями, погибли некрещенными или же утопились в водоеме от нераздельной любви.
Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.
I.
Далеко-далеко на северо-востоке, там, где несут свои воды вздорные, сверкающие как драгоценные камни реки; где кроны елей и сосен так высоки, что подобны Вавилонской башне, простершейся от земли до самого неба; где дикие звери бесстрашно оспаривают у человека право называться повелителем природы; у самой кромки черного леса, стоит обыкновенная деревянная избушка.
Радостно становится случайному путнику, забредшему так далеко в эти края. Неудивительно, ведь на многие мили кругом, порой, не удается встретить ни единой живой души. Ни намека на то, что человеческая нога когда-либо касалась этих бурых, пропитанных вековым гниением почв.
Избушка эта невелика. Едва ли в ней может расположится одна крохотная комнатушка. Ее потолок так низок, что взрослому человеку приходится склонять голову, чтобы не задеть старые покосившиеся балки, поддерживающие покатую крушу.
Издалека кажется, будто избушка парит над землей, и от этого видения невольная дрожь пробегает по коже. Однако, при более близком рассмотрении, взгляд падает на две тоненькие, не шире женского запястья, палочки, вросшие в землю и, поддерживающие избушку навесу. В памяти невольно всплывают образы старинных русских сказок…
Но, все это, конечно народные выдумки, игра чьего-то буйного воображения и только.
Рекомендуем по теме
Медуза Горгона Сфинкс Домовой
Как мы уже сказали ранее, Ягиня изначально была невероятной красавицей. Обута в золотые сапожки, сильная и стремительная. Косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – шикарная (по современным меркам – спортивная). Не удивительно, что Велес сразу же влюбился в девушку, ибо уж очень хороша она собою была.
Существует легенда, в которой костяная нога Бабы-яги воспринималась как хвост, что придавало ей змееподобный облик, связывало с греческой Ехидной. Считалось, что она обладает даром переправлять души умерших.
Молодая Яга была одета в чистую и белую одежду, однако в некоторых легендах упоминаются «железные груди», от чего можно сделать вывод, что молодая Ягиня носила доспехи. Это подтверждает и факт, что она была воином.
Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах, с обвисшей грудью и железными зубами. Обязательным атрибутом Бабы-яги являлась ее костяная нога.
Яга-старуха одевалась намного хуже. На ногах ее были лапти из соломы, на себя она надевала грязный балахон белого или зеленого цвета. Нередко она надевала на голову рогатый головной убор под названием «кика».
Впоследствии за Бабой-ягой, в облике старухи, закрепилось 3 образа:
- Баба-яга-воительница. Даже постарев, Ягиня не забыла боевых навыков. Считалось, что одним из ее артефактов был меч-кладенец, который давал ей неистовую силу, благодаря которой Ягиня на равных сражалась с любыми богатырями, и даже побеждала многих из них. Более того, нередко Яга делилась своими артефактами и знаниями с людьми, которые были достойны этого и просили у нее помощи или совета.
- Баба-яга-похитительница. Некоторые народы свято верили, что Ягиня является злым персонажем. Нередко ей приписывались похищения и убийства детей. Однако все больше и больше Яга выступала в них не лучшим образом. Часто ее обманывали, хитрили с ней и выставляли ее в не самом лучшем свете.
- Баба-яга-помощница. А в этом образе, Баба-яга была просто мудрой старушкой, которая всячески помогает героям сказаний. Парит их в бане, кормит, учит, как надо себя вести, снабжает артефактами и т.д.
Как мы знаем из мифов и сказок, у Бабы-яги были извечные атрибуты. К таковым относились:
- Избушка на курьих ножках. Согласно легендам, данная избушка была местом жительства Бабы-яги. Находилась она в самой чаще леса, в местах, где находится граница, между миром живых и миром мертвых. Сама избушка считалась волшебной, могла сама передвигаться и всячески помогало Ягине. Всегда избушка повернута в сторону мира мертвых, отчего героям сказок приходится просить ее развернуться.
- Кости и черепа. Нередко в сказках встречаются описания места жительства Ягини. Например, известно, что вместо забора у нее кости людей и животных, а сверху на них надеты человеческие черепа, из глазниц которых по ночам льется огонь или свет.
- Ступа и помело. А это – извечный транспорт Бабя-яги, в котором она или летает, или скачет по земле. Впрочем, если брать за основу веру в костяную ногу, то не удивительно, что передвигаться на своих двоих старушке было тяжело.
- Филин – мудрая птица.
- Волшебный клубок, находящий дорогу куда бы то не было.
- Тарелка и яблоко, которое предсказывало будущее.
- Метла, которой она выметала зло.
Были у Бабы-яги и другие волшебные предметы. Практически в любой сказке можно увидеть что-то новое и необычное, поэтому и список волшебных предметов можно продолжать бесконечно. Именно поэтому мы выбрали основные ее атрибуты, которые постоянно ассоциируются с ней.
Значение Бабы-яги в славянской мифологии
В славянской мифологии Баба-яга играла очень важное значение. По сути – она была стражем границы миров. Как жену Велеса – ее любили, почитали и уважали. Это уже после, ее образ несколько ужесточился, но изначально все было именно так.
Баба-яга, как учительница
Баба-яга считалась хозяйкой леса. Нередко к ней приходили молодые парни и девушки, чтобы испросить у нее совета. Более того, известно, что Яга воровала детей, и чаще всего – сирот. В сказках принято считать, что Баба-яга их съедала. Но мифология говорит об обратном. В частности, она воспитывала сирот, и известно много личностей, которые впоследствии стали волхвами, жрецами или просто верными женами, ибо своею мудростью делилась с ними Ягиня.
Нередко Баба-яга помогала и взрослым людям. Но нужно было сперва доказать, что ты являешься достойным этих знаний и артефактов, ибо глупцу они могли только навредить. Поэтому лишь достойные получали от Ягини всю мудрость, которой она обладала, а иногда – даже артефакты.
Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала, ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.
Вопрос эксперту
Почему Баба-яга то вредит людям, то помогает?
Если верить сказкам и легендам, то в большинстве случаев Баба-яга пыталась помогать людям, но только достойным. Даже сейчас, те же врачи не всегда говорят диагнозы пациентам. А представьте давние времена, когда объяснить это было практически невозможно. Ну и конечно же, после крещения образ знахаря в виде Бабы-яги окончательно стал отождествляться со злом, как и все языческое.
Баба-яга, как помощница
Двойственность Бабы-яги заключается в том, что к ней нужно было относиться уважительно. Практически никогда она не причинит вреда путнику, добравшемуся до ее избушки. Даже легенды, в которых Яга жарит детей на лопате – можно истолковать как проведение какого-либо обряда. Ибо практически всегда героям удается сбежать или обхитрить бабку. Более того, нередко она и сама выпроваживала гостей, предварительно накормив, напоив и отмыв их.
Баба-яга, как проводница
Более того, знаменитое Тридевятое царство – есть ничто иное, как мир верхнего подземного мира. Так, например, многие герои приходят к Бабе-яге. Изначально она запугивает их (проверяет на выдержку духа и целеустремленность), а после, если герой докажет, что он достоин, помогает ему. Сначала парит в бане (что сравнимо с ритуалом омывания), а после – кормит (также можно принимать, как покойницкий обед). Получается, что после встречи с Бабой-ягой, герой оказывался в положении, которое в народе преобразилось в поговорку «ни жив, ни мертв». Однако, именно после бабкиных ритуалов, герои сказок всегда добирались до заветного Тридевятого царства.
Баба-яга, как знахарь и врачеватель
II.
Алешка раньше и не догадывался, какой же он на самом деле смелый! И выносливый! Ну, и, если уж продолжать, еще умный. Потому что, глупых в экологический кружок, как говорит их руководитель, Анатолий Сергеевич, просто не берут.
Целых три дня пешего пути, вдвоем с вожатым Ромкой, по тайге, Бог знает, как далеко от цивилизации – вот это настоящее приключение! И главное, что теперь уж точно никто из одноклассников не посмеет назвать его трусом.
Когда Алешка добровольно приговорил себя провести целых две недели летних каникул в экологическом лагере на базе «Романтика», он свято верил, что эта жертва принесет ему всеобщую славу. Все получилось даже лучше, чем планировалось.
Автобус, который должен был доставить ребят обратно в поселок сломался, телефоны на базе не работали, а перспектива оказаться дома раньше других, вкупе с последующим отъездом на море, прельщала настолько, что самый робкий мальчишка в школе сам, добровольно вызвался идти с вожатым пешком обратно, чтобы сообщить о поломке и отправить на базу помощь.
Сюжет заворачивался, что надо. Потом, если повезет, можно еще приврать чуток и получится слава героя, достойная летописных хроник. Ну там, про всякие трудности. Хотя, надо сказать, совсем уж без трудностей не обошлось. Например, когда при переходе через реку, Алешка промочил ботинок.
Или, когда на склоне, метрах в тридцати от себя, они увидели настоящего медведя. Но, при желании – в реке можно было тонуть очень долго и, лишь по счастливой случайности, остаться в живых. А встреча с медведем, могла обернуться настоящей битвой. Нет… Ну, ладно. Не битвой. Но, они могли столкнуться почти лоб в лоб, что тоже крайне опасно!
Алешка медленно ковылял за своим проводником, и мысли эти придавали ему сил. Первую ночь они провели в старой заброшенной сторожке лесника. Собирались в палатке. Но, на счастье обнаружили это укрытие. Ночи, в конце лета здесь уже совсем не теплые. В спальном мешке, да под открытым небом, зуб на зуб не попадает. А в сторожке, хоть и сыро, но зато тепло.
Разбили палатку прямо внутри — и мыши не мешают, и живность покрупнее из леса не достанет. Теперь же, как сказал Ромка, до самого поселка нет никакой надежды найти крышу над головой. Он эти места знал очень хорошо. Потому и вызвался идти за помощью. Еще и мальца – шестиклассника с собой потащил. И, ведь не хотел же. Но, раз навязали, в рамках, обмена опытом, так что ж.
Рекомендуем по теме
Как зарождаются мифы в мифологии Мьельнир Ванахейм
Как мы уже говорили, в наши дни таких людей, которые обладают знаниями о чудодейственных свойствах трав и растений, называют знахарями. В наших сказках нередко упоминаются факты, что Баба-яга умела варить приворотное и исцеляющее зелья. Кроме того, в ее избушке постоянно упоминаются какие-то травы и коренья, которые она сушит.
В древние времена знахарей уважали и часто пользовались услугами. Но их же и боялись, т.к. считалось, что свои силы они могут применить как на доброе, так и на злое дело. Вообще, к знахарям обращались только при крайней нужде, т.к. страх иногда превосходил здравый смысл.
Была ли Баба-яга на самом деле
На самом деле – все достаточно реально. Дело в том, что в древности существовало подобие матриархата. В те далекие времена зрелость мужчин определяли никто иные, как девушки и женщины. Причем, доказать это мужчина должен был не своей внешностью, успехами в постели или в ратном деле, а поступками, которые действительно делают из него мужчину – добытчика семьи.
Так вот, история рассказывает о женщинах-жрицах, которые, в результате своих знаний и мудрости, воспринимались обществом как ведьмы или колдуньи. Их продолжали ценить, когда что-то было нужно, но в большинстве своем, люди относились к знаниям с осторожностью. Именно поэтому, большинство жриц уходили жить в глубокие леса.
Однако традиция испытаний никуда не делать. Однако теперь юноша, чтобы доказать свою зрелость, вынужден был отправляться в одиночку в лес, где его поджидали испытания Бабы-яги. Как правило, это простые испытания: добыть еду, помыть посуду, сварить обед, наколоть дров, кого-то победить и т.д.
В результате этого парень доказывал, что он уже взрослый, что при необходимости сможет позаботиться о себе и своей семье, сможет защитить их. И решала это Баба-яга, которая все время наблюдала за действиями парня.
Более того, если за основу легенд взять наши сказки, то обратите внимание на возлюбленных главных героев. Это сплошь царевны, княжеские или купеческие дочки и т.д. Само собой, чтобы жениться на такой барышне, нужно было доказать свою зрелость, причем не у соседки в кровати, а действительно на деле у одинокой жрицы в лесу, одно упоминание о которой уже вызывает мурашки на коже.
Таким образом, можно предположить, что Баба-яга – это не один единственный персонаж, а собирательный образ всех жриц славянских племен. При этом, этих жриц, в наши дни, вполне можно называть знахарями, ибо они в точности владели знаниями о волшебных свойствах растений и при необходимости, использовали их на благо людям. Также отсюда можно сделать вывод, что Баба-яга, в основном, это хороший персонаж, призванный помогать людям. Но характеры бывают разные, а отсюда и расхождения в легендах, образах и внешнем виде.
Более того, во времена Крещения Руси, все доброе и живое, что ценилось в язычестве, портили, оскверняли и уничтожали. Возможно, именно поэтому некогда добрая ведунья и берегия Ягиня стала коварной и жестокой бабкой, цель которой заманить путников и убить. И то, если знать все факты, даже зловредные проделки Бабы-яги можно расценивать, как один из способов помощи.
Вот такая она, Баба-яга. Как видите, далеко не все мы знали об этом персонаже из детских сказок. А когда-то люди действительно в нее верили, а возможно и пользовались ее услугами. И нет ничего ужасного в том, чтобы владеть знаниями и информацией, но тогда это воспринималось иначе. Тем не менее, славяне куда проще воспринимали всю мистику, а не как в Европе, где все закончилось сжиганием на кострах. На этой ноте мы хотим закончить нашу статью, всем удачи и до новых встреч.
IV.
Внутри оказалось довольно просторно. Снаружи и подумать нельзя было, что в таком крохотном домике могут быть сенцы с приличной комнатой – большой печью, длинным деревянным столом и широкими стульями вокруг него. В целом, убранство было довольно сдержанным. Ни картин, ни всяких там мелочей, вроде настенных часов или забытых книжек.
Сразу с порога старушка усадила их за стол и принялась вытаскивать из печи угощения. Чего тут только не было! Запечённая курочка, соленья, молодая картошечка в масле, пироги, ватрушки, конфеты, варенья…
После дневного скудного полевого обеда в виде гречки с тушенкой, слюнки у гостей так и текли. Теперь даже Алешка перестал сомневаться. Ему так хотелось съесть все это разом, что остальное уже не имело значения. Накрыв на стол, бабушка уселась рядом и умильно наблюдала, как ее гости расправляются с едой.
В продолжение трапезы, в комнате царила тишина, лишь изредка нарушаемая чавканьем и звоном посуды. Алешка все ел и ел, а чувство насыщения так и не приходило. Взглянув на своего вожатого, он с удивлением обнаружил, что тот проглатывает куски мяса целиком, не жуя и не отделяя его от костей. Тоже самое он проделывал и со всей остальной пищей.
Алешка толкнул его под столом, и шепнул:
— Наверное, нехорошо так много есть в гостях.
Ромка, смутился и, проглотив последний кусок, отодвинул от себя тарелку:
— Спасибо большое. Все было очень вкусно.
— Что, уже наелись? – забеспокоилась старушка. – Да вы же совсем ничего не съели! – в ее голосе чувствовалась досада.
— Спасибо, мы правда больше не хотим, — подтвердил Алешка.
— Ну тогда, хорошо бы помыться с дороги, — предложила бабушка.
Ребята огляделись, желая понять, где это можно сделать.
— А вы живете здесь одна? – спросил Ромка.
Старушка улыбнулась, — нет, конечно. Одной тоскливо. Со мной Матфей, мой верный друг. Он скоро прийти должен. Вот и познакомитесь.
Ребята переглянулись. С этими словами старушка встала и дойдя до противоположной стены, отворила ранее неприметную дверку и скрылась за ней.
Алешка начал трясти вожатого за рукав:
— Ром, а Ром, ну давай уйдем! Очень мне все это не нравится! Теперь еще и Матфей какой-то странный нарисовался. Скоро придет.
— Неудобно как-то, — сконфуженно пробормотал вожатый. Она, вон какая гостеприимная.
В этот момент в комнату вернулась старушка:
— Ну, ребятки, банька готова. Можете попариться. А я пока самоварчик подготовлю.
В соседней комнатке действительно располагалась самая настоящая банька. Русская. На дровах, с пахучими веничками. Попарившись и почувствовав, что накопившаяся за два дня пути грязь (и еще раньше, за две недели жизни на базе «Романтика» без удобств) исчезла без следа, раскрасневшиеся и свежие, ребята вернулись к старушке.
На столе уже дымился самовар. Запах ароматного чая разливался по комнате, и от этого в теле появлялась какая-то невыразимая истома. Руки и ноги становились тяжелыми, а глаза сами собой закрывались. Ромка пил чай. Много. Кружку за кружкой.
А вот Алешка, неизвестно отчего, не пил. Между тем, как старушка все подливала и подливала новые порции чая, Алешка потихоньку менялся с вожатым кружками. Внезапно за дверью послышался скрежет.
— Что это? – обеспокоенно спросил Алешка. Старушка лукаво улыбнулась:
— Это мой Матфей с охоты вернулся, — с этими словами она встала и направилась к двери. Алешка в испуге уставился на вожатого, но тот выглядел безразличным, продолжая непринужденно упиваться чаем. Дверь со скрипом отворилась, и в комнату вошел…
Кот. Среднестатистический, черный, слегка потрепанный. Он важно прошествовал мимо стола, окинув взглядом сидящих и запрыгнул прямиком на печку.
— Матфей! Ну как не стыдно! – с укоризной проговорила старушка. – Это я для гостей приготовила теплое местечко. А ты сегодня можешь и в сенцах поспать. Кот недовольно мяукнул, но печь оставил.
— Неужели понимает? – удивленно спросил Алешка.
— Конечно. Он у меня очень умный. Ромка уже давно ничего не говорил. Сколько же чая можно выпить! Только сейчас Алешка заметил, что за время сидения за столом, вожатый как-то слегка располнел или, даже отек. Весь он был какой-то желеобразный, неповоротливый.
— Ромка, Ромка! Что с тобой? – в страхе закричал Алешка. Ответа не последовало. Вместо этого быстро затараторила старушка:
— Это у него усталость, милок. Вы, поди, и не отдыхали толком. Давайте-ка уже ко сну отходить. А то, время позднее. После этого, бабушка положила их в теплое место на печке, для верности, укрыв еще и двумя теплыми одеялами.
Ромка заснул сразу же, а Алешка долго лежал и слушал, как хозяйка хлопотала за шторкой: убирала со стола посуду, мела пол, и еще что-то делала, он не мог разобрать. В итоге сон сморил и его.