Детско-родительский проект Русская народная сказка «Репка» в первой младшей группе


Образовательно-игровой проект «Репка»

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Образовательно-игровой проект «Репка» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (23). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4260/ (дата обращения: 29.12.2021).


Участники: Воспитатели, родители, дети младшей группы

Основная идея иактуальность:

Русская народная сказка «Репка» — очень нравилась нашим малышам и по их просьбе мы много раз читали. И вот однажды дети спросили: «А что такое репка?». Тогда мы решили познакомить детей с репкой, рассказать, что это овощ, обратить внимание на цвет, форму, вкус, запах.

Изучение репки очень заинтересовало детей, они стали играть в репку, для этого родители принесли в группу различные игрушки на тему репки (шнуровки, вкладыши, пазлы, трафареты). Репку мы, также, рисовали, лепили, выкладывали из мозаики.

Мы попробовали посадить репку вместе с детьми, «как дедка» Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки.

В нашей группе есть магнитный кукольный театр, сделанный нашими выпускниками, в него малыши тоже с удовольствием играли. А потом мы решили попробовать снять мультфильм на тему репки.

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе изучения репки.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей задавать вопросы и искать на них ответы при помощи взрослых.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу.
  2. Развивать внимание и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.

Ресурсное обеспечение:

Книги с иллюстрациями к русской народной сказке «Репка», овощ — репа, пластилин, доски для лепки, цветные карандаши, краски «гуашь», кисти, баночки для воды, акварельная бумага, принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, совочки, лейки, контейнеры для рассады, магнитный кукольный театр, фотоаппарат, компьютер.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают, что такое репа, научатся рисовать ее и лепить, самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду. Ребята познакомятся с магнитным кукольным театром и поучаствуют в съемке мультфильма по русской народной сказке «Репка».

Методы исредства реализации:

Образовательные области Совместная деятельность детей ивоспитателей Совместная деятельность детей иродителей Самостоятельная деятельность детей
Социально-коммуникативное развитие Беседа с детьми: «Что такое репа? Где она растет?»

Беседа с детьми: «Какая она, репа (цвет, форма)»

Игра «Собери урожай».

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Репка». Инсценировка сказки родителями для детей. Рассматривание в книжном уголке

книг с иллюстрациями разных художников к сказке «Репка»

Познавательное развитие НОД

«Знакомство детей с понятием «овощи», «Знакомство детей с репой, изучение формы, цвета, запаха, вкуса»,

«Знакомство детей с семенами репы, с тем, как она растет и что ей нужно для роста и развития»

«Сенсорное развитие в процессе ознакомления с овощем репой(шнуровки, пазлы, трафареты, вкладыши»

Посещение спектакля в старшей группе «Репка — старая сказка на новый лад».

Посещение родителями вместе с детьми кукольного спектакля «Русские народные сказки для маленьких» в театре кукол. Дидактические игры «шнуровки, пазлы, трафареты, вкладыши»

Разрезные картинки

«Собери репку», «Собери героев сказки «Репка»

Выкладывание репки из мозаики.

Речевое развитие НОД

Чтение детям русской народной сказки «Репка», ответы на вопросы воспитателя, пересказ сказки.

Показ детям пальчикового театра «Репка»

Беседы о сказке «Репка».

Заседание детско-родительского клуба «Задоринка» — темы: «Блюда из репы» «Как вырастить репу на своем огороде, сорта репы, секреты выращивания». «Репа, как основной овощ в Древней Руси». Рассматривание книг со сказкой «Репка» в книжном уголке, беседы о сказке, пересказ сказки.
Художественно-эстетическое развитие НОД

Рисование: «Репка» гуашью, «Раскрашивание репки цветными карандашами»

«Раскрашивание иллюстраций к сказке Репка»

Лепка: «Пластилиновая картина — «Репка»,

«Лепка из пластилина репки»

Апликация: «Репка».

Домашнее задание: нарисовать репку вместе с родителями, придумать и сделать репки из разных материалов. Рисование по теме «Репка» свободное время.

В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Репка»

Физическое развитие Подвижные игры на прогулке: «Хоровод овощей», русская народная игра — хоровод «Расти репонька,

Расти крепонька»,

Физкульт — минутка «Репка».

Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «Собери урожай»). Подвижные игры в свободное время по выбору детей.
Этапы реализации Сроки Виды деятельности Цель Исполнители
Подготовительный Сентябрь- декабрь Чтение детям русской народной сказки «Репка» в обработке разных писателей, прослушивание аудиозаписей сказки в исполнении известных актеров. Знакомство детей с овощами. Рассказ воспитателя о том, как растет репа. Рассматривание репы, изучение ее формы, цвета, запаха, вкуса. Рисование и лепка репы. Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка».

Познакомить детей понятием «овощи» и с репой, как овощной культурой.

Воспитатели, дети, родители.
Основной Январь-март Знакомство детей с семенами репы. Посев семян репы, полив. Наблюдение за появлениями росточков, уход за рассадой, подготовка к высадке ее на огород.

Знакомство детей с магнитным театром. Разучивание ролей.

Съемка мультфильма.

Научить детей сеять семена и ухаживать за рассадой.

Научить детей двигать фигурки магнитного театра, участвовать в съемке мультфильма.

Воспитатели, дети, родители.
Заключительный Апрель Показ мультфильма детям другой младшей группы, родителям и сотрудникам комплекса, рассказ детей о том, как они сажали репку. Познакомить детей другой младшей группы с тем, как можно самим вырастить репку из семян.

Показать снятый мультфильм.

Дети

Воспитатели, родители.

Итоговые мероприятия:

Показ мультфильма детям других групп, родителям и сотрудникам комплекса. Открытый досуг «Наша «Репка».

Рефлексия:

Дети познакомились с русской народной сказкой «Репка», а также с репой, как овощной культурой. Дети научились рисовать ее и лепить, самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду, а также узнали, что нужно растению для роста и развития. Ребята познакомились с магнитным кукольным театром и поучаствовали в съемке мультфильма по русской народной сказке «Репка».

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей. Также проект помог сплотить детей, начать формировать детскую общность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Пропп В. Я. «Русская сказка» М. «Лабиринт» 2011.
  3. Пропп В. Я. «Морфология Волшебной сказки». М. «Лабиринт» 2011.
  4. Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» М. «Лабиринт» 2011
  5. Овощи, фрукты, ягоды. Энциклопедия в картинках. М. «Росмэн» 2014.
  6. Вкусные овощи: морковь, свекла, репа. Под ред. И РумянцевойМ. «Мир книги» 2008
  7. С. Тимофеева. «Советы огородникам. Все об овощах». М. Корпорация «Федоров». Вега — информ. 1995.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, русская народная сказка, знакомство детей, репка, съемка мультфильма, книжный уголок, магнитный кукольный театр, младшая группа, родитель, магнитный театр.

Мастер — класс «Этапы работы над сказкой «Репка» на уроках речевой практики

Мастер – класс «Этапы работы над сказкой «Репка» на уроках речевой практики в подготовительном классе»

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития учащихся.

Задачи: • расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития учащихся

• обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми

• познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал

Ход мастер-класса.

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с маленького четверостишия:

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Презентация педагогического опыта.

Рассматриваемый мною в данном мастер-классе вопрос – обучение детей посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия. Применяя сказки в своей работе с учащимися, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.

Как и любая другая сказка «Репка», безусловно, имеет свой смысл, свои задачи. Она учит детей тому, что семья и друзья — это огромная поддержка в жизни и потому их нужно ценить и оберегать.

В работе над сказкой я использую следующие этапы, формы и методы работы:

Первый этап.
Знакомство со сказкой.
Я не торопясь рассказываю сказку «Репка», сопровождая рассказ демонстрацией картинок на интерактивной доске.

Закончив рассказывать, предлагаю показать, как тянули репку, при этом произносим «Тянут-потянут, тянут-потянут – вытянули репку!»

«Репка была большая пребольшая», — напоминаю и прошу показать размеры репки.

Рассказываем как тянули репку: «Мышка за… (показываю кошку)?» — «Кошк за? …»; «Внучка за? …»; «Бабка за?…»; «Дедка за?…».

-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).

— Просмотр мультфильма

— Пересказ, можно использовать мнемотаблицы

При котором на 1 этапе рассматриваем таблицу и разбираем тех, кто в ней нарисован. На 2 этапе выполняем перекодировку информации. На 3 этапе Пересказываем сказку с опорой на символы.. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.

Второй этап.
Развивающие и дидактические игры по содержанию сказки
.

• Формирую у детей умение выполнять задания в соответствии с сюжетом сказки (построить ряды логических цепочек из персонажей на интерактивной доске)

• Приобщаю детей к работе парами, малыми группами, командами.(игра «микрофон»,где один учащийся рассказывает другому о какой-то части сказки,а второй проверяет)

• Активизирую творческие способности детей, связную речь через развивающие и интеллектуальные задания

«Что было бы, если бы …»

Описание: Предлагаю детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы мышка не пришла на помощь?

«Ошибка художника» где прошу детей посмотреть внимательно на рисунок и сказать, все ли верно нарисовал художник

Верно — неверно.

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Описание. Я читаю предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку.

«Дорисуй до персонажа». Детям раздаю листочки с кружочками, их задача – пририсовать какой-либо элемент к кругу, чтобы стало ясно, кто или что это.

«Найди контур репки»

Сказка и математика.

При работе над сказкой «Репка» хорошо прослеживается межпредметная связь речевой практики и математики

Какой была репка, когда дед её посадил? А какой когда она подросла? А на какую фигуру она похожа? Найдите с ребёнком предметы похожие на репку по форме, размеру, цвету.

В каждой сказке можно что-то посчитать: Когда пришёл дед каким он был по счету? (первым) Бабка (второй) и т. д. — это хорошая тренировка не только математических умений, но и развитие речи (первый, вторая, третья).

Многократное повторение персонажей,размеров ( средний, самый маленький )— развивает память, внимание, слух.

Таким образом с помощью сказочного сюжета вы уточняете последовательность чисел, порядковый номер, учите различать предметы по размеру

Вспомните кто первый тянул репку, кто последний, кто стоит между дедом и внучкой, это простое упражнение поможет обучить ребёнка правильному употреблению предлогов, особенно если вы будете выделять их голосом.

Третий этап
«Рисуем сказку»
-Творческие задания. Рисование, лепка, аппликация сказочных персонажей из доступных материалов.

• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов.

Четвертый этап
«Театрализованные игры»
Формирую речевую активность учащихся. Даю представление о многообразии выразительных средств театрализованной деятельности. После изучения и закрепления сказки распределяю детям роли с учетом индивидуальных особенностей. Работу над выразительностью, жестами, мимикой провожу непосредственно при самой инсценировке.

Итог мастер – класса

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативных качеств личности у учащихся; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Применяя сказки в своей работе с учащимися, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению. Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника.

Литература

1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.

2.Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» — М.: Эксмо, 2006.

3. Пропп В.Я. «Морфология сказки».

4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет».

5. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]