Образовательно-игровой проект «Репка»
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Образовательно-игровой проект «Репка» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (23). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4260/ (дата обращения: 29.12.2021).
Участники: Воспитатели, родители, дети младшей группы
Основная идея иактуальность:
Русская народная сказка «Репка» — очень нравилась нашим малышам и по их просьбе мы много раз читали. И вот однажды дети спросили: «А что такое репка?». Тогда мы решили познакомить детей с репкой, рассказать, что это овощ, обратить внимание на цвет, форму, вкус, запах.
Изучение репки очень заинтересовало детей, они стали играть в репку, для этого родители принесли в группу различные игрушки на тему репки (шнуровки, вкладыши, пазлы, трафареты). Репку мы, также, рисовали, лепили, выкладывали из мозаики.
Мы попробовали посадить репку вместе с детьми, «как дедка» Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки.
В нашей группе есть магнитный кукольный театр, сделанный нашими выпускниками, в него малыши тоже с удовольствием играли. А потом мы решили попробовать снять мультфильм на тему репки.
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе изучения репки.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей задавать вопросы и искать на них ответы при помощи взрослых.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение поддерживать беседу.
- Развивать внимание и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
Ресурсное обеспечение:
Книги с иллюстрациями к русской народной сказке «Репка», овощ — репа, пластилин, доски для лепки, цветные карандаши, краски «гуашь», кисти, баночки для воды, акварельная бумага, принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, совочки, лейки, контейнеры для рассады, магнитный кукольный театр, фотоаппарат, компьютер.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают, что такое репа, научатся рисовать ее и лепить, самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду. Ребята познакомятся с магнитным кукольным театром и поучаствуют в съемке мультфильма по русской народной сказке «Репка».
Методы исредства реализации:
Образовательные области | Совместная деятельность детей ивоспитателей | Совместная деятельность детей иродителей | Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа с детьми: «Что такое репа? Где она растет?» Беседа с детьми: «Какая она, репа (цвет, форма)» Игра «Собери урожай». Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?). | Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Репка». Инсценировка сказки родителями для детей. | Рассматривание в книжном уголке книг с иллюстрациями разных художников к сказке «Репка» |
Познавательное развитие | НОД «Знакомство детей с понятием «овощи», «Знакомство детей с репой, изучение формы, цвета, запаха, вкуса», «Знакомство детей с семенами репы, с тем, как она растет и что ей нужно для роста и развития» «Сенсорное развитие в процессе ознакомления с овощем репой(шнуровки, пазлы, трафареты, вкладыши» Посещение спектакля в старшей группе «Репка — старая сказка на новый лад». | Посещение родителями вместе с детьми кукольного спектакля «Русские народные сказки для маленьких» в театре кукол. | Дидактические игры «шнуровки, пазлы, трафареты, вкладыши» Разрезные картинки «Собери репку», «Собери героев сказки «Репка» Выкладывание репки из мозаики. |
Речевое развитие | НОД Чтение детям русской народной сказки «Репка», ответы на вопросы воспитателя, пересказ сказки. Показ детям пальчикового театра «Репка» Беседы о сказке «Репка». | Заседание детско-родительского клуба «Задоринка» — темы: «Блюда из репы» «Как вырастить репу на своем огороде, сорта репы, секреты выращивания». «Репа, как основной овощ в Древней Руси». | Рассматривание книг со сказкой «Репка» в книжном уголке, беседы о сказке, пересказ сказки. |
Художественно-эстетическое развитие | НОД Рисование: «Репка» гуашью, «Раскрашивание репки цветными карандашами» «Раскрашивание иллюстраций к сказке Репка» Лепка: «Пластилиновая картина — «Репка», «Лепка из пластилина репки» Апликация: «Репка». | Домашнее задание: нарисовать репку вместе с родителями, придумать и сделать репки из разных материалов. | Рисование по теме «Репка» свободное время. В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Репка» |
Физическое развитие | Подвижные игры на прогулке: «Хоровод овощей», русская народная игра — хоровод «Расти репонька, Расти крепонька», Физкульт — минутка «Репка». | Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «Собери урожай»). | Подвижные игры в свободное время по выбору детей. |
Этапы реализации | Сроки | Виды деятельности | Цель | Исполнители |
Подготовительный | Сентябрь- декабрь | Чтение детям русской народной сказки «Репка» в обработке разных писателей, прослушивание аудиозаписей сказки в исполнении известных актеров. Знакомство детей с овощами. Рассказ воспитателя о том, как растет репа. Рассматривание репы, изучение ее формы, цвета, запаха, вкуса. Рисование и лепка репы. | Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка». Познакомить детей понятием «овощи» и с репой, как овощной культурой. | Воспитатели, дети, родители. |
Основной | Январь-март | Знакомство детей с семенами репы. Посев семян репы, полив. Наблюдение за появлениями росточков, уход за рассадой, подготовка к высадке ее на огород. Знакомство детей с магнитным театром. Разучивание ролей. Съемка мультфильма. | Научить детей сеять семена и ухаживать за рассадой. Научить детей двигать фигурки магнитного театра, участвовать в съемке мультфильма. | Воспитатели, дети, родители. |
Заключительный | Апрель | Показ мультфильма детям другой младшей группы, родителям и сотрудникам комплекса, рассказ детей о том, как они сажали репку. | Познакомить детей другой младшей группы с тем, как можно самим вырастить репку из семян. Показать снятый мультфильм. | Дети Воспитатели, родители. |
Итоговые мероприятия:
Показ мультфильма детям других групп, родителям и сотрудникам комплекса. Открытый досуг «Наша «Репка».
Рефлексия:
Дети познакомились с русской народной сказкой «Репка», а также с репой, как овощной культурой. Дети научились рисовать ее и лепить, самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду, а также узнали, что нужно растению для роста и развития. Ребята познакомились с магнитным кукольным театром и поучаствовали в съемке мультфильма по русской народной сказке «Репка».
Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей. Также проект помог сплотить детей, начать формировать детскую общность.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
- Пропп В. Я. «Русская сказка» М. «Лабиринт» 2011.
- Пропп В. Я. «Морфология Волшебной сказки». М. «Лабиринт» 2011.
- Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» М. «Лабиринт» 2011
- Овощи, фрукты, ягоды. Энциклопедия в картинках. М. «Росмэн» 2014.
- Вкусные овощи: морковь, свекла, репа. Под ред. И РумянцевойМ. «Мир книги» 2008
- С. Тимофеева. «Советы огородникам. Все об овощах». М. Корпорация «Федоров». Вега — информ. 1995.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, русская народная сказка, знакомство детей, репка, съемка мультфильма, книжный уголок, магнитный кукольный театр, младшая группа, родитель, магнитный театр.
Мастер — класс «Этапы работы над сказкой «Репка» на уроках речевой практики
Мастер – класс «Этапы работы над сказкой «Репка» на уроках речевой практики в подготовительном классе»
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития учащихся.
Задачи: • расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития учащихся
• обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми
• познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал
Ход мастер-класса.
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с маленького четверостишия:
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Презентация педагогического опыта.
Рассматриваемый мною в данном мастер-классе вопрос – обучение детей посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия. Применяя сказки в своей работе с учащимися, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.
Как и любая другая сказка «Репка», безусловно, имеет свой смысл, свои задачи. Она учит детей тому, что семья и друзья — это огромная поддержка в жизни и потому их нужно ценить и оберегать.
В работе над сказкой я использую следующие этапы, формы и методы работы:
Первый этап.
Знакомство со сказкой.
Я не торопясь рассказываю сказку «Репка», сопровождая рассказ демонстрацией картинок на интерактивной доске.
Закончив рассказывать, предлагаю показать, как тянули репку, при этом произносим «Тянут-потянут, тянут-потянут – вытянули репку!»
«Репка была большая пребольшая», — напоминаю и прошу показать размеры репки.
Рассказываем как тянули репку: «Мышка за… (показываю кошку)?» — «Кошк за? …»; «Внучка за? …»; «Бабка за?…»; «Дедка за?…».
-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).
— Просмотр мультфильма
— Пересказ, можно использовать мнемотаблицы
При котором на 1 этапе рассматриваем таблицу и разбираем тех, кто в ней нарисован. На 2 этапе выполняем перекодировку информации. На 3 этапе Пересказываем сказку с опорой на символы.. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Второй этап.
Развивающие и дидактические игры по содержанию сказки
.
• Формирую у детей умение выполнять задания в соответствии с сюжетом сказки (построить ряды логических цепочек из персонажей на интерактивной доске)
• Приобщаю детей к работе парами, малыми группами, командами.(игра «микрофон»,где один учащийся рассказывает другому о какой-то части сказки,а второй проверяет)
• Активизирую творческие способности детей, связную речь через развивающие и интеллектуальные задания
«Что было бы, если бы …»
Описание: Предлагаю детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы мышка не пришла на помощь?
«Ошибка художника» где прошу детей посмотреть внимательно на рисунок и сказать, все ли верно нарисовал художник
Верно — неверно.
Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Описание. Я читаю предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку.
«Дорисуй до персонажа». Детям раздаю листочки с кружочками, их задача – пририсовать какой-либо элемент к кругу, чтобы стало ясно, кто или что это.
«Найди контур репки»
Сказка и математика.
При работе над сказкой «Репка» хорошо прослеживается межпредметная связь речевой практики и математики
Какой была репка, когда дед её посадил? А какой когда она подросла? А на какую фигуру она похожа? Найдите с ребёнком предметы похожие на репку по форме, размеру, цвету.
В каждой сказке можно что-то посчитать: Когда пришёл дед каким он был по счету? (первым) Бабка (второй) и т. д. — это хорошая тренировка не только математических умений, но и развитие речи (первый, вторая, третья).
Многократное повторение персонажей,размеров ( средний, самый маленький )— развивает память, внимание, слух.
Таким образом с помощью сказочного сюжета вы уточняете последовательность чисел, порядковый номер, учите различать предметы по размеру
Вспомните кто первый тянул репку, кто последний, кто стоит между дедом и внучкой, это простое упражнение поможет обучить ребёнка правильному употреблению предлогов, особенно если вы будете выделять их голосом.
Третий этап
«Рисуем сказку»
-Творческие задания. Рисование, лепка, аппликация сказочных персонажей из доступных материалов.
• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов.
Четвертый этап
«Театрализованные игры»
Формирую речевую активность учащихся. Даю представление о многообразии выразительных средств театрализованной деятельности. После изучения и закрепления сказки распределяю детям роли с учетом индивидуальных особенностей. Работу над выразительностью, жестами, мимикой провожу непосредственно при самой инсценировке.
Итог мастер – класса
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативных качеств личности у учащихся; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Применяя сказки в своей работе с учащимися, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению. Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника.
Литература
1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.
2.Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» — М.: Эксмо, 2006.
3. Пропп В.Я. «Морфология сказки».
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет».
5. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой».