Занятие для детей средней группы детского сада: «В гостях у Сказки»
Цель:
Учить детей творчески мыслить, разгадывать загадки, придумывать новое окончание для сказки.
Способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (интонация, мимика, жесты, характерные движения, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения, отношения между персонажами; учить самостоятельно выполнять способы передачи их поведения.
Расширить языковые ресурсы детей, фонематический слух.
Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.
Воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность, настойчивость.
Материал: звонок, большая Книга Сказок, настольный театр сказки «Колобок», другие герои сказок, конверт, дидактическая игра «Приведи в порядок события»
Ход занятия в средней группе
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Во время стихотворения-приветствия попробуйте догадаться, в которую Страну-Чудес сегодня мы с вами отправимся!
Ну-ка, в круг все становитесь,
Друзьям искренне улыбнитесь!
Вместе за руки возьмитесь
С мыслями все соберитесь.
Сказочка к нам пришла
И загадки принесла.
Воспитатель: Молодцы, правильно догадались. Сегодня мы с вами будем путешествовать в страну Сказок.
Воспитатель: Сказка — это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой волшебный мир. Мир добра и зла, любви и ненависти, красоты и уродства … Сказка научит быть сильным, мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым …
Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: А путешествовать нам по Стране Сказок поможет «Волшебная Книга» (педагог демонстрирует детям «Большую Книгу Сказок»)
Воспитатель: Итак, путешествие начинается … (педагог звонит в колокольчик)
Ну-ка, глазки закрываются …
В Страну Сказок отправляемся.
Книга, книга, поспеши,
Двери в Сказку отвори!
Воспитатель: Вот мы и в Волшебной Стране! Но почему Книга Сказок не открывается! Дети, как вы думаете почему, что могло произойти? (Дети говорят свои версии)
Воспитатель: Я догадалась, видимо, нам надо отгадать загадки, которые приготовила для нас Королева Сказочной-Страны. (Дети разгадывают загадки, а Волшебная-Книга открывается на нужной сказке — ответ)
Загадки о сказках
Убежал от Бабы и от Деда. Зверей разных повстречал. А Лисичка шалуна съела сразу и была такова! («Колобок»)
Расскажу вам, дети, сказку: и о Кошке, о Собачке, и про Деда, и про Бабу, и о Мышке и Внучке. А вы всех их если вспомните, название сказки угадаете. («Репка»)
Сидит девочка в корзине на медвежьей крепкой спине. А почему туда спряталась? Так никому и не призналась! («Маша и медведь»)
Подделал он голос. Стал маминым голосом петь и маленьких детишек обманул и съел! Что за сказка пришла? Догадались малыши? («Волк и 7 козлят»)
И т.п.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки! Интересно, какая же будет следующая страничка?
Воспитатель: Это страница «всезнаек». Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки:
— Лиса угощала Журавля … (чем?)
— Кто украл Петушка?
— Кого привел к Бабе с Дедом соломенный бычок?
— Что приговаривал Волк, когда хвостом рыбу в проруби ловил?
— Может ли Ежик на самом деле перегнать Зайца? А как в сказке?
— Какую песенку пел Колобок Лисе? Что это за сказка?
Воспитатель: Умные вы дети, все сказки знаете! А теперь переворачиваем следующую страничку… Наверное, нас ждет какой-то сюрприз! Посмотрите, какой большой конверт. Что в нем? (Дети рассматривают конверт и иллюстрации к сказке)
Воспитатель: Не понятно, что это за сказка? Дети, попробуйте догадаться!
Упражнение «Приведи в порядок события»
(дети должны в правильном порядке разложить картинки и догадаться, какая это сказка)
Воспитатель: Верно, догадались — это сказка «Колобок». Давайте вспомним героев этой сказки. Кто из героев хороший (злой, хитрый, не уверенный, дерзкий, робкий). Почему вы так думаете?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а у всех героев сказки было одинаковое настроение? Давайте попробуем его показать (дети передают настроение, эмоции, движения персонажей).
— Как была озабочена Бабушка, когда пекла Колобка?
— Как обрадовался Колобку Дедушка?
— Какое было настроение у Колобка, когда он убегал от Бабы и Деда?
— Покажите, как встретились Колобок и Зайчик (Волк, Медведь, Лиса).
— Менялось ли настроение у главного героя на протяжении сказки? Как? Почему?
— Спойте песенку Колобка весело, грустно, испуганно …
Воспитатель: Дети, вспомните, чем закончилась сказка «Колобок»? Нравится ли вам такой конец? Давайте попробуем его переделать на более хороший и поучительный манер. (Дети высказывают свои версии)
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Думаю, Колобок будет только благодарен вам, малыши, его приключения так хорошо закончились!
Воспитатель: Перелистываем еще одну страничку нашей Волшебной Книги … Нас ждет еще один сюрприз (педагог демонстрирует детям персонажей настольного театра «Колобок» и других сказочных героев: поросенок, петушок, котик, коза, собака …)
Воспитатель: Давайте, попробуем придумать новую сказку о «Колобке» и еще и с интересным концом (дети разыгрывают настольный театр новой сказки «Колобок»).
Воспитатель: Молодцы! Какая замечательная сказка у нас получилась. Придумайте для нее еще и новое название («Приключения Колобка», «Путешествие Колобка», «Как Колобок умным стал», «Колобок и Петушок», «Возвращение Колобка» …)
Воспитатель: Вот перевернута и последняя страничка Волшебной Книги Сказок! Наше путешествие подошло к концу! Воспитатель. К сожалению, но нам пора возвращаться в детский сад (звонит в колокольчик).
Глазки закрываются …
И в детский сад отправляемся …
1-2-3
Вернулись из Сказки мы.
Воспитатель: И снова мы в детском саду. А на память о нашем чудесном путешествии я приготовила вам подарки — картинки любимых сказочных героев. Раскрасьте их и вместе с друзьями придумайте много новых, интересных сказок или историй.
Воспитатель: До свидания, дети. И никогда не забывайте, что сказки — это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. Выдумывайте, фантазируйте — и сказка никогда вас не покинет; будет всегда рядом, будет радовать и удивлять вас!
Использование сказок в развитии связной речи детей 4-5 лет
Государственное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №78 Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по развитию речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Использование сказок в речевом развитии ребенка среднего дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель
Кутузова
Екатерина Юрьевна
Санкт-Петербург
2018 год
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и oбучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его развития. Это показатель общей речевой культуры человека.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказыватьo событиях из окружающей жизни. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение1.
Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и прoстранстве, о связи человека природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, верно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи. Таким образом, сказка является одним из важнейших помощников в развитии речи ребёнка.
В начале учебного года мы проверили уровень развития связной речи у детей средней группы, используя диагностику О.С. Ушаковой, Е. Струниной. Выявили, что развитие связной речи у детей в основном среднего и низкого уровня. У детей возникают трудности в использовании сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи. Проведённая диагностика показала, что в рассказах детей преобладают простые предложения, которые прерываются паузами, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Отмечается, что дети не умеют грамматически правильно оформить предложения, высказывания2.
Провели также и анкетирование среди родителей. В результате чего, выяснили, что родители с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи.
Так как сказка – это произведение, которое полностью понятно и интересно ребёнку, ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, мы решили провести работу по развитию связной речи детей с помощью сказок, используя разнообразные методы и приёмы.
Целью работы стало
: развитие связной речи детей посредством сказок.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач
:
- Определить эффективные способы и приемы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
- Формирование у детей интереса к книге.
- Учить внимательно слушать и слышать литературные произведения.
- Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении.
- Помогать устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать.
- Учить самостоятельно пересказывать и инсценировать сказки, побуждать к творческому использованию литературного материала, собственному сочинению.
- Познакомить родителей с особенностями развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Вся работа проводилась в течение года. Детям предлагалась определённая сказка, которая рассматривалась на протяжении 4-х занятий.
Использовались разнообразные методы и приёмы
:
- Рассказывание сказки;
- Отгадывание загадок и придумывание новых.
- Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить?», «От каждого по словечку», «Закончи предложение», «Напишем письмо сказочному герою», «закончи предложение», «Хорошо – плохо», «Кто знает другое слово?» и другие;
- Развивающие игры: «А если бы…»;
- Придумывание нового конца сказки;
- Пересказ эпизода от имени сказочного героя;
- Изменение сюжета сказки путём ввода нового героя;
- Пересказ с помощью иллюстраций;
- Изменение сюжета сказки;
- Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию;
- Придумывание нового названия сказки;
- Изображение героев геометрическими фигурами;
- Рассказывание сказки по схеме;
- Самостоятельное составление рассказа о любимом герое;
- Придумывание сказочной истории про игрушку;
- Рисование различных сюжетов из сказок.
После этого переходили к другой сказке и т.д. Последние четыре занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняли сказки по предложенному сюжету. Работа проходила в свободное время, в утренние и вечерние часы3.
Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами стояла сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).
Подготовка к восприятию новой сказки осуществлялась по-разному.
- Помещали в книжном угoлке новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытались определить о чём она. Демонстрировали игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые предметы, объясняли их названия и назначение.
- Проводили специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить содержание сказки (так, например, перед чтением сказки «Репка» несколько детей строили друг за другом и предлагали назвать кто за кем стоит. (Это помогало при пересказе сказки).
- Иногда сообщали, что будем рассказывать сказку с необычными героями «Пузырь, соломинка и лапоть». Кто они такие? Дети, отвечая на вопрос, упражнялись в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.
В работе с детьми мы использовали следующие приёмы, которые наиболее эффективны в беседах по сказкам.
Приёмы
, помогающие лучше разобраться в содержании произведения:
- Вопросы, должны быть разнообразными по своей направленности, помогающие точнее охарактеризовать героев сказки (обратить внимание на эпизод, отдельное слово персонажа, поступок).
- Рассматривали иллюстрации и накапливали представления о том, как рисунки художников помогают понять произведение (например, показ рисунка избушки, волшебная ли она?).
- Словесные зарисовки. Детям предлагалось побыть художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке.
Приёмы
, способствующие более глубокому проникновению в образный строй и язык сказки:
- Повторное чтение отрывка сказки по заявкам детей. Дети полнее замечали сравнения и другие средства выразительности.
- Предлагали детям припомнить рассказ о самом смешном эпизоде, о самом грустном, о самом страшном и т.д.
- Драматизация наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активизации словарного запаса.
На протяжении всех занятий объясняли детям незнакомые слова, обеспечивающие пoлное восприятие произведения. Учили детей сравнивать и сопоставлять, формировали привычку доказывать почему так, а не иначе. Ставили ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции4.
Особое внимание уделяли развитию мышления и воображения, которые позволяют различить реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для ребёнка: оно делает его жизнь неповторимой и нестандартной, творческой. Детям предлагалось впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или эпизод.
Мы старались научить ребёнка не только устно сочинять, но и показать ему новые возможности общения друг с другом. Самые простые виды — это записки, телеграммы, письма и более современные – мобильный телефон, интернет.
Воспитывали чуткость к слову. Формирoванию речи способствовали такие приёмы
в работе со сказкой:
- Находили ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- Сочиняли длинное и смешное слово;
- Разбирали слова с одинаковым написанием, но в разное значение.
- Использовали приём «волшебной палочки», дети начинали вызволять героев из беды.
- Постановка проблемного вопроса (почему? зачем?)
Так же нами была проведена работа с родителями. Были разработаны консультации «Правила чтения сказок», «Влияние сказки на восприятие мира глазами малыша», «Какие сказки читать детям?», «Роль сказки в развитии и воспитании малыша».
Итогом работы стала драматизация сказки, сочинённой детьми «Освобождение солнышка».
После проведения работы провели повторную диагностику. Заметили, что уровень развития связной речи у детей значительно повысился. Значит целенаправленная, подгoтовленная и проведённая нами работа по развитию связной речи является эффективной.
В процессе работы у детей сформировались определённые навыки
и
умения
:
- Внимательно и с интересом слушать сказки, стремиться к повторной встрече со сказкой и её героями;
- Устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в сказке, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, выражать своё отношение к ним;
- Различать границы сказочного и реалистического;
- Задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.
- В разговорном общении пользоваться разными типами предложений (с помощью воспитателя);
- Составлять короткие рассказы, сказки, пересказывать, воспроизводить текст по иллюстрациям5.
Таким образом, сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
- Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АТС», 2000.
- Гурович Л.М., Л.Б. Береговая. Ребёнок и книга.: Изд. «Акцидент», 1996.
- Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни.: Автореф. Дисс – М, 1999.
- Иванова Э.И. Расскажи мне сказку/. М.: Изд. «Просвещение», 1993.
- Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание, 1995, №1.
Елкина Н.В. канд.пед. наук «Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. Дисс…–М,1999
Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995 №1
Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание. 1995 №1
Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М. ООО «Издательство АТС» 2000
Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Ребёнок и книга» Изд. «Акцидент»1996