Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Тема: Чтение художественных произведений. «Любишь кататься, люби и саночки возить» (по произведениям Э. Мошковской «Лежебока», Н. Носова «На горке»).
Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.
Ход занятия
Воспитатель читает детям стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».
- Горько живет Лежебока:
- Кровать Лежебоки высока,
- Полы от кровати далеко,
- Слезать Лежебоке — морока!
- Вот и лежит Лежебока,
- Спит Лежебока без срока,
Уж отлежал оба бока…
Спит и вздыхает глубоко:
— Кабы еще бы два бока!..
— Ребята, жалко вам Лежебоку? (Ответы детей).
— Что можно посоветовать Лежебоке, чтобы жизнь его не была такой горькой и тяжелой? (Ответы детей).
— Ребята, а вы хотите, чтобы у вас друг был Лежебока? Почему? (Ответы детей).
— Оказывается, никто не желает дружить с Лежебокой. Недаром говорится: «Кто ленится, тот не ценится».
— Ребята, а хотели бы вы подружиться с Котькой Чижовым из рассказа Н. Носова «На горке»?
Целый день ребята трудились: строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.
Ему ребята кричат, чтобы горку шел строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор.
Чирк! — коньками по снегу. — Чирк! И кататься-то, как следует, не умеет. Подъехал к горке.
-О,- говорит, — хорошая горка получилась. Сейчас скачусь.
Только полез на горку — бух носом!
— Ого, — говорит, — скользкая!
Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал, никак на горку взобраться не может. «Что делать?» — думает. Думал-думал и придумал: «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там-ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
— Вот теперь, — говорит, — скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
— Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.
Тут прибежали ребята. Видят: горка песком посыпана.
— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видел, Котька?
— Нет, — говорит Котька, — я не видел. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на нее взобраться.
-Ах, ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились-трудились, а он песком! Как же теперь кататься?
- Котька говорит:
- — Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
- — Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня нужно кататься!
- — Ну, я не знаю, — говорит Котька.
— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
- Котька отвязал коньки и взял лопату.
- — Засыпай песок снегом!
- Котька стал засыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
- — Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.
- А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
— Это, — говорит, — чтобы всем легко взбираться. А то еще кто-нибудь снова песком посыплет.
— О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове.)
— Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые.)
— Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый.)
— Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой — будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами…)
Конспект НОД по восприятию художественной литературы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР: «Чтение сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
— познакомить со значением слова сказ;
— учить понимать литературный текст, его содержание, посредством побуждения к ответам на вопросы к произведению П. Бажова «Серебряное копытце».
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать внимание и слуховую память детей при прослушивании аудиозаписи – сказа «Серебряное копытце»;
— развивать фантазию через представление образа главного героя сказа, его диалога с кошкой и др.
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать интерес к чтению произведений русской культуры.
Словарь: сказ
Приёмы: организационный момент, прослушивание аудиозаписи — сказа «Серебряное копытце», динамическая пауза, беседа по произведению, подведение итогов.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Ход работы:
Дети входят в группу под отрывок из песни Валентины Толкуновой – «Сказки гуляют по свету» (слайд 1)
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Какие сказки о животных вы вспомните?
Дети: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей» и др.
Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете!
Сегодня вы услышите сказ, в котором одним из главных героев является лесной козел.
Как вы думаете, сказ и сказка это разные вещи?
Дети: Разные
Воспитатель: «Сказ» – слово очень похожее на слово «сказка». И действительно, сказ – занимательный рассказ, в котором фантастические события или герои, встречаются с реальными. В этих сказах действующие лица – обычные люди, а рядом с ними – сказочные герои.
Сегодня я хочу познакомить вас с писателем, который очень любил устное народное творчество и свои литературные произведения называл сказами. Посмотрите, пожалуйста, на портрет. На нем изображен писатель Павел Петрович Бажов (слайд 2)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со сказом «Серебряное копытце».
Слушайте внимательно
Прослушивание аудиозаписи-сказа «Серебряное копытце» (слайд 2)
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Закройте глаза, представьте себе красивое животное, которое в сказе звали Серебряное копытце.
А теперь попробуем изобразить Серебряное копытце. Вставайте с мест. Чтобы вам было проще это сделать, я буду говорить, что делает лесной козел, а вы попробуете его изобразить. Встаньте в круг, друг за другом и внимательно слушайте.
(Динамическая пауза «Серебряное копытце»)
Вот по лесу бежит красавец-лесной козел, он высоко поднимает свои ноги. Потом козел останавливается и начинает бить ногой о землю, не то искры, не то драгоценные камни вылетают из-под его копыта. (Дети бегут по кругу, останавливаются и бьют ногой)
Но вот зашуршали деревья. Серебряное копытце прислушался и побежал прочь. (Дети опять бегут подскоками по кругу)
Как только я скажу «опасность» вы должны замереть на месте или присесть — спрятаться. (Дети замирают)
Молодцы, присаживайтесь на ваши стульчики.
Воспитатель: Сейчас я узнаю, внимательно ли вы слушали сказ. Вспомните и повторите название.
Дети: Серебряное копытце.
Воспитатель: С какими героями вы познакомились в сказе? (Слайд 3)
Дети: Сиротка Даренка, кошка Муренка, дед Кокованя, козленок Серебряное копытце.
(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)
Воспитатель: Как автор описывает девочку?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, как изображают девочку разные художники. (Слайд 4)
Послушайте, как описывает её автор
«На голбчике, у печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка. Девчонка маленькая, и кошка маленькая…»
«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой»
Послушайте ещё отрывок
«… кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит…»
Как вы думаете, какая была Даренка, раз решила такую кошку к себе взять худую, ободранную?
Дети: Добрая
«Только после всякой сказки Дарёнка напомнит:
— Дедо, про козла-то скажи. Какой он?»
Девчоночка очень много вопросов задавала про козлика, поэтому что еще можно про неё сказать? Какая она.
Дети: Любопытная
(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)
Воспитатель: (гимнастика для глаз) Давайте попробуем изобразить, как девочка удивилась, когда первый раз увидела Серебряное копытце.
Раскройте широко глазки. Девочка не поверила своим глазам. Закрывайте глаза. Поморгайте. Вот как удивилась.
Воспитатель: Теперь вы мне расскажете, кто такой Кокованя и как вы его представляете? Как вы можете его описать, какой он?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, как изображают дедушку разные художники. (Слайд 6)
Послушайте, как описывает его автор
«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя»
«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой до бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой»
Чем обычно занимался Кокованя, какой работой, кто вспомнит?
Дети: Дед был охотником
Воспитатель: Послушайте отрывок из текста.
«Ты хоть кто? – спрашивает девчоночка.
Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю…»
Девочка сразу согласилась к Коковане жить идти. Как вы, ребята, думаете, почему. Каким он Дарёнке показался?
Дети: Добрым, весёлым
Воспитатель: Автор пишет. «Девочке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый».
(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)
(Гимнастика для глаз) А теперь представим, что мы с вами охотники и высматриваем козлика из-за кустов. Посмотрите глазками вправо, влево, вверх и вниз.
Воспитатель: Что рассказывал Кокованя Даренке о козлике, которого звали серебряным копытцем?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на картинку, она поможет вам описать козлика. (Слайд
«Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень.
Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней»
(при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней)
(гимнастика для глаз) Какие яркие камни посыпались. Закрывайте глаза. Открывайте.
Воспитатель: Вспомните ребята, что такое сказ?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сказ – занимательный рассказ, в котором фантастические события или герои, встречаются с настоящими.
Что в произведении сказочного, необычного вы услышали, а что настоящее?
Дети: В жизни таких козлов нет, кошки не говорят, только мяукают.
Воспитатель: Давайте еще немного пофантазируем. (Слайд 10)
О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали?
Что она козлику рассказала?
Куда исчезли Муренка и Серебряное копытце?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята (при повторном нажатии на слайд звучит россыпь камней). Но что же это за звук постоянно мы слышали?
А может это лесной козлик Серебряное копытце к нам заглядывал? Мне кажется, звук был за дверью, сидите, я посмотрю, вдруг опасно!
Посмотрите, за дверью лежит мешочек волшебных камней! Откуда он здесь появился? (Слайд 12)
Понравился ли вам сказ? Почему?
Кто написал сказ Серебряное копытце?
На этом наше занятие заканчивается, но для ребят я приготовила еще один сюрприз. Сейчас драгоценными камнями мы пойдем украшать дом, в котором жили герои нашего сказа.
Ребята, проходите к песочному столу. Я нарисую вам дом, крышу которого вы украсите.
Использованная литература:
Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет)/ авт.-сост.: О.М. Ельцова, А.В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021,-160 с.
Презентация: