ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» В.А. Сухомлинский.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” Б. М. Теплов
Театрализованная деятельность и чтение художественной литературы целенаправленно воздействуют на активизацию и развитие ряда психических процессов, таких как: восприятие, память, воображение, мышление. Они тесно связанны с формированием навыков устного речевого общения детей. Если ежедневно включать театрализованные игры и чтение художественной литературы во все формы педагогического процесса, можно улучшить степень речевого развития детей.
Работа в логопедических группах по этому направлению осуществляется по трем направлениям:
- Создание предметно — развивающей среды (книжный уголок, театральный уголок)
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
Работа с детьми:
По ознакомлению с художественной литературой в наших группах проводится следующая работа:
- Ежедневно в первой половине дня- рассказывание сказок, во второй половине дня –чтение художественной литературы.
- Каждый день проводится артикуляционная гимнастика, физкультминутки, пальчиковые гимнастики.
- Каждый вечер проводятся игры в театральном уголке.
- Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке (рассматривание иллюстраций к книгам)
- Так же был разработан проект: «Сотрудничество детского сада и библиотеки»
«Основная задача взрослого — открыть в ребенке талант читателя» С.Я. Маршак
В ноября мы с детьми посетили библиотеку им. В. Г. Белинского. Мероприятие было посвящено «Дню матери».
По театрализованной деятельности в наших группах проводится следующая работа:
- Каждую пятницу дети разыгрывают спектакль по сказке
- Взаимопосещение спектаклей
- Совместное изготовление атрибутов для организации театральных игр
Театрализованная деятельность и чтение художественной литературы – одни из самых эффективных способов развития речи. Здесь проявляются творческие способности детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Следующая > |
Роль художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается анализ результатов диагностики уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Так как художественная литература является доступной темп пониманию ребенка быть старшего куда дошкольного куда возраста, на формирующем этапе было разработано тематическое планирование на месяц с опорой на модель комплекса мероприятий по развитию связной речи.
Ключевые слова: речь, художественная литература, старшие дошкольники, связная речь, художественная литература, развитие речи.
В соответствии с ФГОС ДО и «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот — путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Цель исследования — теоретически обосновать и практически доказать эффективность развития связной речи средствами художественной литературы.
В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 — экспериментальная, 20 — контрольная группа).
Для определения роли художественной литературы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов:
1. Констатирующий этап.
Цель: определение уровня развития связной речи у дошкольников.
Для диагностики связной речи у дошкольников нами использовалась методика В. Н. Макаровой [3, с.6].
он Задание: пересказать текст как можно подробнее. В ходе обследования выявлялось умение детей пересказывать незнакомый текст (рассказ В. Сутеева «Под грибом»).
Рис. 1. Распределение показателей по уровню воспроизведения текста у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Исходя из результатов обследования, в экспериментальной группе выявлено 5 % (1 ребенок) дошкольников с высоким уровнем образного воспроизведения текста, тогда как в контрольной группе выявлено 15 % (3 ребенка). Выделена группа дошкольников экспериментальной (4 человека) и 10 % дошкольников из контрольной группы (2 человека), которые не справились с заданием, не сумели самостоятельно воспроизвести текст. По 75 % дошкольников экспериментальной и контрольной группы (15 человек) выполнили задание на среднем уровне: помощь экспериментатора и наводящие вопросы способствовали воспроизведению текста, дети только со второго раза сумели сформулировать основную мысль.
В результате выявлено, что 20 % дошкольников экспериментальной (4 человека) и 10 % дошкольников из контрольной группы (2 человека) затруднялись воспроизводить текст, тяжело формулировали смысл текста.
Из анализа результатов видно, что наблюдается неумение передавать содержание, из-за недостаточного, бедного словаря. Самостоятельные высказывания характеризуются ненужными паузами, разговорными штампами, искажением звуковой структуры слов.
Дети затруднялись составлять рассказ, даже имея в наличие стимульные картинки, многим требовалась помощь со стороны взрослых в виде наводящих вопросов, подсказок слов.
Анализ результатов указывает на следующие ошибки у детей: при переходе из одной части в другую отсутствовал связующий элемент, резкий скачок. В повествовании наблюдались множественные аграмматизмы.
Все дети частично составляют рассказ из 3 частей, отмечались неумышленные расширения, либо сужения сюжета. Дети при составлении рассказа в основном пользуются простыми предложениями, неправильно оформляют их.
Полученные результаты исследования старших дошкольников позволили нам разработать и апробировать занятия по развитию связной речи посредством художественной литературы.
2. Формирующий этап.
Цель: развитие связной речи посредством художественной литературы у старших дошкольников.
Во втором параграфе второй главы (формирующем этапе исследования) мы описали этапы формирования связной речи у старших дошкольников, посредством художественной литературы.
Развитие связной речи у старших дошкольников производилось посредством чтения и обсуждения таких классических произведений как:
«Аленький цветочек» С. Аксакова, русской народной сказки «Снегурочка» и «Никита Кожемяка», «Загадочное исчезновение гуся» В. Сутеева, «Лисичкин хлеб» М.Пришвина, «Четыре желания» К.Ушинского.
Таким образом, при изучении художественной литературы дети научились:
– строить связно свои высказывания;
– использовать образность высказываний;
– пополнили и развили словарный запас.
3. Контрольный этап.
Цель: определение динамики в развитии связной речи у дошкольников после проведения формирующего этапа посредством художественной литературы. На данном этапе мы описали результаты исследования, проведённого по той же методике В. Н. Макаровой.
Рис. 2. Распределение показателей по уровню воспроизведения текста у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Из анализа результатов видно, что у дошкольников экспериментальной группы наблюдается повышение умения воспроизводить содержание услышанного текста. Количество детей, сумевших самостоятельно сформулировать основную мысль текста, легко воспроизвести прослушанный текст увеличилось в экспериментальной группе на 25 %, в контрольной — на 15 %.
Детей, которые не справились бы с заданием, не осталось, что свидетельствует о положительной динамике и правильно выбранных коррекционных мероприятиях.
Количество детей со средним уровнем в контрольной и экспериментальной группе снизилось на 5 %.
Таким образом, обследовав 2 выборки дошкольников, мы пришли к следующим выводам, что в экспериментальной группе динамика по развитию связной речи лучше, у них наблюдается уменьшение количества логических ошибок, отсутствует «застревание» на второстепенных деталях, главные события выступают на первый план повествования при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента указывают на положительную динамику.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2017. — 400c.
- Гербова В. В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Свет, 20144. — 94 с.
- Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — 80 с.
- Ушакова О.С, Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей. — М.: Просвещение, 2015. — 200 с.
- Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. — М.: Академия, 2013. — 90 с.