Конспект литературно-художественного занятия в старшей группе «Вот и осень к нам пришла»


Россия,Республика Татарстан,Азнакаевский район,пгт. Актюбинский МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Огонёк»Воспитатель Вишневская Л.В.

Тип занятия: комплексное

Вид занятия:познавательное

Программное содержание:

  1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
  3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  5. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методические приемы: Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ; Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения, Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

  • фланелеграф
  • картинки с признаками осени
  • сюжетные картинки для составления рассказов
  • мяч
  • осенние листья

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

— Ребята,послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

— Ребята,о каком времени года здесь говорится? (об осени)

— А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

— А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

— А еще,ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

— листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.

-урожай осенью (что делают?) –урожай осенью уберают.

— птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.

-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Физминутка(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

— Ребята, давайте соберём осенний букет. Хором. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

-Молодцы ребята!

Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

— Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

— Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Итог занятия.

Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

— Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята: О каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Тема занятия: Осень. Признаки осени.

Возраст:

7-9 лет

Заключение:

ЗПР церебрально-органического генеза.

Форма
занятия:
индивидуальное занятие
Тип занятия:
коррекция и систематизации знаний
Тема занятия:
Осень. Признаки осени.

Задачи:
1. Обучающая:
Закрепить умение наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени.

2.Развивающая:

Развитие элементарных математических представлений. Развитие связной устной речи, развивать мелкую моторику ребенка.
3.Воспитательная:
Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы. Пробудить интерес к самосовершенствованию, саморазвитию, прививать интерес к занятиям.
4.Коррекционная:
Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление); корректировать и развивать пространственные представления;

Методы:

словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
иллюстрационный материал по теме, смайлики настроения, доска временных представлений.

Ход занятия:

I.Организационный этап.

-Здравствуй!!! Какое у тебя сейчас настроение? Выбери из предложенных изображений соответствующему твоему настроению. (СМАЙЛИКИ НАСТРОЕНИЯ)
II. Актуализация знаний. Работа по теме.

  • Развитие временных представлений.

Дефектолог читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

— Как ты думаешь, о каком времени года говорится в стихотворении?

— Назови осенние месяцы?

— Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

— Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

— Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

  • Вводная беседа

– Что ты можешь сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

— А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

— Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

— Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

— Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

— С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

— Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

— Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

— Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

— Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж. )

— Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

III. Развитие мелкой моторики .Пальчиковая гимнастика. Разбросала осень листья, (делают волнообразные движения ладонями) Разукрасила их кистью. (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз) Мы в осенний лес пойдем, («шагают» пальцами обеих рук) В букеты листья соберем. (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев) Лист кленовый, лист с осинки, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа) Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. (звонко хлопают в ладони) IV. Развитие зрительно-моторной координации.

  • «Найди по схеме»

Цель: развитие пространственного мышления, восприятия. Перед ребенком кладется рисунок, на котором изображена схема пути, который он должен совершить, чтобы добраться до цели. V. Коррекция высших психических функций.

  • Игра «Подбери признак»

    . Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.

Осень (какая?) — … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

  • Игра «Чего не бывает осенью?»

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

VI. Развитие элементарных математических представлений.

  • «Справа-слева»

Цель: автоматизация понятий справа-слева

Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых предме­тов, расположив их на столе.

VII. Развитие связной устной речи .Закрепление знаний. «Разложи и расскажи» Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи. Ученик получает серию картинок по теме занятия. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ. VIII. Итоги занятия. Рефлексия. -Чем мы сегодня с тобой занимались? — Молодец, сегодня мы прекрасно поработали. — Назови свои ассоциации.

Раздача домашнего задания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]