Адаптированная индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ

Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.

Инвалидами считаются:

  • дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
  • полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.

Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.

Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:

  • охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
  • представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
  • обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
  • оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.

Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ

Вероника Крылосова

Адаптированная образовательная программа для работы с детьми 3–7 лет с ОВЗ

Предлогаю Адаптированная образовательная программа от 3-7 лет с О. В. З.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Введение

1.3. Цели и задачи реализации адаптированной программы для детей – инвалидов и детей с ОВЗ

1.4. Принципы и подходы к реализации программы

1.4.1Принципы реабилитационной работы с детьми

1.4.2 Научно- обоснованные подходы для реализации программы

1.5. Особенности развития детей

1.6. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками программы

1.6.1. Требования ФГОС ДО к целевым ориентирам

1.7. Пояснительная записка в части, формируемой участниками образовательных отношений

1.7.1. Цели и задачи в части, формируемой участниками образовательных отношений 1.7.2. Планируемые результаты освоения программы.

2. Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в обязательной части программы

2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.6. Психологическое сопровождение образовательного процесса

2.7. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Режим дня

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.6. Годовой календарный график, учебный план, расписание непосредственно организованной образовательной деятельности

3.7. Календарно-тематическое планирование в части, формируемой участниками образовательных отношений

3.8. Требования, определяемые в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 Приложение I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»

)

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014) -Устава.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада №50

Содержание основной общеобразовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Основным программным документом по организации образовательногопроцесса в ДОУ является:

«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей – инвалидов и детей с ОВЗ существует ряд проблем,обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей – инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет. Новизна программызаключается в следующем:

-разработаны рабочая программы педагога-психолога по работе с детей – инвалидов и детьми ОВЗ (Приложение)

;

-разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей (Приложение)

-составлен перспективный план работы педагога-психолога.

Данная программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая)

;

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2. Введение.

Настоящая адаптированная программа предназначена для работы с детьми – инвалидами и с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (3 – 7 лет)

.

Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с детьми по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития детей на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно- воспитательной работы с учетом уровня психического развития ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

В программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной)

в зависимости от этапа обучения.

В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не менее 4 лет)

. Данная
программа обеспечивает осуществление образовательногопроцесса в двух основных организационных моделях:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая)

;

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

Источники финансирования Программы Муниципальный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

1.3. Цели и задачи программы.

Цель программы – создание условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи,решение которых необходимо для реализации цели:

1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

;

3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

8. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)

в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Специальные (коррекционные задачи)

:

1. Обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее обучающиеся, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.

2. Освоение обучающимися детьми Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.4. Принципы и подходы к формированию программы

В программе отражены преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении, наличии необходимой материальной базы и соответствующе квалификации педагогов.

Программа строится на основании принципов дошкольного образования:

1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация)

детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования)

;

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. сотрудничество организации с семьёй;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.4.1. Реабилитационная работа с детьмистроится с учетом следующих принципов:

-Принцип единства развития и коррекции, который означает, что коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

— Принцип единства диагностики и коррекции развития, который предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка;

— Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами;

— Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;

-Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

— Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;

— Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;

— Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т. к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

1.4.2. Программаосновывается на следующих научно обоснованных подходах:

1. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский)

определяет ряд принципиальных положений
Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ

Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:

  • проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
  • развивать моторику пальчиков;
  • прививать культурные и гигиенические навыки;
  • организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
  • создать благоприятную атмосферу в группе;
  • консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.

Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:

  • организует взаимодействие учителей;
  • работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
  • корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
  • разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
  • повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
  • консультирует родителей малыша.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

Логопед должен:

  • диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
  • разрабатывать индивидуальные планы обучения;
  • проводить индивидуальные занятия;
  • консультировать педагогический состав, включая родителей.

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.

Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ

Музыкальный работник:

  • занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
  • подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
  • использует инструменты музыкальной терапии.

Рабочая программа для детей с ОВЗ для детей старшего дошкольного возраста

Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка

Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в пространстве. Сложности зрительно — пространственного восприятия у детей с нарушением зрения обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т. е нарушена стереоскопическая информация. С этим связана некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других двигательных актов.

У детей с нарушением зрения из — за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения. Для детей характерна волнообразность в ходьбе. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью.

Ещё большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству, это связано с тем. Что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создаёт плоскостное восприятие пространства. Во всех видах ходьбы у детей с нарушением зрения наблюдается неправильная постановка стоп. Особенности двигательной подготовленности детей с нарушением зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа.

Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в дину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низкая техническая подготовка. Как правило, допускаются во всех фазах (толчке, полёте, приземлении) выполнения движения. В процессе прыжка ребёнку дольше приходится ориентироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается анализ и контроль над своими движениями. В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из-за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений. Специфика движений у детей проявляется в овладении лазанием, где основным показателем являются: сохранение равновесия при движении, согласованность движений рук и ног, а также уровень зрительного контроля за движением. Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недостаточной согласованностью зрительного контроля и движений рук и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек. При влезании до середины дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряжённость ног, причём ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину. Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблюдается в том, что дети перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность, неоднократно меняют позу перед метанием. Отсутствие прослеживания взором полёта мяча вызывает произвольность его при падении, что в значительной мере обуславливает низкие количественные показатели при метании у детей с нарушением зрения. Метание правой и левой рукой вдаль характеризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взора выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]