Методические рекомендации «Организация опытно — экспериментальной деятельности дошкольников»


Методические рекомендации «Организация опытно — экспериментальной деятельности дошкольников»

Выбор, подготовка пособий и оборудования с учётом возраста детей.

Обобщение результатов наблюдений (дневники, таблицы, фотографии) с целью подведения детей к самостоятельным выводам.

Формы работы с детьми

(методы и приёмы).

1. Экспериментальная игра: помогает убедиться в достоверности явлений. 2. Практическая деятельность. Действия (с магнитами, лупой, измерительными приборами). Позволяет самостоятельно овладеть способом познавательной деятельности. 3. Наблюдения в реальной жизни, экскурсии (таянье снега, туман, радуга, роса). Побуждает к поиску объяснения причин природных явлений. 4. Рассматривание схем, таблиц, рисунков. Позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. 5. Использование энциклопедических данных. Развивает интерес, интеллект. 6. Игра-драматизация. Ребёнок берёт на себя роль – объясняет, учит.

Специально организованная исследовательская деятельность

позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, явлениях, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Организация уголка экспериментирования

Материал, находящийся в уголке, располагается в доступном для детей месте. — Пособий для опытов и экспериментов должно быть в достаточном количестве. — Оборудование уголка подбирается с учётом возраста и уровня развития детей. — Материал для экспериментирования распределяется по разделам.

Оборудование уголка экспериментирования

— Приборы: увеличительные стёкла (лупы), микроскопы, песочные часы, магниты, зеркала и др. — Сосуды из различных материалов разного объёма и формы: колбы, пробирки, стаканы, чашки и др. — Природный материал: камешки, шишки, ракушки, мох и т. д. — Разные виды бумаги: картон, ватман, калька, гофрированная бумага и т. д. — Красители: пищевые и непищевые: акварель, гуашь и т. д. — Медицинские материалы: вата, кусочки марли, мерные ложки, деревянные палочки и др. — Сыпучие материалы: крупа, песок, мука и др. — Прочие материалы.

Заключение

Мир ребёнка разнообразен. Важно научить его находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых — давно знакомые. И всё это в атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Важно поощрять, воспитывать привычку учиться. Многие явления детям непонятны. Знакомство же с физическими явлениями служат средством для накопления впечатлений об окружающем мире, выступают инструментом для развития его умственной деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. В предложенных методических рекомендациях указания, как этого достичь.

Внимание! Акция до 25 декабря!

Автор: Юзенко Ирина Михайловна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Это обучение направлено на развитие творческих способностей детей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мы, педагоги, должны развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Целью работы педагогов детского сада является формирование знаний об окружающем мире у воспитанников путем детского экспериментирования. Какими бы мы хотели видеть наших выпускников? Способными самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; принимать активное участие в образовательном процессе. Во время исследовательского подхода обучение дошкольников идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на расширение активного освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания. Педагогами создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Эффективный метод, который способствует развитию познавательной активности детей в ДОУ – метод детского экспериментирования, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности: развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление) ; обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор и знания детей о неживой и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности

Роль развития опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей.

Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

– Как я это делаю?

– Почему я это делаю именно так, а не иначе?

– Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет)

.

2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие – нет)

.

3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности

детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.

Литература

1. Косолапова Н. Г. ,Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов, Иркутск, Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2008.

2. Марудова Е. В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, Методические рекомендации, по ред. Л. Н. Прохорова, 3-изд., испр. ,Москва, АРКТИ, 2005.

Дата публикации:

13.04.2020

Должность:

воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт:

Республика Саха Якутия Томпонский район п.Хандыга

Файл публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мишутка»

Доклад на тему: «Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ»

Подготовила: Сивак Юлия Юрьевна

Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(народная мудрость)

Актуальность

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт , попытка осуществить что-либо

margin-bottom: 0;»> Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает обьект в результате практической деятельности с ним.

Опяты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Цель:

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач

Задачи:

Формировать способность видеть многообразие мира

-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

-Развивать речь

_Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Гипотеза:

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт-экперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка

Для занятий опытно-экспериментальной деятельности в группе должен быть «Уголок экспериментирования»

В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты для опытов- природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное

-бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное

-красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами».

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности . Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую — опыты. Их провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельносной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально — познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!»

Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство; самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на формирование у детей умение вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно — следственные связи между материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений

-случайные подготовки не требует

-запланированные-начинаются с выбора обьекта, постановки задач

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой такой школы не прошел»

Литература:

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

Материалы Интернет-сайтов.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
  2. Наблюдения за объектом
  3. Просмотр иллюстраций
  4. Беседа с элементами дискуссии
  5. Познавательный рассказ воспитателя
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

  1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
  3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.
  4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.
  5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  • О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

Вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: Свойства песка

Задачи: Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Октябрь

Тема: Игры с веерами и султанчиками

Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха — это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Ноябрь

Тема: Звуки

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит. д.

Декабрь:

Тема: Ткань

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.

Январь

Тема: Древесина

Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Февраль

Тема: Бумага

Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март:

Тема: Посадка лука

Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Апрель

Тема: Веточка

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы — поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Май

Тема: Из чего сделаны предметы

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Июнь

Тема: Солнечный зайчик

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Июль

Тема: Узнай по вкусу

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит. д.

Август

Тема: Запахи

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Литература

  1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]