Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Лес». Старшая группа
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) по теме «Лес». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования старших групп. Этот конспект занятия направлен на формирование умения проводить звуковой анализ слов и проводить графическую запись предложения. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Программные задачи: 1. Формировать умение проводить звуковой анализ слов; 2. Формировать умение проводить графическую запись предложения; 3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей; 4. Расширять представления детей об окружающем мире; 5. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи. Словарная работа: лиса. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.
Ход занятия
1. Организационный момент Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя. 2. Сообщение темы и цели занятия Воспитатель: Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего? Воспитатель: Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал. 3. Фонетическая зарядка – Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес?
(Показ иллюстрации)
. – Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер? – Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях? – Как жужжат жуки?
(Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики?
(З-з-з)4. Звуковой анализ слова «лиса» Воспитатель: А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя: Хитрая плутовка, Рыжая головка Пушистый хвост – краса, Кто ж это? (Лиса.
)
Воспитатель: Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2) Воспитатель: Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой. Дети выкладывают схему слова «лиса».Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных? 5.Физкультминутка для глаз 6. Графическая запись предложения Воспитатель: Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений). Воспитатель: Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете? 7.Дидактическая игра «Что это?» Воспитатель: В лесу это может быть зеленым. Что это? (Листья, трава, кузнечик, лягушка, ель.) Воспитатель: В лесу может быть длинным. Что это? (Змея, гусеница, лесная тропинка.) Воспитатель: В лесу это может быть быстрым. Что это? (Заяц, птица, белка.) Воспитатель: В лесу это может быть опасным. Что это? (Змея, медведь, ядовитые грибы.) 8. Физкультминутка Воспитатель: Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных). 9. Игра «Найди домик животному» Воспитатель: Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками)
. Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками.
Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.10. Итог занятия
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас? Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект занятия по подготовке детей 5-6 лет к школе Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуки Г, Гь. Буква Г
Похожие статьи:
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
Список литературы
1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, -М.: Гном и Д, 2001.
2. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 -№ 4.
3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -М.: АПН РСФСР, 1962.
4. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 1996, № 2.
5. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
6. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).-М.: Школьная пресса, 2001.
7. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. -М.: Просвещение, 1974.
8. Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей / Под ред. О. М. Дьяченко. -М.: Новая школа, 1997.
9. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Младший и средний дошкольный возраст, -М.: Гном-Пресс, 1999.
10. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. Старший дошкольный возраст, – М.: Гном-Пресс, 1999.
11. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». -М., 2000.
12. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». -М., 2000.
13. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». -М., 2000.
14. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада, – УЦ им. Л.A. Венгера «Развитие», -М., 2000.
15. Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. – УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие». -М., 2000.
16. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.
17. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.
18. Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, -М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.
19. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко.-М.: Гном-Пресс, 1999.
20. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа / Под ред. О. М. Дьяченко.-М.: Гном-Пресс, 1999.
21. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко.-М.: Гном-Пресс, 1999.
22. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа / Под ред. О. М. Дьяченко,-М.: Гном-Пресс, 1999.
23. Роговин А. Хочу сделать сам, -М.: Педагогика, 1984.
24. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, -М.: Гном и Д, 2004.
25. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,-М.: Просвещение, 1993.
26. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.
27. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Реферативная информация. Дошкольное воспитание. -М., 1977, -№ 4.