«Развитие связной речи детей посредством театрально – игровой деятельности ».
2.1. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно
Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. [33 В развитии связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Наблюдая за различными явлениями окружающей жизни (природа, быт, труд взрослых и т.п.) большое значение уделяется развитию связной речи детей. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной — все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления, воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая природу, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т.е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение и подчинение. Методы и приемы, подбираемые нами для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Поэтому стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений. [2]
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же в образовательной деятельности. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. [7; 8; 15] Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине развиваются умения придумывать название рассказу в соответствии с содержанием. В рассказывании об игрушках (или набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изображение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причём это могут быть высказывания разных типов – описательные, повествовательные, контаминированные
Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников
Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; противоречия между современными требованиями и необходимостью содержания, с учетом ФГОС по данной проблеме.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Извлечение из ФГОС ДО
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Игра побуждает детей знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В своей самостоятельной деятельности дошкольники активно используют настольно — печатные дидактические игры, а также творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссёрские.
Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в развитии речи дошкольников. Дидактическая игра может быть использована как часть образовательной деятельности и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель, который создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования.
Воспитатель организует игры на развитие речевого дыхания («Подуй на одуванчик» «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и др.), на развитие фонематического слуха («Кто позвал?», «Что звучит?»). Для профилактики возможных нарушений звукопроизношения педагог ежедневно проводит игры на укрепление мышц артикуляционного аппарата ребёнка из серии «Весёлый язычок», использует игры с пальчиками на основе фольклорных произведений. Ежедневным содержанием речевого взаимодействия с детьми являются игры на звукоподражание («Кто как кричит», «Отгадай, кто в домике живет» и т. п.).
Педагог привлекает внимание ребёнка к речи как особому объекту познания: использует игры на словотворчество («Придумай название сказочному предмету», «Придумай имя сказочному персонажу»), привлекает детей к участию в словесных играх, обсуждает с детьми значение новых непонятных слов.
Чаще всего дидактическая игра используется в математическом развитии «Определи соседа», «Засели дом»; родному языку «Какой? Какая? Какое?», «Один много»…; ознакомлению с природой и окружающем миром «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?»…, в развитии сенсорной культуры «Собери натюрморт», «Собери пейзаж», «Составь портрет»…
Игры обогащают его словарный запас: он узнает название объекта; названия его некоторых частей и ярко выраженных особенностей; названия действий объекта, которое можно совершить с ним. Накопленный опыт помогает пополнить словарный запас дошкольника и найти применение более сложной форме связной речи.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе мы используем знаки мотивации: «Глаз», «Язычок», «Ухо», «Рот»…
Яркая, красочная среда речевого центра привлекает внимание детей, «зазывает» дошколят к самостоятельному объединению к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развитие связной речи детей. Так «Восклицательный знак» призывает детей — поиграй со мной. «Глаз» говорит — расскажи, что ты видишь, рассмотри иллюстрации. «Рука» предлагает — открой книгу, полистай страницы…
Привлекают детей к дидактическим играм в речевом мини центре и значки сложности. Они пробуждают у ребят любознательность, инициативность. Так на игре не знакомой, новой сначала ставится знак «Три колокольчика», что означает — игра познавательная, сложная, интересная, новая. По мере усвоения правил игры, когда дети начинают играть самостоятельно, игра востребована, появляется знак сначала «Два колокольчика», затем «Один колокольчик», что означает игра простая, может использоваться детьми в самостоятельной деятельности.
Привлекают внимание детей плачущие знаки мотивации. Так знак «Слёзы» — призывает детей поиграть с невостребованной детьми игрой. Воспитатель, привлекая внимание детей, объясняет, что игру никто не берёт для игры, и она заскучала, заплакала. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать желание у детей самостоятельно объединяться для игры, самостоятельно играя и соблюдая игровые правила, поддерживать игровой диалог. Стимулируя игровую деятельность, используем поощрительные призы. Призовой стимул очень способствует развитию игровой деятельности.
Фронтальное или индивидуальное проведение дидактических игр, «Какой? Какая? Какие?», «Один — много», «Кто что делает?» способствуют расширению у детей активного и пассивного словаря. Дидактические игры типа «Забавные истории» помогают детям составлять описательные рассказы по серии картинок. Через игру идёт развитие внимания, памяти, развивается логика, связная речь, игра влияет на развитие фантазии (домысливание сюжета), обогащение словаря. Игры типа «Да — нет» учат детей использовать в речи развёрнутые вопросы, предполагающие краткий ответ.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
В режиссерской игре “артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как “сценарист и режиссер”, управляет “артистами”. “Озвучивая” героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности речи. Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом у детей накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, теневой театр, театр на фланелеграфе, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения у детей. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш. Также интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
В средней группе происходит постепенный переход ребенка от игры “для себя” к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные (“параллельные”) роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого “типичного” образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения через речь.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог помогает самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. В подготовительной группе у дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи — куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова, выразительно произносить предложения или часть текста.
Театрализованная деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе.
Литература:
- Ушакова О. С. знакомим дошкольников 3–5 лет с литературой. — М., 2010.
- Ушакова О. С. знакомим дошкольников 5–7 лет с литературой. — М., 2010.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада — М., КНОРУС», 2003 г.
- Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. — СПб.: 2003.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.
- Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. — М.: А. П. О., 2004.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Хизбуллина Р.М., воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска
Я работаю в детском саду № 20 г. Усинска, приоритетным направлением которого является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, посещающими мою группу, отметила для себя, что различные формы нарушения речевого развития встречаются у большинства детей. Проанализировав ситуацию, проведя обследования речи детей, поняла, что у них бедный словарный запас, они не могут выразить полностью свою мысль, творческое воображение скованно, плохо развита связная речь, отсутствуют коммуникативные навыки, выразительность речи отсутствует. И пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию речи детей. Дети находятся большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем, и поэтому нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Анализируя современные исследования детской речи, пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в дошкольном возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Это богатейшее поле для эстетического развития детей. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. А игра, как известно — один из главных видов детской деятельности. Игра используется взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. Это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, в игре он познает мир. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берем на себя мы – воспитатели, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Кроме того, театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с ФГОС ДО, который требует создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных).
Я поставила перед собой цель: создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Исходя из цели, разработала следующие задачи:
- изучить литературу по театрализованной деятельности;
- побуждать интерес детей к театрализованной деятельности и создать для этого все условия;
- подготовить консультации для родителей по данной теме;
- создать комплекс игр на развитие слуха, звукоподражания;
- обогатить центр театральной деятельности новыми видами театра.
Первым делом я расширила свои знания о роли театрально-игровой деятельности в воспитании и развитии речи детей. На основе программы Н.Ф. Сорокиной составила программу для театрального кружка, стала вести кружок «Теремок». Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр — творчество – дети» предусматривает развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. Изучая эту программу, я убедилась в том, что она разработана в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка. Разработала план работы с детьми по театрализованной деятельности на год для детей дошкольного возраста, который включает в себя разнообразные формы и методы. При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением. При создании условий для театрально-игровой деятельности оборудовала театральный центр, в котором разместила разные виды театров и атрибутов к ним; картотеки различных игр.
Начиная работать с детьми второй младшей группы по данной теме много времени уделяла играм с пальчиковыми театрами. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, радовались новым персонажам из пальчикового театра. Потом я внесла группу новую игрушку и обыгрывала перед детьми потешки. В дальнейшем таким образом мы разучили много разных потешек, песенок, прибауток. Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры. Я поддерживала стремление каждого ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, позы и др.). Дети стали самостоятельно переодеваться в театральные костюмы, изображая сказочных героев. Они стали подвижнее и мимика стала выразительной, движения приобретали уверенность. Каждую сказку вначале детям показываю сама, используя различные виды театра, читаю текст. После показа сказки работаю с детьми совместно. Мы обсуждаем сказку для того, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фраз, отрывков из сказки. Затем еще раз читаю сказку и привлекаю детей к инсценировке полностью. Провожу игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия (как испугалась бабушка, как идет медведь и т.д). По мере взросления детей и перехода их в более старшие группы дети берут настольный театр по сказке и полностью воспроизводят ее, при этом другие смотрят. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Играем с куклами пальчикового театра, учим стихи, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитывается интерес ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра.
Занятия по театрализованной деятельности строила по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность разных формах, где воспитательно и каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельность.
На занятиях использую различные методы и приемы, которые позволяют детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные мною задачи. Во время занятий внимательно выслушиваю ответы и предложения детей – если они не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действиям с персонажами.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. В средних, старших и подготовительных группах наш театральный кружок «Теремок» показал ребятам детского сада множество сказок – как народных, так и авторских: «Теремок», «Под грибом», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Телефон», «Репка», «Муха-цокотуха» и другие. Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечения, как групповых, так и музыкальных, спортивных. На утренниках, посвященных к праздникам, мы готовим с детьми либо театрализованные сказки ( «Золушка», «Стрекоза и муравей»), или какие-либо сценки из сказок, показывая родителям наши успехи и достижения. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Теремок» каждый год является участие в отчетном концерте «Фабрика звезд».
Работа над данной темой невозможно без участия родителей. Родители активно включались в оформление театрализованного центра. Приобретали и делали своими руками различные виды театров. Я оформила для них папку-передвижку «Развитие речи через театрально-игровую деятельность», консультации «Построение среды для театрализованной деятельности», «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральных игр в домашних условиях» и т.д. Постоянно публикую статьи на данную тему в своей странице на сайте.
Используемая литература:
- Антипина А.К. Театрализованная деятельность в детском саду. М.; ТЦ Сфера, 2006
- Р.И. Жуковская. Творческие ролевые игры в детском саду. М., 2005
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. М., Просвещение, 2005
- Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей. М., ВЛАДОС, 2001
- Рахно М.О. Домашний кукольный театр. Ростов-на –Дону, Феникс, 2008
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем – СПб, Речь, М., ТЦ Сфера, 2008
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М.Мозаика-Синтез, 2008
- Интернет-ресурсы.
Следующая > |
Возможности театрализованной деятельности для развития речи
Несложно представить театрализованное действо и предположить, каково его значение в развитии речи участников. Актеры выразительно и эмоционально произносят монологи, ведут содержательные диалоги, демонстрируют богатый словарный запас, пестрят синонимами и эпитетами… Безусловно, этому красивому звучанию предшествуют многочисленные репетиции.
Но, если взрослые могут с помощью театральной деятельности так шлифовать свою речь, то почему бы не использовать элементы театрализации для формирования речевых навыков детишек, которые находятся только на первых ступенях речевого развития?
На самом деле, специалисты и воспитатели давно взяли на вооружение элементы театрализованной деятельности, чтобы развивать речь дошкольников и младших школьников.
Речевые навыки детей развиваются в театрализованной игре, в декламации, при озвучивании кукол в небольших постановках, которые вполне доступны в дошкольном возрасте.
Включая ребенка в проигрывание небольших сценок, или предлагая ему исполнить роль сказочного героя, взрослые создают условия для развития важнейших речевых умений:
- Использовать готовые речевые обороты
- Тренировать произношение
- Грамотно строить предложения
- Логически формулировать свои мысли
- Интонационно выразительно высказываться
- Осмысливать логические ударения в фразах
Систематические занятия с элементами театральных постановок, а также театрализованные игры оказывают заметное влияние на развитие речи дошкольников. Дети обучаются говорить связно, а развитие связной речи у детей дошкольного возраста это и есть та главная цель, которую необходимо достигнуть в речевом развитии.
Речь, будучи одной из основных специфических способностей человека, отличающих его от животных, имеет огромное значение в развитии личности. Речевая деятельность находится в тесной взаимосвязи с важнейшими психическими процессами – мышлением, восприятием – она опосредует познание окружающей действительности, способствует формированию представлений человека о самом себе.
Младший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи, когда создаются наиболее благоприятные условия для формирования различных ее сторон. В то же время, ведущей деятельностью ребенка младшего дошкольного возраста является игра в различных формах, в том числе и в форме театрализации. Данное обстоятельство открывает широкие возможности для использования театрализованной деятельности в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена социальной значимостью развития речи в период младшего дошкольного детства, важностью формирования всех сторон речи младших дошкольников для становления полноценной личности ребенка, необходимостью повышения уровня общей речевой культуры воспитанников ДОУ, а также возможностями использования в качестве эффективного средства речевого развития дошкольников театрализованной деятельности в контексте требований, предъявляемых ФГОС ДО.
Целью проводимого исследования является теоретическое изучение значения театрализованной деятельности в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста, предмет исследования – значение театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст представляет собой этап развития ребенка, охватывающий временной период с трех до четырех лет. Данный этап характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов ребенка, освоением им окружающей действительности. У детей младшего дошкольного возраста преобладают наглядно-образные формы мышления, восприятия, непроизвольные внимание, память. Потребность в двигательной активности крайне высока; у детей данной возрастной группы активно развиваются гибкость, скорость, сила, выносливость, координация. Относительно социально-эмоциональной сферы развития личности ребенка в этом возрасте можно говорить о повышенном стремлении к общению с ровесниками и взрослыми, позволяющем формироваться у младших дошкольников навыку совместной игры. Дети в этом возрасте охотно идут на контакт, помогают взрослым, делятся игрушками. Они начинают осваивать гендерные роли. Значительно увеличиваются речевые возможности дошкольника, в речи ребенка появляются сложные предложения [4, с. 15].
Младший дошкольный возраст имеет повышенное значение в развитии речи ребенка. При этом, развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста в онтогенезе осуществляется одновременно по различным направлениями, определяя формирование фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон, а также развитие связной речи.
В аспекте фонетико-фонематического развития речи в младшем дошкольном возрасте уже хорошо развито фонематическое восприятие: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранять слоговую структуру слова в самостоятельной речи. На четвертом году жизни продолжается укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц, участвующих в произнесении звуков речи, становятся более координированными. В речи дошкольника появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных [2, с. 137].
Лексико-грамматическая сторона развития речи ребенка младшего дошкольного возраста характеризуется тем, что к трем годам в словаре ребенка насчитывается уже более 1000 слов. На данном этапе в речи дошкольника активно формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия, уточняются значения слов. Предложение младшего дошкольника состоит из 5-6 слов, лексикограмматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми. В результате к четырем годам словарный запас ребенка возрастает до 1600 – 1900 слов, а предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами [2, с. 137 – 138].
Развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте характеризуется, главным образом, тем, что на данном этапе происходит отделение речи от непосредственного практического опыта ребенка. Главной особенностью в данном отношении становится постепенное возникновение планирующей функции речи, которая приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний, пока еще с опорой на наглядный материал, постепенно усложняется синтаксическая структура рассказов ребенка [2, с. 138].
Эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста является театрализованная деятельность как форма игры, выполнение которой на данном этапе определяет формирование основных психологических новообразований человека, высококачественных перемен в его нервной системе [3, с. 37].
Театрализованная деятельность это, одновременно, и разновидность художественной деятельности ребенка-дошкольника, в процессе которой происходит интеграция литературы, музыки, изобразительного творчества, и сюжетная игра, проявляющаяся в творческом опыте ребенка. Посредством театрализованной деятельности у детей происходит формирование умения пользоваться различными формами речевой деятельности: они учатся грамотно задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свое мнение, аргументировать его, учатся отражать посредством языковых средств свои впечатления и эмоции, учатся проявлять терпимость к мнению, отличающемуся от их собственного [5, с. 110 – 112].
В процессе театрализованной деятельности происходит формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных правил поведения в процессе межличностного взаимодействия (внимательно слушать собеседника, высказываться по очереди). Происходящие в процессе театрализованной деятельности заучивание литературных диалогов, инсценировка по ролям стихов, потешек обогащают речь младших дошкольников новыми словами и лексико-грамматическими категориями, способствуют усвоению принципов верного произношения, пополняют речь детей формами диалогических реплик. В процессе театрализации дети запоминают правила осуществления коммуникативной деятельности, у них формируется представление об участниках диалога [1, с. 119].
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие всех сторон речи ребенка младшего дошкольного возраста. В театрализации происходит формирование фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, пополнение словарного запаса, развитие связности в высказываниях.
Литература
- Вдовенко Л.В. Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника // Наука и образование: новое время. – 2017. — № 6. – С. 118 – 120.
- Дементьева Т.В. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. — № 2. – С. 137 – 138.
- Заяц О.В. Направления развития сюжетно-ролевой игры дошкольников // Проблемы теории и практики психологии развития. – 2018. – С. 37 – 38.
- Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Универсум: психология и образование. – 2021. — № 11. – С. 13 – 16.
- Никанорова И.В. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников // Инновационные педагогические технологии. – Казань: Бук, 2014. – С. 110 – 112.