Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения


Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения

Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах: самоанализ, или рефлексивный анализ; анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ. Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе. Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы. Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога Проблемный анализ призван диагностировать: качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада; эффективность используемых методов работы с детьми; уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми; соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом. Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является: оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями); прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре); психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.); наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов); уровень усвоения детьми материала; методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника). Приёмы проведения анализа Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов. Словесные приёмы Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно. Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга Наблюдение Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о: методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними); психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему); методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой). Практические приёмы для анализа конспекта занятия Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов). Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой. Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы Какие виды деятельности анализируются Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности: развитие речи; формирование элементарных математических представлений (ФЭМП); формирование целостной картины мира (ФЦКМ); музыкальное занятие; логопедическое занятие; хореография; физкультура; основы грамоты. Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях. Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения: прогулки; утренника; развлечения. Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность. По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки Схемы анализа Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей: общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер; педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия; психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей; анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня). Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства. Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ Тема урока. Дата проведения. Ф. И. О. педагога с указанием регалий. Название группы и возраст детей. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия). Реализуется ли индивидуальный подход на занятии. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично. Пример анализа занятия по развитию речи Дата проведения: 26.11.16. Группа: «Солнышко» Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В. Занятие: Развитие речи, рисование. Тема: «Дари добро» Цель: формирование представлений о мире, любви, добре. Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы. Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье. На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми. Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования. Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями. Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

ov/ Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ Таблица: схема карты развёрнутого анализа Цель посещения занятия: Ф. И. О. педагога, регалии: Дата: Занятие: Тема: № Показатели Баллы 1 Целеполагание Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены. 2 Подготовка к занятию 2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия). 2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии. 2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо). 3 Структура занятия 3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия. 3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач. 3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия. 4 Содержание занятия 4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу. 4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей. 4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями. 5. Выполнение санитарно-гигиенических требований 5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия). 5.2. Смена поз во время занятия. 5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. 5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям. 6. Создание познавательной сферы занятия Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех. 7. Применяемые методы обучения 7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. 7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания. 7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников. 8. Организация деятельности детей 8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах. 8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками. 9. Взаимодействие воспитателя и детей 9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия. 9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности. 10. Речь воспитателя и её значение на занятии 10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия. 10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. 10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству. 11 Воспитывающая сторона занятия. 11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы. 11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания. 11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот. 12 Контроль и коррекция деятельности детей. 12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников. 12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля. 12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии. 13 Результативность занятия 13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения. 13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности. 13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире). Всего баллов: Критерии оценивания: 0 б. – показатель не проявляется; 1 б. – проявляется частично; 2 б. – проявляется в полном объёме. 60–70 б. – оптимальный уровень; 35–48 б. – допустимый уровень; 49–59 б. – достаточный уровень; менее 50 б. – критический уровень. Занятие посетил: Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду Вопросы для рассмотрения Да Нет Частично Примечание Психологический мониторинг активности детей: дети активны на занятии; малыши положительно воспринимают педагога; на занятии у ребят преобладает хорошее настроение. Психолого-педагогическая оценка урока: организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации); соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере); соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока). Психологическая диагностика активности педагога: наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»); общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу); внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске). Дата анализа: Группа: Воспитатель — Ф. И. О.: Проверяющий — Ф. И. О.: Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь Видео: пример общего анализа занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников. Автор: Наталья Василишин Распечатать Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: 54321 Поделитесь с друзьями! Похожие записи: Методические аспекты проведения работы перед сном в детском саду Как провести анализ открытого занятия в детском саду Методические основы подготовки и проведения игр по ПДД в детском саду Яндекс.Директ Курсы для воспитателей ДОУ! Дистанционные курсы! Диплом! По ФГОС! ФИПКиП! Идет набор! По всей России! fipkip.ruАдрес и телефон Конкурс воспитателей.Участие от 25 р.! Всероссийский конкурс (г. Москва). Диплом за 1 мин.! Только призовые места! Публикации! apr-el.ru Официальный сайт АК Моравия Сочи Продажа апартаментов с видом на море. Акция – Скидка при наличном расчёте! sochi-moravia.comАдрес и телефон Проектная декларация на рекламируемом сайте Курсы для воспитателей ДОУ ФГОС Дистанц. Курсы Переподг. (520ч + диплом) и КПК (72ч + удостов.) для воспитателей ДОУ eduregion.ruАдрес и телефон Интересное В России вводится новый налог для жителей деревень и дачников Нативная реклама Что не стоит делать в путешествии? 7 проверенных советов Нативная реклама Назван лучший смартфон для тех, кто любит спорт Нативная реклама Открытое занятие в детском саду: протокол, титульный лист, сценарий Уголки в детском саду: оформление по ФГОС + фото Оформление группы в детском саду своими руками в соответствии с ФГОС, зонирование, дизайн + фото Relap Беседа в старшей группе: методика подготовки и проведения Предыдущая статья Проводим беседы в подготовительной группе: картотеки и методика Следующая статья Похожие статьиМетодика проведения самоанализа занятия в детском садуНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 10.07.2018Самообразование воспитателя подготовительной группы: важные аспекты методики работыНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 07.06.2018 Методические аспекты реализации программы «От рождения до школы» в старшей группеНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 29.05.2018Дидактический материал для детского сада своими рукамиГАЛИНА РОСТИСЛАВОВНА САЛЬНИКОВА 11.04.2018 Программа «От рождения до школы»: не форсированное, а природосообразное развитие ребёнкаНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 06.04.2018Программа «Детский сад 2100»: образовательный процесс без стресса и перегрузокНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 04.04.2018

https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/analiz-zanyatiya-v-detskom-sadu.html#hcq=NickvXq

Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения

Методический комментарий к занятию «Путешествие с колобком»

Методический комментарий

к интегрированному занятию «Путешествие с колобком»

1-Пересыпкинский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош.

Воспитатель дошкольной группы Носаева Ирина Алексеевна.

Возрастная группа: 5 лет (8 человек)

В данном занятии прослеживается интеграция образовательных областей: ведущая – «Формирование математических представлений», а также «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Совместная деятельность педагога и детей подготовительной группы является завершающим этапом тематического цикла из ООП (основной образовательной программы) ДОУ: «Геометрические фигуры», «Счёт до пяти» (взросло-детская (партнёрская) деятельность №3 и №4)

Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «желание помочь» через создание воображаемых проблемных ситуаций).

В ходе занятия воспитателем использовались эффективные методы и приёмы для решения цели и задач интегрированного занятия:

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.

Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

Разнообразные дидактические игры для формирования математических знаний.

Воспитателем выполнены основные требования к интегрированному занятию:

Четкость, компактность, сжатость данного материала.

Продуманность и логическая взаимосвязь всех этапов проводимого занятия;

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

Систематичность и доступность изложения материала.

Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

При выборе темы занятия и материалов к нему педагог опирался на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е Веракса, учитывал возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.

С детьми была проведена предварительная работа воспитателем группы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры по математике

Использовались следующие формы организации детей:

групповая – д/и «Разложи правильно», «Сосчитай матрёшек», зрительная, дыхательная и пальчиковая гимнастики;

индивидуальная – д/и «Определи геометрическую фигуру», «Собери бусы лисички»

Были продуманы условия:

1. В зале проветрено, чисто.

2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.

3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Характеристика частей занятия:

Вводная часть занятия направлена на мотивацию детей. На данном этапе была предложена проблемная ситуация «Помочь колобку вернуться домой», которая стимулировала детей на дальнейшую деятельность: выполнение заданий учителя, активизации познавательной деятельности, также был вызван интерес у детей к дальнейшей работе.

Основная часть занятия строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Наглядные:

иллюстративный красочный материал, демонстрационный, презентация;

Словесные: составление конструкций – простых предложений, чтение поэтических текстов, педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;

Практический: выполнение детьми зрительной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, участие в дидактических играх.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы воспитатель старался раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов были отобраны следующие: репродуктивный метод – образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям, речь педагога была образцом для детей: речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов, исследовательский метод – решение проблемно-игровой ситуации – поможем «колобку вернуться домой». Также использовались ЭОР: звуковые и зрительные файлы. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастики.

Заключительный этап, на нём был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.

Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия. В ходе всего занятия создавалась ситуация успеха для каждого ребенка. Совместное общение проходило эмоционально, на протяжении всего занятия соблюдались партнерские отношения (что и трактует ФГОС ДО).

Достижение цели занятия, через реализацию всех поставленных задач, было выполнено.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]