Тема недели «Книжкина неделя» в старшей и подготовительной группах


«Книжкина неделя» в старшей группе: планирование

Невозможно переоценить влияние, которое оказывает чтение книг, на грамотность, пополнение словарного запаса, расширение кругозора человека, особенно у детей на подготовительном этапе развития.

«Книжкина неделя» в ДОУ

К сведению! Интерес к новому легче всего зародить в детстве, так как малыши обладают способностью ярко и искренне переживать, сострадать, радоваться, возмущаться, что и проявляется во время прочтения художественного произведения.

Цели, задачи

Главная цель данного проекта — зародить любовь к чтению книг, научить детей бережному отношению к ним, сформировать интерес к книгам посредством творческой и познавательной деятельности.

В процессе реализации этого проекта, предусмотрено решение следующих задач:

  • Зародить и поддержать интерес к книгам и любовь к чтению, воспитать читательский вкус и бережное отношение к книге.
  • Дать представление детям о видах книг и литературных жанрах.
  • Ознакомить детей со всеми стадиями создания книг.
  • Сформировать у малышей понимание роли писателя, иллюстратора, оформителя в создании книги.
  • Объяснить воспитанникам необходимость и значение библиотек.
  • Привлечь детей, родителей, воспитателей к обыгрыванию сюжетов из книг.

Знакомство малышей с природой

Лексические темы

Каждый день календарной недели планируется провести мероприятия (игры, занятия), презентации (озвучивание рефератов и публикация конспектов в классе) или тематические занятия (сообщение важной информации по определенной теме) по следующим лексическим темам:

  • Понедельник. Прогулка по родному краю. Знакомство с природой через произведения писателей Бианки В. В., Пришвин М. М.
  • Вторник. Таня, Юлечка, Петя и другие герои. Знакомство с детской поэзией через произведения Маршака С. Я., Михалкова С. В., Агнии Барто, Токмаковой И. П., Мустая Карима.
  • Среда. Путешествие на остров Буян. Знакомство со сказками и баснями через произведения Пушкина А.С., Крылова И.А., Ушинского К.Д.
  • Четверг. Прогулки по Санкт-Петербургу. Знакомство с архитектурой, географией, жизнью, климатом Санкт-Петербурга через стихотворения поэтов Блока А. А., Саши Чёрного.
  • Пятница. Приключения Бибигона. Знакомство с произведениями писателя Чуковского К. И.
  • Суббота. Незнайкины друзья. Знакомство с произведениями писателя Носова Н. Н.

Дополнительная информация! В рамках каждой темы следует познакомить детей с биографией и известными произведениями детских писателей и поэтов, дать общую характеристику их творчества. Выбрать в произведениях один из сюжетов, наиболее увлёкший детей, и сыграть его по ролям вместе с ними.

Итоговое событие

Итоговое событие — каждый день следует выделить время на изготовление книги собственного сочинения и рисунками. По окончании «Книжкиной недели», пройдёт выставка книг, изготовленных самими детьми.

Важно! Все мероприятия в рамках «Книжкиной недели» должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Раскраски по ПДД для ребенка дошкольника 3-4 лет

Книжка-малышка из бумаги А4

Маленькие книжки-малышки отлично подходят для изучения азов чтения. Они веселые и забавные, в них нет ничего лишнего, а ребенок воспринимает такой досуг, как увлекательную игру. Да и такие карманные книжки всегда удобно брать с собой в поездки и путешествия!


Фото: pinterest.ru

Тебе понадобится:
Бумага А4, канцелярский нож, клей, цветные карандаши, фломастеры, ручки и мелки.
Как сделать:

Сложи лист бумаги А4 пополам вдоль, потом еще раз – поперек, и снова – каждую половинку. Разверни его и сделай разрез посередине канцелярским ножом. Промажь одну сторону клеем по всей плоскости и сложи книжку, зафиксировав странички.

Можешь соединить несколько таких бумажных блоков в одну книжку потолще и даже сделать обложку. Останется только нарисовать картинки и написать текст. Их можно использовать для изучения времен года, животных, окружающих предметов, чисел – чего угодно!

Книжка-малышка на кольцах

Тактильные ощущения – важнейший жизненный этап для всех малышей, поэтому и книжки-малышки нужны соответствующие. Используй крупные детали, выразительные фактуры, яркие цвета и разные материалы. Соединяй отдельные страницы на крупные кольца или завязки.


Фото: cdo21.ru

Тебе понадобится:
Цветной картон, ножницы, дырокол и кольца, клей, степлер, цветная ткань, всевозможные наполнители и скотч.
Как сделать:

Сложи лист картона пополам, склей и дыроколом сделай посередине отверстия для сшивки – это будут твои страницы. В дальнейшем ты сможешь собрать их на разъемные кольца. Так книжку-малышку будет удобно хранить, ничего не потеряется, но ребенок сможет изучать каждый лист по-отдельности.

На двухсторонний скотч приклей пупырчатую пленку, кружево, гофрированную бумагу или какой-то другой материал с необычной фактурой. Используй кисточки, бахрому, мелкие вязаные игрушки и украшения, воздушные шарики, ленты, помпоны, перья – все, что найдешь!

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Методическая разработка «День детской книги»

Интерактивный досуг для детей старшего дошкольного возраста

Неуступова Екатерина Сергеевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга

Цель: доставить радость, создать веселое праздничное настроение, обозначить значимость книги в жизни человека, неотъемлемость книги в социально — культурном развитии людей,

Задачи:

Образовательные:

  • дать знания о данном празднике, истории возникновения книги
  • закрепить знания о детских писателях и поэтах

Развивающие:

  • способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
  • показать детям общественную значимость праздника – День детской книги
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении)
  • развивать самостоятельность и инициативу, художественно – эстетический вкус
  • дать информацию о важности чтения художественных книг

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
  • воспитывать аккуратность, дружелюбие и заботливое и бережное отношение к книге

Используемые технологии: ИКТ,

Материалы и оборудование: медиапроектор с презентацией, книги, пластилин и стеки для детей, изобразительные материалы, бумага, береста, камень, глина, тонкие дощечки, воск, спиртовка для разогревания воска, шнуры или веревочки для изготовления книг.

Ход досуга: слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о книге. Что такое книга? Зачем людям нужны книги? А в мире животных нужны книги? (Ответы детей)

слайд 2

Ведущий: Правильно, ребята, книги нужны только человеку, чтобы узнавать что-то новое, знать все обо всем на свете. (Читает стихотворение)

Ребята, а какие пословицы или поговорки вы знаете о книгах? (Ответы детей)

Ведущий: А вы знаете, что книги не всегда были такими, как сейчас? Из чего делают книги, как вы думаете? (Ответы детей)

Ведущий: история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по –разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. (Ведущий рассказывает по слайдам)

слайд 3-8

В древние времена материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Затем появились ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.

В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет.

В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.

Во 2 в.н. э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.

Ведущий: Ребята, а вы сами хотели бы изготовить книгу?

— Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась так: на страницы – дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек соединяли шнурком в книжечку.

Мы с вами сейчас попробуем изготовить такую книжку.

(Ведущий с группой детей самостоятельно делают книгу).

Слайд 9-10

Первый печатный станок

Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше, чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.

В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы Гостужского и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец. В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.

Первая русская печатная книга

1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол»

Слайд 11

Ведущий: посмотрите, ребята, на каких сложных современных печатных станках делают книги в настоящее время.

Слайд 12

Ведущий: ответьте, пожалуйста, что можно сделать из обычной бумаги?

Слайд 13- 18

Ведущий: а теперь, ребята, посмотрите, какие необыкновенные книги бывают на свете.

— Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри- Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах выгравирован текст одной из древне-индийских поэм.

— Кузнец из болгарского селения Враца, Ангел Костов, изготовил металлическую книгу весом в 4 кг, форматом 18х22 см. На двадцати двух её страницах знаменитые на весь мир габровские шутки, афоризмы и пословицы.

— Самой дорогой книгой мира ныне считается «Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350000 долларов. Ныне она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса.

Самая большая книга

В этой книге собрано 37 печатных карт, которые издали в 1660 году специально для английского короля того времени Карла II. На этих 37 изображениях Земли увековечены абсолютно все знания и представления человечества того времени о мире. Книгу уже ни один раз исследовали историки, в ней хранятся богатейшие данные о том времени. Все атласы представляют собой, на самом деле, настенные карты, с размером 1,9 x 1,75, которые были аккуратно подшиты и богато украшены.

Слайд 19

Ведущий: А теперь, ребята, нам бы хотелось послушать, какие стихотворения о книгах вы знаете. (Дети читают стихи)

Слайд 20- 25

Ведущий: Каких детских писателей и поэтов и какие их произведения вы знаете?

А.Барто

Слайд 26

Давайте немного поиграем. Вам дается задание: вспомнить название сказки по ее герою.

Слайд 27-29

Ведущий достает книгу без картинок и с красочными иллюстрациями, показывает детям.

Ребята, чем отличаются эти книги? (Ответы детей). Правильно, в этой книге есть красочные картинки. А кто рисует картинки в книгах? Да, верно, художники-иллюстраторы. Каких художников иллюстраторов вы знаете?

Рассказы по слайдам.

Слайд 30

Ведущий: А теперь ребята, сравните вот эти две книги. Показывает старую, рваную книгу и новую. Чем же отличаются эти книги? (Ответы детей) Правильно ребята. А чтобы книги надолго оставались новыми и красивыми, существуют правила обращения с книгами. Вы их знаете? Рассказ по слайду.

Слайд 31

Ведущий: Скажите, ребята, что это за помещения? Верно, такие помещения называются библиотеками. Слово «библиотека» произошло от слов «библио» — книга, и «тека» — хранилище. То есть, библиотека – это хранилище книг. Для чего же нужны библиотеки? (Ответы детей). Правильно, ребята, в библиотеке можно взять книгу на время, чтобы прочитать ее. Ведь читаем мы за всю жизнь очень много и все прочитанные книги не в состоянии хранить дома. Поэтому люди создают библиотеки и пользуются ими.

Слайд 32- 33

Ведущий: А теперь, ребята, я познакомлю вас с памятниками, посвященными книгам и чтению. Далее по слайдам.

Слайд 34

Ведущий: А теперь давайте с вами попробует решить кроссворд о книгах и чтении. Узнаем, как вы слушали и что узнали из нашей сегодняшней беседы.

  1. слово: На каком материале писали острыми палочками, прикрепляемыми к поясу в старину на Руси? (Береста)
  2. слово: Детский писатель, который написал веселые истории о Незнайке? Николай… (Носов)
  3. слово: Лучшее учение – это… (Чтение)
  4. слово: Хранилище книг (Библиотека)
  5. слово: Фамилия первого русского книгопечатника (Федоров)
  6. слово: Детская писательница, сочинившая цикл стихотворений об игрушках. (Барто)
  7. слово: Материал, из которого делают книги. (Бумага)
  8. слово: Наши лучшие друзья на всю жизнь, это – (книги) МУЗЫКА (ТУШ)

Молодцы, ребята, разгадали весь кроссворд. Значит, вы умеете внимательно слушать и запоминать услышанное.

Слайд 35

Ведущий: Сейчас, под конец нашего сегодняшнего праздника, ребята споют нам песню о книгах

Затем ведущий читает стихотворение

Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Хлеб питает тело, как на крыльях летаешь.
  2. Золото добывают из земли, а к себе манит.
  3. Неграмотный, как слепой, а книга – разум.
  4. Книга в счастье украшает, ума набраться.
  5. Книга не пряник, а книга глаза открывает.
  6. Книга не самолет, ярче звездочки светит.
  7. Хорошая книга а несчастье – утешает.
  8. С книгой знаться а за тридевять земель унесет.
  9. Книгу читаешь а знания из книг.

Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Хлеб питает тело, а книга – разум.
  2. Золото добывают из земли, а знания — из книг.
  3. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
  4. Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  5. Книга не пряник, а к себе манит.
  6. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
  7. Хорошая книга ярче звездочки светит.
  8. С книгой знаться – ума набраться.
  9. Книгу читаешь, как на крылья летаешь.

Приложение:

материалы, которые можно дополнительно использовать при проведении досуга:

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать,

А можно взять И почитать! Праздник книжки Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят. По-весеннему сегодня Расцвели глаза ребят. Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки. Книга – верный, Книга – первый, Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки, Нам никак нельзя без книжки! – Все ребята говорят.

(З. Бычков)

Писатель

С книжками мы все дружны: И ты, и я – читатели. И, конечно, знаем мы, Что пишут их писатели.

Писателем не просто стать, Как и музыкантом – Непременно обладать Надо тут талантом.

Как в профессии любой, Здесь свои секреты: В книге действует герой Строго по сюжету.

Сочиняет свой сюжет Автор, сидя в кресле. Выдумке предела нет – Лишь бы интересней.

Он Незнайку на Луну, Словно маг, отправит, И волшебную страну Полюбить заставит.

Из нее приходят к нам: Винни-Пух, Мальвина, Айболит, Гиппопотам, Храбрый Чипполино.

Здесь, за письменным столом, Место их рожденья, Оживают под пером Все их приключенья.

Вот дописана строка, И готова книжка… Прочтут ее наверняка Девчонки и мальчишки!

Чтение

Мама мне читает книжку Про зайчишку и лисёнка… Я б послушал про войнушку, Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно, Так, что даже зазевает. Ладно, завтра про войнушку На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку И про плюшевого мишку. Хоть про мышку, хоть про шишку – Всё равно, была бы книжка!

(А. Корнилов)

Книжкины секреты

Если хочешь много знать, Вслушайся в советы. Научись распознавать Книжные секреты.

В каждой книжке — свой секрет, И ненужных книжек нет. Если быстрый самолет В небо устремился,

Знает свой секрет пилот. Он ему учился. В каждой книжке — свой секрет, И ненужных книжек нет.

Если мама на обед Варит щи и кашу, У нее есть свой секрет, Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки, Знайте, все мальчишки: В каждой книжке — свой секрет! Все читайте книжки!

(Л. Гусельникова)

  • **

Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков, Про тайны Земли и движенье планет – С тобой ничего непонятного нет. Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу.

(Б. Раевский)

Следующая >

Делаем книжку-малышку вместе с ребенком

Иногда детям надоедают даже милые фетровые зайчики и погремушки, зато они любят творить и придумывать новые идеи сами. Выбирайте тему для книжки-малышки вместе, рисуйте, собирайте интересные факты, используйте картинки и наклейки!


Фото: connecticum-dou.ru

Тебе понадобится:
Бумага, клей, краски и карандаши, старые журналы и распечатки, стикеры, иголка с ниткой.
Как сделать:

Вместо того, чтобы делать страницы из ткани или распечатывать фоны, нарисуйте их самостоятельно! Например, чтобы сделать книжку про животных, сначала нарисуйте места их обитания. Для этого сложи листы бумаги А4 пополам и вручи их чаду вместе с картинками – пусть ребенок выберет животных, которых хочет там поселить, а ты пока найди про них что-нибудь интересное.

Дети постарше могут сами заполнять текст в книжке-малышке – заодно это будет небольшая тренировка навыков письма. Останется только наклеить всех животных на свои страницы и сшить книгу посередине обычной плотной ниткой.

Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!

Книжка-малышка из старых журналов

Это очень простая и интересная идея книжки-малышки, которую можно воплотить в жизнь вместе с ребенком. Пускай чадо самостоятельно выберет тему, вырезает картинки и размещает их на странице. Такую книгу весело не только читать, но и делать, а потом – меняться с друзьями!


Фото: infourok.ru

Тебе понадобится:
Старые разноцветные книги и журналы, ножницы, бумага, клей, карандаши, нитка и иголка, скотч.
Как сделать:

Определись с размерами будущей книжки-малышки, количеством страниц и темой – например, это могут быть животные и растения. Раздели вырезанные иллюстрации на группы: дикие животные, домашние животные, рыбы, птицы и так далее.

Для обложки возьми плотные листы картона, страницы сделай из бумаги и прошей их толстой крепкой ниткой. Внутри можешь оставить вкладыши из целых журнальных страниц с познавательной информацией. Так дети смогут больше узнать о тех животных, которых до этого вырезали и клеили.

Книжка-малышка из ткани

Мягкие книжки-малышки с тканевыми страницами в огромном множестве продаются в детских магазинах. Но зачем переплачивать за то, что можно легко и быстро сделать своими руками? Достаточно освоить базовый принцип – и ты сможешь делать такие игрушки, пока ребенку не надоест!


Фото: pinterest.com.au

Тебе понадобится:
Разноцветная ткань, ленты, кружева, фетр, крупные фактурные детали, нитки и иголки.
Как сделать:

Вырежи несколько отрезов разноцветной ткани 20х40 см (либо того размера, какие хочешь страницы). Укрась их буквами или детальками из фетра, фигурками на липучках, молниями, кнопками, мехом, перьями, кисточками, шнурками, бахромой и вязаными игрушками.

Чтобы соединить страницы, сложи две из них лицом к лицу, прошей по периметру и оставь только небольшое отверстие с одной стороны. Через него аккуратно выверни заготовку и вложи внутрь отрез тонкого синтепона для объема, а потом зашей отверстие. Это будет обложка, первая и последняя страницы, соответственно.

Все внутренние страницы просто складывай пополам, сшивай, выворачивай и точно так же наполняй синтепоном. Внутренние страницы просто вшей внутрь крупными стежками или прикрепи на ленту. Сделай на обложке завязки или застежки, чтобы ребенку было интереснее, а тебе – удобнее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]