Рисуем животных
Старшие дошкольники уже умеют изображать животных, но чаще они у них сказочные, одушевленные (в платьях и костюмах, ходят на двух ногах, кушают при помощи лап). Задача воспитателя — добиться реалистичной передачи образа. Для этого изобразительная деятельность проходит параллельно с аппликациями, лепкой, чтением, знакомством с окружающим миром.
Для начала дети изучают особенности строения тела, потом пытаются найти общие свойства с уже знакомыми формами (например, голова круглая, туловище овальное, уши треугольные). Кроме сходства, акцентируется внимание на имеющихся расхождениях, наклоне предметов, их пространственном положении.
Рассмотрим рисование животных в старшей группе на примере ежа, овцы и щенка. Чтобы нарисовать ежа на поляне, нужно сделать следующее:
- находите центр листа, где будет располагаться животное;
- рисуете овал (тело);
- с одного края намечаете нос в виде морковки;
- рисуете круглый глаз, нос, овальные ножки, палочками рот, иголки;
- намечаете траву, солнце, тучки;
- далее раскрашиваете красками, учитывая цветовые переходы.
Акула из тарелок
Чтобы выполнять такие поделки с детьми старшей группы, можно приобрести бумажные одноразовые тарелки нужного цвета или же раскрасить их. Пластмассовые тоже можно использовать, а если нужно покрасить, то используйте гуашь, смешанную с мылом.
Вырезать из тарелки сектор и приклеить зубчики из этого куска или бумаги, чтобы получился зубастый рот.
Частично раскрасить тело синим, а брюшко оставить белым. Приклеить бумажный хвост и плавник на спинку.
Глазки можно нарисовать или приклеить.
Поделки из втулок
Поделки из бумаги старшая группа детского сада может разнообразить множеством других материалов, это характерно для детей данного возраста.
Из втулок от туалетной бумаги или рулонных салфеток можно сделать различных животных.
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Познавательно-творческий проект «Здравствуй, гостья зима!» (старший дошкольный возраст) Тип проекта: познавательный, социально-значимый. Сроки реализации: среднесрочный, 1 месяц. Участники: дети, воспитатели, родители. Цель проекта: создание условий для развития познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации у детей, формирования…
Познавательно-творческий проект «Природная аптека» для детей 4–5 лет Автор проекта педагог дополнительного образования Хоржевская Анна Игоревна. Вид проекта: познавательно-творческий проект «Природная аптека». Срок реализации: краткосрочный 1 месяц (май. Участники проекта: дети средней группы (4 — 5 лет, воспитатели, родители. Пояснительная…
Перспективное планирование изодеятельности в старшей группе по лексическим темам
Задачи:
Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из них на плоскости елку: прямой ствол и идущие в разные стороны ветви, удлиняющиеся книзу. Продолжать учить украшать изделие мелкими деталями.
Январь
Тема недели:
«Мебель»
1. Рисование: «Ковер»
Цель:
Развивать художественные способности в процессе рисования.
Задачи:
Учить рисовать на ковре узоры в виде длинных несоприкасающихся линий. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию и воображение. Воспитывать любовь к русским песням. Упражнять в сочетании цветов. Развивать художественный вкус.
2. Аппликация: «Мебель»
Цель:
Научить детей создавать из деталей предмет мебели (шкаф для одежды). Закреплять названия предметов мебели, представление о ее форме и частях.
Задачи:
Закреплять умение вырезать нужные части для создания образа предмета.Продолжать учить разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (двери, ящики), дополнять предмет деталями (ручки дверей, ножки шкафа).Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами.
Тема недели: «Транспорт»
1. Рисование:«Машины нашего города»
Цель:
Совершенствование умения детей изображать разные автомобили.
Задачи:
Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали, упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами; развивать творчество, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
2. Лепка:«Железная дорога»
Цель:
Развивать мелкую моторику рук, воображение. Способствовать действовать по инструкции. Научить детей изготавливать паровоз по шаблону в технике пластилинографии.
Задачи:
Сформировать представление детей о паровозе, как средстве передвижения.Учить детей составлять на плоскости транспорт, добиваться точной передачи формы транспорта, его строения и частей.Продолжать формировать интерес к работе с пластилином в знакомой технике-пластилинография, развивать мелкую моторику рук.
Тема недели: «Профессии на транспорте»
1. Рисование: «Машинист»
Цель
: Закрепитьзнания детей о видах транспорта.
Задачи:
Закреплять умение детей рисовать сюжетный рисунок. Продолжать развивать творческий замысел детей, учить дополнять рисунок в соответствии с темой. Учить рисовать схематично фигуры людей — машиниста, соблюдая пропорции. Упражнять в передаче положения и движения людей. Формировать образное восприятие.
2. Аппликация:«Машины едут по улице» (коллективная работа)
Цель
: Продолжать учить детей передавать в аппликации образ городской улицы.
Задачи:
Закреплять умение создавать красивую коллективную композицию, используя разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу. Совершенствовать навыки изображения разного вида наземного транспорта с помощью аппликации. Упражнять в аккуратном наклеивании изображения на ватман. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Рисуем осень
Октябрь – это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание — когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».
Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.
Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант — изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).
Рисование: тема «Осень»
Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.
Рисуем овощи
Ребенку легче освоить рисование овощей. В старшей группе занятие выстраивается по нарастающей сложности:
- дети изучают форму и внешний вид овоща на картинках, наглядных пособиях, реальных предметах (ощупывают, проговаривают);
- дошкольники рисуют геометрическую форму;
- корректируют внешний вид овоща;
- намечают карандашом основные линии, выпуклости и прочие мелкие элементы;
- раскрашивают красками, карандашами, фломастерами, маркером.
Например, огурец напоминает по форме овал. Далее один конец овала удлиняют, сужают. Затем с другого конца рисуют хвостик овоща, намечают на теле «пупырышки» и линии-бороздки. Затем раскрашивают огурец, показывая темные и светлые оттенки кожуры.
Или возьмем, например, морковь. Рисуется треугольник. Затем одну его сторону округляют, границы овоща делают более плавными. Далее изображаются листья и корни. Затем раскрашивается морковь красками.
Как только освоено рисование овощей в старшей группе, дети переходят к изображению натюрмортов. Сначала это рисование линейных наглядных предметов, затем овощей на тарелке или иной посуде. Самым сложным уровнем является изображение предметов по памяти. Для этого перед занятием проговаривают особенности внешнего вида овоща/овощей, после чего дети приступают к выполнению задания (сразу красками).
Рисуем пернатых
Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):
- нарисуйте овальное туловище;
- сверху круглую голову;
- шея идет от головы по овалу;
- на туловище прорисовываете треугольные крылья;
- к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
- на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
- от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
- раскрасьте птицу красками.
Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.
От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.
На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями — длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.
Нужно ли и для чего читать перед сном
Педагогический процесс детского сада включает в себя 3 участника: родитель, ребенок и педагог. Часто развитием детей занимаются только педагоги, но происходит это из-за того, что родители педагогически неграмотны. Педагоги могут провести для родителей следующие мероприятия:
- лектории по использованию художественной литературы для детей;
- мастер-классы по чтению отдельных произведений для формирования у детей тех или иных навыков;
- мероприятия по обмену опытом, выставки детских книг картотека книг.
Важно! Часто родители задают вопрос, нужно ли читать ребенку перед сном. Педагоги и психологи сходятся во мнении — читать необходимо, но необязательно перед сном.
Чтение литературы должно быть спланировано. Необходимо выбирать те книги, которые рекомендованы педагогами для определенного возраста. Чтение можно начинать с рождения.
Также можно найти информацию по поводу того, как именно стоит читать книгу. В основном реализуется такой алгоритм:
- прочтение книги родителями самостоятельно;
- выявление основных вопросов;
- проведение предварительной работы с детьми: характеристика незнакомых слов, объяснение сложных моментов;
- выразительное чтение детям и последующая беседа по содержанию.
Родители должны читать детям
Сначала родитель должен определить, какую цель преследует прочтение той или иной книги. Даже в самой простой детской книжке заложен определенный смысл. Лучше выбирать книги с картинками, которые ребенок может посмотреть и проанализировать.
Также необходима и последующая беседа: какой герой больше понравился и почему, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации и поступил бы ребенок также как герой. Это способствует формированию умения оценивать свои поступки и слова, а также способствуют формированию правильной адекватной самооценки.
Рисование «Идет дождь»
Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».
На что обратить внимание при изображении дождевых туч.
- Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака — более темные по цвету, чем передний план.
- Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.
Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.
- Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
- Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
- Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.
Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.
Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.