Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции». Автор: воспитатель ДОУ Назарова Галина Александровна.
Программное содержание:
- Дать детям представление о старинных семейных традициях.
- Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
- Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
- Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
- Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
- Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
- Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
- Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материалы и оборудование:
ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.
Ход занятия.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?
— В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?
— О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).
— Что такое семья? (ответы детей).
— Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я — Галина Александровна).
— Посмотрите на эти картины внимательно.
— Что изображено на картинах? (семья)
— Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).
— Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)
— Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)
Пословицы о семье.
Воспитатель:
— Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).
— А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».
Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).
Воспитатель:
Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.
— Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).
Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.
- Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
- Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)
Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:
— Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.
— А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)
— Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
Показывает картинку с изображением младенца.
— А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.
— Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).
Воспитатель:
Опуская предметы в воду приговаривали.
— Уголёк — Пусть всегда в доме будет тепло.
— Зерно — Будь всегда сыт.
— Монета — Будь всегда богат.
Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.
Показывает картинку с изображением праздника.
— Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).
— Праздников на Руси проводилось много.
— Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».
Игра «Петушиный бой»
Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.
Воспитатель:
— А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.
Игра на музыкальных инструментах.
Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.
— Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).
— Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.
— Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками — не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.
Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.
— У меня для вас очень интересное задание.
— На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.
Творческое задание
Придумывание детьми семейной традиции.
Продуктивная деятельность
— А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег — в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег — подкову).
— Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.
Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.
— Предлагаю украсить свои обереги — подковы на счастье в свой дом.
Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).
Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.
Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.
Подведение итогов
— Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?
— О каких традициях мы напишем финским детям?
— Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.
— И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».
Автор: Назарова Галина Александровна — воспитатель первой квалификационной категории
0