Дидактические подвижные игры для дошкольников ЗОЖ ОБЖ


Картотека дидактических игр по формированию ЗОЖ

Тема: «Ребенок и здоровье»

Разложи картинки по порядку

Цель: систематизировать

представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки

с изображением моментов распорядка дня

Ход игры:

воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

Мой день

Цель:

рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование:

3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход игры

: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1.

Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант2.

«Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант3.

«Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

Что такое хорошо, что такое плохо

Цель:

познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал:

поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры:
1-ый вариант
детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант.

Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

Что любит сердце?

Дидактическая задача:

прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца.

Игровые правила:

Нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

Игровые действия:

называние слов и соединение частей сердца в целое.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово – это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек.

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

Утро начинается…

Дидактическая задача:

приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

Игровые правила:

Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

Игровые действия:

выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

Здоровье с комнатными растениями

Дидактическая задача:

закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.

Игровые правила:

Нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.

Игровые действия:

называние растения и определение его полезности.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.

Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

Тема: «Полезные продукты»

Чудесный мешочек

Цель:

уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал:

мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры:

воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

— У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

Угадай на вкус

Цель:

уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:

тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры:
воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий,как что?»

Узнай и назови овощи

Цель:

закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры:

воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

Полезные и вредные продукты

Цель:

систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал:

картинкис изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры:

для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

Полезная и вредная еда

Цель:

закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование:

Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Ход игры:

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Тема: «Личная гигиена»

Вымоем куклу

Цель:

закреплять знания о предметах личной гигиеныдля мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал:

различные предметы и предметы личной гигиеныдля мытья и умывания, куклы.

Ход игры:

играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

Таня простудилась

Цель:

способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплятьзнание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал:

носовой платок

Ход игры:

воспитатель спрашивает: зачем людям нуженносовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

— Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

Подбери картинки

Цель:

уточнить представления детей опредметахличной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал:

картинки различных предметов, картинки с изображением предметовличнойгигиены

Ход игры:

воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

Правила гигиены

Цель:

закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: (1 вариант)

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Ход игры: (2 вариант)

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Сделаем куклам разные прически

Цель:

закреплять навыки уходаза волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал:

куклы, расчёски, заколки.

Ход игры:

воспитательпредлагает детям причесать кукол.

Тема: «Врачи — наши помощники»

Если кто-то заболел

Цель

: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал:

телефон

Ход игры:

Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя — адрес — возраст — жалобы.

Скорая помощь

Цель:

закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование:

картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Ход игры:

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

Тема: «Опасности вокруг нас»

На прогулке

Цель:

закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

Материал:

иллюстрации, 2 обруча

Ход игры:

несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки сизображениемправильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

Что где растёт

Цель:

закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал:

мяч

Ход игры:

воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

— Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

— Где растёт ромашка? и т.д.

Определи растение по запаху

Цель:

упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал:

листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Ход игры:

воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

  • Что помогло вам почувствовать этот запах?
  • Где можно почувствовать такой запах?

Если малыш поранился

Цель:

познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал:

карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

По грибы

Цель:

закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал:

картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры:

картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

Если сделаю так

Цель:

обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование:

набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.

Ход игры:

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

«Магазин продуктов»

Цель:

Закреплять названия продуктов, их обобщающие понятия (молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные). Воспитывать культуру общения.

Игровые действия

: Воспитатель с детьми организует ситуацию продуктового магазина. Дети продумывают, какие продукты они хотели бы купить и почему. В порядке очереди покупатели приобретают продукты для себя и своей семьи, объясняя свой выбор.

Материал

: ширма-витрина, муляжи или дидактические картинки продуктов (молочные, мясные, хлебобулочные, рыбные). Самодельные бумажные денежки, сумочки.

Четыре картинки: молоко, рыба, мясо, мука.

«Письмо от Почемучки»

Цель:

закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать желание давать советы по ЗОЖ.

Игровые действия

: Дети по — очереди достают из конверта от Почемучки вопросы (цветные карточки). Воспитатель читает, дети выслушивают вопрос и кратко и ясно на него отвечают.

Материал:

большой цветной конверт с маркой (на конверте адрес д/с, группы), цветные карточки с вопросами к детям.

Список литературы

1. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.

2. Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.

4. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. — Речь-Москва, 2007.

6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — Мозаика-Синтез-Москва, 2009.

7. Гусева Т. А., Иванова Т. О. Мы — спортсмены! Настольно-печатные игры для младших дошкольников (3-5 лет); Детство-Пресс-Москва, 2011.

Опасно – не опасно.

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения ; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости

дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

«Мой день»

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«Растения, которые лечат»

Цель: закреплять знания о лекарственных растениях (внешний вид, место произрастания) и способах их применения. Расширять представления о пользе лекарственных растений для здоровья человека.

Игровые действия: доктор Пилюлькин открывает аптеку. Рядом на столике разложены картинки с ситуациями: усталое сердце, больной зуб, бородавки, простуда и т.д. Дети выбирают картинку и идут в аптеку за советом к Пилюлькину узнать, какое лекарственное растение может помочь. Доктор рассказывает покупателям о том, как выглядит растение, где произрастает и каким образом его используют (в виде отвара, свежего листа, сока и т.д.)

Материал: кукла доктора Пилюлькина, ширма «Аптека», дидактические картинки с проблемными ситуациями, гербарии лекарственных растений (иллюстрации)

Хорошо и плохо

Для игры подготовьте разбитые на секции поля. В их центре – картинки с положительным и отрицательным значением. Изображения должны отражать разные ситуации, касающиеся здоровья.

Есть 2 варианта игры по ЗОЖ:

  1. Участники получают поля с картинками. Далее играют в лото: показывают плохие и хорошие ситуации, сопровождая их объяснениями.
  2. Игра представляет собой физкультминутку. При показе картинок дети совершают определенные физические действия: при положительном сюжете прыгают, при отрицательном – приседают.

Моем куклу

Игра по ЗОЖ проходит в виде соревнования. Для нее подготовьте разные бытовые вещи, среди которых должны быть средства гигиены.

Задача игроков – сначала правильно выбрать среди предметов те, что используются для гигиенических процедур. Затем в правильной последовательности помыть куклу. Выиграет тот, кто первым отыщет все средства гигиены, правильно вымоет свою игрушку.

Польза или вред

Многие дидактические игры про здоровье касаются правильного питания. Для занятия «Польза или вред» подготовьте карточки, изображающие разные продукты, и два хулахупа – красный и синий.

Перед началом игры объясните воспитанникам, что для здоровья необходимо правильно питаться, употреблять полезные продукты. Далее предложите рассмотреть изображения. В красный хулахуп дети должны положить карточки с полезной едой, в синий – с вредной. Важно, чтобы дошкольники объясняли свое решение.

Продуктовое лото

Дидактическая игра по ЗОЖ в старшей группе знакомит дошкольников с полезными веществами, содержащимися в пище. Занятие проходит в виде лото, для него подготовьте 4 поля с ячейками: белки, жиры, углеводы, витамины. Также сделайте маленькие карточки с изображением продуктов и большие карты.

На первом этапе игры участники распределяют карточки по ячейкам:

  • витамины – шиповник, апельсин, яблоко, морковь, клубника, помидор, смородина;
  • белки – мясо, рыба, яйцо, творог, сыр, молоко, грибы, орехи;
  • углеводы – крупы, хлебобулочные изделия, макароны, бобы;
  • жиры – растительное и сливочное масло, сало, маргарин, семечки.

Раздайте детям больше карты. Показывайте карточки одну за другой. Ребенок, у которого есть аналогичное изображение, забирает картинку, кладет на карту. Побеждает тот, кому удастся раньше остальных заполнить все свои ячейки.

Растения-лекари

Игра проходит в форме лото. Для нее подготовьте карточки, изображающие знакомые детям лекарственные растения: подорожник, липовый цвет, крапиву, ромашку, малину, чернику, клюкву и прочие.

Раздайте поле с картинками детям. Поочередно показывайте карточки растений. Игрок, у которого на поле есть аналогичная картинка, поднимает руку. Он должен рассказать, для каких лечебных целей используется растение. При правильном ответе получает карточку. Победителем становится тот, кто первым заполнит свое поле.

Правила гигиены

В картотеку дидактических игр по ЗОЖ обязательно входят занятия, обучающие дошкольников правилам гигиены.

Дети выбирают водящего. Затем договариваются, кто какую гигиеническую процедуру будет показывать. Водящий возвращается в группу. Дети поочередно, используя только мимику и телодвижения, показывают определенные действия: умывание, чистку зубов, причесывание, купание в ванне, вытирание полотенцем и прочее. А водящий должен догадаться, какую гигиеническую процедуру ему показывают.

Ты – моя часть

Для игры нужен мяч. Педагог бросает его по очереди каждому из стоящих в круге воспитанников, при этом задает вопрос: «Я – лицо, ты – моя часть, кто ты?» А ребенок называет «глаз», «нос», «рот» или другую часть лица. Аналогично с другими частями тела:

  • я – голова, ты… (уши, затылок, подбородок, волосы);
  • я – нога, ты… (палец, пятка, ступня, колено);
  • я – туловище, ты… (живот, пупок, спина, позвоночник, плечи).

Когда я заболел

Дети в старшей группе уже должны уметь самостоятельно вызвать скорую помощь. Для игры нужен игрушечный или настоящий неработающий телефон.

Перед началом занятия объясните детям, в каких ситуациях нужно вызвать врача. Затем расскажите, какую информацию необходимо говорить по телефону:

  • имя и фамилию;
  • возраст;
  • адрес;
  • что случилось.

Пусть каждый воспитанник возьмет трубку, попробует вызвать скорую помощь.

Дом для витаминов

В подготовительной группе уже пора знакомить детей с витаминами и их значением для человеческого организма. Для игры сделайте две группы картинок: изображения витаминных таблеток и разных продуктов.

Игра командная, состоит из двух этапов. Задача участников первой команды показывать картинки витаминов, а второй – сказать, в какой еде это полезное вещество находится. Потом наоборот: игроки второй группы показывают изображение продукта, а первая должна вспомнить, какие витамины в нем содержатся.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]