Журнал принимает к публикации оригинальные, законченные научные и научно-методические работы практико-ориентированного характера, выполненные в контексте актуальных проблем в различных областях педагогики, психологии и смежных дисциплин. Предоставляемые материалы должны раскрывать различные содержательные психолого-педагогические аспекты воспитания, развития и образования детей от 0 до 7 лет; концепции, модели, системы организации педагогического процесса в целом или его отдельных компонентов в контексте дошкольного образования; вопросы организации и управления учреждениями образования на разных уровнях; повышения квалификации педагогов и подготовки кадров.
Статья должна быть написана литературным русским языком, научно-методическим стилем, вводимые новые понятия должны иметь определения. Материал в статье должен быть систематизирован, иметь четкую структуру, доказательную базу, раскрывать проблемность освещаемых вопросов, показывать на результатах, полученных в исследовании, пути решения проблемы.
Статья должна иметь практико-ориентированную направленность, содержать материалы, позволяющие применять их в массовом опыте образовательного учреждения, сопровождаться наглядностью, раскрывающей содержание материала и подтверждающей результативность предложенной работы. Особенно это касается продуктивных видов деятельности; статей из опыта работы. Её должна отличать новизна, оригинальность, раскрывающая педагогическое творчество и мастерство педагогов.
В статьях обязательно указываются:
- источники (книги, пособия, интернет ресурсы и пр.), которые легли в основу (использовались) представленного материала,
- авторы, чьи идеи и книги получили развитие в предлагаемых публикациях;
- авторы стихотворений, у песен – авторы музыки и слов.
Все статьи рецензируются и (или) рассматриваются на заседаниях редакционной коллегии. Срок рассмотрения статьи – не менее трех месяцев. Плата с аспирантов за публикацию научно-методических статей по диссертационным работам не взимается. Публикации данных статей является безгонорарными. Редколлегия оставляет за собой право литературной и научной редакции содержания статьи по согласованию с автором.
Порядок подачи материалов
Статья для журнала пересылается на почтовый адрес редакции заказным письмом по почте, по электронной почте или передается лично.
Статья должна быть представлена автором в следующем комплекте:
- текст статьи на русском языке и рисунки (фото, графики таблицы) на электронном носителе (дискеты, CD-ROM и пр.);
- распечатка статьи с рисунками (для архивного хранения):
Статья должна быть подписана автором.
Срок рассмотрения материалов редакцией до трёх месяцев. После принятия материалов к публикации все авторы заключают с Издательским домом «Воспитание дошкольника» лицензионный договор с целью соблюдения авторских прав и обязанностей, как со стороны издательства, так и со стороны авторов. Договор для подписания высылается автору (коллективу авторов) с сопроводительным письмом.
Подробнее о правилах публикации в журнале «Дошкольное воспитание».
Сайт издательского дома «Воспитание дошкольника» https://dovosp.ru
Обзор периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста
Анна Пастор
Обзор периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста
Сегодня я хотела бы предложить Вашему вниманию обзор периодической печати. Цель обзора: знакомство педагогов с наиболее интересными публикациями, посвященными вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, кадровому обеспечению в группах раннего возраста, в разных изданиях.
Актуальность темы определяется современным состоянием практики воспитания детей раннего возраста, резервы которого часто не реализуются.
У нашего детского сада оформлена подписка на такие издания как «Воспитатель ДОУ»
,
«Справочник старшего воспитателя»
,
«Дошкольное воспитание»
. Для подготовки к
обзору я решила проанализировать эти издания за период с 2013 по 2021 гг. В ходе работы я пришла к выводу, что проблеме воспитания и обучения детей раннего возраста в периодической печати уделяется недостаточно внимания. Вследствие ограничений журналами, оформленными по подписке, я была вынуждена воспользоваться сетью Интернет, где нашла фонд с архивами других изданий, таких как «Теория и практика дошкольного образования»
,
«Дошкольная педагогика»
,
«Современное дошкольное образование. Теория и практика»
,
«Детский сад от А до Я»
. Однако не все издания оказались доступными в электронной версии. Особенно хотелось бы рекомендовать журнал
«Теория и практика дошкольного образования»
. Журнал адресован
воспитателям, методистам, педагогам-специалистам и руководителям дошкольного учреждения. Несмотря на периодичность его выпусков (4 раза в год, издание является очень информативным, и окажет посильную помощь в работе педагогов. В результате анализа научно-методических статей, мной было принято решение разделить публикации на тематические блоки. И вот то, что я хотела бы Вам представить.
1 блок:
Адаптация детей раннего возрастак условиям детского сада:
К. Печора. Проблемы адаптации к новым условиям жизни. // Дошкольное воспитание. 2013.-№ 9.- с. 44.
В статье раскрыта ведущая проблема — адаптация детей к новым условиям жизни.
Автор дает определение психологической адаптации как виду социальной адаптации и отмечает связь чувства привязанности к близким с формированием адаптационных механизмов. В статье рассматриваются виды привязанности. Даны сравнительные сведения по результатам исследований о готовности детей к ДОУ и об исходе адаптации.
Также приведены:
• психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (с 1 года до 1 года 5 месяцев)
;
• признаки течения адаптации.
Автор дает рекомендации по наблюдению за детьми в период адаптации, а также анализу адаптации.
В. А. Кулганов. Особенности адаптации детей к условиям детского сада. // Дошкольная педагогика. 2015.-№ 4.- с. 4.
В статье даны рекомендации по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ,включающие следующие мероприятия:
— обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка;
— предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка;
максимальное приближение домашнего режима к режиму детского сада;
— разъяснительная работа с родителями.
Автор обозначает основные этапы привыкания к новым условиям среды, определяющие степень тяжести адаптационного периода и позволяющие наметить пути профилактики дезадаптации.
Барышникова Елена Викторовна. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. // Концепт. – 2015. – № 03.
Статья посвящена изучению психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. В ней дается понятие «психологическая адаптация»
, рассматриваются виды адаптации, раскрываются факторы, влияющие на адаптацию
детей к дошкольному образовательному учреждению.
2 блок:
Здоровье
Есипенко Наталья Сергеевна, Цудзевич Ирина Анатольевна. Использование малых фольклорных форм с целью профилактики психосоматических заболеваний у детей раннего возраста. //Теория и практика дошкольного образования. — 2016.-№ 1.- с. 73.
В статье освещается проблема укрепления здоровья и профилактики инфекционных и психосоматических заболеваний у детей раннего возраста.
Авторы статьи делятся опытом работы по использованию малых фольклорных форм в работе с маленькими детьми как средства продуктивной работы по решению этой проблемы, раскрывают методы и приемы, понятные и доступные детям, соответствующие их возрастным особенностям.
Авторы обращают внимание на лечебные воздействия малых фольклорных форм (сопровождение развития детей массажем, физическими упражнениями, стимуляцией моторных рефлексов).
Даны рекомендации по составлению картотек художественного слова, подбору сюжетных игрушек, игрушек и пособий, сочетаемых с речью, для развития моторики, массажа и самомассажа ладошек и ступней.
3 блок:
Взаимодействие с родителями
Рыкманова Ольга Юрьевна. Практико-ориентированные семинары как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями детей раннего возраста. // Теория и практика дошкольного образования. — 2014.-№ 1.- с. 78.
Автор статьи Ольга Юрьевна, педагог-психолог, считает, что восполнить дефицит знаний о психологии детей раннего возраста в современных семьях можно с помощью проведения практико-ориентированных обучающих семинаров.
В статье дана структура семинаров,выстроенная по единой схеме: название, цель, задачи, психологическая разминка, теоретическая часть, практическая часть, рефлексия.
Рассмотрено содержание и некоторые формы работы в рамках данных семинаров.
4 блок:
Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста
Баландина Нина Константиновна. Особенности обучения детей раннего возраста. // Теория и практика дошкольного образования. — 2021.-№ 2.- с. 45.
В данной статье обосновываются особенности обучения детей раннего возраста. Обучение должно опираться на зону ближайшего развития детей раннего возраста.
Автор раскрывает содержание психолого-педагогической работы с детьми, основанной на непосредственном контакте с взрослым и создании условий для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка.
Также в статье подчеркнута роль применения игровых приемов как средства повышения активности детей на занятиях.
Белова Е. С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №6. – С. 32–42.
В работе затронута проблема развития речи детей посредством игровой деятельности. Это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми.
В данной работе раскрывается значение игр и их роль в развитии речи детей раннего возраста.
Актуальность работы заключается в том, что ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства.В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Василенко Евгения Вячеславовна. Формирование представлений о множестве у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
https://interactive-plus.ru/action/105/action_articles
В статье рассматриваются вопросы формирования понятия количества у детей раннего возраста. Описываются особенности понятия множества, количества, числа и счета детьми, исходя из их возраста. Раскрываются этапы формирования представлений о множестве у детей раннего возраста в дошкольном учреждении, в результате проделанной работы выявлено заметное повышение знаний детей о количестве.
5 блок:
Психолого-педагогические основы дошкольного образования
Н. Афонина. Диагностическое исследование когнитивной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося в национально-смешанной семье. //Дошкольное воспитание. – 2015.-№ 1.- С. 90-96.
В статье представлена разработанная автором диагностическая методика, направленная на выявление уровня развития когнитивной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося в национально-смешанной семье.
6 блок:
Эмоциональный интеллект педагогов групп раннего возраста
Волик И. Г. Проблемы эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста. //Воспитатель ДОУ. – 2021.-№ 4.- С. 116-119.
В своей статье автор предлагает решать проблему эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста при помощи проведения практикумов с элементами тренинга.
Одним из таких практикумов педагог-психолог Волик И. Г. делится в настоящей статье.
Н. Моторина. Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций. // Дошкольное воспитание. – 2015.- № 1.- С. 118-122.
Статья посвящена проблеме эмоционального взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Делается вывод о влиянии уровня эмоционального интеллекта воспитателя на благополучие процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО. Приведены результаты исследования эмоционального интеллекта
воспитателей групп раннего возраста, представлена программа по его развитию, предложены практические рекомендации.