Этнокультурный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина — это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место где нас ждут, где нам хорошо и свободно.
Мой родной край — это песни, игры, праздники, частушки, книги, язык, культура и история, это первые воспоминания из детства, это живописная башкирская природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивые леса. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для меня — это мой родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою родину.
Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.
Образованный человек интересуется историей и культурной традицией. У него сформированы культурные потребности: осмысленной деятельности, высшим духовным началам, стремление к нравственности. Он чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу.
Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как важнейшим транслятором национальной и мировой культуры являются дошкольные образовательные учреждения.
Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.
В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур.
В дошкольных образовательных учреждениях происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края.
Этнокультурный компонент пронизан жизнью в детском саду. Сопровождает детей с ясельной группы до подготовительной. В виде сказок, пословиц, небылиц и народных игр. Кругозор детей расширяется в обрядах, праздниках и обычаях.
В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.
Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.
Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.
С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.
Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.
У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.
Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.
Принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:
- Достоверность — сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными;
- Занимательность — включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира;
- Доступность — информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
- Вариативность — преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы;
- Комплексность — познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий. В результате дети могут получать информацию в слуховом, визуальном и мышечном уровнях восприятия;
- Полихудожественности, — предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов;
- Эгоцентричность — подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию;
- Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона.
Этнокультурный компонент повышает эффективность в воспитании образовательного процесса дошкольного учреждения.
По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания.
Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависит от сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно представлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность.
Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, единению, созданию благоприятного климата в семье и в образовательном дошкольном учреждении.
Соответственно разумно организовать совместное часть работы с детьми и родителями, поставленные задачи и проблемы решать сообща. Объединить усилия для достижения высоких результатов не ущемляя интересов друг друга.
Партнерство родителей и педагогов дает возможность лучше подобрать подход к ребенку, посмотреть на него с разных сторон, наладить контакт в разных ситуациях, следственно помочь родителям в понимании индивидуальных характеристик ребенка, а также успешного преодоления возможных трудностей в воспитании.
Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления.
Дошкольник интенсивно входит в социальный мир, чувствительный и любознательный. Большое значение при социализации дошкольника имеет воспитание уважения к основам культуры других народов, иначе говоря -этнокультурную осведомленность, или признание разнообразия культурного наследия других народов нормой.
Я считаю, что успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания.
К таким формам относятся следующие:
1. Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия я определяю доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом — музыкальная, в третьем — познавательная.
Вместе с тем есть темы, где разные вид деятельности являются равнозначным! Например, на занятии по развитию речи по теме «Праздники народов мира» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию и конструированию изготавливают и украшают праздничные атрибуты. На музыкальном — разучивают песенки и хороводные игры. На физкультурных знакомятся с подвижными играми разных народов, и как результат все включается в развлечение с детьми.
2. Познавательные, этические, эвристические беседы провожу на занятиях и в свободное время, например, во время утреннего приема детей или прогулок, строю на основе:
- знаний детей о жизнедеятельности в семье, т.к. каждая семья имеет свой национальный уклад жизни;
- наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры разных народов и межнационального общения.
3. Видеопросмотры использую на занятиях, и в свободное время во вторую половину дня. Видеоматериалы включают специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематики. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у детей динамические наглядные образы жизни и деятельности разных народов; во-вторых, расширить кругозор — дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
4. Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Ежегодно с детьми проводим: у русского народа: Рождество, Масленица, Пасха; у татарского народа: Навруз, Курбан байрам, Сабантуй.
5. Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя другой национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными (проводятся в конце учебного года как итоговые). В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.).
6. Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края посещаем: библиотеки, кукольный театр, картинную галерею, музей, памятники, парки. Задачи данного вида деятельности — активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне занятий.
На прогулках предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заостряю внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих Татарстану и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера.
Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.
Остановимся теперь на методах и приемах активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности детей:
1. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.
Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Съедобное — несъедобное», «Старинное — нестаринное» (используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти — туфли, косоворотка — рубашка, стиральная доска — машина и т.д.) Данные игры могут проводиться как малоподвижные (воспитатель называет слово, а дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду времени и т.д. его можно отнести, приседают или хлопают в ладоши, ловят или отбрасывают мяч) или как дидактические (по типу «Чудесный мешочек», «Найди ошибку», «Отбери нужное» и др.).
2. Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.
Например, предлагаю представить, что дети в лесу, на необитаемом острове, какой — нибудь республике и т.д.; имитировать вещи заменители; полетели, как птицы, поскакали как джигиты.
3. Метод игра — путешествие используется для уточнения знаний детей.
4. Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей. Например, пришла бандероль с подарками, выполнение различных игровых действий (например, играют в народную подвижную игру), разыгрывание ролей (воспитатель появляется в образе хозяйки русской избы или в образе представителя другой национальности) и др.
5. Словесный метод.
- Ценным приемом, является сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. «Разложите картинки на две группы: в одну — все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы), а в другую — все относящееся к татарской культуре».
- Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставлю вопросы, побуждает детей — на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний — сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
6. Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод незаменим при работе с глобусом, со схемами и картами. Кроме того, у каждого ребенка есть тетрадь- альбом, в которой он при помощи знаков, символов, рисунков отражает все то, что узнал на занятии, экскурсии и что ему понравилось.
7. Метод проектов, предполагает организацию совместной исследовательской деятельности детей и их родителей в сборе изучении, анализе, а затем презентации материалов, которые раскрывают особенности традиций, образа жизни, предметов быта, искусства разных народов.
Темы исследований предлагаются воспитателями в соответствии с тематическим планом, или выбираются самостоятельно членами семьи. Приведем темы некоторых исследовательских проектов: «Образ Бабы Яги в славянских сказках» «Назначение полотенца в крестьянском быте», «Церемония чаепития» «Родословная моей семьи» и т.п.Все перечисленные методы используются педагогами в разных организационных формах и видах деятельности.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.
Использование потенциала семьи осуществляется путем:
- привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
- участия родителей в выставках семейного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериале предметов быта и искусства, хранящихся семье или привезенных из путешествий.
- создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате;
- проведения родителями прогулок экскурсий по маршрутам, предложенных воспитателем;
- совместное с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
- ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.
В ходе работа мы познакомили детей с родным городом и народами живущими в нем; географическим расположением, историей и народным прикладным искусством народов Поволжья.
В результате такой работы дети научились любить свой город, родную природу, бережно относиться к ней. Общение, с природой и истоками культуры народов Поволжья облагораживают человека, позволит полнее ощутить красоту жизни. Дети стали наблюдательны, любознательны, обогатилась речь, расширился кругозор, стали более тесными отношения с родителями.
В будущем мы планируем продолжать начатую работу в этнокультурной осведомленности детей.
Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников
Наталья Бескровная
Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального)
воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования.
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
— приобщение детей к культуре своего народа;
— развитие национального самосознания;
— воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
— развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Этнокультурная компетентность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.
Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурнойкомпетентности является создание условий для:
— целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;
— воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.
Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа.
Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).
Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы.Большое внимание уделяется следующим видам работы:
— изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;
— знакомство с русскими народными игрушками и играми;
— создание «Русской избы»
(мини- играми музея в детском саду)
.
Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь,обедая: «Ладушки, ладушки»
,
«Потягуни — потягушечки»
,
«Кашку варили»
.
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу.У татар: «Без труда и зайца не поймаешь»
,
«Меньше говори – больше делай»
у русских –
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
,
«Делу время – потехе час»
.
В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.)
. От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.
Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке.
В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.
В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие.Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха.
Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба»
продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение
(чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.)
В
«Русской избе»
дети начинают познавать историю своего народа.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры,
воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.