План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
по программе
«Я и моя Родина»(1 – 4 классы)
Направления и задач воспитания и развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||
первое полугодие | второе полугодие | |||||||||||||||||
1-й класс | ||||||||||||||||||
1. Наша страна и люди, которые в ней живут. Задача: знакомить с общественно-политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма. | «Россия- ро- дина моя!» (лирико- поэтический час) | «Мой Тамбовский край » (конкурс- викторина) | «Праздники для всей страны» (путешествие по календарю) | «О тех, кто мир нам подарил!» (участие в выставке) | ||||||||||||||
2. Учимся правильно общаться и жить с людьми. Задача : развивать коммуникативные отношения, нормы нравственного поведения, правила этики | «Мы стали школьниками» (о правилах поведения в школе) | «Как надо разговаривать со взрослыми?» (беседа-игра) | «Что такое правила хорошего тона?» (учебная игра) | |||||||||||||||
3. Чтение – вот лучшее учение! Задача: развивать интерес и любовь к книге, учить читать и пользоваться книгой. | «Учебная книга-наш друг!» (практические занятия) | «Детские журналы» (обзор и чтение) | «Выучи стихи, подари маме!» (концерт в подарок) | «Увидел слово-прочитай!» (задание на лето) | ||||||||||||||
4. Развиваем индивидуальные способности и таланты. Задача: развивать интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению и предприимчивости. | «Мои любимые уроки!» (викторина- игра) | «Кто лучше считает?» (математич. соревнования) | «Мы уже писать умеем!» (поздравление- открытка) | «А я люблю петь, а ты?» (показательное занятие) | ||||||||||||||
5. Моя семья. Задача: учить сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи. | «Мои родные» (выставка рисунков) | «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) | «О наших бабушках,мамах, сестричках» (викторина) | |||||||||||||||
6. Что такое хорошо и что такое плохо. Задача: учить отличать хорошее от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях. | «Учимся дружить» (ролевые игры) | «Где нас подстерегает опасность?» (разбор ситуации) | «Какие люди хорошие» (беседа- диспут) | |||||||||||||||
7. Люби, охраняй наш общий дом-планету Земля. Задача: учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе. | «Вот и осень пришла» (экскурсия) | «Птичкам зимой надо помогать!» (практическая работа) | «В природе должно быть чисто и красиво!» (целевая прогулка) | «Пусть чистым будет моё село!» (практ. задание на лето) | ||||||||||||||
8. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение личной гигиены. Задача: учить соблюдать режим дня, и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщать к спорту | «Что такое режим дня?» (беседа с примерами из литературных произведений) | Прогулки на свежем воздухе | «Хорошо с горы катиться!» (игры на улице) | «Самые ловкие и умелые!» (спортивные соревнования) | «Чистота- залог здоровья!» (практическая игра) |
план работы по программе
«Я и моя Родина»(1 – 4 классы)
Направления и задачи воспитания и развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||
первое полугодие | второе полугодие | |||||||||||||||||
2-й класс | ||||||||||||||||||
1. Россия-родина моя. Задача: развивать чувство патриотизма, знакомить с общественно-политической жизнью страны | «Наша страна-Россия» (конкурс чтецов) | «Наша российская армия» (литературная композиция, экскурсия в воин. часть) | «Названия улиц нашего села» (путешествие по микрорайону)) | |||||||||||||||
2. Учимся жить среди людей. Задача: развивать навыки культурного поведения, прививать нравственные качества | «Как надо вести себя в школе» (беда с играми) | «Не забываем про вежливые слова» (ситуация) | «О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката) | |||||||||||||||
3. Книги читаешь — словно на крыльях летаешь. Задача: прививать любовь к книге, учить правильно читать и пользоваться книгой | «Мои любимые книжки» (литературные посиделки) | Ремонт книг в библиотеке | «Мартовская капель» (семейный праздник) | |||||||||||||||
4. Выявляем и развиваем способности и таланты. Задача: выявить интеллектуальные задатки уч-ся, развивать и направлять их для реализации | «Кто что любит и умеет делать?» (конкурс-викторина) | «Кто лучше и быстрее?» (интеллект, соревнования) | «Что мы знаем, что умеем!» (тесты, пантомима, рефлексия) | |||||||||||||||
5. Семейные традиции и обязанности. Задача: продолжить работу по сохранению семейных традиций, по выполнению своих обязанностей в семье | «Моя семья» (иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома) | «Мы и наши имена» (проект-защита семейный праздник) | ||||||||||||||||
6. Хорошее и плохое. Задача: учить правильно и вовремя ориентироваться в трудных необычных ситуациях, находить выход из любого положения. | Произведения В. Осеевой и Л. Толстого о поступках детей (чтение и обсуждение) | «Как лучше поступить?» (творческие игры) | ||||||||||||||||
7. Наш дом-планета Земля. Задача: учить относиться к природе и всему живому на Земле правильно,ответственно. Развивать чувство прекрасного | «Славная осенняя пора» ( экскусия на природные территории района) | «Подкормим птичек!» (практическая работа) | ||||||||||||||||
8. Береги здоровье смолоду! Задача: учить правилам личной личной гигиены, одеваться по погоде, соблюдать режим дня. Развивать спорт. умения и навыки, интерес к спорту. | «О режиме дня» (беседа) | «Деревья нашего парка» (составление кроссвордов) | «Все на лыжи и санки!» (игры на улице) | «Как надо весной одеваться?» (беседа с практической деятельностью) |
план работы по программе
«Я и моя Родина»(1 – 4 классы)
Направления и задачи воспитания и развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||
первое полугодие | второе полугодие | |||||||||||||||||
3-й класс | ||||||||||||||||||
1.Россия и россияне, наше Отечество. Задача: развивать чувство патриотизма, знакомить с жизнью страны. | «Я живу в Тамбовской области» (урок-путешествие) | «Моё Отечество!» (экскурсия в г. Тамбов) | «Защитники Родины моей» (лирико-поэтический час) | «Звучит памятный набат» (участие в вахте памяти) | ||||||||||||||
2.Искусство общения. Задача: развивать качества общения: тактичность, умение слушать, убеждать, наблюдать, быть терпимее, искреннее. | «Уимся правильно жить и дружить» (практические игры) | «Правила хорошего тона» (учебные игры) | «Учимся выигрывать и проигрывать» (беседа-соревнование) | |||||||||||||||
3. Книги-наши верные друзья и помощники. Задача: прививать любовь к чтению, учить читать с пользой и использовать справочную литературу | «Учебники-наши помощники» (обучающая игра) | «С книгой жить-век не тужить» (литературные посиделки) | «Прочти и расскажи!» (задание на лето) | |||||||||||||||
4. Развитие способностей и талантов . Задача: развивать интеллектуальные задатки, учить самовыражению | «Моё любимое занятие» (анкетирование) | «Умелые ручки» (работа в творческой мастерской) | «Самый грамотный у нас!» (конкурс по русскому языку) | |||||||||||||||
5. Воспитание в семье. Задача: учить выполнять обязанности в семье, точности и аккуратности. | «А в нашей семье…» (сочинение с иллюстрации) | «Солдаты из моей семьи» (открытое родит. собрание) | «Моя помощь родным» (беседа-диспут) | |||||||||||||||
6. Хорошее и плохое, красивое и безобразное. Задача: учить видеть красоту, осудить плохое и гадкое, правильно реагировать на происходящее | «Какому человеку можно доверять?» (беседа-викторина) | «А можно ли это детям?» (обыгрывание ситуаций) | «Красота может многое!» (выпуск плаката) | |||||||||||||||
7.Чистота и спорт-залог здоровья. Задача: учить соблюдать правила личной гигиены, заниматься спортом | «Режим дня-здоровый образ жизни» | «Как правильно одеваться осенью и зимой» (беседа-диспут) | «Все на лыжи!» (соревнование) | «Будем плавать, загорать!» (правила поведения на воде) | ||||||||||||||
8. Плохо природе — плохо человеку!» Задача: развивать чувство ответственности к природе, учить замечать прекрасное | «Дары осени» (выставка поделок из природного материала) | «Весной наводим порядок на улице» (трудовой десант) |
план работы по программе
«Я и моя Родина»(1 – 4 классы)
Направления и задачи воспитания и развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||
первое полугодие | второе полугодие | |||||||||||||||||
4-й класс | ||||||||||||||||||
1. Наше современное общество и наша страна. Задача: знакомить с изменениями в общественно-политической жизни страны, развивать чувство патриотизма | «Россия, мы дети твои» (семейный праздник) | «Герб города Тамбова» (практическое занятие) | «В память о юных героях антифашистах» (торжественная линейка) | «Какое оно общество?» (диспут) | ||||||||||||||
2.Коммуникабельность-это здорово! Задача: развивать правильные коммуникативные отношения и толерантность, нормы этики и нравственности. | «Общение в школе» (знакомство с уставом школы) | «Секреты волшебницы речи!» (творческая игра) | «Соблюдаем этикет!» (викторина с инсценировками) | |||||||||||||||
3.С книгой жить-век не тужить! Задача: прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими. | «Учебные книги и справочники (практическое занятие) | Детская периодическая печать (обзор) | «Мы — сочинители» (иллюстрированное сочинение) | «И летом вместе с книгой!» (задание на лето) | ||||||||||||||
4.Развиваем умственные способности. Задача: развивать интеллектуальные задатки, учить предприимчивости и самостоятельности | «Как я готовлюсь к занятиям по разным предметам?» (диспут) | Математическая олимпиада | Викторина по русскому языку | «Экологическое путешествие по Тамбовскому краю » (открытый урок) | ||||||||||||||
5. Моя семья . Задача: учить составлять генелогическое дерево, сохранять семейные традиции, уважать старших | «Мои родные» Защита проекта (семейные посиделки) | «Рождество-праздник семейный» | «Женщины из нашего рода» (родит. собрание с детьми) | |||||||||||||||
6. Будем делать хорошо и не будем плохо! Задача: учить разбираться в людях и их поступках, правильно реагировать на щзамечания, искать выход из трудных ситуаций | «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!» (дом. сочинение) | «Кто-то попал в беду» (ситуация) | «Хорошие и плохие люди» (диспут) | |||||||||||||||
7. Земля-наш общий дом. Задача: прививать ответственное отношение ко всему живому, разумно пользоваться дарами природы | «Берёза-символ России» (проект) | «Гармония в природе» (экологический плакат) | «Будем охранять водоёмы Тамбовщины) | |||||||||||||||
8. Здоровый образ жизни. Задача: продолжить работу по формированию здорового образа жизни. | Режим-это распределение времени» | Экскурсия на охраняемые территории- Воронинский заповедник | «Хорошо зимой на лыжах» | Спортивные соревнования | «Опрятная внешность» (рейд) |
В каких направлениях необходимо работать?
Психологами рекомендуется не смешивать все виды деятельности, а четко разделять их. С какой целью это делается?
Методы духовно-нравственного воспитания
Дело в том, что дети младшего школьного возраста не могут фокусировать свое внимание на большом количестве целей, предпочитая выбрать что-то одно. Именно поэтому рекомендуется разделять все виды мероприятий на следующие группы.
Познание
К данной группе будет относиться проведение разнообразных интеллектуальных игр и викторин (предметные недели, “умники и умницы”), создание рейтинговых таблиц по всем предметам. Обязательно проводите с детьми беседы, связанные с поднятием интереса к учебе: “Люди науки”, “Это не расскажут в учебнике”, “Десять женщин-ученых” и так далее.
Познавательная деятельность у детей развита хорошо
Главное – развить у ребенка интерес к учебе, желание развиваться, становиться лучше и умнее.
Не следует давить на ребенка, необходимо лишь показывать ему разнообразные картины жизни различных людей, которые отдали свои жизни науке, показывать, с каким интересом они проводили свои исследования и писали работы, изменившие мир.
Ориентиры на ценности
Проводите с детьми беседы о дружбе и товариществе, проводите интеллектуальные игры основам этикета и символам России.
Патриотические воспитание – одна из важных составляющих выращивания гражданина
Также детям будет полезно встретиться с ветеранами, чтобы услышать истории о истинном и ложном патриотизме. Постарайтесь проводить классные часы не в виде сухих бесед, с которых ученики всеми силами стараются убежать, а в виде интересных виртуальных путешествий, презентаций и онлайн-игр. Необходимо, чтобы школьники не только выучили основы этикета, но и соблюдали их. Именно поэтому классному руководителю необходимо иметь возможность контролировать своих подопечных (например, следить за тем, как они ведут себя в столовой, на переменах, на вне учебных мероприятиях и так далее).
Труд
Требуется привить ребенку важность и необходимость труда. Начинать это лучше в виде небольших дежурств (как в классе, так и в школе).
Хотя бы раз в квартал проводите генеральные уборки как класса, так и земельного участка, принадлежащего школе (это мероприятие поможет детям понять необходимость труда намного быстрее, чем разнообразные беседы).
Труд на школьном огороде на уроках труда
В качестве дополнительных мероприятий могут быть организованы классные часы: “Мое призвание”, “Все профессии нужны, все профессии важны” и научно-популярные мероприятия: посещение фабрик и заводов, ремесленные недели и небольшие школьные ярмарки.
Польза обществу
Эта группа мероприятий направлена на развитие у детей милосердия и сострадания. Именно поэтому крайне важно не только проводить беседы во время классного часа: “Что есть милосердие?”, “Мы делили апельсин”, а помогать кому-то в реальной жизни. Например, с первоклассниками Вы можете взять шефство над бездомным щенком или котенком. С детьми постарше Вы можете посещать приюты для бездомных, детские дома и больницы.
Главное – не просто приходить в эти места на экскурсии, а работать для блага других: поиграть с детьми приюте, приготовить обед для бездомного, рассказать сказку больному малышу – все это не только пробуждает в детях сострадание и милосердие, но и помогает сделать выбор будущей профессии.
Творчество
Мероприятия данной группы должны быть направлены не только на развитие креативности и желания творить, но и на развитие патриотизма, любви к людям, любви к культурным ценностям.
Творчество младших школьников надо поддерживать и развивать
Воспитатель может не только проводить разнообразные тематические вечера (“Новый год”, “Снова осень”, “Приход весны”, “Масленница”) и выставки (“пришкольный Лувр”, “в стиле Сальвадора Дали”, “показ мод”), но и организовывать поездки в драматические и художественные театры, вечера поэтов и песенников, небольшие путешествие по родному краю и за его пределы (особенно интересны будут поездки по местам боевой славы) и так далее.
Важное замечание: Главная задача – развивать у школьников интерес к творчеству, а не разрушать его.
Именно поэтому нельзя подвергать произведения юного творца критике, оскорблять их или вовсе игнорировать. Покажите ребенку, что люди восхищаются его произведениями и ценят их – это поможет ему набраться уверенности в себе.
Веселые старты – отличная игра для малышей
Оздоровление
Проводите регулярные соревнования по всем видам спорта (“Веселые старты, “Мама, папа, я – здоровая семья”, “Школьные олимпийские игры”, “Интеллектуальные виды спорта”, “Триатлон” и так далее), а также классные часы, направленные на профилактику вредных привычек (“Курить – здоровью вредить”, “Опасные забавы”) и рекомендации по здоровому образу жизни (“Лучшие друзья детей”, “Тайны здоровья”). Совершайте поездки в оздоровительные лагеря, устраивайте тематические походы (“Места боевой славы”, “Робинзон Крузо”) И рисуйте плакаты.
Главное – проводить организацию мероприятий в таком стиле, чтобы школьникам было действительно интересно участвовать в каком-либо движении.
Свободное время
К данной категории будет относиться проведение психологических игр и тренингов, направленных на взаимодействия между людьми. В качестве контроля можно использовать метод анкетирования и обсуждения (необходимо общение детей с воспитателем, а не беседы исключительно между детьми и не монолог учителя).
Свободное время – результаты исследования