ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
г. Находка МБДОУ ЦРР д/с №5 «Дельфинёнок» в-ль: Саливончик Л.А.
Цель: Формировать представление о различии между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведения. Формировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. Формировать умение пользоваться элементами речи-доказательства. Воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Активизация словаря: очаровательная, плечистый, элегантные, грациозные, обаятельные, симпатичные, юноша, мускулистый, рослый и т.д.
Предварительная работа: Чтение сказки и просмотр мультфильма «Спящая красавица» Ш.Перро, заучивание стихотворений «Мальчики и девочки», «Все девчонки хохотушки…», «Все мальчишки шалунишки…», изготовление журналов мод для девочек и мальчиков (закрепление мужской и женской одежды), организация фотовыставки детских фотографий, анкетирование родителей на тему: «Социально- нравственное воспитание детей дошкольного возраста», беседы на тему нравственного воспитания, дидактические игры, заучивание песен про дружбу, разучивание парного танца и т.д.
Оборудование: подушечки на каждого ребёнка, рядом с подушечкой атрибут для девочки или мальчика (заколка, машинка, кукла и т. д.), атрибуты для игры на запоминание возрастной последовательности (парики, одежда для женщины, мужчины, бабушки и дедушки, сумки и т. д.), атрибуты для игры-драматизации «Спящая красавица», столики для игры «Кто сильнее», листы и карандаши для рисования, подарки для девочек и мальчиков (заготавливают родители), музыкальное сопровождение, песня про дружбу, «Улыбка», «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»
Ход занятия:
Покажите мне свои красивые глазки, подарите мне свою красивую улыбку а я подарю вам стихотворение (чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?»):
Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки.
Арины, Ромы, Дашеньки – Это же не вишенки! Детский сад, детский сад… Почему так говорят?
Мы ведь не листочки, Мы ведь не цветочки, Голубые, аленькие – Мы ребята маленькие!
Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Потому что дружно в нём Мы одной семьёй растём!
Оттого и говорят: В этом доме детский сад!
В-ль: О ком вы только что прослушали стихотворение?
Дети: О нас, о детях, которые ходят в детский сад.
В-ль: Вот я знаю многих из вас уже 5 лет, но ещё раз хочу с вами познакомиться. Игра на развитие самосознание детей «Кто ты?».
Дети: Я мальчик, я человек, я девочка, я Илья, я Арина Олеговна, я Козырев, я родственник, я внук, я сестра (брат), я дочь (сын) и т.д.
В-ль: Вот видите, оказывается, я не всё про вас знаю, вы у меня все такие разные, не похожие друг на друга. Но знаю я одно точно, что вы у меня очень дружные, можете придти друг другу на помощь, не обижаете других. Я хочу, чтобы вы всегда были такими разными, оставались самими собой, и только дружба могла бы вас объединять. Давайте покажем всем, какие мы дружные.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите молча каждому, по очереди, самую добрую, какая есть, улыбку. (Включается музыка «Дружба начинается с улыбки»).
Ваши улыбки скрепили вашу дружбу ещё сильнее
Когда мы с вами знакомились, то я слышала, что среди вас есть девочки и есть мальчики. Ну-ка разделитесь мне на девочек и мальчиков, а я посмотрю кто это такие. А теперь, докажите мне что вы девчонки (девочки читают стихотворение «Все девчонки хохотушки…»)
Все девчонки – хохотушки Любят блеск и безделушки, Тайны, девичьи секреты, Сериалы и конфеты.
Мастерица поболтать, Могут до утра плясать. Я во всём на них похожа, Ну и что же, ну и что же?!
В чём- то я неповторима И своей красой красива, Пусть чуть-чуть упрямая, Всё равно – «Я самая!» …
А теперь мальчишки докажут нам кто они такие (чтение стихотворения «Все мальчишки шалунишки…»)
Все мальчишки – шалунишки Любят спорт и военные книжки, Машины, солдатиков, Конструктор и фишки.
Любят строить, в «войнушку» играть, Могут с папой по долгу читать, Я во всём на них похож, Ну и что же, ну и что ж?!
В чём- то я неповторим, Мужествен, красив, строптив Пусть чуть-чуть упрямый, Всё равно – «Я самый!» …
Спасибо вам за чтение таких стихотворений и я предлагаю вас присесть на подушечки для дальнейшей беседы, но кто, на какую подушечку сядет, вы выберите сами, но при этом вы не должны забывать, что вы дружные и умеете договариваться при помощи слов. (Возле каждой подушечки лежат атрибуты для девочки и мальчика, ребёнок должен сам определить, кто в какие игры играет, уметь договориться (по необходимости) и сесть на ту подушечку, рядом с которой лежит игрушка, соответствующая его игровой деятельности).
В-ль: Даша, почему ты села именно на эту подушечку?
Даша: Потому что рядом с ней лежит кукла, а с куклой играют девочки, а мальчики играют в другие игры и т.д.
В-ль: Вы хотите мне сказать, что мальчики и девочки чем-то отличаются друг от друга? Ну, тогда чем?
Дети называют отличие между мальчиками и девочками по внешнему виду (причёска, одежда, использование украшений и т. д.), физиологические особенности (строение тела, описание фигуры, строение голоса и т.д.), игровая деятельность детей, имена детей (мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества).
В-ль: А теперь давайте представим с вами, что вы немного повзрослели, и кем вы стали? (Определение возрастной последовательности).
- Девочка – девушка – женщина – бабушка
- Мальчик – юноша – мужчина – дедушка
Я предлагаю вам попасть в будущее и показать всем нам кто, каким будет.
Детям предложены на выбор атрибуты для всех возрастных поколений (парики, одежда, очки, сумки, украшения, обувь, головные уборы, палочка для дедушки, клубок ниток, спицы для бабушки и т. д.) Воспитатель назначает кто кем будет из девочек, и кто кем будет из мальчиков, и дети переодеваются в соответствии со своей ролью. После переодевания воспитатель спрашивает у детей, кого как зовут, и почему он именно так оделся.
- Наташа – Наталья – Наталья Сергеевна – баба Наташа
- Ваня – Иван – Иван Александрович – дед Ваня
Теперь я предлагаю вам пройти со мной и сесть на стульчики. Я приготовила для вас ещё одно стихотворение «Подружки» (А, Кузнецова)
Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.
Я её не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь. Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
В-ль: Как вы думаете, о ком и о чём это стихотворение?
А с кем дружите вы?
И почему вы дружите именно с тем или иным другом?
Почему происходят ссоры? Как вы миритесь?
Как вы думаете, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить?
Дети: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не должен обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, наоборот, они должны их защищать, помогать им, уступать им игрушки. Мальчик не должен быть слабым, ленивым, неловким, трусливым.
В-ль: А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить?
Дети: девочка должна быть доброй, аккуратной, много уметь делать. Не должна быть лживой, злой, ленивой, болтливой, неряшливой.
В-ль: А теперь девочки, давайте предоставим мальчикам возможность проявить смелость, ловкость.
Игра «Петушки». (Мальчики встают напротив друг друга и, прыгая на одной ноге, хлопают друг друга по ладоням. Не устоявшие на одной ноге считаются проигравшими. Используется муз. сопровождение). Победителей поздравляют аплодисментами.
В-ль: А сейчас мы проведём конкурс среди девочек. Девочки наши должны быть изящными, грациозными, а мальчики им в этом помогут.
Упражнение «Приглашение на танец»
Большое спасибо нашим кавалерам, без их помощи наши дамы не были бы такими изящными, грациозными.
Мы с вами побывали в будущем, а теперь я предлагаю вам пофантазировать и оказаться в прошлом. Воспитатель предлагает детям пройти с ней и послушать одну историю.
Много-много лет тому назад существовали рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны, благородны. Рыцари понимали, что они сильнее, выносливее, и поэтому и могут, и должны защищать более слабых. А кто был слабым? Женщины, дети, старики. Вот почему с давних времён и остался этот рыцарский обычай – помогать, оберегать и заботиться о слабых. Поэтому мужчина всегда идёт рядом с женщиной, готовый её поддержать. В присутствии женщины мужчины не должны сидеть, если она стоит. Выходя из транспорта, мужчина подаёт женщине руку. Он несёт ей тяжёлые сумки. Только маленькую дамскую сумочку несёт женщина сама. Ещё она поддерживает чистоту и порядок в доме, создаёт уют.
Наверняка это будете делать и вы, когда вырастете. Но кое-что друг для друга, мальчики и девочки, вы можете сделать уже сейчас.
Беседа «Наши отношения»
В-ль: как вы думаете, что мальчик может сделать для девочки?
Дети: подать куртку, пальто; пропускать впереди себя в дверях; уступать стульчик; помогать перейти лужу, собирать игрушки; защищать, если кто-то обидит девочку.
В-ль: а как должна вести себя девочка?
Дети: должна уметь принимать помощь мальчиков, поблагодарить или, в случае необходимости, вежливо отказаться, сказав «спасибо»; не должна быть вредной, ябедой; должна быть хозяйственной; помогать мальчикам следить за своим внешним видом и т. д.
Игра «Кто сильнее» Давайте представим, что наши мальчики рыцари и проведём среди них «рыцарский турнир» и выберем самого сильного мальчика. Игра заключается в том, что бы положить руку соперника на стол. Выигрывает тот, чья рука оказывается сильнее. Победителям – аплодисменты.
Игра- драматизация «Спящая красавица»
А теперь мы с вами вспомним сказку Ш. Перро «Спящая красавица».
Девочки по очереди изображают спящую красавицу. Мальчики подходят к ней и пытаются подобрать хорошие, добрые, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящую красавицу.
Все мальчики молодцы, разбудили своих красавиц и нам пора возвращаться в настоящее время.
В-ль: Мы сегодня с вами танцевали, играли, думали. Это умеют делать и мальчики и девочки, и в этом вы похожи друг на друга. Но всё-таки мальчики сильнее девочек, и они могут защищать девочек от разных неприятностей. И вы знаете про это стих.
Мальчики и девочки – Все у нас равны, (читает мальчик) Только помнить (читают девочки) Мальчики
Об одном должны: Девочки слабее их, Могут и пищать, И должны их мальчики
храбро защищать.
В-ль: Защищать, это наверное с кем-нибудь драться.
Дети:
- Помочь подняться девочке, если она упала;
- Найти на прогулке рукавичку, чтобы у неё не замёрзли руки;
- Пропустить вперёд в дверях и многое другое.
В-ль: Многое сегодня на занятии узнала я от вас, много нового узнали вы от меня, но объясните мне, пожалуйста, из чего же сделаны такие красивые девчонки и такие симпатичные мальчишки.
Дети: девчонки сделаны из помады, бантиков, косметики т.д. Мальчишки сделаны из самолётиков, танков, пистолетов и т.д.
В-ль: я предлагаю вам пофантазировать, и нарисовать друг другу в подарок рисунок кто из чего сделан. (Дети выполняют задание под песню «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»)
По окончанию работы воспитатель предлагает детям подарить свои рисунки и подарки, которые они приготовили вместе с родителями друг другу.
Дети обмениваются подарками под песню «Дружба крепкая…».
Воспитатель благодарит всех за внимание.
Следующая > |
Нравственное воспитание в младшей группе
С переходом детей из ясельной в младшую группу их образ жизни во многом меняется. В их деятельности появляются рисование, ролевая игра, аппликация, лепка. Дети постепенно переходят от одиночных игр к простым формам совместной трудовой и игровой деятельности. Педагоги в этот возрастной период уже могут активно подключать детей к обязательной и систематической групповой деятельности. На занятиях они должны освоить новые правила, которые будут направлять их поведение. Все это будет способствовать формированию новых интересов, эмоциональных переживаний, потребностей. А это будет иметь немалое значение для нравственного развития.
Нравственное воспитание в младшей группе должно быть направлено на формирование доброжелательных дружеских отношений с приветливым, вежливым обращением друг к другу, развитие у детей умения проявлять сочувствие и отзывчивость к своим сверстникам.
Ребенок должен чувствовать себя равноправным членом детского коллектива. Понять равенство обязанностей и прав всех детей в младшей группе помогает выполнение одинаковых требований для всех. Эти требования дети чаще всего быстро усваивают. Они обеспечивают развитие элементов дисциплинированности и коллективизма.
Совместный образ жизни при нравственном воспитании в детском саду должен строиться на основе общих эмоциональных переживаний. Утренники, новогодние праздники, интересные игры и занятия сближают детей, укрепляют их дружеские контакты.
Для формирования дружеских отношений со сверстниками педагог должен активно вовлекать детей в ситуации, которые требуют внимания, заботы, сочувствия. При таком воспитании дети постепенно приучатся проявлять заботу о товарищах самостоятельно, без помощи воспитателя.
Игра при нравственном воспитании в младшей группе становится школой нравственного поведения. Воспитатели в игре с несложными сюжетами должны добиться положительного морального содержания реальных и игровых взаимоотношений детей друг с другом, как членов единого коллектива.
Педагог должен научить детей проявлять добровольную уступчивость. Это нетрудно сделать при наличии большого количества однородных предметов и игрушек, которые рассчитаны на удовлетворение потребностей всех детей.
При нравственном воспитании в детском саду очень важно приучать детей к элементарному сотрудничеству, к выполнению коллективных поручений.
Нравственное воспитание в подготовительной группе
В основе нравственного воспитания в подготовительной группе лежит разнообразная коллективная деятельность, в которой дети учатся уступать и договариваться друг с другом, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия.
В подготовительной группе воспитатель уже может гораздо шире использовать методы косвенного влияния на игру. Педагог уже может обогатить сюжет, установить правильные взаимоотношения. При выполнении общих поручений, при совместных дежурствах у детей формируется опыт коллективного сотрудничества. Воспитатель с помощью специальных педагогических приемов должен создать у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и чувства.
К примеру, воспитатель может привлечь детей к подготовке открытки заболевшему товарищу. Он должен эмоционально объяснить детям, как друг будет рад открытке, как ему хочется встретиться с детьми.
При нравственном воспитании в подготовительной группе очень важно привить ребенку самостоятельность. При этом педагог должен быть ненавязчивым и очень осторожным. Тогда у детей будет возникать ощущение полной самостоятельности во время выбора линии поведения. Самостоятельность поможет сформировать эмоционально-положительный тонус ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность в отношениях со сверстниками. При своевременном развитии самостоятельности дошкольники уже проявляют заботу об окружающих, активную взаимопомощь, бережное отношение к вещам.