Познакомить воспитанников с новым для них растением — дружной семейкой, учить более подробно описывать его листья. Закрепить и дополнить знания детей о приемах ухода за растениями: учить различать политое (земля темная, сырая) и неполитое (земля светлая, сухая) растение, протирать не только его листья, но и горшок с поддонником. Формировать умение выполнять работу 8 определенной последовательности. Продолжать воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Повторить названия растений.
Подготовка к занятию.
На столе воспитателя — растение дружная семейка (два экземпляра), лейка с водой, тазик с водой, тряпочка. Перед столом полукругом расставлены детские стульчики. В другом конце комнаты на столах, стульчиках и на полу размещены растения с плотными кожистыми листьями, тазики с водой, тряпочки. Каждое растение должно стоять на клеенке.
Ход занятия.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель показывает известные детям комнатные растения (фикус, кливию) и предлагает вспомнить их названия. Выслушав ответы детей, он продолжает: «Сегодня мы рассмотрим новое растение, которое называется дружная семейка. (Дети повторяют название.) Давайте рассмотрим его внимательно».
Ребята отвечают на вопросы воспитателя, определяют величину листьев растения, их форму, цвет. Затем на ощупь определяют поверхность листа. Педагог обобщает ответы детей, сообщает им постоянное место нового растения. Затем спрашивает: «Дети, как мы ухаживаем за нашими растениями? Что мы делаем? (Поливаем, протираем листья.) Перед вами два растения. Посмотрите: какая земля у этого (показывает) растения, какого цвета? (Темная.) Галя и Витя, подойдите и потрогайте землю. Какая она на ощупь? (Сырая.) Теперь посмотрите, какая земля у другого растения. Такого же цвета? (Нет, светлая.) Петя и Коля, подойдите и потрогайте землю. Какая она? (Сухая.) Как вы думаете, какое из этих растений уже поливали, а какое — нет? Правильно, первое растение поливали. Как можно узнать, нужно ли поливать растение? (По цвету земли, на ощупь.) Вова, подойди и полей растение, которое не поливали. Правильно ли Вова выбрал растение? Правильно ли он его поливает?
Теперь вспомните, как мы еще ухаживаем за растениями, что делаем? (Протираем листья.) Толя и Аня, покажите всем, как нужно протирать листья. Возьмите тряпочки, намочите их, отожмите. Теперь расправьте на руке и протрите листочки сначала сверху, потом снизу. (Дети выполняют задание.) А сейчас все ребята будут протирать листья растений, а потом горшки, в которых они растут, и поддонники — вот так (показывает). Когда все листочки будут чистыми, возьмите лейки и полейте растения, которые сегодня еще не поливали».
Дети работают, воспитатель при необходимости помогает им советом. Затем предлагает посмотреть на растения — какими они стали чистыми и красивыми.
В процессе ухода за растениями детей знакомят еще с одним правилом: после поливки растений в лейки надо налить воды и оставить ее до следующего дня.
В обучении детей средней группы, чаще, чем в младшей, используют дидактические игры с растениями и- их изображениями на картинках. В играх воспитатель упражняет детей в описании растений, учит сравнивать их, называя характерные отличительные признаки каждого, учит детей правильно называть растения; 3—4 раза в год проводятся занятия по ознакомлению с растениями.
Примерный конспект занятия «Ознакомление с комнатными растениями»
Программное содержание. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений. Познакомить их с новым растением — бальзамином, дать его бытовое название (огонек). Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними.
Подготовка к занятию. Отобрать растения для рассматривания; одни поставить на стол, другие—на подоконники. Бальзамин в начале занятия убран.
Ход занятия.
Дети сидят на своих местах. Педагог просит их ответить на вопросы: «Что стоит на моем столе? Как называются эти комнатные растения? Какова их величина? Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки? Какие они и сколько их?» Затем показывает фикус и просит рассмотреть его; спрашивает у детей, какого он размера. Дети отвечают: «Большой, похож на дерево». Отвечая на вопросы педагога, они устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно-зеленого цвета.
«Что можно еще сказать о листе? — спрашивает воспитатель, предлагая потрогать листок.— Какой он на ощупь? Правильно, лист гладкий, блестящий».
После этого подводят итог: что сказал о растении каждый, как можно охарактеризовать растение в целом.
Воспитатель предлагает детям также рассказать о других контрастных растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам.
Далее рассматривают бальзамин. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дети, посмотрите на это новое растение. Оно называется огонек. Вы видите, что у него много маленьких красных цветочков, и поэтому его назвали огонек. Посмотрите на него внимательно и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают огонек, описывают его.) Нравится вам огонек? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него? Правильно, огонек будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним огонек и другое растение — дружную семейку. Похожи они? Чем они не похожи? Какие они по размеру? Какие у них листья?»
Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими дает возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения.
В конце занятия проводится дидактическая игра. Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет водить: он отвернется, а мы спрячем какое-нибудь растение. Он должен узнать, какое растение мы убрали. (Игра повторяется 3—4 раза, каждый раз — новый водящий.) Теперь поиграем по-другому: пока водящий не смотрит, мы переставим растения на столе, а он должен будет узнать, что изменилось». (Игра также повторяется несколько раз.)
В конце занятия воспитатель дает оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места.
На последующих занятиях используют другие варианты дидактических игр — игры с рисунками или открытками, на которых изображены известные детям комнатные растения. Даются, например, такие задания: найти растение и поставить к нему его изображение; найти в группе одинаковые растения; найти растения, у которых красивые цветы, или те, у которых нет цветов, и т. д.
В средней группе усложняются и трудовые поручения — дети систематически привлекаются к уходу и наблюдениям за растениями. В процессе коллективного труда они используют не только известные приемы ухода за растениями, но и вновь освоенные. Однако и в этой группе педагог должен помнить о том, что огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к растениям имеет его собственный пример, его любовь к растениям и умение замечать изменения в их росте и развитии. Педагог время от времени собирает ребят и обращает их внимание на то, что произошло с растениями в группе. Это способствует воспитанию у детей устойчивого интереса к растениям.
«Паспорт комнатных растений старшая группа»
БАЛЬЗАМИН
Родина: Восточная Индия. Существует около 600 видов. В народе называют недотрогой или Ванькой мокрым. Чтобы растение зимой цвело, температура не меньше 15 С. Летом часто поливают, зимой уменьшают полив. Опрыскивать осторожно, не попадая на цветки. Пересаживают в любое время года.
ФИКУС
Родина: тропические районы Азии и Африки. Существует более 2000 видов растения.Растение не прихотливое. Фикус светолюбивое растение. Поливают фикус 1-2 раза в неделю. Летом растение ежедневно опрыскивают. Пересаживают растение сначала ежегодно в марте. Потом 1 раз в 3-4 года.
Создавая «чистый воздух», фикус способствует повышению работоспособности, преодолению стрессов, нормализации сна.
КОЛЕУС
Родина: тропические районы Азии и остров Ява. Существует около 150 видов. Очень теплолюбивое растение. Колеус светолюбивое растение. Летом поливают через день. Зимой поливают реже. В жаркие дни ежедневно опрыскивать. Растение пересаживают ежегодно весной. летучие выделения колеусов, обладая фитонцидной активностью, создают вокруг «чистый воздух», способствуют повышению работоспособности и преодолению стрессов.
НЕФРОЛЕПИС
(Папоротник)
Нефролепис теплолюбивое растение. Растение предпочитает яркий рассеянный свет, необходимо защищать от прямых солнечных лучей. Растению требуется обильный полив. Важно ежедневно опрыскивать. Пересаживают по мере роста — 1 раз в 2 года. У людей, находящихся в атмосфере летучих выделений нефролеписа, повышаются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышается работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам.
ХЛОРОФИТУМ
Родина: субтропики Европы и тропики Африки. Насчитывается около 220 видов. Растет как в тени, так и на солнце, но нужно прикрывать от прямых солнечных лучей. Полив умеренный – 2-3 раза в неделю. Летом обязательно опрыскивать. Пересаживать ежегодно, в основном использовать перевалку в горшок большего размера.
БЕГОНИЯ РЕКС
Бегония родом из тропических и субтропических лесов и горных районов Южной Америки, Азии и Африки. Чего бегонии не любят, так это нарушения их покоя. Поэтому постарайтесь их не переставлять с места на место и не задевать лишний раз. Бегония – теплолюбивое растение. Бегонии очень не любят переувлажненной почвы, поэтому поливать их нужно, когда верхний слой земли просохнет на 1-2 см. Бегонии не терпят опрыскивания — из-за него на их листьях появляются коричневые пятна! Пересаживать бегонии рекомендуется один раз в два года, когда горшок станет уже тесноват для них.
ЗЕФИРАНТЕС
Его родиной считается Америка Южная и Центральная. Род насчитывает более 35 видов. Цветок чрезвычайно светолюбив. Растение необходимо регулярно поливать и опрыскивать. Осенью нужно сократить полив. В конце зимы пересаживают
и начинают обильно поливать.
Размножается
зефирантес в домашних условиях детками-луковичками, которые заполняют очень быстро весь горшок.
ДЕКАБРИСТ
Зигокактус, также называемый «декабристом» и «рождественским кактусом» – растение, характерное для юго-восточной части Бразилии. Декабрист не любит ни чрезмерный полив, ни высушивание грунта.
Летом растение необходимо поливать регулярно, а зимой – умеренно.
Время для пересадки
этого растения, которую необходимо делать 1 раз в три или четыре года – март-апрель. Размножать его можно черенками, которые в воде легко начинают пускать корни. Зигокактусу не рекомендуется находиться на подоконнике с прямыми и яркими солнечными лучами.
ТРАДЕСКАНЦИЯ
Родина:
тропические и умеренные районы Америки.
Свет:
яркий рассеянный. Может переносить и прямые солнечные лучи ( в ограниченном количестве).
Полив:
обильный, по мере подсыхания верхнего слоя субстрата, весной и летом. Осенью и зимой полив умеренный.
Влажность воздуха:
не играет существенной роли. В летнее время рекомендуется опрыскивать.
Пересадка:
молодые растения раз в год, взрослые через 2-3 года, весной, совмещая с обрезкой длинных побегов.
Размножение:
семенами, черенками либо делением куста.
ГИМЕНОКАЛЛИС ПАНКРАЦИУМ БЕЛЫЙ
Родиной является Южная Америка. Всего в природе есть около пятидесяти видов, многие из которых являются комнатными растениями. Поливать Гименокаллис в период вегетации обильно и умеренно в период покоя. Когда мало влаги, листья становятся вялыми, а переизбыток влаги для него губителен. Гименокаллис светолюбив. Пересаживают Гименокаллис примерно раз в три – четыре года, причем только в период покоя.
АЛОЭ
Алоэ готов переносить любые невзгоды и лишения – летом жару, зимой холод, тень и солнцепек, долгое отсутствие воды и бедную каменистую почву. При этом замечательный целитель, лечит все – от пореза до чахотки. На самом деле столетник, он же алоэ древовидное
, наиболее популярный у нас вид, отказывается цвести исключительно по причине недостатка тепла и света. На родине (в пустынях Южной Африки, на Капской земле) из каждого пучка толстых закрученных и колючих листьев ежегодно вырастает довольно крупный цветонос с кистью или колосом ярких оранжевых или желто-красных, реже белых трубчатых цветков.
ПЕЛАРГОНИЯ ЗОНАЛЬНАЯ
Свое название вид получил за особенность окраски листьев. «Зона» – это широкая или узкая кайма или пятно в центречерный оттенок. Стебли сочные, одревесневающие у основания, а листья округлые или сердцевидные. Лучшей почвой для них будет та, которая состоит из равных частей дерновой (или компостной) земли, перегноя, торфа и песка. Многие сорта обладают фитонцидными свойствами, поэтому они могут быть очень полезны в домах, где есть дети.
САНСЕВИЕРИЯ
Родина сансевиер
– тропические районы Африки и Азии. Сансевиеры – корневищные растения с розеткой прямостоячих декоративных мясистых листьев. За форму и расцветку в народе их называют «щучий хвост», «тещин язык», «змеиная кожа» и даже «африканская конопля». Полив умеренный — только тогда, когда земля полностью просохла. Используют почвенную смесь из дерновой и листовой земли, перегноя, торфа и песка (1:1:1:1:1). Сансевиерия улучшает воздушную среду обитания человека, оптимизирует биологические функции организма.
ХОЙЯ.
Восковой плющ -маленький компактный, хотя и обильно ветвящийся кустарничек с мясистыми листьями длиной около 2,5 см. Поникающие зонтики из изысканных душистых белых восковидных звездчатых цветков с розовато-красными серединками. Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок (2:1:1:1:1).
Полив
весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.