Путешествие по сказкам: конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе


Конспект занятия в старшей группе «Волшебный сундучок» по сказкам

Конспект занятия в старшей группе
«Волшебный сундучок»
Цели:Образовательное направление.1) Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;2) Учить навыкам словообразования,3) Упражнять в употреблении грамматических категорий.Коррекционное направление.1) Развивать интеллектуальные функции — память, внимание;

2) Формировать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки;3) Совершенствование тонкой моторики кистей пальцев.Воспитательное направление.1) Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.Предварительная работа:1) Беседы и чтение об русском народе;2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;4) Драматизация по мотивам русских сказок;5) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для игры «Заря – Заряница», музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.ХОД ЗАНЯТИЯ.Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.( дети проходят, рассматривая избушку).Вы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?Дети: ( печка, стол, лавки, сундук).

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?Дети: печка.Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.ОЙ, ты печка-сударушкаПомоги нам, боярушка:Ты свари, испеки,Обогрей, освети,В дом богатство принеси.Печь была самой главной вещью в доме6В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.Марьюшка: А что стоит рядом со столом?Дети: рядом со столом стоят лавки.Марьюшка: А что стоит на столе?Дети: посуда.Марьюшка: Какая посуда?Дети: (ответы детей).Марьюшка: Ребятушки ,а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?Дети: (ответы детей)

Марьюшка: А как догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете?Дети: (предположительный ответ).Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду?Дети: (ответы детей)Марьюшка: а сейчас какая современная посуда?Дети: (предположительный ответ).Марьюшка: сидели раньше на чем?Дети: (ответ детей).Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?Дети: Это сундук.Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?Дети: (дети дают предположительные ответы).Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!( пробуем открыть, но ничего не получается).Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.(« Не красна изба углами, красна пирогами». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Труд кормит, а лень портит». « Дело мастера боится». и т. д.)Открывается сундук, и оттуда достают русский народный костюм.Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?Дети: ( ответ детей).Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду. Назовите детали этого наряда.

Дети: (ответ детей).Марьюшка: Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?Дети: женский.Марьюшка: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?Дети: мужчины, парни.Марьюшка: Этот наряд, какой?Дети: Мужской.Марьюшка: Назовите детали мужской одежды.Дети: ( предположительные ответы).Марьюшка: Почему рубаху называли косоворотка?Дети: (ответ детей).Марьюшка: Ребятки в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. И чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?Дети: ответ.Марьюшка: А из чего делали лучинку?Дети: (ответ детей)Марьюшка: Давайте и мы сейчас попробуем зажечь лучинку, чтоб она освещала нашу горницу. А мы поиграем в игру. Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.Очи – глазаИзба-домРушник-полотенцеЛучина-лампочка

Колыбелька-кроваткаКушак-поясЧугунок-кастрюляКартуз-кепкаМарьюшка: Молодцы, а кто хочет посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу или поговорку.Дети: (называют пословицу или поговорку).Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?Дети: (разноцветные).Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Заря- Заряница».Проводится играЗаря – Заряница, красная девица. По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые, Кольца завитые, по полю пошла».Марьюшка: Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам о том, что в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать да так, чтоб в словах не ошибиться скороговорками. А вы знаете скороговорки?Дети: (рассказывают скороговорки).Марьюшка: Наверное, еще что-то есть в моем сундучке, кто поможет мне его отпереть?Дети: (пословицы или поговорки).Марьюшка: Ребятушки, это что?

Дети: (музыкальные инструменты).Марьюшка: Назовите, какие?Дети:.(ложки, гармошка, трещотки, дудочка, колокольчики).Марьюшка: Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?Как у нашего соседаВесела была беседаГуси в гусли, у утки в дудки,Чечетки в трещотки. Чайки в балалайки. Две синицы-крошкиЗаиграли в ложки.Дети исполняют русскую народную песню.Марьюшка: Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто мне поможет?Дети: ( пословица или поговорка).Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лоскутки, я из них делала себе куколок, меня моя матушка научила. А вот и моя кукла Дуняша, она вам нравится? Я могу вас научить делать такие игрушки. Хотите? Тогда присаживайтесь по удобней, да помогайте друг другу.Дети по объяснению Марьюшки делают куколок.Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу. А вот и пироги подоспели, угощайтесь на здоровье!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]