Конспект музыкального занятия в старшей группе. Путешествие в осенний лес


Конспект музыкального занятия в старшей группе. Путешествие в осенний лес

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в сказочный осенний лес». Старшая группа
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Раздел: «Музыкальная деятельность» Возрастная группа: старшая (5 – 6 лет) Составила: Юсупова Л.Д., музыкальный руководитель высшей квалификационной категорииДанный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ для организации и проведения праздников, развлечений и музыкальных занятий. Конспект занятия разрабртан для детей старших групп (5 — 6 лет). Тема: «Путешествие в сказочный осенний лес» Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. Формировать словарь детей (задумчивая, нежная, лиричная), связную речь и умение правильно строить предложения; активизировать речь, память, логическое мышление. Формировать навык сольного пения с музыкальным сопровождением.
Развивающие:
Развивать навык восприятия классической музыки через музыкально-ритмические движения. Развивать умение определять музыкальное произведение по музыкальному вступлению. Развивать дыхание, звуковысотный, ритмический слух; навык игры на детских музыкальных инструментах.
Воспитательные:
Создавать условия для воспитания чувства взаимопомощи, понимания и товарищества.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Средства реализации: — ноутбук, музыкальный центр; — бубен; — игрушка Медведь; — плоскостные морковки с зеркалом по количеству детей; — шарфики желтого цвета для танцевальной импровизации; — детские музыкальные инструменты. Предварительная работа: — прослушивание произведения «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года» П. Чайковского; — знакомство с биографией и творчеством В. Шаинского; — просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!»; — разучивание с детьми валеологических песен – распевок «Трямди-песенка», «Доброе утро!» О.Н. Арсеневской; — разучивание песен «Песенка про нас» муз. С.В. Каптюхова, «Милый край родной» муз. Т.В. Бокач. Репертуар: Слушание – пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» муз. П. И. Чайковского. Игра на ДМИ – «Осенняя сказка» сл. О.Н. Арсеневской. Распевание – валеологическая песенка – распевка «Доброе утро!» сл. и муз. О.Н. Арсеневской. Пение – «Песенка про нас» муз. С.В. Каптюхова; «Милый край родной» муз. Т.В. Бокач. МРД – танец «Дружба» баш.нар.мел. Музыкальная игра – «В лесу» муз. и сл. Е. Сенченко
Ход.
I – Вводная часть.Дети входят в зал под песню «Улыбка» муз. В. ШаинскогоМузыкальный руководитель (далее М.р.): Доброе утро, дети! Какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее, доброе. (Возможно, кто-то из детей скажет, что настроение плохое)М.р.: Мне очень хочется сообщить вам, что сегодня к нам в детский сад заглянул необычный гость. Фоном звучит песня В. Шаинского «Облака, белогривые лошадки»

М.р.: Дети, вы узнаёте его? Дети: Медвежонок! М.р.: Верно, медвежонок из знакомого вам мультфильма «Трям! Здравствуйте!» Медведь: Здравствуйте, дети, я так рад встречи с вами, что мне хочется петь! М.р.: Так давайте споём и поздороваемся со всеми весёлой песенкой – распевкой «Доброе утро!»


Музыкальный руководитель и дети исполняют валеологическую песенку – распевку «Доброе утро!» сл. и муз. О.Н. АрсеневскойМотивация.Медведь: Какая радостная песенка и исполнили вы её дружно и весело! Здорово!!! Дети, я спешу на день рождения к Зайцу, хочу его порадовать подарком из волшебной страны «Тили-мили-трямдии»! А живет он в волшебном лесу. Но одному мне идти страшновато, может, вы сможете составить мне дружескую компанию?! М.р.: Дети, что скажете, поможем Медведю? Дети: Да! М.р.: Отправляемся в путь? Дети: Да! М.Р.: По дороге мы с вами выполним весёлую разминку. Ралина покажет, какие движения мы будем выполнять и как: приставной шаг, боковой галоп и поскоки. Показ движений ребёнком.М.Р.: А теперь выполняем все вместе. Будьте внимательны. Движения будем выполнять ритмично, выразительно, под музыку, а менять движения будем по сигналу бубна. II – Основная часть.МРД «Веселая разминка» Под музыку дети выполняют движения, меняя их по сигналу бубна:
— Подскоки. — Приставной шаг. — Боковой галоп.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми.Игра на ДМИ. М.р.: Вот мы и пришли в осенний сказочный и волшебный лес. А нас уже ждут какие-то приключения! Так это же музыкальные пеньки нас встречают, присядем, отдохнём после долгой дороги? Дети: Да! Воспитатель: Дети, а вы хотите повеселить Медвежонка, рассказать ему добрую музыкальную сказку?! Дети: Очень хотим! М.р.: Предлагаю сыграть в оркестре «Осеннюю сказку». Разбирайте инструменты, а дирижера выберет нам Медвежонок. Согласны? Дети: Да, согласны! Медведь выбирает считалкой дирижера. Дети берут инструменты и играют на них в соответствии с текстом под руководством ребёнка – дирижера.

Оркестр «Осенняя сказка» сл. О.Н. Арсеньевской, рус.нар.мел. «Ах вы, сени» Медведь: Спасибо, дети, мне очень понравилась ваша осенняя сказка. Дети кладут музыкальные инструменты на стулья – «пеньки» и вместе с воспитателем и Медвежонком подходят к музыкальному руководителю.Слушание.М.р.: Посмотрите, дети, как красиво в осеннем лесу. Хоть уже наступила поздняя осень, но все же лес нас радует своей красотой, пением птиц и чистым воздухом, согласны, дети? Дети: Да! М.р.: Давайте подышим. Упражнение на дыхание «Дышим в лесу» Сделать вдох через нос, руки поднимаются вверх и выдох через рот, руки опускаются вниз.М.р.: Дети, давайте присядем на стулья и послушаем в исполнении оркестра фрагмент музыкальной пьесы «Осенняя песнь» композитора П.И. Чайковского. Дети слушают фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь». М.р.: Дети, как звучала музыка? Дети: Спокойно, нежно, ласково. М.р.: Какие чувства передаёт музыка? О каком природном явлении рассказывает музыка? Дети: Музыка передаёт, грусть о том, что уходит лето, становится холодно, опадают листья, приближается зима. М.р.: «Осенняя песнь» – одна из лучших пьес «Времена года» П.И. Чайковского. Её мелодия самая лиричная, нежная, задумчивая и немного грустная, она рассказывает об увядающей красоте осенней природы. Дети, а каким образом можно передать свои впечатления о музыке? Дети: Можно нарисовать картину, прочитать стихотворение или исполнить танец. М.р.: Верно, хотите изобразить красоту осенней природы танцевальной импровизацией под знакомую вам пьесу композитора П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь». Дети: Да, с удовольствием! М.р.: Дети, расскажите, пожалуйста, как вы будете двигаться под музыку? Дети: Легко, на носочках, спокойно, нежно, лирично, ласково, плавно. Активное слушание.

Звучит пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П. И. Чайковского Дети выполняют танцевальные движения с шарфиками, а затем складывают их в корзину.М.р.: Дети, вы очень нежно и лирично изобразили осенний листопад, вам самим понравилось? Дети: Да! М.р.: А тебе, Медвежонок? Медвежонок: Очень красиво! Но мне стало грустно от того, что вы такие замечательные, дружные, а моего друга, Зайца, до сих пор нет рядом. М.р.: Так вот же он! Заяц (ребёнок): Привет, Медвежонок, рад тебя видеть! Медвежонок: Привет, Заяц, у меня для тебя подарок из волшебной страны «Тили-мили-трямдии»! Сейчас я его принесу. Медвежонок выносит корзину с морковками, передаёт её ребёнку – зайцу.Заяц: Морковки! Спасибо, Мишка! Но они какие-то необычные?!


М.Р.: Что за чудо?! Дети, вы видели такие морковки? Дети: Нет, мы не видели! М р.: Это же зеркальные морковки, надо с ними обращаться очень аккуратно. Медвежонок, а для чего они? Медвежонок: Это волшебные морковки, они помогают язычку гимнастику делать! А гимнастика язычку нужна, чтобы говорить правильно и четко. У меня много волшебных морковок, для всех хватит! Берите! М.р.: Хорошо, медвежонок, мы тебя поняли, морковки мы возьмём и гимнастику начнём! Дети, берите морковки и покажите Медведю, что мы умеем делать язычками. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Чашечка», «Индюк» М.р.: Спасибо, Миша, за веселые морковки. Мы разработали наши язычки для пения. Дети, может, и мы Медведю и Зайцу подарок сделаем? Дети: Да! М.р.: Сложите морковки в корзину, и присаживайтесь на стулья. Пение.М.р.: Вспомним знакомую песню и расскажем нашим друзьям о нас. Внимательно слушаем мелодию, не торопимся и чётко проговариваем слова. Воспитатель даёт установку на правильную осанку: «Ножки вместе, спинки – прямо, чтобы песенка звучала!» Дети исполняет песню «Песенка про нас» муз. С.В. Каптюхова М.р.: Дети, о чём эта песня? Какие чувства передаёт эта музыка? Дети: Песня веселая, добрая, слушая её, хочется радоваться и петь. М.р.: Миша, тебе понравилась песня? Медвежонок: Да, дети спели звонко, дружно, так и хотелось петь вместе с вами. М.р.: Ну, а сейчас я предлагаю вам послушать мелодию следующей песни, и рассказать Медвежонку, как она называется, кто композитор, какое у песни настроение. Музыкальный руководитель исполняет песню «Милый край, родной» муз. Т. Бокач Дети высказывают своё мнение о содержании и характере музыке.Дети: Песня о нашей Родине, о Республике Башкортостан. Музыка по характеру ласковая, спокойная, добрая, нежная, лиричная. М.р.: Дети, вы хотите её исполнить с солистами? Дети: Да! М.р.: Кто желает быть солистом? Выходите, пожалуйста. Воспитатель помогает выбрать солистов, даёт установку на правильную осанку.М.р.: Дети, что будут исполнять солисты? Дети: Куплет. М.р.: А что будут исполнять остальные дети? Дети: Припев. М.р.: Хорошо, верно. Внимательно слушаем вступление. Дети исполняю песню «Милый край, родной» муз. Т. Бокач М.р.: Дети, вы все постарались, песню исполнили выразительно, нежно, ласково. Всупали в песню одновременно с началом музыки. Расскажите, пожалуйста, чем вы ещё можете порадовать наших друзей?! Дети: Поиграть! Станцевать! Медвежонок: Как здорово, и я хочу танцевать! М.р.: Мальчики, приглашайте девочек на танец. Воспитатель: ……, покажи, пожалуйста, как мы будем выполнять башкирское танцевальное движение: тройной притоп. (Показ движения ребенком)Воспитатель: А теперь выполняем все вместе. Будьте внимательны. Движения будем выполнять ритмично, выразительно. Спина прямая, на пол не смотрим, держим расстояние между парами. Дети исполняют танец «Полька» башк.нар.мел. По окончании танца мальчики провожают девочек на стульчики и садятся рядом.М.р.: Медвежонок, дети наши пели, танцевали, но ещё не поиграли. Дети, хотите поиграть с Зайцем и Медвежонком? Дети: Да! Воспитатель: Мы знаем интересную хороводную игру «В лесу». Дети, беритесь за руки и заводите хоровод. Заяц у нас есть, нам надо выбрать кукушку и ёжика. Воспитатель надевает детям маски .Дети играют в игру «В лесу» муз. и сл. Е. Сенченко


III – Заключительная часть.М.р.: Вот и закончилось наше путешествие по сказочному, волшебному лесу. Медвежонок, мы помогли тебе встретиться с Зайцем, и нам пора возвращаться в детский сад. Дети, вам понравилось в лесу? Дети: Очень понравилось! М.р.: Какое у вас теперь настроение? Дети: Весёлое, радостное, солнечное, доброе, сказочное, хорошее. М.р.: Давайте вспомним, что нам сегодня помогло попасть в волшебный и сказочный лес? Дети: Весёлая разминка, осенняя сказка с музыкальными инструментами, песни, башкирский танец, игра. М.р.: Одним словом чудесная музыка. А вы сегодня были очень внимательными, активными и выразительными. Я желаю вам всем хорошего осеннего настроения, любить и беречь родной край, верить в сказку и любить музыку. Вот она-то и поможет нам вернуться в детский сад! Отправляемся в обратный путь, рассыпались как горошинки. Дети исполняют песню «Осень наступила» муз. С. Насауленко Дети и педагог пропевают «До сви-да-ния» и под музыку уходят из зала.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическое занятие в старшей группе на тему: Осень Конспект занятия — экскурсии в старшей группе детского сада. Путешествие в осенний лес Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» в старшей группе Конспект беседы на тему Осень в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе на осеннюю тему по сказке В. Сутеева «Яблоко»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Урожай, овощи, фрукты»

Музыкальное занятие на тему «Волшебница Осень»

Конспект музыкального занятия

«Волшебница осень»

Старшая группа МБДОУ детский сад «Журавлик»

Музыкальный руководитель Власова О.И.

Цель:

закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через песенное, музыкальное и игровое творчество).

Программное содержание.

1.

Продолжать развивать культуру движений под музыку, умение перестраиваться по сигналу, совершенствовать пластику детей на основе осознанного восприятия музыки, способность двигаться соответственно характеру музыки, комбинировать различные движения. (Кружение, бег на носках, перестроение из большого круга в малый, движение из стойки на одном колене, легкий бег змейкой) .

2.

Совершенствовать голосовой аппарат, опираясь на диапазон, сохраняя индивидуальность типа детского голоса, воспитывать культуру пения в зависимости от образно-поэтического характера песни, продолжать развивать умение петь коллективно по подгруппам.

Способствовать дальнейшему овладению приемами игры на ДМИ детей, создавать условия для инсценирования песен.

3.

Воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов. Воспитывать культуру поведения, поддерживать положительный эмоциональный настрой и доброжелательное отношение всех участников занятия.

Методические приемы.

  1. Выразительное исполнение педагогом музыкальных произведений.
  2. Художественное слово, показ картин.
  3. Двигательно-речевое упражнение “Нарисуем осень”.
  4. Упражнение на различение динамики звучания музыки.
  5. Дыхательная гимнастика.
  6. Показ портрета композитора.
  7. Прослушивание образца классического произведения.
  8. Беседа с детьми.
  9. Упражнение на распев голоса.
  10. Артикуляционная гимнастика.
  11. Дидактическая игра “ Где спрятались нотки?”.
  12. Выкладывание длительностей на фланелеграфе.
  13. Игра на ДМИ.
  14. Пение по подгруппам. (Мальчики и девочки)
  15. Подвижная игра.
  16. Выкладывание коллективного рисунка.
  17. Словарная работа. (“Осенняя песня” П. айковский; фоторепортер)

Материал и оборудование:

листочки по количеству детей, мольберт, пособие для игр, ТСО (музыкальный центр), детские музыкальные инструменты, портрет композитора, фланелеграф.

Картина для демонстрации, эскиз для коллективной картины (с отдельными составляющими фрагментами на всех детей).

Ход занятия

Дети под музыку с листочками в руках вбегают в зал исполняют танцевальные движения, перестроение из большого круга в малый, бег змейкой, движение с положения, стоя на одном колене, плавные взмахи попеременно руками. После окончания композиции листочки пробегая, отдают воспитателю. Встают в круг

Воспитатель

: Ребята, мы пришли в музыкальный зал давайте поздороваемся со всеми.

Дети говорят громко: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель

: Давайте вспомним музыкальное приветствие!

Приветствие “Здравствуйте!” по полутонам.

Воспитатель

: Дорогие ребята, сегодня наше занятие посвящено прекрасному явлению . а какому об этом послушайте загадку:

Автор Тарабрина Е.В.

Шла волшебница по свету, В свой черед сменила лето! Разукрасила цветы и деревья, и сады! Ну, скажите-ка ребятки, какая здесь отгадка?

Дети дают ответ.

Воспитатель

: Пожалуйста (имя ребенка) прочитает нам стихотворение об осени.

Ребята:

Осень по тропинке шла, краски разные нашла. Разукрасила весь лес от дорожки до небес!

Музыкальный руководитель

: Ребята, а какая она бывает осень? Давайте кратко расскажем.

Дети перечисляют

(дождливая, разноцветная, урожайная, и т.д.)

Музыкальный руководитель

: Давайте поиграем в игру “Нарисуй осень”.

Двигательно-речевое упражнение “Нарисуй осень”. Автор Тарабрина Е.В.

— Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

— Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

— Нарисуем осень (движения рисования художника).

— Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

— Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

— Речку голубую (волнообразные движения руки).

— Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая “много”).

— Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Музыкальный руководитель

: Какая яркая картинка получилась!

Воспитатель:

А теперь мы представим себе на миг, что мы в лесу, и все мы прекрасные осенние деревья. Звучит музыка ветерка. Легкого, чуть-чуть ласково трогающего листочки.

Воспитатель:

Ребята, вы слышите шум ветерка?

Музыкальный руководитель
исполняет музыкальный отрывок на различение динамических оттенков (тихое нежное звучание сменяется бурными аккордами другого музыкального отрывка).
Воспитатель

: Ну что, ребята вы заметили, как быстро меняется погода осенью, Легкий ветерок сменился чем? (Ответы детей)

Воспитатель:

Вы заметили — я рада.

Музыкальный руководитель

: А теперь мы вернулись в музыкальный зал и я приглашаю вас на стульчики. (Дети по одному садятся на стульчики)

Воспитатель дает установку на правильную осанку.

Музыкальный руководитель

: Давайте поиграем с каплями дождинок. (На ниточках дыхательная гимнастика)

На капельку дует ветерок слабый и долгий. (Выполняют упражнение)

А теперь ветер дует, усиливаясь, сильнее. (Выдох глубокий)

Молодцы вы справились с упражнением (капли убирают).

Говорить об осени мы еще будем, а сейчас давайте посмотрим на нее глазами фоторепортера, фотохудожника.

Что изображено на фотографии?

Какое время года?

Почему вы так думаете?

Дети отвечают полными ответами, поднимая руку.

Ребята, а почему осень называют волшебницей?

Красотой осени восхищались поэты и художники, и фоторепортеры конечно же композиторы.

Сегодня мы с вами прослушаем произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского (показ портрета) об осени называется она “ Осенняя песня”

Слушаем внимательно, можно закрыть глаза, сесть поудобней послушать и подумать. А потом мы побеседуем немного.

Слушание музыки

Музыкальный руководитель:

Вы прослушали, а теперь ответьте какая музыка по характеру?

Какие чувства она у нас вызывает. Какой инструмент звучал? Какой изобразил осень композитор?

Я рада, что вам понравилось это произведение. Давайте еще раз повторим произведение называется “Осенняя песня” П.И. Чайковский.

Музыкальный руководитель:

Мы с вами знаем об осени песни, а прежде чем петь, давайте распоемся. Стараемся петь чисто, четко проговаривая слоги, губы помогают исполнить песенку правильно.

“Дож-дик льет с утра о-пять, толь-ко мы и-дем гу-лять Ес-ли зон-ти-ки возмем! Не про-мок-нем под дождем! (Исполняется 2 раза)

А теперь исполним “беззвучную песенку”.

Артикуляционная гимнастика (беззвучная песенка)

Музыкальный руководитель

: Теперь я думаю, мы готовы спеть песенку об осени.

Я не буду говорить название песенки, вы внимательно послушаете вступление и подхватите песенку.

Напомните мне как мы поем (передавая характер песни, настроение, стараемся правильно вести мелодическую линию и четко пропевать слова).

Песня “Ах, какая осень!”. З.Роот

Музыкальный руководитель:

Эту песенку мы уже хорошо знаем, как вы думаете ребята вам удалось передать характер песни? Петь слажено? Конечно, вы постарались.

Воспитатель:

Ребята, а чтобы исполнить следующую песенку нам надо вспомнить нотки. Только вот хитрые нотки от нас спрятались, нам необходимо их найти.

Игра “Найди, где спрятались хитрые нотки?”

На мольберт ставится дидактическая картинка.

Дети ищут куда спрятались нотки, проговаривая их название (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Молодцы! Вы справились с заданием.

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы знаете длительности из песенки тоже сбежали.

Нам нужно их выстроить по порядку.

Музыкальный руководитель выкладывает на мольберте песенку длительностями.

Музыкальный руководитель:

Прохлопаем песенку. Узнали, что это за песенка?

Песня “Озорное солнце в золотой рубашке”.

Неизвестный автор

Сейчас мы исполним эту песенку вместе с игрой на шумовых ударных инструментах

Возьмите свои инструменты и приготовьтесь играть.

Музыкальный руководитель кратко оценивает исполнение.

Музыкальный руководитель

: Ну что ж вы, конечно, все старались творчески, как вы задумали исполнить эту песенку.

Музыкальный руководитель:

Ребятки, скажите какой главный подарок нам дарит осень кроме красоты природы?

Дети

: Дарит щедрый урожай! А урожай раньше продавали на ярмарке. А еще за одной песенкой мы отправимся с вами на ярмарку. Какую песенку мы исполним?

Дети:

“Где был Иванушка”?

Песня “Где был Иванушка?

(Исполнение по подгруппам)

Музыкальный руководитель:

Веселая песня у нас получилась

Воспитатель:

Ребята, а возвращаться с ярмарки мы будем через лес. А чтобы нам не было скучно идти, мы поиграем в игру.

Игра называется “Найди свое дерево”

(по аналогии “ Чей кружок быстрее соберется?”)

Музыкальный руководитель:

Ну что ж ребята наше занятие заканчивается.

Что нового вы узнали, что вам показалось интересным, что понравилось, что запомнилось?

Я рада, что вам понравилось на занятии.

Воспитатель:

Мы очень рады, что столько узнали и вспомнили об осени, а на память мы хотим оставить картину. Говорили, что осень художник, давайте мы тоже побудем с вами немного художниками

Мы с вами украсим картину, оживим, добавим, разных красок вы поможете, хотите на минутку стать художниками?

Дети украшают отдельными элементами общий эскиз картины. (Фоном играет музыка)

Дети дают оценку.

Музыкальный руководитель:

Спасибо вам ребята за активное участие на занятии, может у кого то что-то не получилось, обязательно получится в другой раз. До свидания!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]