Акцент в современном образовании дошкольников делается на развивающее обучение. Занятия по математике не являются исключением. Формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально комфортной интеграции малыша в окружающий мир. Веселая математика для детей 3-4 лет поможет развить такие качества, как любознательность, достижение целей, дисциплина. Ознакомит с пространственной и временной логикой.
Чему учит математика малышей 3-4 лет
Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.
Математика у трехлетних детей
Математика в 3 года в детском саду не является сложной. Дети должны:
- Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
- Понимать, из чего состоит то или иное число (например, 5 – это 4+1).
- При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
- Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
- Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
- Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
- Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
- Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).
К сведению! Дети должны различать предметы.
По величине:
- Большой — больше.
- Маленький — меньше.
- Короткий — короче.
- Длинный — длиннее.
- Высокий — выше.
- Низкий — ниже.
- Широкий — шире.
- Узкий — уже.
Занятия по математике
По геометрической форме:
- квадрат;
- круг;
- треугольник;
- прямоугольник.
Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.
Математика для малышей 2-3 леткартотека по математике (младшая группа)
Математика для малышей
Развивающие игры для детей 2, 3 лет
Обучение малышей математике
В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много).
Полезно иметь наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Детям очень нравятся обыкновенные матрешки, которые можно использовать и для сюжетных игр.
Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать
Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.
◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.
Счетные палочки
Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).
◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).
Яблоки созрели
Игра помогает освоить счет
Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.
◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.
◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.
◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.
◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.
Помоги собрать урожай
Игра способствует разбитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.
◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Две дороги
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.
◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.
Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.
Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Почти все дети любят матрешки.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.
Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» — «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
Горка
Игра способствует развитию логического мышления.
Необходимый инвентарь: картон или дощечки.
◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.
◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.
◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.
Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.
Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Геометрические фигуры
Игра учит различать предметы по цвету и форме
Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.
◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.
◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.
◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.
Разберемся
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
Один – туда, один — сюда
Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.
Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».
Много мало
Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями
Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
«Раз ступенька…»
Игра помогает освоить счет
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.
Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.
Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.
Раздай тарелочки
Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»
Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.
◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
Грибок к грибку
Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»
Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».
◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.
Счет и нумерация чисел
Задача преподавателя — понять, осознают ли дети конечную цель счета, для чего они это делают.
Математика для малышей в 3-4 года имеет свои особенности. Нужно направить их внимание на изучение серьезного предмета. Для этого используются всевозможные вспомогательные материалы, презентации.
Изучение фигур в ДОУ
Сказки, игрушки, кубики, картинки (распечатанные на цветном принтере персонажи из сказок и мультфильмов будут прекрасным раздаточным материалом), пригодятся и лэпбуки. Их достаточно просто сделать самостоятельно.
Дети должны освоить название чисел. Но часто они не проецируют это знание на то, что касается их самих. Например, ребенок прекрасно знает порядковый счет, но не может посчитать свои пальцы. Он просто не связывает эти два понятия.
Важно! Задача педагога не только дать понятие нумерации и счета, а и связать эти вещи с реальным миром в сознании малыша.
Занятия математикой с детьми 6-7 лет в ДОУ и дома
Математические упражнения
Для занятий по математике потребуется дополнительный материал. ДОУ рекомендует «Игралочку» Л. Г. Петерсон. Это методическое пособие направлено на использование на уроках математики в 3 годика в детском саду. Эти тетради можно приобрести онлайн. Также рекомендуется использование методики Е. В. Колесниковой.
Развивающие карточки
Математика для 3-летнего ребенка начинается с картинок. Изготавливается пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.
Нужно подготовить картинки одного цвета, но разных предметов. Например:
- Синий цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д. (все одного цвета).
- Красный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
- Желтый цвет – машинка, шарик, мяч, ложка и т. д.
- Зеленый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д.
- Черный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
- Белый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик, заяц и т. д.
Так соберется рабочий презентатор для изучения начального счета. Предметы на картинках должны быть разного размера.
Задания:
- Найти все карточки красного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки желтого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки синего цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки зеленого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки черного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
- Найти все карточки белого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
После того, как дети выполнили задание, можно переходить к следующему этапу.
Далее задания усложняются. Нужно выбрать все карточки, где нарисована машинка. Все карточки, где нарисован мяч.
К сведению! Наличие разных цветов сначала сильно сбивает детей с толку.
Сравнение «Больше-меньше»
Математика для 3-летнего ребенка, занятия которой проходят в ДОУ, включает изучение сравнений. Детям объясняется понятие «больше» и «меньше». Используется набор карточек с прошлых занятий:
- Найти все карточки, где нарисован мяч. Потом найти все карточки, где нарисован зонтик. Сравнить количество карточек. Найти, каких рисунков больше.
- Найти все карточки с нарисованным цветком. Потом найти все карточки с нарисованным автомобилем. Найти, каких картинок меньше.
Для наглядности можно ставить вместе картинку с машинкой и цветком. Какие картинки останутся без пары, тех и больше. Какие закончились раньше, тех и меньше.
Изучение понятия «Столько же»
В начале урока (если кто-то празднует свой четвертый год рождения) родители именинника принесли торт и конфеты. Как определить, сколько нужно каждому ребенку сладостей, не употребляя цифры? Дети высказывают свои предложения.
Вводится термин «столько же». Ребята практикуются в закреплении нового слова. Решаются задачи с похожими терминами:
- также;
- равное количество;
- одинаково.
Как мы играем в математику
С нашими детьми мы играем в математические игры с самого раннего детства, лет с 3. Первой была игра «Путешествие котенка». Сын брал в руки игрушечного котенка, мы с ним садились перед глобусом, и путешествие начиналось. Мы представляли себе, что скорый поезд мчит котенка из нашего города через весь континент, и пытались представить себе картины, которые видит котенок. По пути котенку нужно было нарисовать дорогу через лабиринт, или собрать драгоценные камни в пещере, или помочь бобренку построить дом. Конечно, наш сын помогал котенку выполнять предложенные задания. Порой мы «садились» в ракету и летели к звездам, исследуя их, планеты и сам космос. Иногда мы уменьшались до микроскопического размера и путешествовали по кровеносным сосудам человеческого организма, изучая состав крови, а также расположение и свойства органов тела.
Сын рос, задания усложнялись. Следующей его любимой игрой стало «Программирование на языке Лего». Мы рисовали лабиринты, через которые, выкладывая команды «вперед», «назад», «вправо», «влево» четырьмя цветами блоков Лего, нужно было провести робота или машинку. В это же время было много игр на классификацию и на сортировку предметов.
Затем был организован математический кружок для детей 4-6 лет — мы провели вместе два года, играя и изучая новое. Потом у нас родились дочки, вслед за ними появились новые игры и обогатились старые. Наконец, то, что накопилось за десять лет занятий, мы собрали в книжку. Каждая глава начинается с рассказа о том, как папа или мама играют со своими детьми — Колей и Катей. Можно обсудить с ребенком игры из рассказа, можно поиграть в них, а можно — выполнить задания, предложенные в конце главы.
Вот несколько игр из этой книги.
Четыре машинки
Пример наглядной игры на сортировку предметов по цвету.
— Папа, мне скучно! Поиграй со мной! — позвал отца Коля. — Хорошо. Во что будем играть? — В Лего. — Замечательно. Хочешь, я покажу тебе кое-что интересное? — папа сел напротив Коли и высыпал все Лего между ними. Потом папа взял с полки четыре грузовичка и предложил: — Детальки Лего у нас четырех цветов. Давай разложим их по машинам: первая повезет детальки красного цвета, вторая — синего, и следующие две — желтого и зеленого. Мы отвезем детальки на другой конец комнаты и там из них построим четыре гаража: красный, синий, желтый и зеленый.
Робот в лабиринте
Эта игра направлена на развитие алгоритмического мышления. Так мы учимся решать сложные задачи с помощью последовательности простых действий.
— Коля, представь себе, что ты — робот. Встань сюда, на стрелочку, показывающую вход в лабиринт. Ты должен ходить только тогда, когда услышишь команду, и делать по одному шагу в указанном тебе направлении. Катя будет тобой управлять.
Ребята обрадовались и согласились. Тогда папа поставил Колю перед входом в лабиринт, а Катю — рядом с Колей, и рассказал, что робот понимает только простые команды: вперед, назад, вправо и влево; и что при каждой команде он делает шаг в указанном направлении и замирает, ожидая следующей команды. И что он не может заходить на клеточки, на которых лежат препятствия.
Разноцветные конфеты (логическая задача)
Мама: — Я купила вам три конфеты: зеленую, красную и желтую. Кате — не зеленую, Коле — не желтую, папе — не красную и не зеленую. Угадайте, какие конфеты кому я купила.
О счете на пальцах
На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.
Анализ образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС
Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.
Ребенок считает на пальцах
До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.
Далее:
- Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
- Потом добавляют еще один палец = 3.
- К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
- К четырем добавляют еще один палец и получают пять.
Теперь осваивается вычитание:
- От пяти отнять один палец и станет четыре.
- От четырех отнять один палец и станет три.
- Если от трех отнять один палец, их останется два.
- От двух отнять один палец и останется один.
Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.
Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.
Мы предлагаем вам интересные упражнения по математике
Первое упражнение
Возьмите лист бумаги и карандаш, разделите его на две части. Нарисуй с правой стороны квадратов больше, чем с левой на один.
Второе упражнение
Посмотрите внимательно картинку, на ней изображены геометрические фигуры, посчитайте их и напишите ответ.
Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:
Третье упражнение
В этом упражнении вместо вопросительного знака надо расставить знаки >, <, =
Пример: 5 > 4.
4 ( ? ) 1
2 ( ? ) 6
8 ( ? ) 4
9 ( ? ) 3
6 ( ? ) 5
Четвертое упражнение
В этом упражнении надо расставить знаки >, <, =
Пятое упражнение
В этом упражнении надо расставить знаки >, <, =
Шестое упражнение
Из каких чисел состоят следующие числа: 6, 9, 7, 4, 5, 8, 2, 3.
Пример: число 6 состоит из чисел 5 и 1.
Седьмое упражнение
Продолжи счет. Впиши пропущенные цифры.
Восьмое упражнение
Найди по порядку все числа от 1 до 10 и соедини их линией.
Девятое упражнение
Утенок решил примеры, проверь и исправь красным карандашом неправильные ответы.
Десятое упражнение
Сколько предметов на каждой картинке?
Одиннадцатое упражнение
С левой стороны нарисованы предметы, надо их посчитать и написать напротив каждой строчки нужную цифру.
Двенадцатое упражнение
Напиши соседей данного числа: 3, 4, 7, 2, 8, 6, 5.
Тринадцатое упражнение
В этом упражнении надо решить примеры.
Четырнадцатое упражнение
Посмотрите внимательно на следующую картинку, на ней нарисованы разные предметы, посчитайте их и поставьте между ними знак: >, <.