Конспект занятия кружка по логике в детском саду. Средняя группа
Конспект занятия кружка «Логик» в средней группе «В гостях у гномов»
Область познание.Автор:
Гудкова Виктория Владимировна, педагог 1 квалификационной категории МДОУ № 136 детский сад комбинированного вида.
Цель: Развитие логико-математического мышления. Задачи: Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу вам рассказать про двух гномиков – Бима и Бома. Гномик Бим живет в домике с коричневой крышей, а гномик Бом – в домике с красной крышей (прикрепить картинки к магнитной доске). Они очень любят ходить друг к другу в гости, но однажды прошел очень сильный дождь и между домиками гномиков появились большие лужи (прикрепить картинки к магнитной доске). Теперь гномики не могут ходить друг к другу в гости. А давайте мы им поможем. Дети. Да, надо помочь гномикам. Воспитатель. Давайте из наших волшебных камешков (блоков) построим дорожку между домиками. Чтобы дорожка у нас получилась красивая, я предлагаю рядом друг с другом ставить камешки разной толщины. Задание 1 (Дети строят из логических блоков Дьенеша дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой толщины).Воспитатель. Молодцы! Дорожку между домиками гномиков построили. Теперь они опять могут ходить друг к другу в гости. Ребята, гномики очень любят играть друг с другом в разные игры. Самая любимая их игра – домино, но оно сломалось. Одна из фигурок (показать карточки – «домино» и геометрические фигуры). Давайте поможем гномикам починить их любимую игру. Дети. Давайте поможем. Воспитатель. Чтобы ее починить, нам с вами нужно из кружков, прямоугольников, квадратов и треугольников, которые лежат в коробке, подобрать фигуру, которая чем-то похожа на фигуру на карточке, и поставить ее в пустом окошке. Задание 2 (Дети подбирают к каждой карточке «домино» фигуру и ставят ее во второй половинке карточки. Объясняют, чем две фигуры похожи друг на друга.)Воспитатель. Игру починили, молодцы! Ребята, гномики очень хотят, чтобы около их домиков был пруд, в котором бы плавали рыбки. Рыбок гномики уже купили (показать рыбок), а вот пруда у них пока нет. Давайте мы поможем гномикам, выроем пруд для рыбок. Согласны? Дети. Да! Воспитатель. Хорошо, но перед началом работы нам с вами нужно немножко отдохнуть. Физкультминутка Утром гномы в лес пошли, По дороге гриб нашли. А за ним-то – раз, два, три — Показались еще три! И пока грибы срывали, Гномы в школу опоздали, Побежали, заспешили И грибы все уронили! Воспитатель. Отдохнули, приступаем к работе (выполнить с детьми несколько раз движения, как будто мы лопатой копаем землю). Итак, пруд вырыли (прикрепить картинку к магнитной доске). Осталось только берег нашими камешками украсить. Гномики написали нам с помощью волшебных карточек и стрелок, камешек какого цвета, формы и размера за каким должен лежать. Задание 3 Дети строят дорожку по правилу.Воспитатель. Молодцы! Пруд вырыли, берег украсили. Теперь можно рыбок выпустить в пруд. Давайте поможем Биму и Бому запустить рыбок. Сначала выпустим желтых рыбок, потом красных и последними выпустим синих рыбок.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД в средней группе «Помоги Петушку» Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?» Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе
Тема: «Поездка на ферму»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»
Задачи:
• воспитывать доброе отношение к животным, уважение к фермерскому труду («Социализация»)
• воспитывать умение работать в коллективе, давать критическую самооценку и оценивать деятельность других («Социализация»)
• уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детенышах, труде людей в сельской местности («Познание»)
• актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме «Домашние животные» («Коммуникация»)
• формировать обобщающее понятие «Домашние животные» («Коммуникация»)
• формировать умение практически образовывать существительные суффиксальным способом в единственном и множественном числе, употреблять в речи формы родительного и дательного падежа существительных («Коммуникация»)
• развивать диалогическую речь, формировать умение составлять рассказы-описания из 2-3 предложений («Коммуникация»)
• развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев рук, («Физическая культура»)
• развивать творческие способности («Художественное творчество»)
• активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворений, сказки, воспитывать интерес к художественному слову («Чтение художественной литературы»)
• развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение
Методы и приемы:
Практические: игровое упражнение с мячом «Запомни, повтори», пальчиковая гимнастика «Буренушка», динамическая пауза «Домашние животные», творческие задания «День рождение козы» (лепка), «Животные на ферме» (рисование).
Наглядные: мультимедийные презентации дидактических игр, демонстрации сюжетных картин «Скотный двор», «Польза домашних животных», иллюстраций к сказке « Волк и семеро козлят», рассматривание план-схемы для составления описательных рассказов, работ детского творчества.
Словесные: дидактические игры «Кто живет на ферме?», «Назови детенышей», «Кто как голос подает?», «Писатель», «Накормим животных», «Подумай, отгадай», беседа, чтение стихотворений С.А. Васильевой «Скотный двор», С. Булановой «Домашние животные», сказки «Волк и семеро козлят».
Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор, экран, ПК, интерактивная доска.
Демонстрационный: слайды, сюжетные картины.
Раздаточный: план-схема описательных рассказов, мяч, пластилин, стека, доска для лепки, листы бумаги, карандаши.
Формы организации совместной деятельности
Деятельность детей | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
|
Продуктивная | Творческие задания «День рождение козы» (лепка), выставка рисунков «Животные на ферме» |
Коммуникативная |
|
Чтение (восприятие) | Чтение стихотворений С.А. Васильевой «Скотный двор», С. Булановой «Домашние животные», сказки «Волк и семеро козлят». |
Проект «Логика для детей 4-5 лет»
Пояснительная записка
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
Цель:
развитие логического мышления дошкольника с помощью игровой деятельности: обучать – играя.
Задачи:
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление детей.
- Развивать наглядно-образное мышление.
- Формировать навык рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
- Формировать умение находить и дополнять недостающие фрагменты изображений, опознавать объект по отдельным частям.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Проект разработан для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет).
Срок реализации проекта
— один год.
Ожидаемый результат
:
- Сформировано умение самостоятельно и настойчиво достигать цели.
- Дети проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
- У детей развито внимание, восприятие, логическое мышление.
- Дети успешно решают логические задачи.
- Дошкольники проявляют устойчивый интерес к развивающим играм.
- Развито умение анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
План совместной деятельности с детьми средней группы по развитию умственных способностей посредством дидактических игр и упражнений
месяц | задачи | логика деятельности | ||
Октябрь занятие 1 | 1.Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру. 2.Развивать умение находить недостающую фигуру. 3.Упражнять детей выкладывать машины по образцу. | 1.И/у «Найди и назови». 2.И/у «Дорисуй фигуру». 3. Конструирование машин из геометрических фигур | ||
занятие 2 | 1.Упражнять в нахождении геометрических фигур. 2.Развивать произвольное внимание. 3.Упражнять детей выкладывать рыбку по образцу. | 1.И/у «Найди и назови». 2.И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру). 3.Выкладывание рыбок по образцу. | ||
занятие 3 | 1.Упражнять детей в составлении геом.фигур на столе из сч. палочек и ниток 2.Упражнять детей выкладывать узор по образцу из палочек. | 1.И/у «Составь фигуру: квадрат и треугольник; маленький и большой квадрат; из ниток круг, овал, треугольник, квадрат. 2. Выкладывание узора по образцу. | ||
занятие 4 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур. 2.Развивать умение составлять фигуры по образцу. 3.Развивать логическое мышление, внимание. | 1.Составь: 2 равных треугольника из 5 палочек; Из 10 палочек 3 равных квадрата; Из 7 палочек 2 равных квадрата. И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру | ||
ноябрь занятие 1 | 1.Закрепить знания о геометрических фигурах. 2.Развивать умение располагать фигуры по заданию. 3.Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. | 1.Раскрась фигуры у которых 3 угла, лишнюю фигуру. 2.Расположи фигуры: красный круг, слева от него желтый треугольник, справа от круга зеленый треугольник; 3.Карточки (зашумленные)- нахождение предметов. | ||
занятие 2 | 1.Развивать логическое мышление. 2.Развивать произвольное внимание. | 1.И/у «Что снаружи что внутри» 2.И/у «Сделай по образцу». 3.И/у «Последовательность» Разложить карточки по образцу. | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в умении составлять новые геометрические фигуры 2.Развивать внимание, наблюдательность. | 1.Знакомство с игрой танграм. 2.И/у «Какая фигура лишняя». | ||
занятие 4 | 1.Развивать логическое мышление. 2.Развивать произвольное внимание | 1.И/у «Обводилки» 2.И/у «Сделай по образцу». 3. И/у «Найди отличия» | ||
декабрь занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление. 2.Развивать логическое мышление, произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди лишнюю пуговицу» а) лишняя по цвету б) лишняя по размеру в) лишняя по количеству отверстий г) лишняя по форме Д/и «Парные коврики» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 2 | 1.Развивать произвольное внимание. 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. | И/у «Контуры» Д/и «Резиночки» Карточки (зашумленные)- нахождение предметов | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур 2.Развивать произвольное внимание | И/у «Составь квадрат» И/у «Обводилки» | ||
январь занятие 1 | 1.Упражнять в составлении геометрической фигуры квадрата 2.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 3.Развивать логическое мышление. | И/у «Составь квадрат» И/у «Продолжи ряд пуговиц» а) красная и синяя пуговицы чередуются б) 2 красных и 2 синих пуговицы чередуются в) синяя, красная, оранжевая пуговицы чередуются г) чередуются пуговицы с разным количеством отверстий Д/и «Что не так» | ||
занятие 2 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди пуговицу по описанию»» а) Найди маленькую красную пуговицу б) Найди большую черную пуговицу с 4 отверстиями в) Найди маленькую белую пуговицу с 4 отверстиями г) Найди большую синюю пуговицу с 2 отверстиями И/У «Найди лишний предмет» 3 Д/и «Четвертый лишний» | ||
февраль занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Развивать произвольное внимание | И/У «Добавь пуговицы в ряды» Каких пуговиц не хватает в каждом ряду? Сделай так, чтобы пуговиц стало поровну во всех рядах. И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру) И/у «Сделай по образцу». | ||
занятие 2 | 1.Развивать внимание, наблюдательность 2Упражнять детей находить лишний предмет 3.Развивать внимание, наблюдательность | Д/и «Найди отличия» Д/и «Четвертый лишний» Д/и «Резиночки (2вариант) | ||
занятие 3 | 1.Упражнять в составлении геометрических фигур из палочек по образцу 2.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 3.Развивать внимание, наблюдательность | И/у «Сделай по образцу». И/у «Логическая операция » а) разложи пуговицы: красные в один круг, маленькие в другой; б) разложи пуговицы: с 4 отверстиями в один круг, маленькие в другой. Д/И «Что перепутал художник» | ||
март занятие 1 | 1.С помощью пуговиц развивать словесно-логическое мышление 2.Развивать произвольное внимание 3.Развивать логическое мышление. | И/у «Разложи пуговицы по мешочкам» а) разложи пуговицы по цвету б) разложи пуговицы по размеру в) разложи пуговицы по количеству отверстий И/у «Лабиринты» Д/и «Что не так | ||
занятие 2 | 1Упражнять детей находить предметы, развивать внимание, наблюдательность. 2.Развивать логическое мышление. 3.Развивать произвольное внимание | Карточки (зашумленные)- нахождение предметов Д/и «Последовательность» И/у «Сделай по образцу». | ||
занятие 3 | 1.Развивать умение располагать фигуры по заданию. 2.Развивать произвольное внимание 3.Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Сделай по образцу». И/у «Найди отличия» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 4 | 1.Упражнять в составлении геометрической фигуры квадрата 2.Развивать логическое мышление, внимание 3.Развивать произвольное внимание | И/у «Составь квадрат» (2 вариант) И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру И/у «Сделай по образцу» | ||
апрель занятие 1 | 1.Упражнять в умении составлять фигуры по образцу 2.Развивать логическое мышление, внимание 3Упражнять детей в составлении фигур на столе из сч. палочек по образцу | Д/и «Танграм» И/у «Чего не хватает». Назвать недостающую фигуру И/у «Составь фигуру | ||
занятие 2 | 1.Развивать произвольное внимание 2.Развивать внимание, наблюдательность 3.Развивать внимание, наблюдательность | И/у «Лабиринты» Д/И «Что перепутал художник» И/у «Найди недостающую фигуру» (дорисовать фигуру) | ||
занятие 3 | 1.Развивать внимание, наблюдательность 2.Развивать произвольное внимание 3Упражнять детей находить лишний предмет | И/у «Найди предмет который не подходит к остальным» Д/и «Силуэты» Д/и «Четвертый лишний» | ||
занятие 4 | 1Развивать умение согласовывать местоимение с сущ. 2Развивать внимание, наблюдательность 3Упражнять в умении составлять фигуры по образцу | Речевая игра «Рассели по домикам» Д/и «Что есть что» Д/и «Танграм» |
Итоговое мероприятие:
игра – викторина «Умники и умницы»
Список литературы:
З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва «Просвещение» 2009г. В.П. Новикова «Математика в детском саду», Москва Мозаика- Синтез 2009г. «500 задач и заданий для детей», Творческий Центр Сфера 2009г. Э.Н. Петлякова «Развиваем память и внимание», Феникс Ростов-на-Дону 2012г.
https://psi-school.ru/logicheskie-igry-s-pugovicami/
https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/3169149
https://mirdetstva5.ru/obschii-zanyatiya-s-rebyonkom/razvivayuschaya-igra-chto-pereputal-khudozhnik#
https://ot2do6.ru/77-volshebnaya-obvodilka.html
https://www.liveinternet.ru/users/svetlana-sima/post213452433/
https://mirdetstva5.ru/obschii-zanyatiya-s-rebyonkom/razvivayuschaya-igra-chego-ne-khvataet
https://prodetstvo.ru/games/log/log4/
https://vk.com/smart_children