Статья «Трудовое воспитание детей раннего возраста»
В группах раннего возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. И поэтому они действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде и т. д. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
Цель трудового воспитания:
Способствовать формированию положительного отношения к труду.
Виды труда детей раннего возраста:
Самообслуживание
– это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Хозяйственно-бытовой труд
– имеет общественную направленность. Это труд по поддержанию порядка в помещении, на участке.
Труд в природе
– это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ.
1. Способствовать формированию у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Побуждать детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Способствовать развитию умения приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Содействовать формированию навыка пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, приучать держать ложку в правой руке.
6. Обеспечить развитие умения по порядку одеваться и раздеваться.
7. Побуждать снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Обеспечить развитие умения в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Побуждать правильно надевать одежду и обувь.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД.
1. Способствовать формированию умения убирать игрушки и вещи на своё место.
2. Содействовать воспитанию привычки соблюдать чистоту и порядок в группе.
3. Способствовать развитию умения правильно носить стул и ставить его в нужное место.
4. Обеспечить ознакомление с трудом взрослых (няни, дворника, водителя, медсестры, повара).
5. Побуждать выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым: убирать мусор в корзину, раскладывать дощечки для лепки, расставлять хлебницы без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и т. д.
ТРУД В ПРИРОДЕ.
1. Привлекать детей к поливу цветов на клумбе под руководством воспитателя.
2. Содействовать воспитанию желания ухаживать за комнатными растениями.
3. Побуждать подкармливать птиц зимой.
4. Обеспечить развитие умения работать лопатками, метёлками, грабельками.
5. Вызвать желание помогать воспитателю в посадке лука,
в посеве крупных семян (гороха, фасоли, настурции) и т. д.
Подчёркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал:
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач». Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Балабанова Мария Геннадьевна, воспитатель 1 квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24 комбинированного вида»
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
В последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте.
Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки)
- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки)
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
- опрятности (пользоваться горшком).
В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.
Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Мы формируем навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата ( «Я сам!») поддерживаем и поощряем. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно-бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые. Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.
По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:
а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.
Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формирования таких умений применяются игровые упражнения (одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду) и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями. Творчески подхожу к использованию фольклора, как эмоционально — образного средства влияния на детей. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.
С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводится организованная образовательная деятельность с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п.
Bcё это обеспечивает не только научение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.
Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Пример одевания штанишек может выглядеть так:
Сядь на стульчик
Возьми штанишки обеими руками за поясок
Подними одну ножку и вдень её в одну штанину
Поставь ножку на пол
Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину
Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками
На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.
Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!»
Следующая > |
Освоение новых видов и форм труда.
Выделяют следующие виды труда дошкольников:
1. Труд по самообслуживанию (зарождается уже в раннем возрасте). Сначала направлен на себя (причесался, вымыл руки), затем – на другого, что является предпосылкой для становления бытового труда.
2. Бытовой труд. Объектом преобразования являются предметы, включённые в бытовой процесс (посуда, одежда, обувь). Важную роль играют внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щётка и т.д. (привлекают очень ребёнка). Результатбудет интересен, если взрослый формирует потребность поддерживать порядок, труд организован эстетически привлекательно, постоянно указывать на возможность и значимость такого труда для других людей формировать общественные мотивы.
Основными направлениями бытового труда являются: организация собственной бытовой деятельности (почистить одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил красиво столовые приборы — приятно обедать), а также на облегчение труда другого человека (помог маме постирать бельё, чтобы она меньше устала).
3. Труд в природе. Объектами здесь будут являться растения и животные (слабее самого ребёнка, поэтому их благополучие зависит от ребёнка в определённой мере: забыл полить цветок — засох; не поил щенка — страдает от жажды). Таким образом, у ребёнка формируется ответственностьза тех, кто беззащитнее ребёнка (ребёнок ощущает себя большим, взрослым, сильным, испытывает яркие положительные эмоции, ощущает причастность к природе).
4. Ручной труд – требует сложных действий (умение пользоваться иглой, мотком и пр.). Осваивает данный вид труда ребенок примерно с 5 лет. Своеобразие – труд приобретает собственный продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт (вышивка, поделка). Основными мотивами ручного труда в дошкольном возрасте могут быть следующие: игровые (атрибуты для игры), общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме), эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). В результате складывается позиция созидателя.
Таким образом, в освоении разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции: возрастает самостоятельность ребенка в пределах сформированных у него умений и постепенно ребенок включается в совместную со взрослыми жизнь, выполняет вместе с ними обычные повседневные обязанности.
Формы организации детей зависят не столько от возраста, сколько от уровня развития трудовых умений детей и содержания трудовых заданий.
Выделяют следующие формы организации трудовой деятельности дошкольника:
1. Совместный со взрослыми труд (наиболее распространен в раннем и младшем дошкольном возрасте). Взрослый учит трудовым умениям, контролирует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.
2. Поручение. Взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат, способы достижения цели. Ребенок может выполнить поручение, если трудовые действия ему хорошо знакомы.
3. Обязанность возникает тогда, если ребенок понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержаниеопределяет взрослый, затем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Это возможно лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.
4. Труд по собственной инициативе – как проявление наиболее высокого уровня самостоятельности. Ребенок не только сам организует труд, но замечает, когда необходимо потрудиться.
Труд, как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста
Труд, как средство всестороннего развития младших дошкольников
«Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда» А. С. МакаренкоДошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Гармоничное развитие ребенка-основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы трудового воспитания. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Трудовое воспитание младших дошкольников имеет свою специфику. Основной его задачей является формирование предпосылок положительного отношения к трудовому процессу. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первоначальное значение имеет создание необходимых условий. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду; проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным и тому подобное. В ходе обучения трудовым навыкам, необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в этом. Недопустимо, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность, помогает ему преодолеть трудности. Дошкольный уровень образование позволяет интегрировать трудовое воспитание практически с любым видом деятельности. Так на занятиях по ознакомлению младших дошкольников с трудом, детям рассказывают, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, как заботится об окружающих. В работе с детьми необходимо использовать иллюстрации, картины, художественную литературу, малые фольклорные формы, а также игровые приемы. Например, исполнение шведской песенки «отличные пшеничные» или чешской «Помогите» и других подобных им — вызывает у детей желание оказать помощь другому. Русская народная сказка «Репка», рассказ Н. Павловой «На машине» в занимательной для малышей форме повествует о дружбе и взаимопомощи. Интересна для беседы с детьми русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». В совместной деятельности с детьми чаше используйте игровые приемы, повышающие активность малышей, способствующие подражанию и развитию их интереса к трудовой деятельности. Например, напоминайте: «За нашей работой сейчас наблюдает мышка. Ей очень хочется, чтобы вы, ребята, научилась аккуратно складывать одежду в свой шкафчик» … Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, умение раздеться и одеться, уборка и подготовка рабочего места). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности, заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. Формировать первоначальные представления младших дошкольников о самообслуживании помогают стихи З. Александровой «Мой мишка», Е. Благининой «Не мешайте мне трудится», Ю. Тувима «Письмо», А. и П. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр». В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Руководя самообслуживанием детей, старайтесь поддержать их положительное эмоциональное состояние, индивидуально общайтесь с каждым ребенком, устанавливайте с ними разнообразные контакты. Называя в процессе самообслуживания предметы одежды, необходимые действия, вы расширяете словарь детей. Как вы считаете может ли труд стать важной часть умственного развития детей? Безусловно. Это еще одна область которую можно наиболее полно совместить с трудовым воспитанием. К примеру, на занятиях по экологии дети практически познают свойства окружающего мира, наблюдают за ростом растений и изменениями растений, рассматривают животных знакомясь с условиями их обитания и т.д. У них развивается любознательность, познавательные интересы. Руководя трудом малышей, в природе необходимо называть растения, их части, производимые в труде действия; это дополнительно расширяет детский словарь, активизирует его. Рассматривая с детьми растения предложите обследовать объект разыми способами: «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветочек» и так далее. Ежедневно разъясняйте необходимость ухода за растениями и животными. В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. С целью развития у детей эстетического вкуса можно использовать, например, такие дидактические игры как «Чего на свете не бывает», «Чудесные гномы», «Посчитай сколько распустилось цветов» и любые другие. Полезно будет создать картотеку таких дидактических игр, направленных одновременно и на трудовое воспитание, и на художественно-эстетическое развитие. Посредствам дидактических игр у детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно. Они радуются, замечая при поливе растений новый бутон, осматривая аккуратно расставление игрушки, чисто выстиранные кукольные вещи. Еще одна область, интегрируемая с трудовым воспитанием – сезонные наблюдения в природе. В процесс наблюдения входит художественное слово, подвижные игры, трудовые поручения для детей, наблюдения за трудом взрослых. На примере наблюдения за уборкой прогулочного участка детского сада, можно легко познакомить воспитанников с тем как дворник убирает территорию, каким оборудование он при этом пользуется. Помимо этого, труд закаляет детей физически, так как большую часть поручений они выполняют на воздухе (принести воду, полить растения, разгрести листья и другие сезонные работы). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств, в процессе трудовой деятельности у детей формируются элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. Необходимо оценивать нравственную сторону трудового участия детей. Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях. Кроме того важно формировать у дошкольников представления о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывать желание вовремя справится со своей работой, проявлять заботу об окружающих. Обращаясь к дежурным как к своим помощникам, благодаря за своевременное выполнение обязанностей, педагог обучает всех детей относится с уважением к труду сверстников. Формируя у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задания до конца, важно воспитать у них положительное отношение к любой работе. Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях и беседах при индивидуальных встречах рассказывайте о требованиях программы к трудовому воспитания детей младшего дошкольного возраста. Предлагайте родителям конкретные рекомендации о содержании труда детей дома, о методах и формах организации и руководства. Например: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом, поощрять за старания, не перегружать. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематических характер. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Воспитывая малыша в труде, помните, способности ребенка развиваются главным образом в условиях деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по трудовому воспитанию для детей средней группы Создание развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников дома
Похожие статьи:
Обучение детей младшей группы трудовым действиям
Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста