Особенности нравственного развития детей раннего возраста


Особенности нравственного развития детей раннего возраста

В ран­нем воз­расте у детей начи­на­ется про­цесс нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти, кото­рое вклю­чает три аспекта:

  • когни­тив­ный (инфор­ма­ци­он­ный) аспект – зна­ния и пред­став­ле­ния о нрав­ствен­ных поня­тиях, эта­ло­нах, нор­мах, пра­ви­лах, лич­ност­ных нрав­ствен­ных качествах;
  • эмо­ци­о­нально-моти­ва­ци­он­ный аспект – нрав­ствен­ные чув­ства, соци­ально-нрав­ствен­ные эмо­ции, мораль­ные мотивы и пред­по­чте­ния, нрав­ствен­ная оценка и самооценка;
  • пове­ден­че­ский аспект – мораль­ные дей­ствия и поступки, нрав­ствен­ные при­вычки, т.е. реа­ли­за­ция нрав­ствен­ных норм и требований.

Вза­и­мо­связь когни­тив­ного, аффек­тив­ного и пове­ден­че­ского ком­по­нен­тов в лич­ност­ной сфере обу­слов­ли­вает един­ство нрав­ствен­ного созна­ния и пове­де­ния. Дан­ные ком­по­ненты только начи­нают фор­ми­ро­ваться в ран­нем воз­расте. Этому спо­соб­ствуют стрем­ле­ние детей к сов­мест­ной дея­тель­но­сти со взрос­лыми, их высо­кая подражательность.

В ран­нем дет­стве ребе­нок начи­нает пони­мать опре­де­лен­ные нрав­ствен­ные пра­вила пове­де­ния. Такое пони­ма­ние огра­ни­чено кон­крет­ной ситу­а­цией, рам­ками наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния ребенка. Пони­ма­ние пра­вил и норм пове­де­ния осно­вано на соб­ствен­ном опыте ребенка, когда он осо­знает нега­тив­ные послед­ствия при нару­ше­нии пра­вил и пози­тив­ные – при соблю­де­нии. В связи с этим уже с ран­него воз­раста ребенка взрос­лый дол­жен обос­но­вы­вать выдви­га­е­мые тре­бо­ва­ния, опи­ра­ясь на кон­крет­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции и на соб­ствен­ный опыт ребенка. В актив­ном сло­варе детей мало слов, обо­зна­ча­ю­щих нрав­ствен­ные кате­го­рии, исполь­зу­ется оценка, эти­че­ские поня­тия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Поня­тия “плохо” и “хорошо” пер­во­на­чально выра­жают отно­ше­ние взрос­лого, а ребе­нок только вспо­ми­нает и повто­ряет их в подоб­ных ситу­а­циях. Содер­жа­ние моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти с пози­ции нрав­ствен­ной вос­пи­тан­но­сти еще слабо развито.

Раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного ком­по­нента нрав­ствен­но­сти ребенка свя­зано с фор­ми­ро­ва­нием интел­лекта, его мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, системы зна­ний о поощ­ря­е­мых и пори­ца­е­мых образ­цах пове­де­ния. Посред­ством этого у ребенка посте­пенно появ­ля­ется воз­мож­ность оце­ни­вать свое пове­де­ние, под­го­то­виться к вос­при­я­тию пред­сто­я­щей оценки своей дея­тель­но­сти со сто­роны взрос­лых. Нрав­ствен­ные эмо­ции ребенка про­яв­ля­ются и укреп­ля­ются в про­цессе наблю­де­ний за кон­крет­ными дей­стви­ями и поступ­ками чело­века. Для нрав­ствен­ного раз­ви­тия ребенка необ­хо­дима орга­ни­че­ская связь зна­ний (мораль­ных поня­тий) и мораль­ных оце­нок пове­де­ния (хорошо – плохо). Фор­ми­ро­ва­ние только зна­ний о мораль­ных каче­ствах людей не может обес­пе­чить воз­ник­но­ве­ние у ребенка соот­вет­ству­ю­щих нрав­ствен­ных чувств и эмо­ций, они появ­ля­ются у него как выра­же­ние соб­ствен­ного отно­ше­ния к опре­де­лен­ному поступку чело­века, на основе име­ю­щихся потреб­но­стей, сово­куп­но­сти зна­ний и пере­жи­ва­ний. Роль взрос­лого в нрав­ствен­ном раз­ви­тии детей заклю­ча­ется в том, что он учит ребенка оце­ни­вать поступки и вызы­вает у него соот­вет­ству­ю­щее эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к тому, что в дан­ный момент про­ис­хо­дит в кон­крет­ной ситу­а­ции. Закреп­ля­ясь в созна­нии ребенка, такие оценки начи­нают выра­жать его поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к себе и поступ­кам других.

Услож­не­ние дея­тель­но­сти ребенка и его воз­рас­та­ю­щая само­сто­я­тель­ность при­во­дят к необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния более слож­ных нрав­ствен­ных пра­вил пове­де­ния. Под­чи­ня­ясь этим пра­ви­лам, ребе­нок учится регу­ли­ро­вать свои дей­ствия. Выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм и пра­вил имеет для детей не само­сто­я­тель­ное зна­че­ние, а явля­ется сред­ством под­дер­жа­ния поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым и полу­че­ния поло­жи­тель­ной оценки взрос­лого. Потреб­ность в пози­тив­ной оценке взрос­лого сти­му­ли­рует ребенка посту­пать в соот­вет­ствии с правилами.

Ран­ний воз­раст соот­вет­ствует домо­раль­ному уровню раз­ви­тия мораль­ного созна­ния ребенка по кон­цеп­ции Л. Кол­берга. Домо­раль­ному уровню соот­вет­ствуют стадии:

  • послу­ша­ние ребенка для избе­га­ния наказания;
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков эго­и­сти­че­скими сооб­ра­же­ни­ями вза­им­ной выгоды (послу­ша­ние в обмен на полу­че­ние каких-то кон­крет­ных благ и поощрений);
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков жела­нием одоб­ре­ния со сто­роны “зна­чи­мых дру­гих” и сты­дом перед их осуждением.

Это не зна­чит, что ребе­нок под вли­я­нием этих моти­ви­ру­ю­щих фак­то­ров систе­ма­ти­че­ски кон­тро­ли­рует свое пове­де­ние. Детям ран­него воз­раста очень сложно удер­жаться от немед­лен­ного удо­вле­тво­ре­ния сию­ми­нут­ного жела­ния и еще слож­нее выпол­нить непри­вле­ка­тель­ное дей­ствие по пред­ло­же­нию взрос­лого. При выпол­не­нии неин­те­рес­ных зада­ний взрос­лого, дети либо изме­няют их, либо отвле­ка­ются и не дово­дят дела до конца.

Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек и поступ­ков фор­ми­ру­ется посте­пенно, если взрос­лый созна­тельно выдви­гает систе­ма­ти­че­ские, непро­ти­во­ре­чи­вые и моти­ви­ро­ван­ные тре­бо­ва­ния, про­ве­ряет их выпол­не­ние, то выпол­не­ние таких пра­вил ста­но­вится при­выч­ным для ребенка. Ребе­нок быстро реа­ги­рует на при­выч­ные пра­вила. Посте­пенно фор­ми­ру­ются дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, орга­ни­зо­ван­ность, потреб­ность выпол­нять пра­вила, что спо­соб­ствует усво­е­нию более слож­ных пра­вил пове­де­ния и ста­нов­ле­нию нрав­ствен­ных качеств лич­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек в ран­нем дет­стве про­ис­хо­дит в повсе­днев­ной дея­тель­но­сти, когда взрос­лый пока­зы­вает модель-обра­зец пове­де­ния и тре­бует от ребенка сле­до­вать дан­ному образцу сна­чала в сов­мест­ной с ним дея­тель­но­сти, а затем в самостоятельной.

Прак­ти­че­ский пример

Мак­сим М., 2 года 8 меся­цев. Его мама ста­ра­ется, чтобы сын видел про­яв­ле­ния сочув­ствия и заботы чле­нов семьи по отно­ше­нию друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не раз­буди папу”, – гово­рит мама шепо­том. Мак­сим, под­ра­жая ей, начи­нает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрос­лых слу­чайно забу­дется, он сам напом­нит: “Незя, папа пит”.

В целом для ребенка ран­него воз­раста харак­терна сти­хий­ная нрав­ствен­ность. Поло­жи­тель­ные поступки ребе­нок совер­шает по просьбе взрос­лого и чаще всего не выде­ляет их как тако­вые. Без кон­троля и оце­нок со сто­роны взрос­лого ребе­нок дей­ствует ситу­а­тивно и импуль­сивно, поэтому часто пра­вила нару­шает. Нрав­ствен­ное пове­де­ние детей ран­него воз­раста тесно свя­зано с поло­жи­тель­ным эмо­ци­о­наль­ным отно­ше­нием к объ­екту, на кото­рый оно направ­лено. Ребе­нок ско­рее совер­шит хоро­ший посту­пок по отно­ше­нию к тому взрос­лому или ребенку, к кото­рому хорошо отно­сится. Пози­тив­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, сим­па­тия и доб­ро­же­ла­тель­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям и живот­ным явля­ются осно­вой для нрав­ствен­ных проявлений.

Таким обра­зом, нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка ран­него воз­раста про­ис­хо­дит на основе предъ­яв­ле­ния взрос­лым системы тре­бо­ва­ний и при­уче­ния к их выпол­не­нию. Этому спо­соб­ствует стрем­ле­ние детей к уста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым. На основе под­ра­жа­ния оцен­кам взрос­лых фор­ми­ру­ются пер­вые оце­ноч­ные суж­де­ния, кото­рые затем транс­фор­ми­ру­ются в соб­ствен­ное отно­ше­ние ребенка к себе и дру­гим людям. Однако ситу­а­тив­ность и импуль­сив­ность пове­де­ния часто при­во­дит к нару­ше­нию тре­бо­ва­ний и запре­тов. Нрав­ствен­ные про­яв­ле­ния ребенка зави­сят от эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к объ­екту и воз­ни­кают сти­хийно, неосо­знанно при побуж­де­нии взрос­лого или в кон­крет­ной ситуации.

Когда начинать формировать нравственные качества личности

Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет — в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.

К 5 годам малыш уже, как правило, способен оценивать свои поступки, отделять хорошее поведение от плохого, контролировать свои эмоции.

Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников зиждется на нескольких важных «китах»:

  • жизненный принцип, построенный на добре, отсутствии греховности и зла;
  • гуманное отношение к своим и чужим;
  • развитие культурных навыков;
  • рост и гармоничное развитие ребенка как личности.

Каждый из принципов предполагает определенную работу с малышом. Так, в первом случае нужную информацию помогут донести добрые сказки или понятные детям православные притчи, в которых добро непременно побеждает зло.

Гуманному отношению к окружающим научат ненавязчивые беседы, рассказы и примеры из жизни.

Воспитать тягу к культурным ценностям можно, для начала посещая с ребенком музеи природы, а затем и галереи, выставки. Если недостает нужных знаний самим, можно взять экскурсовода, который с учетом возраста интересно и увлекательно расскажет об экспонатах.

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок и советской мультипликации

Как воспитывать духовно-нравственные качества, примеры и рекомендации

Личный пример

Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.

Например, если папа декларирует, что надо любить животных, а сам отшвыривает ногой приблудного котенка, то вряд ли это явится достойным примером для подражания. Если мама самым любезным образом общается с соседкой, а за ее спиной выдает нелестные оценки, то дочка скорее получит урок лицемерия и двоедушия, чем искреннего отношения к близким.

Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.

Умение делиться

Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.

Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.

Забота об окружающих

Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.

В раннем возрасте неоценимое значение имеет духовно — нравственное воспитание детей сказкой. Заботиться об окружающих, в частности, живо учат сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», русская народная про петушка, курочку и бобовое зернышко и т.д.

Усваиваем главные этические нормы детсадовца

Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.

  • Надо объяснить ему, что обижать других людей, а особенно бить их, категорически нельзя.

Это первое «нельзя» ведет за собой второе, которое косвенно продолжает первое:

  • Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
  • Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.

Эти три «нельзя» в итоге превращаются в неоспоримую истину: нельзя вырасти хорошим человеком, если нарушать их.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]