Консультация для воспитателей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»


Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

  • Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
  • Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
  • Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
  • При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
  • Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
  • Залог успеха – в систематических занятиях.

Совет

Для детей, которые уже могут делать выбор и имеют предпочтения, можно составить картотеку игр. Научите ребенка ориентироваться в изображениях на карточках, чтобы он мог выбрать, какие упражнения хочет делать сегодня. Проследите за его выбором несколько дней. Те упражнения, которые он отвергает систематически, постарайтесь как-то изменить: подобрать более живой текст, добавить эмоций, сменить картинку на карточке, разбавить игру, к примеру, ритмичным музыкальным сопровождением.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Пособия для игр:

  • Бабочки из цветной бумаги
  • Листочки из цветной бумаги
  • Вертушка
  • Ватные шарики
  • Бумажный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие разные. Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и тактильные ощущения. Хорошо, если вы будете при этом комментировать происходящее: «Этот шарик гладкий», «Этот ежик колючий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев:

  • Сборные матрешки. Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру; после 2 лет это должна быть уже тройная матрешка.
  • Пирамидки. Для начала нужно использовать классическую пирамидку, размер колец которой уменьшается к вершине.
  • Обведи по контуру. Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов, например домика, дерева, машинки, и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
  • Чашки-ложки. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пластилина. Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания: шарик, морковка, змейка.

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки. Самое лучшее — резиновый ежик: иголки воздействуют как массажер.
  • Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры: дорожки, цветочки, квадратики, — а затем переходить к более сложным: домики, машинки, елочки.
  • Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций, например с построения башенки.
  • Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем размер деталей нужно постепенно уменьшать, переходя к настоящим бусинам. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель — научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т. д.
  • Шнуровки. Так как шнуровки бывают разными по содержанию, имеет смысл обыграть процесс шнурования — например, попросить ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать обувь (шнуровка-ботинок).
  • Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем малышу показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
  • Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, а чтобы игра была интересной, можно делать это по тематическому принципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дождик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сначала предстоит сделать заготовки. Это довольно сложное задание для ребенка. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки крохи в свои и выполните упражнение вместе с ним.
  • Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  • Забавные картинки. По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • Счетные палочки. Покажите малышу, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые: это служит дополнительным массажем для пальчиков.
  • Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, немного воды). Преимущество теста перед пластилином в данном случае заключается в том, что поделки впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра, во втором прорежьте соответствующие по размеру петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя свои действия: «Большую пуговицу мы вставляем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю, а маленькую — в маленькую». Затем возьмите руки ребенка в свои и повторите упражнение. После этого можно предложить малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если кроха не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение, и для его успешного выполнения требуется тренировка.
  • Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеет маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно объемными. Хороший выход — вырезать их из куска линолеума или обувной коробки.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»

Болотова Наталья Викторовна Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского муниципального района Московская область, г. Сергиев Посад,

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи в ходе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Описана цель, задачи пальчиковой гимнастики, правила её проведения. Приведены примеры пальчиковых игр для занятий с детьми, «привязанных» к изучению лексических тем на 1-ый период обучения (сентябрь-ноябрь).

Тема «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»

Популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом.

Развитие моторной стороны речи зависит не только от функциональных возможностей мимико-артикуляционных мышц, непосредственно участвующих в реализации речевых актов; становление речи ребёнка опосредованно связано также с состоянием его общей моторики, т.е. двигательной активности в целом.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно с

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Рахметова Сабира Сагынгалиевна

Речь — неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах.

Языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Такие исследователи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка.

Моторика — это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Восточные медики утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками.

Простые движения рук убирают напряжение с рук, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

В народной педагогики созданы игры на основе развития движений рук «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Чудесный мешочек» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие взрослые видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях могут использоваться: шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки, пуговицы разного цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки; выкладывание.

Анализ различных пособий по развитию мелкой моторики позволил систематизировать игры направленные на развитие мелкой моторики, которые могут быть включены в пальчиковую гимнастику для детей:

1) игры манипуляции;

2) пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;

3) пальчиковые упражнения;

4) пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;

5) театр в руке, позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Пальчиковая гимнастика может быть включена в режим дня. Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель или мамам сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама или воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения — все ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]