Развитие речи в игровой деятельности детей
Развитие речи в игровой деятельности детей
Исследования ученых доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей.Основополагающим успешного обучения в школе является правильно развитая речь.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным,человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И длянас воспитателей это главная и первоначальная задача.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире. Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.
В своей работе для развития речи детей мы используем игры. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Посредством игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме того игра на НОД и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Основная цель нашей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
В своей работе мы используем различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые.
Особую роль отводим дидактическим играм, которые подразделяются: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Мы подбираем такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все НОД и режимные моменты мы включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, обращаем внимание на то, как закончить игру. Мы разыгрываем фанты, чествуем победителей, сообщаем о новом варианте знакомой игры и т.д.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи мы проводим такие игры,
например, как
«Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори»
, где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Мультфильмы, игры на компьютере, смартфонах, планшетах. Влияние на речь ребенка.
Ныне довольно часто можно встретить детей 2-3 лет, которые не то что не говорят, а и на собственное имя не отзываются, но при этом за 20 секунд могут подключить интернет в чужом телефоне, чтобы играть в игрушки. Как это восхищает взрослых: «Он такой умный! Он играет в развивающие игры!»
Какого развития ждут родители ребенка от планшетных игр? Понимание речи, развитие словаря, функций мышления (сравнения, обобщения, исключения), внимания, памяти – т.е того, чему обычно учат в детских садах.
Я наблюдала, как играют дети в эти планшетные игры и чему они научаются. Я выяснила. Они научаются хорошо двигать пальцем и запоминать нужные изображения. Посмотрите сами. Ребенок не может прочитать задание игры, он не может даже понять задачу, которую озвучивает закадровый голос. Он пытается решить задачу «методом тыка», т.е. сдвигает один элемент, если тот не встает на место – выбирает другой элемент, третий, пятый… Наконец – попал. Пробуем следующий. Повтор тех же действий. Если он еще раз будет играть в эту же игру – он снова начнет совершать те же действия. Со временем ребенок просто запомнит последовательность действий, приводящих к правильному результату. Обратите внимание – ребенок ни разу не думал, он запомнил правильную последовательность действий. Что в результате развил ребенок? — Двигательную функцию пальца.
Игры на планшетах и смартфонах не развивают и эмоционально-волевую сферу ребенка. Хотя смысл любой игры выиграть или не проиграть – достичь цели оговоренными в правилах средствами. У детей мало опыта успеха и разочарований, поэтому они не стремятся к победе и не радуются ей, а просто тычут в кнопки. Мы думаем, что со временем ребенок начнет понимать смысл игры, но происходит обратный процесс. Сначала он пытается играть в одну игру, потом все меньше в нее играет и все чаще скачивает другие игры. Через некоторое время вы заметите, что за неделю ребенок скачал десятки игр, в каждую из которых поиграл всего несколько минут. И в конце концов зависимые от гаджетов дети начинают смотреть стримы, то есть видеозаписи того, как играют другие игроки. Результат – время потрачено, мозг пуст.
В мультфильмах и гаджетах есть еще одна особенность – это массовость вовлеченных в этот процесс. И мы часто думаем – все дети смотрят, значит это полезно. Более того, многие специалисты поддаются влиянию массового мнения. Хотя в логопедии в университетах – нет ни слова ни в одном предмете о пользе компьютерных игр и мультфильмов.
Польза картинок, чтения книг, реальных игр для развития речи огромна, и изучается в логопедии и педагогике подробно (один из основных принципов педагогики – принцип наглядности), существуют четкие нормативы и требования, предъявляемые к качеству дидактического наглядного материала.
При этом еще в старой логопедии уделялось внимание обучению с использованием новых технологий. Например в приказах (более 30 лет назад) об оборудовании логопедического кабинета были требования о телевизоре, видео и аудио магнитофонах. Но цель была не в том, чтобы показывать это детям – цель была показать родителям и другим специалистам – как проводились занятия.
Если отвлечься от того вреда, который наносит просмотр мультфильмов и бесконтрольные игры на планшетах физиологии ребенка, остается вопрос – почему же эти «развивающие» штуки не развивают ребенка? Дело в отсутствии обратной связи «человек-человек» или даже «человек-машина». Здесь от ребенка не требуется осознаваемых действий, он не получает эмоциональной реакции или оценки своих действий. А от живого общения (или общения через средства видеосвязи) – ребенок получает сразу же эмоциональную реакцию на свои действия взрослого (родителя или педагога), находящегося с другой стороны, независимо в реале или через скайп.
Что же делать? Отказаться от современных технологий совсем? Нет. Просто нужно ими пользоваться с умом.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Авторы:
- Пашкова Анастасия Ивановна
- Котляр Олеся Викторовна
Воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» Республика Хакасия город Абакан
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
В своей работе особое внимание мы уделяем дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Основная цель нашей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
В своей работе мы используем различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты мы включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т.д.
Некоторые игры и занятия с детьми мы начинаем с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи проводим такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Нам важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.
Одно из направлений нашей работы является расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого мы используем лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов), «Скажи, какое?» (подбор прилагательных).
Для детей старшего возраста чаще отбираем игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому мы предлагаем детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что — либо, формируют быструю реакцию на слово.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.
Следующая > |
Развитие речи через игру: практические советы родителям
Для того чтобы развитие речи через игры осуществлялось правильно и было эффективным, родителям будет полезно ознакомится со следующими практическими советами:
- Каждый родитель должен помнить, что ребенок, в первую очередь, учится языку и речи на слух, наблюдая, исследуя, копируя, отвечая, играя и взаимодействуя с окружающими его людьми. Поэтому очень важно не употреблять при ребенке в повседневной жизни ненормативную лексику, слова-паразиты и не коверкать слова, «сюсюкаясь» с малышом. Говорить с ним нужно четко и с интонацией, стараясь произносить слова правильно, делая ударение на нужных слогах. Слыша с самого раннего детства правильную и чистую речь, ребенок в будущем, сам того не понимая, будет разговаривать также;
- Исключить телевидение из повседневных развлечений ребенка. Конечно же, есть много детских телевизионных программ, направленных на обучение ребенка, однако такой способ обучения является пассивным, в нем не подразумевается человеческого взаимодействия. Многие исследования показывают, что у детей, которые слишком много смотрят телевизор в первые годы жизни, возникают трудности с концентрацией внимания и послушанием, когда они достигают школьного возраста. Гораздо лучше уделять ребенку больше внимания и заниматься совместно с ним развитием речи через игры;
- Если ребенок рано перешел от грудного вскармливания к бутылочному и пристрастился к пустышке или соске, то не стоит откладывать в долгий ящик прекращение их использования. Постоянное употребление соски тормозит развитие речи малыша, ведь она закрывает ему рот, не давая возможности произносить звуки и пытаться говорить;
- Многие родители недооценивают роль игр в развитии речи ребенка, в особенности в младенческом возрасте, что является большим упущением. Чем раньше с ребенком начнут заниматься развитием речи, тем лучшими будут результаты в будущем;
- Родителям необходимо принимать участие в повседневных играх ребенка, комментируя их. Если, к примеру, ребенок играет со своими игрушками в магазин или устраивает чаепитие, необходимо постоянно комментировать его и свои действия, спрашивать у малыша что делает та или иная игрушка;
- Важно не задавать ребенку во время игр слишком много вопросов, иначе он будет чувствовать постоянное давление со стороны родителя и быстро потеряет интерес к играм со старшими;
- Необходимо разработать единую направленность с ребенком при развитии речи через игры. Важно обратить внимание на то, что интересует ребенка – на любые предметы, на которых он концентрирует свое внимание – и использовать эти предметы во время развивающих игр, комментируя их внешний вид и свойства. Это помогает создать единую направленность с малышом и показывает ему, что у него с родителями одинаковые интересы;
- Многие дети любят походы в супермаркеты, где они могут кататься в тачках для продуктов. Можно использовать это пристрастие и в развитии речи, обращая внимание ребенка на сотни наименований продуктов, представленных на прилавках;
- Раз в неделю с ребенком можно заниматься разыгрыванием домашних спектаклей. Это поможет развить его воображение, а заучивание реплик и стихотворений будет развивать память и речь ребенка.
Влияние игры на общее развитие ребенка
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами заместителями- он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с названием.
Предмет заместитель становится опорой для мышления. Таким образом, игра влияет на мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности
ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения.
Влияние игры на развитие речи.
Очень большое влияние оказывает игра на развитее речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения.
Если ребенок не умеет высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре , то он будет в тягость сверстникам. Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими.
Предметы заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета по новому осмысливаемых через замещение.
Рефлексия.
Игра как ведущий вид деятельности имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия , поступки, мотивы, и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие входящее в процесс общения.
Зарождение новых видов деятельности.
В игре складываются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок разыгрывает тот или иной сюжет.
Стройка из кубиков вплетается в ход игры . только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность , которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться играя- он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.
Игра как средство воспитания.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Воспитание – это процесс развития качеств личности человека. Основополагающим является положение о том , что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности , в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание . Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя , а можно прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано что в игре происходит разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире развивающая вкус, нравственные чувства.
Развитие речи через сюжетно-ролевую игру
Для того чтобы выработать чувство родного языка у ребенка на инстинктивном уровне, умение произносить слова правильно и с легкостью усваивать грамматические нормы родного языка, ребенку могут помочь различные сюжетно-ролевые игры. Такие игры позволят овладеть ребенку новым объемом знаний, проявить самодеятельность и творческую активность, в игровой форме решить умственные задачи, что поможет преодолеть трудности со связной речью.
Такое развитие речи через игру дает участникам возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, понарошку и неоднократно проигрывать их в своём вымышленном мире, выработать активное отношение к жизни, дает целеустремлённость в выполнении поставленной цели и в итоге помогает становлению связной речи.
Развитие речи детей через игры на мелкую моторику
Под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой, направленных на выполнение точных и мелких движений пальцев рук и кистей. Простейшими движениями, которые могут служить примером мелкой моторики, являются завязывание шнурков, вязание, лепка и т.д. Учеными было доказано, что вблизи с речевой зоной в коре головного мозга находится проекция кисти руки, откуда следует, что развитие мелкой моторики напрямую воздействует на развитие речи.
Для совсем маленьких развитие речи через игры можно осуществлять посредством пальчиковых игр, которые развивают и мелкую моторику, и речь ребенка одновременно. Примером таких игр являются различные потешки, такие как «Сорока-ворона» или «Ладушки». Малыш будет не только двигать пальчиками, помогая и повторяя за родителями различные движения, но и пытаться повторять различные звуки и слова. Развитие речи через игры, направленные на развитие мелкой моторики, также может осуществляться при помощи массажа кистей и пальцев малыша. Отлично развивают мелкую моторику ребенка лепка, пазлы, мозаика, игры с мелкими предметами (бусинками), конструкторами и т.д.
К сожалению, многие родители ведут активный образ жизни, много работают и не имеют возможности проводить со своими детьми достаточное количество времени. Такое развитие речи детей через игры на развитие мелкой моторики не будет отнимать много времени: с совсем маленькими детками до 3 лет сеанс одной игры не должен превышать 25-30 мин.
Дидактические игры по развитию речи у старших дошкольников
На шестом году жизни развитие речи детей дошкольного возраста заметно прогрессирует, она усложняется в структурном отношении. Но, несмотря на значительное расширение лексики, дошкольник еще далек от свободного пользования словами. Игры по развитию речи часто практикуются в старшей группе, если ребенок посещает детский сад. Дома их обязаны инициировать родители. Для развития речи у старших детей подойдут дидактические игры.
1.«Что сначала, что потом» – способствует обучению детей составлять рассказы. Ребенку предлагается любая сюжетная картинка. Он должен подумать и рассказать, что было вначале этой истории, в середине (картинка) и чем все закончилось.
2.«Сказка со звуками». Цель: учить подбирать слова к заданному звуку. Предложите ребенку сочинить совместно сказку: «Жили-были два котенка и мама Кошка. Одного котенка звали именем, в котором был звук «М». Как его звали? А имя другого начиналось со звука «П». А его как звали? Пошли они на рыбалку и поймали рыбу в названии которой есть звук «С». Что это за рыба?…» и так далее.
3.«Ласковые слова». Игра нацелена на тренировку образовывать уменьшительные формы прилагательных. Предложите детям менять слова в предложениях на ласковые. Например:
- Мяч синий, а мячик…(синенький).
- Лист гладкий, а листик… (гладенький).
- Кот пушистый, а котенок… (пушистенький).
Примечание: В начале игры необходимо показать ребенку преобразование слов на примере.
«РОЛЬ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Игра — основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре.
Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра».
Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Как сделать игры интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?
Игры должны привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание нового. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Кнопочки.
Ребенок проговаривает слог (слово) со звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов;
Метроном.
Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный ритм метронома;
Песочные часы.
Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты);
Шарик.
Во время произнесения слова можно перекладывать (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик;
Волшебная веревочка.
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки;
Лабиринт.
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки;
Заборчик.
Ребенок рисует вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов;
Дорожка.
Ребенок рисует или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов;
Узоры.
Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово;
Су-джок
. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.
Н.Г. Кадриева, учитель-логопед
Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми
(из опыта работы)
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть».
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
В работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевым играм отводится очень большая роль. Эти игры проводятся в течение всего дня: до завтрака, перед занятиями, как физминутка во время занятий, во время коррекционного часа, на прогулках.
Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи.
Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы делятся примерно на 4 основных раздела.
I. Подготовительные игры.
Подготовительные игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.
Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.
Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».
Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. К подготовительным играм относятся также игры на развитие голоса и дыхания.
II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.
Цель их
по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры — звукоподрожания, предложения, небольшие стихи.
Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.
Эти игры часто многоцелевые.
III. Дидактические настольные игры.
Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.
IV. Потешки, считалки, загадки.
Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.
V. Игры — диалоги.
Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.
При проведении речевых игр нужно перед игрой настроить детей, рассказать о персонажах игр, создать эмоциональный настрой, использовать атрибуты или костюмы. Соблюдать правила игры, постоянно напоминая об этом детям. После игры сказать, кто как играл, почему что-то не получилось. Пусть старшие дети сами делают выводы, находят причину неудач. А после того, как игры будут усвоены, сделать ведущими детей (подготовительная, старшая группы).