Использование игровых технологий в развитии речи детей
Сказкотерапия.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь; приобщаем детей к народному фольклору.
Куклотерапия.
При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.
Мнемотехника.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.
Игры со шнуровками.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.
Дидактические игры.
Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры, которые проводим на занятиях, мы применяем и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией» — позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».
Из опыта работы «Коррекция речи детей с помощью игровых технологий»
автор: Сюй Наталья Витальевна
учитель-логопед
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №105
Из опыта работы «Коррекция речи детей с помощью игровых технологий»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
«КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Актуальность опыта
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах.
Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
- Усложнение научно – технического прогресса. Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
- Усложнение дефектов речи. Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во – первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во — вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
— Дефицит внимания;
— Низкий уровень развития самоконтроля.
— Низкий уровень познавательной активности.
— Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
— Особенности зрительно-пространственного восприятия.
— Низкий уровень мотивации к обучению.
Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи. По сколько ведущим видом деятельности является игра, я стала использовать в занятиях разные игры.
Практическая значимость опыта
заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных игровых технологий, влияющих на формирование правильного звукопроизношения, может представлять интерес для учителей — логопедов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности.
В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т.к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Чтобы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.
Поэтому я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».
Содержание моей работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с речевыми нарушениями, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, повышение работоспособности на занятиях, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в моем кабинете подобраны игрушки, разнообразные дидактические игры.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Они погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали герою выучить его любимый звук и т.п.
Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике использую рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастику с красочными картинками «Делаем вместе с …..», «Умная Уточка», альбом «Правильная артикуляция».
Особое внимание хотелось бы уделить дидактическим играм. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала использую:
- игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена и др.).
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
- Расширять и уточнять знания детей
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)
- Совершенствовать речь
- Развивать все психические процессы.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры провожу в основном с детьми старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, дидактические игры подобраны по каждому направлению работы для решения узкой коррекционной задачи:
1) Формирование точных движений органов артикуляции (с помощью приёмов артикуляционной гимнастики).
2) Формирование направленной воздушной струи.
3) Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,
мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
4) Развитие фонематических процессов (фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления).
5) Отработка опорных звуков (это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.
Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесная коробка» и др., использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.
В работе использую личный ноутбук, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе.
В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.
Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. В работе применяю метод «су-джок» терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.
Изучив и обобщив литературу по использованию игровых технологий в соответствии с основными задачами подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты, материал по использованию игровых технологий я разделила на направления:
- Фонетико-графический, моторный — формирование фонематического анализа и синтеза слов, слогового анализа.
- Звуко-буквенный и слоговой — ознакомление детей с буквами и формирование первоначальных навыков чтения.
- Лексико-грамматический — ознакомление со словесным составом предложения. Анализ предложений.
- Закрепление, контроль – задания на самостоятельный подбор слов по готовым схемам; выполнение контрольных заданий, исходя из представленной классификации букв.
Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Фонематический анализ и синтез — это способность расчленять слово на отдельные фонемы, определять их последовательность, количество, а так же составлять слово из отдельных звуков.
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, от положения в слове, а так же от произносительных особенностей звукового ряда.
На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов
использую следующие игровые приемы по типу «Услышишь звук — подай сигнал»:
«Берегись автомобиля»
Услышав звук (Р), ребенок показывает красный кружок.
«Светофор», «Чуткие ушки»
Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.
«Кораблик в тумане»
Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.
«Горшок каши»
Услышав, что каша кипит (звук Ш), ребенок звонит в колокольчик.
«Поймай комара»
Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.
«Поймай жука»
Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.
«Поймай звук в ладошки»
,
«Подними символ»
«Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет»
Эти транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.
Выделение первого и последнего звука в словах
«Магазин»
Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.
«Поймай слово за хвост»
,
«Я начну, а ты закончи»
«Звукоед»
Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.
…адуга, …акета, …убаха.
Определение места звука в слове.
«Соберем вещи»
В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую — в середине и в третью — в конце.
«Разложи вещи»
Уберем одежду в комод, в соответствии с местом расположения звука в слове: в верхний ящик, в средний и в нижний.
Рубашка, сарафан, свитер.
«Новоселье в зоопарке»
Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове:
Лошадь, волк, осел. Рысь, корова, бобер.
«Подбери картинки к схеме»
Использование раздаточных карточек
Звуковой анализ и синтез
«Живые звуки»
Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности
«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам»
Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.
«Позовем звуки домой»
Первый звук, второй и третий…
«Подбери схему к картинке»
Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
«Подбери картинку к схеме»
Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
«Кубик»
Каждый из детей бросает кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.
«Слово рассыпалось», «Поймай звуки»
Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.
«Прочитай» слово по первым звукам картинок»
Логопед предлагает детям ряд картинок, определив первый звук в названии картинок можно составить слово.
«Цепочка звуков»
Дети стоят в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок, назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.
«Волшебные часы»
,
«Слово рассыпалось»
Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.
Слоговой анализ
«Слогоцветик»
Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове.
«Магазин»
Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов в названии этого предмета.
«Поезд»
Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.
«Собираем урожай»
В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую — три слога.
Свекла, салат, морковь, горох
, —
баклажан, картошка, помидор.
«Картинки-половинки»
Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.
Знакомство с буквами, первоначальные навыки чтения.
В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и закрепляется графический образ буквы.
«Подними букву»
Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей. Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.
«Сложи букву»
Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.
«Чудесная коробка»
Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.
«Отгадай по описанию»
Например,
Две палочки, наверху перекладина. (П)
Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. — Щ
Палочка в середине — по бокам полуовалы — Ф.
Палочка — посередине вверху перекладина — Т
«Слово рассыпалось»
Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.
«Замени букву»
Преобразование слов. МАК-БАК-ЛАК-ЛУК-СУК-СОК
«Волшебные тучки»
,
«Путешествие по морю»
Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.
«Разложи предметы по величине»
При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.
«Путаница»
Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.
Анализ предложений.
Работу над предложением провожу в два этапа. Сначала детей знакомлю со словесным составом предложения. Затем дети учатся выделять предложения из текста и подсчитывать их количество.
На этапе анализа предложений
«Живые слова»
Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.
«Подружим слова»
Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении
. Мама, завязывать, девочка, бант
«Разбери завал»
Дети разбирают «бревнышки». На каждом бревнышке деформированное предложение, правильность которого дети восстанавливают.
«Исправь ошибки Незнайки»
Дети вставляют пропущенный или неправильно вставленный предлог.
«Подбери предложение к схеме»
,
«Исправь ошибку»
Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли Незнайка записал предложение? Согласны ли вы с ним?
«Какое слово убежало?»
На доске схема предложения совместно составленная с детьми. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну полоску на схеме предложения. Дети называют слово.
«Волшебный кубик»
На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.
Взаимодействие с родителями и педагогами.
Применяемые мною игровые технологии используют и воспитатели в образовательной деятельности и в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
В первые же дни после начала коррекционной работы (первый период обучения) родителям в ходе семинара-практикума или на индивидуальной консультации даются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Записи домашних заданий обязательно дополняются игровыми заданиями, направленными не только на закрепление приобретенных навыков, но и на развитие различных психических функций.
В дальнейшем все консультации, размещаемые на информационных стендах, красочно оформляются и обязательно содержат примеры игр, позволяющих родителям применить полученные знания на практике.
Из опыта работы «Коррекция речи детей с помощью игровых технологий»
Игровые технологии для развития связной речи у детей с ТНР.
Автор: Кочакова Валерия Сергеевна
Образовательное учреждение: МБДОУ № 43 «Теремок»
Населенный пункт: п. Красногорняцкий, Ростовская область
Тема: Использование игровых технологий для развития связной речи у детей с ТНР.
Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. И задача логопеда не только скорректировать имеющееся нарушение речи, но и заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе.
В последние годы все чаще в детских садах появляются дети не только с ОНР III и II уровней, но и с I уровнем, с моторной алалией. У детей-алаликов, помимо речевой симптоматики (нарушение звукопроизношения, структуры слова и фразы; недоразвитие фонематического слуха, резко обедненный словарный запас, отсутствие связной речи, несформированость мотивация общения), при относительной сохранности понимания речи, отмечаются и неречевые нарушения (общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики, нарушения координации движений, орального и динамического праксиса; недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление); патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм); вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности); несформированность игровых навыков; импульсивность, хаотичность деятельности; нестойкость интересов).
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи. Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (2-3 чел). Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи и усваивают инструкции, обращенные лично к ним. Так же различаются темпы усвоения материала. Многократные повторения одних и тех же слов утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только учителю-логопеду от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, строить предложения и т. д. И только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, доказывающий то, что игра – это основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Поэтому работа логопеда особенно нуждается в использовании игровых технологий. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Цель использования игровой технологии в логопедической практике: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач); Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка); Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении); Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка); Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным). При проведении и организации всех видов игр надо соблюдать следующие условия:
Выразительность проведения игр. Необходимость включения педагога в игру. Оптимальное сочетание занимательности и обучения. Простота, доступность, ёмкость и наглядность. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания. В своей работе с детьми–алаликами я использую множество игровых технологий, направлены на развитие:
Мелкой моторики рук . Общей моторики . Правильного речевого выдоха. Артикуляционной моторики. Фонематической стороны речи. Лексико-грамматического строя речи. Коррекции звукопроизношения. Связной речи. Игровые технологии для развития связной речи.
При обучение ребенка-алалика составлению предложений (по системе Новиковой-Иванцовой Т.Н.), где требуется работа с картинками и фишками, заметила, что у ребенка постоянно возникает желание держать что-нибудь в руках, к простым карточкам он быстро теряет интерес. А вот объемные фигурки, игрушки, являются стимулирующим звеном. Поэтому возникла идея создания многофункциональных «универсальных кубиков» со сменными картинками, которые бы позволяли и отрабатывать необходимый речевой материал и удерживать внимание дошкольника. Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это. Разная степень усвоения материала приводит к частому повторению одних и тех же слов. А попеременные игры с карточками, кубиками, предметами позволяют не наскучить ребенку, отрабатывая один и тот же материал.
В дальнейшем, при составлении рассказов, кубики служат наглядной схемой, помогают выстроить цепочку предложений.
Сюжетно ролевые игры помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, прививают чувство родного языка, умение правильно произносить слова, позволяют лучше усваивать грамматические формы. Игры драматизации решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально –исполнительской деятельности. Дидактические игры направлены на развитие у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
Использовать универсальные кубики можно и для других целей:
Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, на кубиках. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат.
Игровые технологии для развития фонематической стороны речи.
«Найди картинку с заданным звуком» «Какой звук прячется?» «Цепочка слов» «Где спрятался звук?» «Прочитай по первым буквам»
Игровые технологии для развития лексико–грамматического строя речи и подготовки к обучению грамоте
«Найди нужную цифру» (определяем количество слогов в слове) При закреплении употребления падежей «Чего нет?»
Игровые технологии для коррекции звукопроизношения.
«Назови правильно» «Подружи картинки» (Подобрать картинки на автоматизируемый звук парами имеющими смысловую связь. Например: бабушка-дедушка, кошка-мышка). «Найди и назови» (Ребенок должен найти картинки с нужным звуком). «Четвертый лишний» (Найти лишнюю картинку и объяснить, в чем отличия, признаки могут быть разные: по звуку, по месту звука в слове, по количеству слогов). Данные задания направлены не только на автоматизацию звука и многократное повторение, но и на развитие мелкой моторики, мышления и логики, чувства ритма у детей.