Перспективный план работы с родителями в первой группе раннего возраста


Отражение

Отражая чувства, мы показываем, что понимаем состояние говорящего, а также помогаем ему осознать его эмоциональное состояние: «Мне кажется, что Вы чувствуете… Вероятно, Вы очень расстроены…». Техника очень человечна. Но не каждый консультант использует ее в работе со взрослыми, т.к. есть опасность «заражения», эмоционального сгорания. При известной доле артистичности консультанта техника дает позитивную динамику в установлении близкого контакта. Но… «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили …». Другими словами проникновение в переживания другого человека и зеркальное их отражение иногда воспринимается как сопереживание всему, о чем рассказывает клиент. Осторожность в использовании этой техники, прежде всего, касается корректности выражений и интонации речи консультанта.

Недопустимая формулировка

Верная формулировка Это Вы виноваты, что у Вас такой ребенок. Так случилось, что у Вашего ребенка есть проблемы. Давайте подумаем, как ему помочь. Что Вы сделали для своего ребенка? К кому Вы обращались за помощью? Как Вы пытались преодолеть трудности ребенка, помочь ему? Где же Вы были раньше? Изменения в развитии могут происходить в любое время. И сейчас можно многое изменить. Для этого … Из Вашего ребенка никогда ничего не выйдет. Каждый ребенок способен развиваться. Мы можем Вам предложить следующее: …, а ребенок возьмет то, что он способен взять. Вы не правы. Да, конечно. Но существует и такое мнение: … Зачем Вы пришли? Что Вас тревожит в ребенке?

Какой помощи Вы ожидаете?

Вы можете меня и не слушать, но, в конечном счете, я окажусь права. Я, как специалист, считаю … Вы можете также обратиться …(куда, к кому) и выслушать их мнение.

Чем интервью отличается от беседы?

Для клиентов, испытывающих трудности в построении повествования, находящихся в состоянии напряжения или волнения используется форма интервью. В отличие от беседы, где инициатором диалога является клиент, интервью выстраивается консультантом. Поэтому структура интервью более жесткая, имеет четкие границы дозволенности и временные рамки. Беседа «течет» почти непроизвольно, продолжительность зависит от желания клиента и ограничена только возможностями специалиста. Интервью балансирует на грани с опросом, во временном отношении более ограничено, но более «энергоемко» для консультирующего, т.к. трудности в высказывании клиента сопряжены с трудностями выстраивания диалога. С другой стороны в интервью консультант в большей мере может воздействовать на позицию клиента, поэтому техники, используемые в интервью более разнообразны.

Наиболее известна и часто употребляема на практике беседа-интервью с родителями в процессе первичного консультирования на основе классической схемы Й.Шванцары и В.Смекала. Приведем наиболее общее ее содержание:

1. Выяснение характера запроса:

  • Что волнует Вас в поведении (развитии) ребенка в настоящее время?
  • Получали ли Вы помощь специалистов (и каких) ранее? Насколько эта

помощь была эффективна?

  • Какие надежды Вы возлагаете на помощь консультирующего Вас

специалиста?

  • Как Вам видится будущее ребенка?

2. Анамнестические сведения:

  • От какой по счету беременности родился ребенок? Как протекала

беременность и роды? Какие заболевания перенесла мама в период беременности?

  • Как относились к беременности сама мать и члены семьи?
  • Как протекал период новорожденности? Какие у малыша были заболевания в этот период?
  • Имелись ли особенности поведения и взаимоотношений ребенка с матерью в период новорожденности?
  • Замечались ли какие либо особенности в гулении или лепете малыша?

3. Характеристика общего и речевого развития ребенка:

  • Особенности свободного поведения ребенка в настоящее время: насколько

быстро он осваивается в новой обстановке, чем и как играет? Как долго может играть один? Сопровождает ли свои действия звуками?

  • Придерживается ли ребенок определенного режима? Есть ли у малыша

определенные предпочтения в еде, деятельности дома и на улице?

  • Как реагирует он на чужих людей? Легко или трудно вступает со

взрослыми и сверстниками в контакт?

  • Какие специфические черты характера присущи ребенку? В чем

выражается его индивидуальность или неповторимость?

  • Что в ребенке огорчает и что радует родителей?
  • Насколько точно малыш понимает обращенные к нему слова и какова его

собственная речь (звуки, лепет, искаженные отдельные слова, односложные фразы, др.). Понимают ли ребенка его родные? Кто понимает лучше?

  • Какими интонациями, мимикой, жестами сопровождается его речь?
  • Какие бытовые навыки освоил ребенок? Что он может делать самостоятельно?

4. Характеристика микросреды ребенка:

  • Каковы отношения к ребенку членов семьи (кто с ним наиболее строг,

мягок, внимателен, терпелив и пр.)? С кем чаще взаимодействует ребенок? Кто из взрослых, по Вашему мнению, уделяет малышу максимум внимания?

  • Воспитательные цели в семье, способ воспитания, проводник этого воспитательного воздействия (значимый взрослый).

При проведении беседы и интервью чаще используются следующие психотехники: активное слушание, выяснение, перефразирование, отражение и резюмирование. Отдельно стоит указать на использование техники «Я-высказывание» в установлении контакта и атмосферы доверия при первичном консультировании.

Активное слушание

Активное слушание является, по существу простейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации консультант может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. Более всего активное слушание подходит к напряженным ситуациям.

Иногда активное слушание всего лишь помогает взрослому принять ситуацию, которую он не может изменить. Активное слушание помогает взрослому выразить свои чувства по поводу ситуации (они могут быть отрицательными) и почувствовать себя принятым кем-то. Основное требование к активному слушанию – не «давить» и не стимулировать говорящего, а всего лишь активно слушать.

Рефлексивное слушание, или слушание с обратной связью, служит скорее критерием точности восприятия услышанного. Уметь слушать рефлексивно – значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение.

В случае консультирования родителей по проблемам ребенка раннего возраста специалисту следует сфокусировать внимание на том, как взрослый говорит о ребенке: насколько часто в монологе или при ответе на вопросы используется имя ребенка, с какой интонацией проговариваются характеристики ребенка. Активный слушатель в лице консультанта поощряет взрослого к высказыванию наболевшего. Во многом эти сведения будут касаться отнюдь не ребенка, а поведения, самочувствия, переживаний взрослого. Монолог при этом приобретает оттенок исповеди и гарантом сохранности этой исповеди является напряженное или активное, без комментариев и вопросов слушание.

Следующий шаг в построении доверительных отношений – это заверение в том, что сведения, полученные в беседе – конфиденциальны, и специалист несет ответственность за их сохранность.

Выяснение

Этот термин отнюдь не значит, что специалист будет «раскручивать» или «раскапывать» какое-либо обстоятельство рассказа взрослого. Скорее он будет проявлять осторожное любопытство к некоторым важным деталям. Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями: «Пожалуйста, уточните, объясните это… Повторите еще раз…». При использовании этого приема консультанту следует следить за интонацией своего голоса, т.к. настойчивость в выяснении настораживает и способствует «закрытию» взрослого. Неуместное выяснение может испортить общее впечатление о специалисте, поэтому следует воздержаться при первичном консультировании выяснения каких-либо травмирующих или задевающих самолюбие взрослого обстоятельств.

Примером может стать следующая ситуация: выяснение обстоятельств послеродового поведения матери, которая оставила новорожденного ребенка на попечение свекрови и лишь под давлением собственных родителей вернулась в семью. Данное обстоятельство серьезно повлияло не только на взаимоотношения малыша и матери, но и не лучшим образом сказалось на развитии речи ребенка. Вряд ли следует «раскапывать» ситуацию, если сам взрослый упоминает об этом вскользь. С течением времени, мама ребенка сама проявила инициативу и рассказала об этом периоде своей жизни.

Перефразирование

Этот прием состоит в том, чтобы самому сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности: «Если я правильно понимаю, вы говорите что… Другими словами Вы считаете…». Прием оправдывается в случае затруднений родителя в формулировке высказывания, а также при уточнении некоторых неправдоподобных или наверняка искаженных сведений. Например: фраза матери ребенка в процессе беседы «Павлик у меня третий ребенок, от второй беременности…» Несоответствие данных вызвало осторожный вопрос специалиста: «Правильно ли я поняла? Павлик третий ребенок в семье… А старшие дети – близнецы?». Оказалось, что от волнения, мама мальчика механически указала неверные данные. В этот момент она думала о том, как несправедливо распорядилась судьба: вторые роды как раз таки были с осложнениями, но ребенок развивается нормально. А Павлик родился легко, хотя его развитие протекает весьма своеобразно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]