Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию «Социализация» в подготовительной группе


Социально коммуникативное развитие 6-7 лет в доу

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС (подг гр.)Кадырова М Ш.

Задача педагогов нашего ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.

Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками. Для реализации работы по: социально коммуникативному развитиюсозданы следующие условия

1. Повышение уровня самообразования педагогов.

Педагог прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, уметь это сделать методически правильно и хотеть научить ребенка, дать ему необходимые знания в соответствии с его возрастом и потребностями.

В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы.

2. Создание предметной развивающей среды.

При создании развивающей предметно-пространственной среды, коллектив ДОУ руководствуется нормами, отражёнными в Федеральном государственном образовательном стандарте

• Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.

• Учитывается и гендерная специфика — предусматриваются материалы, соответствующие интересам девочек: куклы, украшения, банты, сумочки , наборы для рукоделия, и мальчиков – машины, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, инструменты.

Все части пространства могут изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть имею подвижные трансформируемые границы: легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, мягкие модули. Игровая мебель и оборудование располагаются так, чтобы оставалось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Дети должны иметь возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разно уровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Игры на социализацию дошкольников подготовительной группы

Выступление на педагогическом совете: «Игры и упражнения, повышающие уровень социальной компетентности старших дошкольников»
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. МакаренкоЦель: способствовать освоению и последующему активному применению современных игровых технологий в практической деятельности воспитателя. Задачи: • Способствовать совершенствованию воспитательно – образовательного процесса по расширению и уточнению представлений об игре, как важном факторе в жизни ребенка. • Побуждать воспитателей к активному взаимодействию в совместных играх и упражнениях. • Создать условия для снятия напряжения участников, развитию коммуникативных навыков и творческих способностей. Участники: воспитатели. Сегодня мы живем в очень не простом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. Несформированная в старшем дошкольном возрасте социализация ведет к низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность. Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром. В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции: • Развлекательная – развлекает, поднимает настроение, доставляет удовольствие, воодушевляет, пробуждает интерес; • Коммуникативная – способствует общению; • Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя; • Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни; • Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении, самопознание в процессе игры; • Коррекционная – позволяет внести позитивные изменения в структуру личности; • Межнациональная коммуникация – позволяет усвоить единые для всех людей социально-культурные ценности; • Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм. А также помогает адаптировать ребенка к условиям среды, помогает бороться со стрессом, способствует саморегуляции, обучает общению. Сегодня мне хочется поделиться с вами приемами, играми и упражнениями, которые в дальнейшем вы сможете использовать с детьми с целью сохранения и укрепления их психологического здоровья и повысить уровень их социальной компетентности. Игровые ситуации, которые сегодня я вас познакомлю, побуждают детей к сближению друг с другом и с воспитателем на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям. Цель приемов и упражнений — создание ощущения чувства принадлежности к группе сверстников. Содержание упражнений направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие. Все это расширяет представления о себе, окружающих, о наших поступках и тем самым повышает уровень социальной компетентности наших ребятишек. Чтоб долго не лить воду, предлагаю сразу приступить к практической части нашего мини-тренинга и для начала стать добрыми волшебниками. Игра «Добрые волшебники» Педагоги становятся в круг. Ведущий рассказывает сказку: «В одной стране жил злой волшебник – грубиян. Он мог заколдовать вас, назвав нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте расколдуем каждого (называют друг друга ласковыми добрыми именами). • В каких случаях можно использовать эту игру? (для поднятия настроения детей, после ссоры, к определенной теме доброты, взаимовыручки и др.). • Чему она учит? (общению, умению быть добрее, вежливее, помогать друг другу). Упражнение «Обзывалки» (мяч) Цель:
снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: » А ты, …. солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Упражнение «Потерялась девочка» Цель:
способствовать развитию самоуважения детей. Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» — и да¬лее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)». Далее я проговорю способы, которые помогут вам утихомирить очень активного, расшалившегося ребѐнка, вовлекая его в игровую деятельность, настраивая его на конструктивное поведение: Если ребенок носится без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть. 1. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмёте ему на нос, он сразу — выключится. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление). Пусть ребёнок выполняет команды. 2. Предложите ребёнку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне. 3. Попросите ребёнка закрыть глаза и сидеть неподвижно, ожидая определённого сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (поставить машинку на стол, собрать с пола кубики). 4. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.
Упражнение «Я могу!» (мяч) Цель:
способствовать развитию самоуважения детей. Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т.п.
Прием «Стойкий оловянный солдатик» Цель:
снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить. Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!».
Прием «Возьмите себя в руки» Цель:
снятие психофизической нагрузки. Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».
Игра «Непослушные подушки» (подушка) Цель:
предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания. Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться… не буду есть…» и т.п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следую¬щим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди. Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.
Упражнение «Картина» (картина) Приглашаю 5 участников для следующего упражнения. Четыре выходят за дверь, один остается и получает задание: «Вы попали в картинную галерею, и одна картина вам понравилась очень сильно, у вас есть минута рассмотреть ее, потом вы расскажите о том, что увидели своему другу. Обратите внимание на передний план, на задний и т.д.». По истечению минуты картина убирается. Заходит второй участник и первый начинает свой рассказ словами: «Я вчера был в картинной галерее и видел там — …». Второй старается внимательно запомнить информацию и передать ее третьему: «Мой друг вчера был в картинной галерее, и видел там — …», и так до конца. Последний участник подводит итог: «Друг моего друга был в картинной галерее и видел там:…». После этого демонстрируется картина тем, кто ее не видел. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями и трудностями, возникшими в ходе упражнения. Как вы думаете, чему учит данное упражнение, что развивает? Развивает внимание, слуховую и зрительную память, наблюдательность, речь, учит межличностному взаимодействию, этике общения (передача чужих слов другому, додумывание, придумывание за другого каких-либо слов, действий в психологии называется «каузальная атрибуция». Мы должны обучать культурному взаимодействию и внимательному отношению друг к другу. Останьтесь, пожалуйста, участники этого упражнения для небольшой игры. Игра «Тух-тиби-дух» «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований…Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. Цель:
снятие негативных настроений и восстановление сил. Уважаемые коллеги, на самом деле игр и упражнений очень много на развитие социальной компетентности. И с ними вы можете ознакомиться в сборнике, который я составила для вас. Его можно брать у меня и пользоваться, посмотреть, почитать, получить рекомендации по той или иной игре и упражнению. Есть ли вопросы ко мне? Надеюсь, вам понравился мини-тренинг. Если да, можно кивнуть. Спасибо за участие!

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр Педагогическая работа по социализации и нравственному воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС Контактно — игровая импровизация с варежками-липучками для детей дошкольников

Похожие статьи:

Психологические игры для детей дошкольного возраста

Психологические игры для дошкольников

Конспект занятия с дошкольниками. Путешествие на машине времени

Психологические игры для детей 3-6 лет

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]