Картотека игр по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе.
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе.
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Н. К. Крупская
« Назови себя»
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Один ребенок садится в , а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
«Волшебная палочка»
Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми. Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
«Замри»
Цель: развивать умение слушать, развивать организованность. Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
«Ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.
«Волшебная палочка»
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников. Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко ?
«Кузовок»
Цель: продолжать закреплять вежливые слова. Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».
«Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова. Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
«Чудесный мешочек»
Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов. Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.
«Добрые слова»
Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова. Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)
«Коврик примирения»
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.
«Как быть, что делать?»
Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.
«Посылка»
Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи. Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.
«Вот какой Дед Мороз»
Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова. Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз , как он его благодарил, как можно его ласково назвать.
«Без маски»
Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения. Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить. Чего мне по- настоящему хочется, так это …………. Особенно мне нравится, когда………………………… Однажды меня очень напугало то, что ………………..
«День ночь»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата. После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.
«Слушать за окном, за дверью»
Цель: развивать слуховое внимание. По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать. Воспитатель берет себе медведя ,а ребенку дает зайчика. И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.
«Вот какой папа».
Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова. Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.
«Опиши друга».
Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел. Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.
«Вот какая мама».
Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова. Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.
«Что изменилось?».
Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.
«Подарок на всех»
Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить , делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».
«Почемучка».
Цель: развивать умение дружить, быть вежливым. Например, если девочку обидеть, она заплачет. Если вы нечаянно толкнули, то…………… Вам подарили игрушку, то……………
«Обыграй превращение»
Цель: воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.
«Ожившие игрушки».
Цель: формировать у детей культуру общения. Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность). Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.
«Волшебная палочка».
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны. Дети передают палочку и называют признаки весны.
«Давайте поздороваемся».
Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку. Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.
«Что может произойти?».
Цель: развивать воображение , закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга. Что может произойти, если………. «Оживут все сказочные герои». «Дождь будет идти, не переставая».
Социально-коммуникативное развитие малыша от года до трех лет
Основными задачами развития социальной коммуникации у ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет являются продолжение развития его общения со взрослыми и развитие общения со сверстниками. Общение со взрослыми в этом возрасте удовлетворяет потребность ребенка в социальном взаимодействии, в эмоционально окрашенном контакте, в речевой и познавательной активности. Очень важно озвучивать ребенку не только объекты окружающего мира, но и явления беспредметной, чувственной сферы, называть свои и его эмоции и состояния. Проговаривание того, что чувствует ребенок (радость, грусть, испуг, боль, сонливость, стеснительность, любопытство, желание обладать предметом, нежелание делиться игрушкой) и называние чувств родителей развивает его эмоциональный интеллект. В период с года до трех лет очень меняется характер и содержание общения малыша со сверстниками. В год ребенок воспринимает других детей как объект исследований или живую игрушку, проявляет интерес, трогает. После 1 года и 6 месяцев появляются первые попытки взаимодействия в предметной деятельности, интерес к игрушкам другого. Иногда малыш негативно настроен по отношению к другому ребенку и его присутствию. Чаще дети могут просто находиться рядом, например, в манеже или на игровом коврике и заниматься каждый своими делами. К двум годам возникает взаимный интерес и обмен активностями (рассматривание, контакт «глаза в глаза», прикосновения). Особенно активно дети общаются в отсутствие игрушек, на прогулке. Они пытаются заинтересовать и привлечь внимание другого, гримасничают, бегают друг за другом, возбужденно кричат/визжат/смеются, могут подражать сверстнику или вызывать его подражание себе. Ребенок больше демонстрирует себя, чем изучает ровесника. Взрослым в этом случае следует быть как бы «над» детьми, обеспечивать их безопасность, участвовать в разрешении конфликтов. Нужно обучать детей доброжелательным партнерским отношениям и показывать пример правильной коммуникации: обращать их внимание друг на друга, называть детей по имени, предлагать поздороваться друг с другом и поиграть. Также взрослому следует при проявлении чрезмерных детских эмоций и перевозбуждении успокоить детей и предложить другую игру или тихое занятие. На третьем году жизни дети становятся заинтересованы в непосредственном взаимодействии со сверстниками. Они начинают общаться, играть вместе в игрушки и сюжетно-ролевые игры, могут обмениваться игрушками. Также дети способны считывать эмоции другого, могут пожалеть друга, когда ему больно или обидно, поделиться сладостями. У ребенка проявляются эмоциональные предпочтения в отношении других детей, он может выбрать себе «лучшего друга».
Конспект ООД в первой младшей группе. Образовательная область Социально-коммуникативное развитие
Конспект ООД в первой младшей группе.
Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие
Чистые ладошки
Задача 1.
Формировать умение детей намыливать руки до образования пены, смывать мыло, умывать лицо, пользоваться индивидуальным полотенцем.
Задача 2.
Создать условия для формирования навыков личной гигиены.
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие:
Обогащать словарь детей
:
намыливаем, сухо насухо, душистое, мягкое, свежее. - Познавательное развитие:
Формировать представление о мыле. (круглое, скользкое) Об образовании пены.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о формировании навыка мытья рук. Показ иллюстраций. Чтение потешек по формированию культурно-гигиенических навыков.
Материалы и оборудование:
Мыло, теплая вода, полотенце.
Наглядные материалы:
Кукла Люся, иллюстрации по формированию КГН
Организация:
Дети стоят полукругом, напротив воспитателя в комнате для умывания.
Ход ООД: 1частьВоспитатель:
– Ребята мы с вами пришли с прогулки, посмотрите кто нас встречает (Кукла Люся). Люся хочет посмотреть на ваши ручки, покажите ей. (Дети показывают ладошки)
Люся:
— Ой ребята, как вы испачкались, какие у вас грязные руки. Что нужно сделать, чтобы они стали чистыми? (ответы детей)
2 ЧастьВоспитатель:—
Правильно, их надо вымыть. Люся посидит на стульчике и посмотрит как мы это умеем делать. Приглашаю детей в умывальную комнату, напоминаю им, что прежде, чем мыть руки нужно закатать рукава.
Кто рукавчик не засучит, Тот водички не получит. (Помогаю детям закатать рукава) Воспитатель:
—
Открываем кран, подставляем руки под воду, мочим их, затем берем мыло и намыливаем руки, чтобы появилась пена, кладем мыло в мыльницу, а ручки размыливаем, делаем «Мыльные перчатки», трем ладошки с внешней и внутренней стороны. Теплою водою руки чисто мою Кусочек мыла возьму и ладошки им потру. — Саша, чем ты намылил ручки? (мылом). Ребята, понюхайте как оно пахнет, хорошо? (да) Про него можно сказать – оно душистое. Какое? 9ответы детей) — После этого подставляем ладошки под воду и смываем всю пену. (проверяю, чтобы все дети хорошо смыли пену с рук, затем предлагаю умыть лицо) Ой, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, маме улыбаемся. — Кто умылся, отжимаем ручки над раковиной, чтобы не набрызгать на пол. Находим свое полотенце, снимаем его, разворачиваем, вытираем лицо и руки сухо насухо. Лена как вытираем? (сухо насухо) Полотенце у каждого мягкое, пушистое, свежее. Какое полотенце у Сережи? (мягкое, пушистое)
3 ЧастьВоспитатель:—
Мы с вами помыли ручки, давайте покажем Люсе, какие они у вас чистые. Чище мойся, воды не жалей, Будут ладошки снега белей.
Люся:
— Молодцы ребята, все чисто вымыли руки, а чем же вы их мыли? (водой, мылом) А вытирали? (полотенцем)