«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Что такое вулкан?

Получив задание найти интересную информацию о вулканах, через несколько дней мы говорили о следующем : что вулкан — это гора с отверстием, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара и расплавленной лавы. Лава раскалена настолько, что после нее живого не остается.

Главный шалун, Макар Калашников, рассказал почему вулкан назвали вулканом? И, оказалось, что слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос»- огонь, пламя. У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Вулкан . По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы.

В его кузнице было раскалено, стоял грохот . Иногда Бог приоткрывал двери в своё царство, отчего образовывались отверстия на поверхности земли и оттуда вырывался огонь, дым. Люди говорили: вулкан сердится. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

Затем я (воспитатель Бондаренко Л.М.) продолжаю рассказ о том, что Вулканы — грозное явление природы. Извержение вулканов угрожают жизни людей и наносят ущерб для всей окружающей природы, поэтому нам нужно знать о них как о любом явлении природы, частью которой мы являемся.

В нашей стране тоже есть гряда гор с вулканами, мы показываем их на карте, это полуостров Камчатка, который омывается морями и Тихим океаном.

Камчатка славится вулканами, которые, то спят, то просыпаются. От извержения вулканов часто бывают землетрясения. Далее вместе рассматриваем картинку-схему, которая помогает нам понять строение вулкана и пополнить наш словарный запас: лава, кратер, жерло, извержение.

Но почему же всё таки извергается вулкан? И только ли разрушения несет собой извержение вулкана?

Оказалось, что в недрах земной коры при очень высокой температуре образуется магма. Под воздействием движения тектонических плит магма поднимается к поверхности земли и скапливается вулканической камере под вулканом.

Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу на поверхность — к кратеру, и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем газов становится больше, магма изменяет состав и превращается в лаву. Извержение вулкана начинается с выброса газов и вулканического пепла.

Так же могут происходить взрывы, тогда в воздух из жерла вылетают вулканические бомбы — куски застывшие лавы, а потом расплавленная лава стекает по склону. После бурного процесса извержения давление снижается, и извержение вулкана прекращается.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето.

Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Экспериментально-творческий проект «Изучаем вулканы» для детей старшего дошкольного возраста

Бельская Татьяна Михайловна

Экспериментально-творческий проект «Изучаем вулканы» для детей старшего дошкольного возраста

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Цель проекта: Реализация в воспитательно-образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.

Задачи проекта:

1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

3. Помочь воспитанникам понять, почему вулканы – это грозные явления природы.

4. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор воспитанников.

5. Приобщать детей к «чтению»

энциклопедий, знакомству с новыми явлениями, факторами.

6. Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.

7. Активизировать речь детей.Сформировать понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, извержение.

8. Учить детей рисовать, делать аппликации, изготовлять макет вулкана.

9. Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих формированию представлений о целостности окружающего мира

10. Учить детей слушать друг друга, принимать и развивать идею сверстников и взрослых, творчески взаимодействовать.

11. Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей. Изготовление макетов вулкан

План реализации проекта

Этапы внедрения проекта Виды деятельности Содержание деятельности

педагог дети родители

I этап

Подготовительный Информационный • Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

• Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;

• Информирование родителей о реализации данного проекта;

• Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

• Оформление информационно – читательского уголка в группе;

• • Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;

Что такое вулкан?

Какие виды вулканов ты знаешь?

Чем отличаются действующие, спящие и потухшие вулканы?

Что такое лава?

Какой вред приносят вулканы?

Есть ли польза от вулканов?

Что такое извержение?

Знаешь ли ты, что такое кратер?

• Чтение энциклопедий по теме «Вулканы»

;

• Обсуждение целей по данной теме;

• Активное слушание;

• Рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильмов.

• Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений

• Сообщение родителям о предстоящем проекте (тема, цель, задач проекта)

;

• Информация для родителей.Найти с детьми:

«Как образуются вулканы»

,
«Что происходит при извержении»
,
«Какие бывают вулканы»
,
«Какой вред приносят вулканы»
,
«Есть ли польза от вулканов»
.

• Изготовление дома макета вулкан.

II этап

Практический Социальный

Совместное планирование деятельности (с чего начать)

.

Подготовка познавательного ролика. (презинтация)

Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

Подбор литературы для детей.

1. Просмотр познавательных роликов «Что такое вулкан»

,
«Название вулканов»
;

2. Чтение литературы «Тайна природного явления. В мире вулкана»

Совместная деятельность дома. Рассматривание вместе с ребёнком
вулкана, (видео фильмы, чтение литературы)
Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них

Познавательно — исследовательский Организация исследовательской деятельности детей

Провести серию познавательных мероприятий 1. Легенда про древнего Бога «Вулкана»

2. Как образуются вулканы?

3. Разрушительная сила вулканов.

4. Предсказание извержений

5. Превращение лавы. Совместная деятельность дома.

Совместно с ребёнком сделать макет

Участие в фото – конкурсе Семья Лаврентьевых «Изготовление макета из соленого теста

Семья зеленкиных презинтация «Что такое вулкан»

Подготовить материал к проведению исследования

«пемза»

Практическая помощь детям, создание условий и мотивации

Направление и контроль за осуществлением проекта

Подготовить материл к проведению опыта: емкости с водой, пемза, камни и другие предметы, лупы.

Участие в исследовании

«пемза»

:

Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.

Рассмотрите внимательно камни и пемзу.Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите детей, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень)

. Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?Дети делают открытие: пемза — камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Участие детей в опыте.

Взять бутылку с минеральной газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.

Экспериментально – поисковый Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности

Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.

Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности

Подготовка к открытому занятию. Совместная деятельность детей с педагогом

— проведение эксперимента «Извержение вулкана»

;

— Совместная деятельность дома.

Совместно с ребёнком раскрасить вулкан

Совместная экспериментальная деятельность

Закрепите знания ребенка «почему же вообще происходит извержение вулкана»

.

С помощью опыта:

Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

Памятка для родителей, «Какие эксперименты проводить дома с детьми?»

Творческий Подготовка материалов для творческой деятельности детей

Разработка конспекта «Извержение вулкана»

Оформление выставки творческих работ детей

Подготовка материала к оформлению «Всё о вулканах»

Подготовка материала в газету детского сада Рисование гуашью «Тайны вулкана»

Лепка вулкана

Участие в творческой работе

«Чудо тесто»

Изготовление вулкана из соленого теста, раскраска вулкана. Творческое задание по желанию ребенка

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста макет вулкана (можно в разрезе, или сочинить стихотворение (сказку)

о
вулкане.
Участие в семинаре — практикуме «Творческий талан ребенка в экспериментальной и исследовательской деятельности»

III этап

Завершающий Контрольно — оценочный Повторный сбор и анализ знаний воспитанников.

Обработка полученных результатов мониторинга.

Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.

Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.

Подготовка презентации к педагогическому совету

Выработка будущих планов • Участие в беседе «Что получилось, что нет»

Повторный мониторинг знаний детей по следующим вопросам.Письменный опрос:

*Как повлиял проект «Тайны вулкана»

на Вашего ребенка?

* «Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта

* Как Вы оцениваете результаты проекта, по 5-ти бальной системе?

* Какую тему, Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?

Исполнительский Выступление с проектом на педагогическом совете с участием родительского комитета

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная). Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы Цель: развитие познавательных интересов. Задачи: Познание: — обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; -расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; расширить представления о природном явлении – вулкане. -развивать активность, инициативность и самостоятельность в процессе выполнения опытов.. Коммуникация: -расширить словарный запас на основе формирующихся у детей разнообразных представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; — активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д. Социализация: -воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира; -создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. -поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; -формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками; Здоровье: — укреплять здоровье детей; -формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Проблемный вопрос: Что такое вулкан? Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора. 2. Вулкан- это обычная гора. Оборудование и материалы: Экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды), уксус, посылочный ящик, макеты вулканов, материал для рисования, рисунки, магнитофон с аудиозаписью музыки. Предварительная работа: -Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев. — Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов. — Беседы о видах вулканов. — Изготовление макета вулкана. Ход совместной деятельности взрослого с детьми: 1. Снятие психоэмоционального напряжения. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки. А теперь, Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем, Что будет потом, мы не знаем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете. Глаза открываем, здравствуйте, дети! 2. Мотивация к деятельности. Ребята, сегодня почтальон принес посылку от детей и воспитателей из детского сада «Сказка». Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит. (в посылке лежит пемза и рисунки) Ребята, вы знаете, что это какое? Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей) Послушайте, что пишут ребята: «Дорогие дети! Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку. Он огромный, он могучий, Он бывает выше тучи. Басом может он смеяться, Кашей огненной плеваться. Старый добрый великан – Это дедушка … (вулкан) Да, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана». 3. Организация продуктивной деятельности. Присаживайтесь на стульчики перед монитором. (Показ презентации о вулканах « Огнедышащие горы») В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Захотел вулкан чихнуть – Поднялось давление. Через жерло лава в путь Пустилась в приключение. Пронеслась по жерлу вверх, Прорвалась наружу, С шумом, треском из прорех Разлилась! О, ужас! Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. (Слайд № 3) Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4) Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей) Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5) Вулкан спит, лишь изредка покуривает, выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей) Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»? (Ответы детей) Физкультминутка. Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились. И еще раз повторили.( Наклоны в стороны.) Приседаем мы по счету, Раз, два, три, четыре, пять. Это нужная работа- Мышцы ног тренировать. (Приседания.) А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью). Послушайте интересную легенду ( звучит спокойная музыка) . «Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» — со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места». Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы! Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? Дети: Похож на пирамиду, конус. Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Дети: На большую яму, воронку. Воспитатель: Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана? Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. А сейчас вы можете понаблюдать извержение вулкана. Презентация видеоматериала со звуковым сопровождением «Извержение вулкана» Выше, чем гуляют тучи, Поднимаются вулканы, Величавы и могучи, Словно в сказке великаны. 4. Самостоятельная деятельность. Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана. Давайте пройдем в уголок юного исследователя. (Дети проходят к столикам для опытов) Опыт 1. Ребята, а вы помните про посылку. Что там было? (Ответы) Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке. Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы) В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы) В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? (Ответы детей) Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт) Какое открытие мы сделали? (Ответы детей) Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Пальчиковая игра «Паучок» (Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.) Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, («Паучки» ползают по голове.) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. Опыт 2. Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы) (Подходят к макету вулкана) Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Игра в повелителей вулкана началась! Внутрь «вулкана» мы наливаем смесь (воспитатель выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. А дальше…Слегка разведенный водой уксус осторожно (это могут делать только взрослые) вливаем в «вулкан». И наш вулкан проснулся! Вулканы начали «вулканить» — Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать – Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул – И на десятки лет уснул. Пройдут века… И вновь вулкан проснется, И лава из нутра его польется. А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим. 5. Ребята, у меня для вас необычное задание. Дети из другого детского сада приготовили для вас загадку. Они начали рисовать действующие вулканы, но не закончили свои рисунки. Предлагают вам дорисовать. Вы согласны закончить рисунки? (Ответы детей) Приглашаю вас в творческую мастерскую. Выбирайте себе рисунки, садитесь за столы и дорисовывайте вулканы. (Звучит музыка, дети рисуют) Предлагаю вам вечером устроить выставку «Неизведанная планета. Вулканы». 6. Подведение итогов Ребята, вам понравилась наша встреча? (Ответы) Что запомнилось больше всего? (Ответы) Ребята, если вы заинтересовались вулканами, в детских энциклопедиях вместе со своим воспитателем вы можете прочитать, люди какой профессии занимаются изучением вулканов, как исследуют их, чтобы предупредить людей о возможном извержении вулканов. А еще вы можете узнать о детях вулканов — гейзерах! Спасибо всем за работу! Вы – очень способные и замечательные! 7.Сюрпризный момент А сейчас для вас сюрприз! У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного цвета) Использованная литература: 1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. 2. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997. 3. Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010. 4. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011. 5. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011. 6. Ресурсы Интернет.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Извержение вулкана»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию и опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы школа 508 дошкольное отделение, здание 3

Цель занятия: ознакомление с природным явлением – извержением вулкана.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить детей с причиной извержения вулканов;
  • обобщить и систематизировать знания, формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

развивающая:

  • развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; развивать аккуратность, взаимопомощь;
  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

воспитательная:

  • воспитывать гуманное отношение ко всему живому,
  • учить правильному поведению в природной среде,
  • закладывать основы экологической культуры личности.

Материалы: видеоролик, глобус, белые халаты, бейджи, ранее изготовленные детьми макеты вулканов, сода, уксус, овощной сок, жидкость для мытья посуды.

Предварительная работа:

  1. изготовление макетов вулканов, (демонстрационный и индивидуальный макеты на каждого ребенка)
    ;
  2. знакомство с минералами;
  3. исследование камней, проведение опытов с песком, глиной, мелом.

Воспитатель: Ребята, прошу вас вспомнить предыдущие занятия. О чем мы говорили? Чем занимались?

Дети объясняют, что такое вулканы, где их можно встретить, как их можно назвать.

Воспитатель: Ответьте на вопрос: знаете ли вы кто такие геологи? Это люди, которые изучают богатства земли. А что за богатства хранит наша планета? Золото и алмазы, нефть и газ, мел, глина и песок, руды и минералы – это и есть богатства нашей планеты. Ребята, как вы думаете, есть ли взаимосвязь между вулканами, о которых мы говорили, и полезными ископаемыми? Да, вы правы!!!! Вулканы называют не только «огнедышащими горами»

, но и
«лифтами»
для подъема минералов, полезных ископаемых. Ученые – геологи еще не могут до конца узнать, что находится в недрах земли, но сегодня они могут судить об этом по вулканическим выбросам. Люди, которые занимаются изучением вулканов, называются вулканологами. Вулканологи исследуют характер и поведение огнедышащих гор, и могут предсказать предстоящее извержение, тем самым предотвращая многочисленные жертвы. Мы говорили о происхождении, строении вулканов, читали мифы и легенды об этих
«огнедышащих горах»
. Предлагаю про

Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие в страну экспериментов»

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

«Путешествие в страну Экспериментов».

Цель:

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.

-Продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.

-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Материалы и Оборудование:

Графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты белые для детей и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.

ХОД НОД:

Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.

Воспитатель:

Ребята, покажите мне какое у вас настроение. Мое хорошее настроение плюс ваше хорошее настроение.

Воспитатель:

Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и
интересного
.

Воспитатель:

Что такое
эксперимент
? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.

Воспитатель:

Дети, а вы любите проводить опыты?
(да.)
Воспитатель:

Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.

Воспитатель:

А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты

.

Воспитатель:

Давайте приготовимся к нашему путешествию и наденем специальную одежду, так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде.
(надевают халаты)
Воспитатель:

Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.

«Школа Юных Исследователей. Извержение вулкана»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Школа Юных Исследователей. Извержение вулкана»

I
Организационный момент (2 мин)
Дети и воспитатель в музыкальном зале.

Воспитатель:

— Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг, новый, добрый друг!

Дети встают в круг.

Воспитатель держит в руках поделку «Солнце».

Воспитатель:

— Здравствуйте! Меня зовут Оксана Алексеевна. Посмотрите, в моих руках доброе солнышко, которое согреет нас своим теплом. Мы будем передавать его друг другу, и называть своё имя ласково и нежно.

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

Дети передают солнышко и называют себя ласково

II
Основная часть (15 мин)
Воспитатель обращает внимание на рисунок, на нём изображены два зайца:

— Смотрите, здесь кто-то забыл рисунок. Интересно, что или кто там нарисован?

Воспитатель и дети рассматривают рисунок.

Воспитатель:

— Что вы видите на рисунке, ребята?

Ответы детей:

На рисунке изображены зайцы.

Воспитатель:

— Я вам раскрою один секрет: это не простые зайцы, их зовут Тижик и Тижинка! Вы произнесли волшебное слово «здравствуйте», и, по-моему, вы их оживили.

Видеонарезка №1 из мультфильма

В сюжете Зайцы здороваются с ребятами, приглашают в путешествие в волшебную страну. Длительность — 23 секунды.

Воспитатель:

— Зайцы предлагают поиграть в игру «Угадай-ка» и отправиться в волшебную страну! Согласны?

Ответы детей:

— Да, следуем за ними!

Воспитатель:

— Мы плывём в Пиратскую бухту! На чём можно поплыть?

Ответы детей:

— На корабле, лодке, шхуне…

Воспитатель оглядывается по сторонам в поисках средства передвижения.

Воспитатель:

— Ничего из названных средств передвижений по морю я не вижу в этом зале. Давайте сделаем корабль своими руками!

Воспитатель и дети из маркеров игрового пространства складывают
корабль.
Воспитатель:

— Итак! Все на борт!

Все садятся в импровизированный корабль.

Видеонарезка №2 из мультфильма

В сюжете загадывается загадка. Пират показывает карту острова, прячет её. Длительность — 23 секунды.

Воспитатель:

— Солнце загадало загадку: Люблю я поспать и ночью и днём, но если проснусь, «дышу я огнем». Пират спрятал карту и подсказку от загадки. Как вы думаете, куда?

Ответы детей:

— В сундук.

Воспитатель:

— Проверим? Чтоб добраться до сундука, нужно пройти по волшебным дорожкам. Разуемся. Построимся друг за другом.

Воспитатель обращает внимание на правильность осанки детей при ходьбе. Выполняется ходьба по массажным дорожкам, верёвке, палочке боком.

Воспитатель: —

Представьте, что мы идём по зелёной траве в лесу, по камушкам у моря, по извилистой лесной тропинке, наступая на корни деревьев.

Доходят до сундука, открывают, находят карту.

Воспитатель: —

Вот наша цель – остров, про который говорил пират.

Видеонарезка №3 из мультфильма

В сюжете Фея даёт детям первую подсказку. Отгадка похожа на геометрическую фигуру. Длительность — 1 мин 07 секунд.

Воспитатель:

— Фея дала нам первую подсказку! Воспользуемся ею. Как называется эта геометрическая фигура?

Ответы детей:

— Конус.

Воспитатель:

— Посмотрите вокруг, найдите предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.

Дети находят предметы, похожие на геометрическую фигуру «конус».

Воспитатель:

— На что похож конус?

Ответы детей:

— На гору, башню, пирамидку, колпак.

Видеонарезка №4 из мультфильма

В сюжете Фея даёт детям вторую подсказку.
Длительность – 18 секунд.
Воспитатель:

— Фея дала нам ещё одну подсказку, попробуем отгадать. Люблю я поспать и ночью и днём, но если проснусь, «дышу я огнем». Кто же этот соня, что спит всё время, а когда просыпается, «дышит огнем»?

Воспитатель:

— Лев?

Ответы детей:

— Нет, львы, конечно, много спят и рычат, но огнём они не дышат!

Воспитатель:

— Океан?

Ответы детей:

— Да, иногда океан сердится, а иногда, он спокоен и тих, но он никогда не спит.

Воспитатель:

— Вулкан?

Ответы детей:

— Верно, вулкан. Вулканы почти всё время «спят», но когда они «просыпаются», из них валит дым, как из трубы.

Воспитатель:

— Молодцы! На нашей планете Земля много вулканов, рассматривать их лучше с высоты, но у нас нет крыльев, как у птиц, предлагаю пролететь над вулканами на самолетах.

Воспитатель одевает детям маски «Самолёты».

Подвижная игра «Самолёты»

Воспитатель:

— Приготовиться к полету, заводим моторы.

Дети и воспитатель сгибают руки в локтях и выполняют ими круговые движения. Таким образом, создаётся впечатления, что самолеты заправляются и заводят моторы.

Воспитатель:

— Летите!

Выпрямляют руки, как крылья самолёта, поднимают их и разбегаются в разные стороны.

Воспитатель:

Вот мы пролетаем над вулканом. На посадку!

Все участники опускаются на колено, другими словами, самолеты успешно приземляются.

Воспитатель

: — Вулканы похожи на горы
,
только у вулкана как бы «отрезали верхушку» у конуса. И в этом месте вулкана находится кратер.

Кратер – это огромная чаша, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются». Тогда, начинается землетрясение, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, огненный поток – лава.

Вам знакомы эти новые интересные слова?

Ответы детей:

— Нет.

Дети с воспитателем повторяют новые слова:

Кратер, жерло, лава.

Воспитатель

: — Вы хотите увидеть извержение вулкана?

Ответы детей:

— Да.

Воспитатель

: — Добро пожаловать в «Школу Юного Исследователя». Юные учёные здесь могут экспериментировать, делать открытия, узнавать много интересного. В этой школе вы будете юными исследователями. Сейчас вы сами в этом убедитесь!

Воспитатель называет имена детей и одевает им на голову шапки «Магистра».

Воспитатель:

— Пройдём в лабораторию. Наблюдать, извержение вулкана очень интересно, но опасно! Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением, «оживив» вулкан.

— Ребята, какие материалы в нашей лаборатории вы видите?

Ответы детей:

— У нас имеется тесто, пластиковая бутылка, макароны, камушки, гречка, клеёнки, деревья из конструктора «Лего», песок, ракушки.

Воспитатель:

— Бутылка будет жерлом вулкана. Солёное тесто на подносе – подножие. В центре сделаем отверстие и поставим нашу бутылку. Слепим из теста вулкан.

Воспитатель:

— В «Школе Юного исследователя» вулкан необычный, его можно украсить камнями, крупой, макаронами, ракушками. Как подсказывает ваша фантазия!

Дети самостоятельно выбирают материалы и заканчивают поделку.

Воспитатель:

— Прежде чем провести опыт по «оживлению» вулкана, напомню: будьте внимательными, осторожными, руками ничего не трогайте!

Воспитатель: —

Ребята, кажется, наш вулкан «просыпается»!

Вулкан гремит!

Воспитатель предлагает изобразить грохот вулкана, топая ногами.

Вулкан пыхтит!

Дыхательная гимнастика «Пых»

Глубокий вдох через нос и выдох через рот со словами: «Пых! Пых! Пых!»

Вулканы начали «вулкать»,

Вулканы начали «вулкать»,

Воспитатель в приготовленную смесь из соды и красной краски с водой аккуратно наливает уксус.

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла и землю сильно обожгла.

Как грозен он сейчас на вид!

Дети наблюдают демонстрационный опыт «Извержение вулкана».

Но вот он начал уставать,

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.

И на десятки лет уснул.

Воспитатель:

— Когда вулкан «просыпается», по его склонам течет настоящий огненный поток – лава.

III. Заключительная часть. Рефлексия (3 минуты)

Воспитатель: —

Ребята, что же такое вулкан?

Ответы детей:

— Вулкан – это огнедышащая гора.

Воспитатель:

— На какую геометрическую фигуру он похож?

Ответы детей:

— Вулкан похож на геометрическую фигуру «конус».

Воспитатель:

— Какие новые слова вы сегодня узнали? Повторим их вместе.

Ответы детей:

— Кратер, жерло, лава.

Воспитатель:

— Как «оживает» вулкан?

Ответы детей:

— Начинается землетрясение, грохот, из вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, огненный поток – лава.

Воспитатель:

Теперь вы знаете, что такое вулкан и как извергается.

Посмотрите, на магнитной доске изображены два вулкана: один «спит», а второй «просыпается». Если вы считаете, что отлично поработали, приклейте красный камень на «просыпающийся» вулкан. А если считаете, что поработали хорошо, но могли бы лучше – приклейте жёлтый камушек на «спящий» вулкан

— Видите, от ваших полученных знаний и впечатлений вулкан «проснулся». Спасибо. До новых встреч в школе Юного исследователя!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]