Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду


ДЕТСТВО-ГИД

Мастер-класс для воспитателей

«Использование игровых методов и приемов

в организации театрализованной деятельности»

Устинова Ольга Викторовна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Цель: формирование компетентности педагогов по использованию игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельность. Задачи:1. Определить важность творческого развития дошкольников.

2. Уточнить этапы работы над ролью.

3. Определить методы и приемы организации театрализованной деятельности.

4. Применить игровые театрализованные методы и приемы в других образовательных областях на практике.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство — время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности.

«Первый этап — определение образа. Его задача — научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Рассмотрим метод — «начитывание контрастных отрывков». Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж — лису. Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ той или иной сцене и дать ей характеристику.

  1. Наловил дед рыбы, едет домой, видит: лисичка свернулась калачиком и лежит себе на дороге, лежит не шелохнется, как мертвая. Дед закинул ее в сани и поехал домой, а лисичка рыбку за рыбкой всю и сбросила на дорогу.
  2. Лиса-Алиса спутница своего приятеля дружка кота Базилио, с целью наживы она вместе с Базилио пыталась добыть 5 золотых монет, которые Буратино получил от Карабаса-Барабаса.

После прочтения воспитатели-слушатели дают характеристику услышанным образам в соответствии с поставленными вопросами:

— Какой вы представляете себе лису Алису? (Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная и т.д.)

— Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т.д.)

Итак, с помощью метода «начитывания контрастных отрывков» перед вами предстали два разных образа лисы.

Второй этап — работа над мимикой. Его задача — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Можно использовать игру — Угадай кто я?

Детям на ушко говорится герой произведения, ребенок без слов должен показать героя, чтобы остальные догадались.

Выходят 4 человека, я говорю героев, воспитатели должны показать, а остальные угадать (лисичка-сестричка, трусливый заяц, Михайло-потапыч, сердитый волк).

Еще для работы над мимикой используется прием зеркало (особенно когда ребенок стесняется, можно индивидуально, ребенок берет зеркало, смотрится в него и представляет себя героем, например: Я серый волк, я ни кого не боюсь !!! Или –Я храбрый заяц, я волка не боюсь!!! Я лисичка-сестричка, самая красивая в этом лесу!!!

Третий этап — работа над голосом. Его задача — развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Рассмотрим прием — «интонационная выразительность«.

Задание для одной половины воспитателей — проговорить фразу Лисички-сестрички «Я — лисичка, я — сестричка, я хожу не слышно«.

Задание для второй — проговорить фразу Лисы Алисы: «Ах вот ты где, Буратино…Я тебе сейчас все объясню«.

Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.

Сейчас давайте выйдут 4 человека и потренируемся.

1.Медведь — Лиса:

Пошел медведь к избушке и зарычал: — Ступай, лиса, вон! А она ему с печи: — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

2.Петух — Лиса:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах. Несу косу на плечи, Хочу лису посечи — пошла лиса вон с печи! — Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю. Петенька, убегаю!

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Таким образом, с помощью приёма «интонационная выразительность» можно придать речи эмоциональную окраску.

Еще для работы над голосом используется приём «голосовая импровизация» для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем; Текст.

На полянке, на лугу три медведя жили,

Три медведя жили, малину есть любили. Как малину найдут сразу песню запоют. Папа-мишка низко пел: » ля-ля-ля-ля-ля-ля» Мама нежно песню пела: «ля-ля-ля-ля-ля-ля» А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал, Да малину доедал: «ля-ля-ля-ля-ля-ля».

Воспитатели (3 человека) выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая и проигрывая текст.

Для совершенствования навыка четкого произношения используются скороговорки, тренировки в четком произношении гласных и согласных в разных частях слова.

Для развития дикции используется подражание звукам:

-Фырканье лошадки, хрюкание поросят, мяукание котят, лай собаки …

Четвёртый этап — работа над жестом и движением. Его задача — научить детей двигаться в соответствии с заданной темой. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру «Повторяйка».

Для её проведения вызываю четырёх человек из воспитателей.

В.: Правила игры:

— совместно выбрать конкретный образ лисы (лисичка-сестричка);

— первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;

— задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

Также для работы над жестом и движениями используется метод действий с воображаемыми предметами (3человека):

У одного день рожденье, к нему приходят гости и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений показывают, а именинник должен угадать, что ему дарят.

Еще можно использовать метод показа прочитанного(1 человек):

Уселась кошка на окошко И стала лапкой уши мыть Потом задумалась немножко — Решила грудочку помыть. довольная собой осталась, с хвостом пушистым разыгралась.

Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ».

Пятый этап — заучивание роли. Его задача — выучить текст конкретной роли.

«Прием «Книжечка» используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, дети по очереди воспроизводят текст предложение за предложением. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение, второе, третье предложение, и так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.

Например: Мама с папой купили мне котенка. Котенок был маленький. Я поила его молоком. Котенок часто спал. А когда просыпался-играл со мной.

Еще для развития речи используется метод фраза по кругу. Дети стоят в кругу, начинаем с одного слова и по очереди каждый ребенок повторяет предыдущее, добавляя одно слово, чтобы получилось предложение.

Итог: Кроме показанных сегодня методов существует еще много разных приемов для организации театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Очень важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.
Программа по организации театрализованной деятельности Использование театрализованной деятельности в детском саду Роль театрализованной деятельности в детском саду Использование различных приемов в обучении детей рисованию разных видов пейзажей >

«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду (Приложение 3). При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия (Схема 6). Основная форма –занятие. Формы организации театрализованной деятельности (Схема 6)


Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделили следующие типы театральных занятий (Схема 7)

Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве). Доминантные — доминирует один из указанных видов деятельности. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п. Комплексные — используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность. Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников. Вопросы: 1. Перечислите основные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками. 2. Назовите типы театральных занятий в ДОУ. Задание для самостоятельной работы: Подготовить конспект по одному из типов театрального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Литература 1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. 2. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 3. 3. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. – М., 1990. 4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. — М.: Владос, 2004. 5. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. — №11. 6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004. 7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разными видами деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомство с окружающим миром.

2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребёнок – дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля.

Участвуя в театрализованной игровой деятельности дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами

Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:

1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

2. Разнообразие тематики и методов работы.

3. Максимальная активность детей.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).

5. Компетентность педагога.

6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

7. Принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в театрализованной игре:

  • Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
  • Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
  • Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса).

Необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр петрушек, эстрадный театр, театр-драматизации, театр на блюдечках, театр на зонтике, театр на воздушном шаре, театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макет дерева, домик, цветы и так далее).

Принципы организации театральной среды:

1. Принцип дистанции (общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза».

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности-динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу).

5. Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка).

6. Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового).

7. Принцип половых и возрастных различий (эталоны мужественности и женственности).

Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.

Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

2. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

3. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

5. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства. М.: Генезис, 2009.

Существенная особенность театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В педагогической и психологической литературе существуют различные названия театрализованной деятельности: театрализованная игровая деятельность, театрализованное игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театрализованная самодеятельность, театрализованная деятельность и др.

Все виды игры — это, по сути, искусство ребенка, его творчество. Театрализованная игра — типичная основа художественного творчества. Поэтому театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Некоторые психологи придерживаются мнения, что театрализованные игры нельзя рассматривать как творческую деятельность, поскольку в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же стандартами, что и к взрослой деятельности, то термин «творчество» неуместен. Но это оправдано, если посмотреть на проблему с точки зрения развития ребенка. Нет оснований отрицать возможности творческого самовыражения детей в театральной игре, поскольку театральная деятельность содержит в себе творческое начало и сама по себе является художественной деятельностью.

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники овладевают доступными средствами сценического искусства и, в зависимости от выбранной роли (актера, автора, оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и проведении различных видов театрализованных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театральные игры называются так, видимо, из-за их близости к театральному представлению. Зрелище всегда вызывает удовольствие, а повествование истории усиливает привлекательность игры.

Под театрализованными играми ученые подразумевают «театрализованные игры», «сюжеты которых представляют собой знакомые сказки или театральные представления, основанные на готовых сценариях».

Театрализованная игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

Особенность театрализованных игр: Они имеют готовый сюжет, то есть деятельность ребенка предопределена текстом произведения. Педагогическая дошкольная художественная эстетика детей.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для детского творчества: Текст произведения — это просто холст, в который дети могут вплести новые сюжетные линии, ввести дополнительные роли, изменить концовку и т.д.

Было отмечено, что театрализованные игры отличаются от ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры — это игровые представления, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения и разыгрываются детьми лично. В них, как и в настоящем театральном искусстве, конкретные образы создаются с помощью таких средств выразительности, как интонация, мимика, жесты, поза и походка.

Педагогической основой организации процесса театрализованной деятельности в ДОУ является специфика восприятия дошкольниками театрального искусства. Для того чтобы это восприятие было полноценным, необходимо знакомить детей с различными видами театральной деятельности. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: Режиссерские игры и игры-драматизации.

К первой группе — режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является актером, он или она создает сцену, играет роль игрушечного персонажа — объемного или плоского. Он или она действует за него или нее, изображает его или ее с помощью мимики, интонации, жестов. Пантомима ребенка ограничена. Он или она действует с неподвижной или сидящей фигуркой, игрушкой. Акцент здесь делается на языке, его тематике, интонации, выразительности, дикции.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Особенности организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинский, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.

З анятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Методические рекомендации к организации театральных занятий.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • спросить у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
  • в заключении различными способами вызвать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:

  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а так же запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий ( «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.)

Продолжительность каждого занятия: 15 – 20 в младшей группе, 20 – 25 минут — в средней и 25 – 30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут. Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах, педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Особое внимание в организации театрализованной деятельности уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Данная работа реализует следующие задачи:

  • Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
  • Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
  • Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кино- фильмов и пр.
  • Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
  • По мере возможности организовывать посещение театров или просмотров видео- записей театральных постановок.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]