Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности


Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности

 В статье показана важность творческого потенциала детей в соответствии с ФГОС. Даны аргументы в пользу использования для этого театрализованной деятельности, в частности — театрализованных игр.

Ключевые слова: творческие способности, творческое развитие, театрализованная деятельность.

Актуальность. На протяжении истории человечества творчество являлось своеобразным двигателем, который помогал людям перейти на новый этап. Поэтому творчески активные люди часто (хотя и не всегда) были в почёте. Именно их новые идеи показывали новые цели и преобразовывали действительность. И в наше время это не теряет актуальности. Ведь творчество применимо во всех областях человеческой деятельности. И каким бы одарённым не был человек, любые способности требуют развития, в том числе и творческие. Известно, что детство является наиболее продуктивным периодом в жизни человека, когда закладываются основы его будущей личности, развиваются данные от природы способности. Не является исключением и творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт направляет нас на создание благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка и его творческого потенциала [1, п. 1.6]. В разделе Художественно-эстетическое развитие (п.2.6) среди поставленных задач указывается реализация самостоятельной творческой деятельности ребёнка в различных направлениях: изобразительного искусства, музыкального направления, конструктивно — модельного. В поисках эффективных методик по развитию креативности у детей нельзя забывать о театре, который включает в себя все эти направления творческой деятельности. Ведь театральная деятельность как источник развития творческих способностей — это средство, которое может способствовать развитию детской индивидуальности, раскрытию их способностей, творческой активности.

Анализ литературы. Рубинштейн С. Л. отводил проблеме способностей видное место, рассматривая проблемы задатков, развития способностей, взаимосвязи одаренности и личности, одаренности и психических функций, общей и специальной одаренности [2]. Теплов Б. М. выделил признаки, отражающие суть способностей человека [3, с.9].

Креативность, по мнению таких исследователей, как В. Н. Дружинина, Е. Л. Солдатовой и других, поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми периодами [4].

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Изложение основного материала. Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом. В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности.

Способность — это совокупность врождённых и приобретённых индивидуально — психологических свойств человека, являющихся субъективным условием успешного выполнения определённого вида деятельности [5, с. 112].

Творчество — это во — первых, деятельность человека, порождающая нечто новое, отличное от старого своей неповторимостью, оригинальностью и общественно — исторической уникальностью, а во-вторых, это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [5, с. 117].

Можно сказать, что творчество является необходимым условием развития личности.

Очевидно, что театрализованная деятельность помогает формировать у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать, способность к самовыражению, творческую активность.

Театрализованные игры, как составляющая театрализованной деятельности, дают большое поле деятельности для проявления и развития творческих способностей ребёнка. Они побуждают к творческой активности, которая проявляется в стимулировании фантазии у детей, импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, в стремлении детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты. Театрализованные игры помогают убрать скованность у детей, укрепляют их уверенность в себе, что в свою очередь, стимулирует развитие духовного потенциала и творческой активности.

Театрализованные игры можно подразделить на следующие группы: игры — драматизации и режиссёрские.

Игры-драматизации — это изображение и разыгрывание какого — либо сюжета (это пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр; драматизация с использованием масок; импровизация).

Игра-драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Режиссёрские игры — это игры, где придумывание и разыгрывание сюжета происходит через роли, которые ребёнок предлагает игрушкам, чаще всего не включая себя в игровой сюжет, находясь вне разыгрываемой ситуации. Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества. Если в сюжетно-ролевой игре действие заходит в тупик, то толчком к последующему развитию сюжета может стать идея любого из играющих. В режиссерской игре помощи ребенку ждать неоткуда, и ему нужно мобилизовать все свои возможности, чтобы игра могла продолжаться дальше [6]. Но в старшем дошкольном возрасте она уже может быть включена в совместную деятельность детей, где роль «игрушек» выполняют другие дети.

При этом необходимо избегать некоторых ошибок, дабы не уйти от цели развить творческий потенциал детей. Перечислим эти ошибки. Во-первых, смещение цел. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Это лишает детей проявлению индивидуальности, раскрытию их творческого потенциала, лишает их свободы действий, что в свою очередь развивает память, речь детей, но смещает с цели развития творческих способностей детей. Вторая ошибка заключается в противоположном: полном невмешательстве взрослых, кроме подготовки атрибутов (причём одних и тех же на протяжении нескольких лет), что также не способствует развитию творческой активности детей [6, с.1].

Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие: содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка; театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.

Таким образом, театрализованная деятельность и, в частности, театрализованные игры, — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/fgos_ru_doshk.pdf %20(1).pdf
  2. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему способностей и одаренности / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/1037944/149/Shadrikov_-_Ot_individa_k_individualnosti.html
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий/ [Электронный ресурс] М, 1961, с. 9–20 Режим доступа: https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html
  4. Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов / Изучение творческих способностей в психологии / [Электронный ресурс]Режим доступа: https://studbooks.net/1616325/psihologiya/izuchenie_tvorcheskih_sposobnostey_psihologii
  5. Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединогва Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — Изд. 2-е, испр. И доп. — Кривой Рог, Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144с.
  6. Акулова О. Театрализованные игры / Дошкольное воспитание, 2005, № 4, с. 24.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В.А. Дергунова Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Театр один из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие для них персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно.

Театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что позволяет пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих способностей дошкольников. Современному педагогу следует знать и помнить, что образование XXI века – это образование через ощущения, и игра – это метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии, а если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, исчезнет, испариться.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

Для развития творческих способностей детей старшей группы была разработана программа «Театральные ступеньки». Цель: развивать творческие способности детей в театрализованной деятельности.

Среди задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности основными выступили:

  • создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)
  • приобщение детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
  • обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.)
  • создание условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими)
  • активизация творческой самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата в детском коллективе.

При организации театрализованной деятельности с детьми мы опирались на следующие принципы:

  • принцип психологической комфортности, который характеризуется созданием благоприятных условий, в которых дети чувствуют себя максимально комфортно и свободно, получают удовольствие от самой деятельности
  • принцип творчества, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
  • принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать способы действия
  • принцип интегративности, который характеризуется связью с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной) и с различными видами искусства (драматическим, изобразительным).

Для развития эмоций, чувств, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков мы использовали театрализованные игры, которые сделали жизнь детей интереснее и содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и общения. Возникла необходимость расширить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду (театрализованный уголок под названием «Сказкин дом»). Совместно с детьми и родителями изготовили разные виды театров: театр ростовых кукол, театр на гапитах, на спажках, конусный, пальчиковый, на ложках, магнитный, плоскостной, театр перчаток, бибабо, теневой, театр резиновой игрушки, природный театр и декорации и атрибуты для постановки спектаклей. Сделали гримерную, костюмерную и ширму. Материалы уголка мы постоянно меняли и обновляли.

Все материалы театрализованного уголка помогали нам на занятиях по художественной литературе при знакомстве детей с произведениями, со средствами художественной выразительности.

Для развития творческих способностей в образовательной и совместной деятельности мы использовали с детьми такие приемы: придумывание новых концовок известных сказок, простейших рифм, составление моделей сказок, особое внимание уделяли речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развивали речевое дыхание, свободу речевого аппарата, учили владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией и разнообразной интонацией.

Для развития актерского мастерства использовали дидактические игры, знания об основных эмоция (веселье, грусть, страх, гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение); учим различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств.

В процессе изобразительной деятельности рассматривали иллюстрации к сказкам, рисовали сюжеты, иногда полностью меняя творческий замысел художника, дополняли рисунки новыми персонажами.

Использовали специальные игры-этюды – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста или прозы для подготовки к постановке спектаклей и выступлению на сцене. Вначале определяли характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и формулировали его речевую характеристику. Каждый персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Для расширения и уточнения знаний побывали на экскурсии в театре и узнали о театральных профессиях (актер, гример, режиссер, светооператор, сценарист, декоратор, билетер, капельдинер – работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале). Полученные знания закрепили, просмотрев в детском саду презентацию «Жизнь в театре».

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Мы старались своей актерской активностью не подавлять робкого ребенка, не превращать его только в зрителя. Старались не допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Не делили детей на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Такие формы работы по театрализованной деятельности помогали формированию следующих умений и навыков детей:

  1. Дети научились владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Научились умению передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  3. Научились проявлять интерес, желание к театральному искусству.
  4. Научились самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
  5. Научились взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Помимо театрализованных занятий, большое внимание уделяли тому, чтобы театрализованная деятельность организационно пронизывала все режимные моменты: могла включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, могла осуществляться в самостоятельной деятельности детей, органично включалась в работу различных кружков.

В вечернее время проводились диалогово-игровые ситуации с целью творческого развития ребёнка средствами театрализованной деятельности: 1) имитационная игра: «Картина зазвучала», «Картина ожила», где детям предлагалось распределить роли, взять на себя роль (река, дерево). 2) диалоги – беседы, позволяющие понять эмоциональное состояние ребёнка во время проигрывания представления; 3) манипулятивные игры: «Изменчивые лица слов», читаем художественное произведение и предлагаем найти слова с другими назначением, подобрать схему мимики лица, изобразить состояние на своём лице; 4) методы художественного развития: «Вхождение в ситуацию», дети описывают своё состояние от увиденного.

Театрализованная деятельность детей более успешна при вовлечении в нее родителей. Поэтому большое внимание мы уделяли информированию взрослых о важности театрализованной деятельности для развития дошкольников. В групповом родительском уголке имеются материалы соответствующего содержания: папки-передвижки «Театр в жизни ребенка», «Театр в ДОУ», «Тук-тук, кто там? Заходите в гости к нам», фотовыставка «Мы – артисты». Еще более значимым являлось привлечение родителей к участию в творческих вечерах и праздниках в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д.

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду предоставляет большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самовыражения, создает условия для воспитания творческой направленности личности.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]