Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО


Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского творчества ст-цы Темиргоевской

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП»

Педагог дополнительного

образования ФЕДОРЦОВА Е.П.

ст-ца Темиргоевская, 2020

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП»

Дошкольное детство –

очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, и чтобы каждый маленький человечек чувствовал себя в будущем уверенно, мог найти правильный выход из сложившейся ситуации, принять быстрое решение, необходимо заниматься
его интеллектуальным развитием
. Воспитание и обучение детей в студии «Светлячок» носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

«Умное детство

» закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности.

Дошкольный возраст

– благоприятный период для развития интеллекта, именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

Дошкольный возраст

– это начало длиной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача педагога состоит в том, чтобы научить их не только считать и читать, а прежде всего думать.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

– одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основа интеллекта человека

, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения простых умозаключений, переход от практического к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста

развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идет слабо и вяло.

Каждый ребенок талантлив по – своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое может у себя выработать.

Так что же такое интеллектуальное развитие ребенка?

Интеллектуальное развитие ребенка

– сумма знаний и умений, способность эти знания усваивать и применять в решении нестандартных ситуаций. Но следует понимать, что ИРР заранее не предопределено. Поэтому, мы педагоги, которые заинтересованы в ИРР, должны направить энергию ребенка в нужное русло.

Интеллектуальное развитие детей

– имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу. А готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика.

Известно, что Математика

– мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Дети удивительно активны и любознательны, они просто, как губка впитывают в себя все, что происходит вокруг.

Развитие элементарных математических представлений

– это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. И от того насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В обучении детей развитию элементарных математических представлений я ставлю перед собой цель

– сформировать у воспитанников интерес к математике, развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать, понимание ее значимости для последующего обучения, дать ребенку почувствовать, что он справится, что он может усвоить не только частные понятия математики, но и общие закономерности. Создать ситуацию успеха, а главное – познать радость от преодоления трудностей.

Математика

– обладает уникальным развивающим эффектом.

Математика – царица всех наук

! И с этим трудно не согласиться, потому, как окружающий нас мир существует в пространстве и времени. Он осязаем, исчисляем, измеряем. Мы используем знание математики каждый день.

Она приводит в порядок ум!

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций.

И хотя математика – один из наиболее сложных предметов, но наши учащиесяне должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать эту науку с интересом и удовольствием.

Считаю, что обучение детей математикой в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Практика показала, что дошкольники проявляют познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем – то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача наша – сделать занятия по ФЭМП занимательными и необыкновенными.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед дошкольным образованием новые цели, которые требуют новых образовательных технологий.

Современный дошкольник, для успешного обучения в школе, должен уметь:

1. Обдумывать.

2. Самостоятельно добывать знания.

3. Мыслить.

4. Принимать решения.

5. Предъявлять продукт.

Современная технология образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие дошкольника. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.

Играть любят все: и взрослые и дети.

Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Что такое игра?

Игра – деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра –

что может интереснее и значимее для ребят! Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в нашу студию.

Особенности игры для дошкольников:

— игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности;

— игра является эффективным средством формирования всех сторон личности ребенка, его морально – волевых качеств;

— все психологические новообразования берут начало в игре;

-игра — важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии, и только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем раскрывает свои творческие способности и знания. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка.

Игра

– это естественная для ребенка гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы, учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Без игры невозможно нормального развития мозга и тела. Понять природу игры, ее поразительный потенциал –
это понять природу счастливого детства.
Дети – творцы настоящего и будущего.

В этом заключается обаяние игры.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

Игра для них – учеба,

Игра для них – труд,

Игра для них – серьезная форма воспитания.

Дошкольный возраст – возраст игры.

В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно – игровую методику. В основе ее лежат развивающие игры. С детьми нужно « играть»

в математику. Но обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.

Дидактические игры

– игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. Вот поэтому большое значение в процессе ФЭМП я уделяю дидактическим играм, это связано прежде всего с тем, что их основная цель – обучающая.

А именно игра с элементами обучения интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. игры с цифрами и числами.

2. игры путешествие во времени.

3. игры на ориентирование в пространстве.

4. игры с геометрическими фигурами.

5. игры на логическое мышление.

Самостоятельная игровая деятельность.

Это вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения совершенствовать умелость и интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…, думайте сами!

Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения!

Учение должно быть радостным!!!

Вывод

: Итак, на мой взгляд, без использования дидактических математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают нам успешно планировать и реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом
успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
и как следствие, последующего его школьного обучения.

Скачано с www.znanio.ru

Развитие математических способностей через дидактические игрыконсультация

Консультация для родителей.

Развитие математических способностей через дидактические игры.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Слышали такую притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия. Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию.

Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать . Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математик ой». Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» Одним из важных направлений в решении данной проблемы, выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Эти игры могут быть представлены в разных видах, будь то настольные печатные игры, словесные (поручения, загадки, беседы, предложения), или сюжетные.

При использовании дидактических игр я применяю различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников использую различные виды дидактических игр, например:

1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

2. Игры для сенсорного развития:

— на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

— на закрепление формы предмета: «Собери пирамидку? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

— на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. Опыт работы с детьми старшего и младшего дошкольного возраста показывает, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр математического содержания и универсального дидактического материала можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности.

На мой взгляд, дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В обучении дошкольников основам математики, дидактическим играм отводиться важное место. Этому направлению в педагогической деятельности уделяется не так много времени. Я считаю, что зря. Ведь через математику дети учатся логически мыслить, рассуждать, искать взаимосвязи, формируются количественные, пространственные и временные представления, а также развиваются мыслительные способности, внимание, память.

Актуальность этой проблемы вызвана целым рядом причин: высокими требованиями школьного обучения, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Но практика показывает, что далеко не все дети обладают математическим складом ума, не у всех есть природная тяга к точным наукам, не все дети проявляют интерес к математике.

Для того, чтобы помочь детям развивать математические способности, привить если не любовь, то значимость математики, необходимо создать определенные условия:

  • организовать предметно-развивающую среду в группе, в которой игротека имеет наиважнейшее значение (грамотно подобранные игры способствуют решению обучающих задач и развивают у детей интерес к интеллектуальному труду, инициативу и потребность в этом виде деятельности)
  • соблюдать такие педагогические принципы, как систематичность и последовательность, доступность и привлекательность, учет интеллектуального и психологического потенциала ребенка
  • быть компетентным в организации и проведении дидактических игр.

Дидактические игры могут быть самые разные: игры с цифрами и числами, игры — путешествия во времени, игры на ориентирование в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на развитие логического мышления. НО самое главное, чтобы они несли радость детям, чтобы они были интересны детям.

Приведу несколько примеров игры, которые были сделаны мной и родителями моих воспитанников. Именно эти игры больше всего понравились и использовались детьми в самостоятельной деятельности.

1. «Найди своих друзей»

Цель: развитие внимания, ориентирование в пространстве, знание геометрических фигур.

У каждого ребенка в руках геометрическая фигура (круг, треугольник, квадрат) определенного цвета (красный, желтый, синий, зеленый). По команде «Найди друга по цвету, по форме», ребенок должен посмотреть на свою фигуру и найти друга с такой же фигурой или цветом как у него.

2. «Собери пиццу»

Цель: закрепление знания цифр, счета, количество.

Играющие (до 6 человек) берут по форме в виде кусочка пиццы, выбирают рецепт пиццы, и в зависимости от рецепта выкладывают ингредиенты в указанном количестве. Так же эту игру можно использовать для изучения частей целого.

3. «Путешествие по сказкам»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, познакомить с понятиями «лево», «право», «вверх», «вниз». Развивать умение действовать по предложенной схеме, опираясь на ориентиры. Воспитывать любовь к сказкам.

На магнитной доске изображена карта сказочного королевства, с домами сказочных героев. Задача игроков, опираясь на схемы, попасть в гости к одному из героев, а к кому именно можно приди по той или иной схеме, станет известно в конце пути. В пути игрокам помогают зайчики на магните.

4. «Собери букет для мамы»

Цель: развивать, память, внимание, умение соблюдать очередность. Закрепить знание цвета.

На кругах изображены цветы (ромашка, астра, гладиолус) разного цвета (красный, желтый, синий). Раскладываются круги на столе рубашкой вверх. Один из игроков кидает кубик с цветными гранями, и выбирает круг, если цветок изображенный на круге по цвету одинаковый с цветом на грани кубика, игрок забирает этот круг себе, если нет кладет его на то место где он его взял. Выигрывает тот, кто больше цветов соберёт для мамы.

Значение этих игр заключается в том, что благодаря им, дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Игровая деятельность способствует тому, что дети, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Проведенная педагогическая диагностика подтверждает целесообразность и важность систематической и последовательной педагогической деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]