НОД по «Художественно – эстетическому развитию» Тема: «Роспись матрёшки»


НОД по «Художественно – эстетическому развитию» Тема: «Роспись матрёшки»

НОД по «Художественно – эстетическому развитию»

Тема: «Роспись матрёшки»

Цель:

знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки

Программные задачи:

1.Образовательные

• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;

• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;

• закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;

2.Развивающие

• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;

• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.

3.Воспитательные

• воспитывать умения работать в коллективе;

• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;

• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».

Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; рассматривание игрушек – матрешек и иллюстраций с изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение стихов, загадок о матрёшках.

Методические приемы:

— Словесный

— Игровой

— Наглядный

Демонстрационный материал:

презентация «Русская матрешка», мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии»

Раздаточный материал: шаблоны матрешек, краски, кисточки, ватные палочки, шерстяная нить, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(В начале занятия звучит народная мелодия).

Стук в дверь. Воспитатель вносить куклу в русском народном костюме. В речках у неё конверт.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая кукла, а в руках у неё конверт, она, наверное, принесла нам письмо. Давайте мы его прочитаем.

Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Пишут вам мастера русских народных игрушек. У нас очень много заказов и мы не справляемся. Хотим попросить вас помочь нам сделать русские народные игрушки»

2. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, а какие русские народные игрушки мы с вами можем сделать?

Ответы детей.

3. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: У меня есть заготовки матрёшек, но они не расписанные. Я вам предлагаю их расписать. Но сначала давайте вспомним какие бывают матрёшки и как их расписывают.

4. Повторение изученного материала

(слайд 2)

Есть куклы, у которых одно имя – Матрешки

(слайд 3)

Почему так любима эта кукла? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри еще кукла. Такая же матрешка, только поменьше, и тоже раскрывается.

(слайд 4)

Первая матрешка появилась почти сто лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из города Сергиева Посада сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник С.Малютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой прижимает к себе черного петуха.

(слайд 5)

Почему матрешка так называется?

В старой русской деревне имя распространёнными и любими женскими именами были Матрёна, Матреша. Это имя означает ” мать”. Поэтому и назвали куклу Матрёшкой.

(слайд 6)

Матрешки изготавливают, в основном, из липы, березы, ольхи, осины. Мастера вытичивают матрёшек начиная с самой маленькой.

(слайд7)

Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками – «одевают» куклу в пестрые сарафаны, цветные платки. А потом самое сложное – рисуют лицо: глаза, пунцовые губы, румянец наведут – и «ожила» матрешка. А еще для живости и блеска покрывают лаком.

(слайд 8)

Матрёшки расписывали в разных деревнях по разному.

Сергиево Пасадские – устойчивые, толстобокие. В разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках.

(слайд 9)

Матрешка родом из Семенова – в цветастых фартуках, желто-красных полушалках.

(слайд 10)

А в селе Полховском Майдане у матрешек по желтому фону «разбрасывают» малиновые ягоды да цветы, зеленые листья. И статью они стройнее.

(слайд 11)

Иногда матрешки бывают необычные – то большая крестьянская семья.

(слайд 12)

То знакомые всем герои сказок.

(слайд 13)

Но все же самой любимой осталась матрешка. Сегодня ее знают во всем мире, и дарят на память о нашей стране. Стала она русским сувениром.

5. Физминутка.

(Музыкальный хоровод)

6. Практическая часть

Воспитатель: я вам предлагаю расписать наших матрёшек в семёновском стиле. Расписывать начнём с платка. Каким цветом?

Ответы детей.

Воспитатель: По краю платка располагаем маленькие бутоны цветов. Рисовать мы их будем примакиванием ватной палочки. Фартук у матрёшки расписан розами, мы с вами умеем рисовать розы шерстяной нитью. Вспомните как мы мы их рисуем?

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь берём кисть и расписываем низ матрёшки. Пока мы расписывали низ подсохли розы и дополняем их зелёными листочками и аленькими цветочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

7. Подведение итогов.

(Организация выставки детских работ)

— Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы. Когда краска высохнет мы отправим матрёшек мастерам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема «Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой»- из цикла интегрированных занятий на тему: «Матрёшка».

Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой — матрёшкой. Интеграция образовательных областей: » Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».

Долгосрчный проект. Для воспитателей дошкольных учреждений.

Аппликация в средней группе детского сада, из раздела «Наша Родина».

Программное содержание:Образовательные задачи:Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешки.Учить детей различать разные техники росписи матрешек.Развивать творческую фантазию дет.

Приобщение к русской народной культуре нужно приобщать с самого раннего детства.

Источник

НОД по рисованию в подготовительной группе «Веселые матрешки»

Марина Шекель

НОД по рисованию в подготовительной группе «Веселые матрешки»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал, наиболее известные промыслы — семеновская, полхов-майданская, формировать умение рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления, развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции, воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Основные этапы изображения матрешки

Деревянные игрушки, которые вкладываются одна в другую, по русской традиции всегда были расписными. Сувенир имеет множество стилей. Название росписи связано с той местностью, где она была сделана. Например, Загорская, Кировская, Семеновская, Туринская и так далее.

По данной инструкции научиться рисовать деревянную игрушку можно как на бумаге, так и другой основе (яйце, камне и так далее):

Часть работыОписание выполнения
ГоловаИзобразить круг небольшого размера. Для получения ровных краев геометрической фигуры можно воспользоваться циркулем или круглым предметом различного диаметра — блюдца, крышки, чашки и другие.
ТуловищеНиже нарисовать второй круг, но размером больше. Оба круга должны соприкасаться друг с другом.
ФормаЧтобы получить традиционную форму деревянной игрушки, круги нужно соединить плавными линиями, а лишние детали убрать ластиком.
ЛицоНарисовать лицо внутри первого круга, которое также имеет форму круга. На лице нарисовать глаза, нос, рот, брови, а также круглые щеки. В верхней части лица изобразить волосы, прикрывающие лоб.
ПлатокВ нижней части круга-лица нарисовать узел платка. Отделить платок от туловища волнистыми линиями.
Оформление игрушкиВнизу фигуры нарисовать основу, на которой стоит игрушка. В центре туловища оделить верхнюю часть фигуры от нижней полукруглой линией. Ненужные линии стереть, а контуры сделать ярче.
ФартукНижнюю часть игрушки украсить красочными узорами, состоящими из цветов и декоративных линий.
РаскрашиваниеПридать лицу светло-бежевый оттенок, щеки сделать красным цветом, а волосы русым. Основу игрушки выполнить коричневым цветом, а узоры должны быть яркими.

Перед тем, как дети приступят к рисованию, можно показать им наглядный материал с изображением матрешки, а также разложить пособие на столах.

Затем пошагово выполнить карандашом следующие этапы:

  1. Первым делом нужно нарисовать круг, которая будет верхней частью матрешки.
  2. Нарисовать нижний овал и соединить с головой.
  3. В центральной части верхнего круга нарисовать круглое лицо и волосы.
  4. На лице нарисовать глаза, губы и брови.
  5. Под кругом, который изображает лицо, добавить бант и фартук.

Матрешка (рисунок для детей должен соответствовать описанию) может быть оживлена. Для этого нужно раскрасить ее сарафан и платок. Юные художники могут найти свои любимые насыщенные краски. Сарафан можно украсить цветочным орнаментом или яркими ягодами. Либо можно предложить детям раскрасить уже готовое черно-белое изображение матрешки.

Простой рисунок фломастерами

Матрешка (рисунок для детей не обязательно должен быть полностью закрашен фломастером) может быть нарисована штрихами-черточками разной длины, точками, загогулинами.

В результате получится более аккуратная картинка.

  1. Черным фломастером нарисовать круг как можно ровнее.
  2. Внизу, с внешней стороны круга, нарисовать узелок и бант.
  3. Внутри круга нарисовать волосы: 2 дуги, берущие начало из одной верхней точки и заканчивающиеся по разным сторонам круга.
  4. В центральной части головы нарисовать 2 глаза, а чуть ниже улыбку.

Нарисовать большую восьмерку следующим образом:

  1. Над головой в 1 см от нее прочертить полукруг.
  2. Прочертить вторую дугу в нижней части листа. Ее размер должен быть больше первой дуги.
  3. Соединить изогнутой внутрь линией левый край верхней дуги с левым краем нижней дуги.
  4. Соединить изогнутой внутрь линией правый край верхней дуги с правым краем нижней дуги.

Таким образом получится фигура игрушки.

Далее:

  1. Прочертить плавные линии, образующие край платка.
  2. Изобразить фартук, верхняя часть которого упирается в платок.
  3. По бокам матрешки (между фартуком и краем игрушки) изобразить руки. Линия рукава начинается в том месте, где заканчивается платок, и формируется из небольшого прямоугольника.
  4. В центре фартука нарисовать цветок.

Чтобы раскрасить эскиз, нужно взять фломастеры следующих оттенков: желтый, оранжевый, бежевый, светло- и темно-коричневый, зеленый и красный:

  1. Желтым фломастером раскрасить фартук.
  2. Оранжевым фломастером раскрасить нижнюю часть матрешки (платье).
  3. Для того чтобы раскрасить лицо, нужно подобрать оттенок телесного цвета.
  4. Светло-коричневым фломастером раскрасить волосы. Затем взять фломастер темно-коричневого цвета и провести несколько полос по волосам, чтобы сделать переливы.
  5. Раскрасить платок зеленым цветом.
  6. Раскрасить цветок на фартуке красным цветом.
  7. Поставить на платье красные точки.
  8. Нарисовать на фартуке оранжевым цветом узор в виде спирали, окаймляющим фартук по кругу.
  9. Раскрасить руки фломастером телесного цвета.

Простой рисунок

Чтобы нарисовать простой рисунок вместе с ребенком, нужно проделать несколько шагов:

  1. Нарисовать яйцо с тупым основанием.
  2. На основании нарисовать узкую подставку.
  3. В верхней части полученного овала нарисовать кружочек для лица и челку.
  4. Нарисовать лицо: глаза, нос, щеки, улыбку и волосы.
  5. По двум сторонам туловища нарисовать руки.

Чтобы одеть матрешку, нужно:

  1. Провести 2 плавных линии под кругом лица от центра в стороны. Получится платок.
  2. Нарисовать узелок и концы платка.
  3. В нижней части фигуры нарисовать подол сарафана.
  4. На фартуке нарисовать любой узор: цветок, ягоды, кружочки и так далее.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]