Учимся говорить: развитие словаря в дошкольном возрасте


Развитие словарного запаса дошкольника

Нормой в возрасте до полутора лет считается запас в полсотни слов, к пяти годам малыш должен оперировать двумя тысячами и более. На первых порах речь ребенка обогащается теми понятиями, которые он слышит от взрослых. Развитие словарного запаса дошкольника происходит за счет общения в семье, среди сверстников. Но отдавать формирование речи на откуп среде не стоит – лексикон развивается чтением, развивающими играми, постоянными открытиями, которые совершает малыш с помощью взрослого. Развивать запас можно с помощью игр, упражнений. Уже с первого года жизни ребенка нужно заниматься обогащением его речи, это спасет от возможных задержек и неудач в школьном обучении и в общении со сверстниками.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Активный и пассивный словарный запас

Выделяют активный и пассивный словарный запас. Первый – это тот набор слов, которым изо дня в день пользуется ребенок, употреблять который ему удобнее, привычнее всего. Его применяют в письменной и устной речи. Пассивный запас – это те слова и понятия, которые ребенок встречал в книгах и слышал, но употребляет крайне редко. К ним относятся, в том числе, историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствованные иностранные слова.

Пополнение этих запасов происходит в течение всей жизни человека, в каждом возрасте проявляются свои особенности формирования словарного запаса. До шести лет активный и пассивный запасы еще довольно размытое понятие – речь обогащается новыми словами, многие из новинок становятся привычными. С возрастом же пассивный запас становится значительно больше активного. Только умение пользоваться своими знаниями делает ребенка, а позже и взрослого, обладателем настоящего языкового богатства. Что помогает ребенку активизировать словарный запас:

  1. Наблюдательность
  2. Общение с ровесниками, со взрослыми
  3. Заимствования
  4. Чтение, анализ прочитанного

Зачастую ребенок знает много слов, но стесняется употреблять их, или не находит нужного момента, и слова лежат мертвым грузом. Чтобы этого не случилось, нужно переводить слова из пассивного лексикона в активный, объясняя их значения, придумывая ситуацию для их употребления, то есть, произношением дать им самостоятельную жизнь в речи малыша. Можно подобрать примеры из литературы.

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Пополнения словаря ребенка различными видами частей речи

В период от года до трех ребенок запоминает следующее:

  • как зовут близких;
  • как называются игрушки;
  • как обозначаются бытовые предметы (еда, посуда, гигиенические принадлежности и др.)
  • природные явления;
  • времена года;
  • легкие названия растений и животных

Лексикон ребенка в этом возрасте еще не пополнен словами, позволяющими внятно выразить оценку или эмоции.

К четырем-пяти годам речь малыша уже наполнена бОльшим объемом слов, он совершенно иначе оперирует понятиями, уже усвоенными. Что запоминает дошкольник в это время:

  • Обозначение чувств (печальный, счастливый, сердитый и пр.)
  • Качественные характеристики предметов (низкий, холодный, легкий и др.)
  • Как верно создать уменьшительно-ласкательную форму слова (сыночек, папочка)
  • Однокоренные слова: (грач-грачонок; кот-котенок-котейка)

К пяти-шестилетнему возрасту дошкольник уже, как правило, усвоил около трех тысяч и более слов, он знает следующее:

  • Обозначение времени – дни, недели, часы, минуты и пр.
  • Обозначение пространства – право, лево, вбок и пр.
  • Простые и сложные числительные
  • Название народов, стран, обозначение общественных явлений – труд, государство и пр.

Быстрее всего ребенок увеличивает запас глаголов и существительных, медленнее – прилагательных. Поскольку именно эта часть речи придает разговору образность и насыщает его, взрослые должны уделять внимание описательным и качественным характеристикам предметов и явлений.

Расширение словарного запаса с помощью игр и заданий

Как работает механизм обогащения лексикона ребенка? Малыш сначала слышит слово, затем понимает, что оно означает, запоминает и только потом начинает применять его на практике. На этой схеме построены почти все игры и задания для пополнения словарного запаса малыша.

«Проводник». Игра строится на доверии взрослого к ребенку. Спутник просит малыша побыть его сопровождающим. Он закрывает глаза и позволяет малышу рассказать обо всем увиденном на прогулке или дома. Ребенку при этом напоминают, что нужно максимально подробно и точно описать все, что он видит вокруг. Дополнительным условием может стать просьба не употреблять одни и те же слова.

«Игра в мяч». Такие упражнения развивают словарный запас и логику, обобщают знания в области лексических групп. Например, ведущий кидает мяч, при этом каждый поймавший должен назвать новое животное. Тот, кто не смог этого сделать – выбывает из игры. Такую же игру можно устроить с названиями фруктов, растений, овощей и пр.

Вариант этого же задания «кто где живет?». Ведущий бросает мяч, спрашивая: «Кто живет в океане?», «Кто живет на дереве?», «Кто живет в лесу?». Дети отвечают по очереди, придумывая все новых обитателей вышеназванных мест. Такое упражнение помогает расширению словарного запаса и развитию знаний об окружающей среде.

«Большой – маленький». В данном упражнении дошкольник формирует слова с уменьшительно-ласкательным значением. Ведущий произносит «мама», ребенок отвечает «мамочка»; ведущий бросает мяч, произнося «стол», ребенок бросает обратно, говоря «столик» и так далее. Это не самое простое задание, поэтому малышам дается время подумать над ответами.

Вариант игры с мячом «Съедобное-несъедобное». Ведущий называет то, что можно есть, дети – то, что нельзя, и наоборот.

«Посылка». Каждый игрок получает устную «посылку» (по секрету ведущий сообщает ему одному, что в ней лежит). Участники описывают свою посылку так, чтобы другие догадались, что в ней

«Аналогии». Дети учатся выводить «словарные формулы». На бумаге пишется: «кошка – животное, воробей-?» Задача ребенка – отнести слово к определенной тематической группе.

«Закончи предложение». Взрослый говорит фразу, но не заканчивает ее, а ребенок придумывает финал. Например: «Кот запрыгнул на стол, и….»; «Катя проснулась, подошла к окну и увидела…». Чем старше ребенок, тем разнообразнее будут истории. Из таких предложение можно сочинить вместе с малышом целую сказку.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

«Найди предмет». Взрослый загадывает букву, малыш находит предметы, которые с нее начинаются.

«Подбери слово». Взрослый называет прилагательное, а ребенок ищет к нему существительное. Например, твердым может быть стол и хлеб. Мягким – одеяло и кот. Затем правила меняются. Ведущий говорит существительное, участник подбирает прилагательное. Сахар – сладкий, рассыпчатый; снег – мокрый, холодный.

При выборе игр и заданий следует учитывать темперамент ребенка. Подвижным дошкольникам понравится игра в мяч, спокойным детям подойдет упражнение описательного характера, когда нужно анализировать явления, называть предметы и рассказывать об увиденном.

Эти и другие игры, которые можно придумать самостоятельно, не только пополнят речевой багаж малыша, но и повысят его самооценку, повеселят его. Большинство из таких заданий отнимают не более пятнадцати минут и могут быть проведены по дороге в сад, на прогулке, дома. Специалисты рекомендуют заканчивать игру прежде, чем сам ребенок попросит об этом. Тогда ему захочется продолжить ее и завтра, и через день.

Наблюдение с комментариями

С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

  1. Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
  2. Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
  3. Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
  4. Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
  5. С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]