Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко»
Игра как средство воспитания дошкольников
Игра, как считают педагоги, является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма. Из-за этого подрастающему поколению становится сложнее приспособиться к своей роли, а многие родители и особенно бабушки противятся новым практикам, когда игры мальчиков в куклы и «дочки-матери» не просто разрешаются, но и поощряются, а девочки мечтают о том, чтобы стать не домохозяйкой, а, скажем, премьер-министром.
Задачи проекта:
Дидактическая игра
« Ушки на макушке».
Цели:
- Развитие слухового внимания.
- Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
Ход игры:
Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.
Дидактическая игра
«Подарки для Саши и Маши».
Цель:
- формирование гендерных представлений у детей.
Задачи:
закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола;
развивать мышление, воображение;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материал:
две куклы — девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат «Подарки» (картинки с изображением различных предметов — игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности).
Ход игры:
В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.
Дидактическая игра
«Чем похожи наши мамы?»
«Чем похожи наши папы?»
Цели:
- Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.
- Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
- Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал:
семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры:
Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы)?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам)?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
Дидактическая игра
«Благородные поступки»
Цель
:
- Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.
- Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал:
мячик
Ход игры
:
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков:
называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.
Ход игры:
1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. 2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. 3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. 4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
Примечание.
Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.
Дидактическая игра
«Рассеянный художник»
Цель:
- закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах.
Материал:
набор картинок.
Ход игры:
На карточках изображены люди разных профессий, в руках у них инструменты. Необходимо исправить ошибки художника. Описание карточек: у врача – молоток, у плотника – градусник.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Предлагаем игры по гендерному воспитанию, которые научат детей быт внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола.
«Благородны поступки»
Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Называть девочку/мальчика только по имени; при встрече с первым здороваться.
«Исправь ошибку»
Формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек, детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор. Мальчик в автобусе сидит, девочка стоит. Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит. Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива. Девочка нюхает цветы, мальчик несет ведро с водой для полива.
«Найди правильно»
Формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека, детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.
«Кто что носит?»
Развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки, детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.
«Кто кем работает?»
Формировать знания о тендерной составляющей профессии, детям предлагается разложить большие карточки по принципу: мужские/женские профессии, нейтральные профессии; подобрать профессиональные инструменты. Игра сопровождается комментариями детей.
«Имена»
Педагог выкладывает перед ребенком вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки и предлагает игру: он будет называть имена, а ребенок будет решать, кому какое имя подойдет. Педагог следит за выбором ребенка, в неоднозначных случаях в беседе с ребенком выясняет, кому (мальчику или девочке) имя подходит больше; хотел бы он, чтобы у него было такое «двойное» имя, и т. д.
«Ушки на макушке»
Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
«Собираемся в гости»
Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости. Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д. Остальные дети наблюдают за своими друзьями. Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Кто из девочек согласится помочь им?
Следующая > |
Система работы по использованию дидактических игр
в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема полового воспитания подрастающего поколения, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, – одна из самых сложных и противоречивых, от её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. На сегодняшний день проблема воспитания ребенка с учетом половых различий по значимости и актуальности не имеет аналогов, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте. А у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе.
Полоролевое воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитание взаимоотношений с взрослыми и детьми, как своего пола, так и противоположного. Практические работники не всегда педагоги серьёзно задумываются над тем, как строить взаимоотношения мальчиков и девочек в группе, недостаточно учитывают их физические возможности, их интересы и потребности, испытывают затруднения в осуществлении дифференцированного воспитания с учётом пола. Можно сказать, что процессы половой дифференциации и идентификации воспитанников ДОУ идут самопроизвольно. Поэтому мы разработали систему дидактических игр, направленных на позитивную полоролевую социализацию детей дошкольного возраста.
Младшая группа
1. Д/и «Игрушки для мальчиков и девочек»
Цель: закреплять знания детей о круге интересов и различных видах деятельности детей в зависимости от пола.
Материал: карты с изображением девочек и мальчиков, карточки с изображением разных игрушек.
Ход игры: воспитатель раздает детям большие карты, карточки с изображением игрушек лежат на середине стола. Дети по очереди выбирают карточку с игрушкой и кладут в свою карту. После заполнения всей карты объясняют свой выбор.
2. Д/и «Сложи картинку»
Цель: закрепить представления о различиях между мальчиками и девочками, развивать внимание.
Материал: пирамида, состоящая из частей.
Ход игры: перед ребенком лежит разобранная пирамида. Детям предлагается собрать пирамиду, чтобы получилось изображение мальчика или девочки на всех гранях.
3. Д/и «Кто что носит»
Цель: формировать умение находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Материал: карточки с изображением мальчиков и девочек, у которых не хватает предметов одежды, картинки с изображением одежды.
Ход игры: воспитатель раздает карточки, выбирает ведущего, у которого находится одежда. Ведущий по очереди показывает предметы одежды, дети выбирают, подходит она для их картинки или нет. Победитель награждается аплодисментами.
Средняя группа
1. Д/и «Волшебный цветок»
Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
2. Д/и «Я знаю пять имен»
Цель: формировать умения называть имена девочек и мальчиков по предложенным картинкам. Соотносить имя к полу ребенка. Развивать внимание, наблюдательность.
Материал: картинки с изображением силуэтов мальчиков и девочек по 5 штук, фишки.
Ход игры: воспитатель раздает силуэты с изображением мальчиков, девочек. Можно раздать картинки с мальчиками – мальчикам, с девочками – девочкам и наоборот. А можно вразнобой. Дети называют имена. За каждое правильно названное имя дается одна фишка. Кто первый получает пять фишек, тот и выиграл.
3. Д/и «Наши прически»
Цель: Формировать у детей представления о прическах мальчиков и девочек.
Материал: изображения лица человека, образцы причесок для мальчиков и девочек.
Ход игры: можно играть индивидуально с ребенком, а можно с группой детей. Детям раздаются изображения лица человека. Воспитатель просит подобрать прическу для мальчика, для девочки.
Старшая группа
1. Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола, воспитывать гендерную принадлежность.
Материал: набор картинок с изображением возрастных изменений людей разного пола, кармашки.
Ход игры: воспитатель раскладывает карточки на столе. К столу приглашает сначала девочек и предлагает им выбрать и разложить в правильной последовательности карточки с изображением девочек, изменяющимся с возрастом. После выполнения задания воспитатель приглашает мальчиков к столу, чтобы проверить правильность выполнения задания. Затем то же задание выполняют мальчики, а правильность выполнения контролируют девочки.
2. Д/и «Девочки и мальчики»
Цель: формировать умение называть качества характерные для девочек, мальчиков. Развивать связную речь.
Материал: картинки с изображением мальчиков и девочек, фишки.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки и предлагает назвать хорошие качества, которыми обладают девочки и мальчики. Ребенок называет качества того, кто изображен у него на картинке. За правильный ответ дается фишка. У кого больше фишек тот и выиграл.
Подготовительная группа
1. Д/и «Сбор чемодана»
Цель: закрепить полоролевое поведение мальчиков и девочек.
Материл: карты-схемы мужского и женского поведения.
Ход игры: детям предлагается выбрать те черты характера, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого. Объяснить, что эта схема означает.
2. Д/и «Отгадай профессию»
Цель: закреплять знания детей о мужских и женских профессиях. Развивать умение разгадывать загадки.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий, карточки с загадками.
Ход игры: воспитатель читает загадку, а дети отгадывают название профессии. Отгадавший выбирает карточку с изображением и объясняет, кто может выбрать такую профессию.
Автор: Голова Елена Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида
г. Дзержинска Нижегородской области