Картотека дидактических игр для детей старшей группы

Дидактические игры (ДИ) являются одним из часто используемых методов образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Обучение в процессе идеально соответствует психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста. Именно этот период времени считается идеальным для развития памяти, речи, мышления, воображения, а также расширения кругозора. Благодаря дидактическим играм можно активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка. При этом организация и проведение заданий имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать, чтобы добиться максимальных результатов.

Значение дидактических игр в старшей группе детского сада

ДИ используются в целях обучения и воспитания детей. С их помощью решаются конкретные задачи обучения, а также воспитываются и развиваются определенные навыки.

ДИ в старшей группе

Дидактические игры для дошкольного возраста в ДОУ

Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ

Сделать процесс обучения интересным, простым и не вызывающим утомления — это основная цель таких занятий. Задачи дидактической игры для старшей группы ДОУ разнообразны. Они в первую очередь зависят от требований программы и образовательной области, а также от того, как дети воспринимают материал.

Если воспитанники быстро овладевают знаниями и успешно осваивают материал, то при повторе задачи расширяются.

Обратите внимание! В противном случае, если дети плохо осваивают материал, то игровой процесс проводится с теми же программными задачами, а их содержание изменяется.

Задачи ДИ неразрывно связаны с темой. Весь материал подразделяется на тематические блоки. Над одной темой работа проводится на протяжении от нескольких недель до одного месяца. Поэтому за один год с детьми проводится много обучающих занятий различной тематики и выполняется весь объем предусмотренных программой задач.

Задачи ДИ

Обратите внимание! В старших группах ДОУ полезны головоломки, шарады, ребусы и интеллектуальные задания, так как они стимулируют мыслительные процессы и учат детей мыслить креативно и нестандартно.

Воспитательная роль игры в старшем дошкольном возрасте

С раннего детства игра оказывает положительное влияние на детей. Что касается старшего дошкольного возраста, то в этот период времени такие занятия воспитывают в ребенке следующие качества:

  • Умение достойно принимать как победу, так и поражение.
  • Чувство коллективизма и товарищества.
  • Честность.
  • Взаимоуважение.
  • Порядочность.
  • Партнерские отношения.

В старшей группе детского сада проводятся различные игры, упор в первую очередь делается именно на обучающие, так как ребят готовят к школе.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.

Поезд для животных

Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.

Человек или природа

Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «, «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.

Назови растение

Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.

Облака

В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.

Основные подходы к классификации дидактических игр в старшей группе

Классифицируются ДИ по различным критериям. Они подразделяются по:

  • характеру педагогического процесса;
  • игровой методике;
  • игровой среде.

Обратите внимание! Несмотря на различные подходы в классификации, каждому педагогу нужно помнить, что игра — не просто детская деятельность. Она в первую очередь выражается в отношении и поведении взрослых и носит возвратно-перманентный характер.

Содержание и выбор материалов для игры

Использоваться ДИ могут как на соответствующих занятиях, так и вне образовательной деятельности. В зависимости от того, где игра применяется, определяется ее продолжительность.

Подготовка к проведению ДИ

Структура занятий:

  1. В первую очередь определяется дидактическая задача, которая подается в виде игрового задания и ставится воспитателем.
  2. Определяются игровые действия. Старшая группа детского сада может уже самостоятельно определять их круг.
  3. Устанавливаются правила. Чаще всего их устанавливает воспитатель, но если воспитанники придумали свои, то педагог их может принять.
  4. Определяется результат игры.

Все дидактические игры включают в себя основные этапы:

  • сообщается тема и содержание;
  • участники знакомятся с игровым материалом;
  • проводится ознакомление с правилами;
  • выполняются игровые действия;
  • подводятся итоги.

Обратите внимание! Если у ребенка что-то в игре не получилось, то после подведения итогов воспитатель может продолжить личное обсуждение и разбор ошибок в каждом конкретном случае.

В завершение воспитатель обязательно мотивирует воспитанников на достижение успехов в будущем.

Роль педагога в организации занятий

В процессе организации и проведения дидактических игр именно педагог должен руководить всем процессом. Он обязан обеспечить непосредственное и активное участие каждого ребенка.

Роль воспитателя в организации ДИ

Воспитатель должен продумать и организовать весь процесс так, чтобы гарантировать связь игры с обучением и другими видами деятельности воспитанников. Создать условия так, чтобы процесс превратился в самостоятельную деятельность детей.

Обратите внимание! Воспитателю нужно заинтересовать детей играми. Этого можно добиться только при наличии в достаточном количестве дидактического материала и игрушек. По завершению игры педагог обязательно должен дать не только беспристрастную, но и доброжелательную оценку.

Задачи дидактических игр и игрушек

Основные задачи использования развивающих игр и развивающих игрушек в обучении детей раннего возраста:

Лень читать?

специалистам и получите ответ за 15 минут!

Задайте вопрос

  1. Обогатите сенсорный опыт ребенка, обеспечив развитие восприятия.
  2. Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения выражать свои чувства и мысли.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Воспитывайте дисциплину, корректность, честность, порядок и волевые качества личности ребенка, соблюдая правила игры.
  5. Формирование нравственных понятий и представлений, усвоение общепринятых норм и правил.
  6. Воспитание эстетических чувств.

Дидактическая игра как метод обучения детей раннего возраста имеет свою специфическую структуру:

  1. Ориентация: ребенок знает тему игры, ее правила, общий ход и содержание.
  2. Подготовка к игре: распределение ролей, ознакомление с игровыми действиями, рассмотрение текущих процедурных задач.
  3. Прямая игра: дети играют самостоятельно, учитель только наблюдает за ходом игры и, при необходимости, помогает, исправляет или направляет.
  4. Обсуждение игры: Анализ игры проводится в форме обсуждения.

В развивающих играх помимо дидактического материала часто используются развивающие игрушки. В качестве обучающих игрушек используются различные конусы, башенки, пирамиды, сферы, мозаики и т.д.

Как проводятся дидактические игры в старшей группе

В старшей группе проведение дидактической игры приведет к ожидаемым результатам только в том случае, если будут учтены все требования ФГОС и образовательных программ. Руководствуясь всеми этими документами, воспитатель должен быть убежден, что процесс принесет полезность детям. При этом развивающее занятие должно не только стать формой усвоения определенных умений и знаний, но и способствовать общему развитию детей.

Развивающая и познавательная ценность игры

Когда речь идет о старших дошкольниках, во время обучающего процесса воспитатель должен не только давать детям готовую информацию, но и постепенно ее усложнять, пробуждая в них стремление узнавать новое и стимулировать их познавательную активность.

Ценности дидактической игры

Важно! Чтобы детям было интересно, в игре должна присутствовать загадка, тайна, которую ребятам в итоге придется разгадать.

Наглядные приемы

Если в обучающей игре воспитатель использует наглядные пособия, то ему обязательно надо обращать внимание на следующие нюансы:

  • Материал должен подбираться с учетом его реалистичности и научности. Когда речь идет о предметах, профессиях или явлениях, их изображение должно подаваться максимально реалистично.
  • Неуместно использовать в игре сказочных и персонажей мультфильмов.
  • Не рекомендуется излишне перегружать процесс занятий материалом. Надо ставить дошкольника в ситуации, когда ему приходится думать и принимать решения, не опираясь на наглядность.

Степень самостоятельности воспитанников

С каждым годом доля детской самостоятельности в дидактических играх стремительно растет. В самом начале воспитатель должен удостовериться, что воспитанники поняли правила, и только после этого предлагать им играть самостоятельно.

Если в процессе дети сами создают свои правила на основе имеющихся, то педагогу следует поощрять такую деятельность, так как в большинстве случаев такое проявление является достойным внимания и развития.

Соответствие игры возрасту детей

Дети старшей группы детского сада по сравнению с младшими более внимательные и усидчивые. Они уже способны размышлять, опираясь на свой опыт, рассуждать и обдумывать собственные действия. Поэтому содержание и тематики занятий для развития существенно расширяются.

Обратите внимание! Интересны старшим дошкольникам и соответствуют им по возрасту игровые процессы, в которых требуется прикладывать установленные усилия. Они формируют в детях целеустремленность и уверенность в себе.

Лэпбук «Игрушки». Дидактические игры для младшего дошкольного возраста

Юлия Сочилова

“Игрушки” Лэпбук. Развивающие игры для дошкольников

Lapbook. Игрушки. (для детей младшего возраста)

Этот ноутбук можно использовать для ознакомления с игрушками по теме «Игрушки», можно повторить тему «Игрушки». Lapbook инертен в работе с детьми в группах и индивидуально, а также применительно к урокам в вечернее время, вне уроков, родители могут закрепить свои знания по тематике игрушек вместе с детьми. Этот ноутбук включает в себя различные обучающие игры: 1 Обучающая игра «Одно-много». Цель: развить способность различать количество объектов, множество и один.

.2, дидактическая игра Одень куклу Цель: научить детей выбирать и называть подходящую одежду (для девочек. Для мальчиков развить эстетический вкус.

.3 дидактическая игра Четвертый лишний предмет Цель: закрепить у маленьких детей умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему предмет лишний.

.4 дидактическая игра Круг и цвет Цель: Развить у детей младшего возраста мелкую моторику, чувство цвета, усидчивость, аккуратность.

.

.5 развивающая игра Найди мою тень Цель: научить маленьких детей находить заданные силуэты предметов, животных, игрушек; развивать у детей зрительное восприятие, внимание, наблюдательность.

.

.6 дидактическая игра Одень матрешку Цель: научить маленьких детей запоминать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, научить группировать предметы по цвету, соотносить геометрические фигуры по форме путем наложения.

.7 обучающая игра Обрезанные картинки Цель: научить детей младшего возраста составлять целое, состоящее из двух частей, развить логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.

Что еще почитать: Экологическое воспитание дошкольников через игру

.8 развивающая игра Рассмотрим и раскрасьм Цель: развить у детей раннего возраста зрительное восприятие, умение угадывать и назвать игрушку, выбирать цвет карандаша для раскрашивания игрушки, умение правильно держать карандаш, развивать мелкую моторику, развивать точность и последовательность,

.

.

.9 дидактическая игра со шнуровкой Мои игрушки Цель: научить маленьких детей правильно называть игрушку по внешним характеристикам по стихам, прочитанным взрослым, чтобы составить рассказ об этой игрушке (зачем вам такая игрушка, как пьесы с ним тот, кто с ней играет, развивает и пополняет словарный запас, находит нужные части игрушки и соединяется веревкой, развивает мелкую моторику рук.

обучающая игра .ten Собери картинку Цель: Познакомить маленьких детей с разнообразием игрушек, сделать упражнения по созданию картинок из геометрических фигур (можно использовать конструктор)

развивать сенсорное восприятие мелкой моторики рук.

Виды дидактических игр в старшей группе детского сада

Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.

Виды дидактических игр

Их отличают по следующим критериям:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации детей;
  • роли преподавателя.

Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:

  • по сенсорному воспитанию;
  • по ознакомлению с природой и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений;
  • словесные;
  • музыкальные;
  • по подготовке к обучению грамоте;
  • изобразительные;
  • с дидактическими игрушками;
  • псевдосюжетные;
  • настольно-печатные.

По виду деятельности игровые процессы бывают такими:

  • путешествия;
  • поручения;
  • предложения;
  • загадки;
  • беседы или диалоги.

Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен. Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.

Картотека обучающих игр в старшей группе ДОУ с целями по ФГОС

Важно! Современные детские сады реализовывают свою деятельность в соответствии со стандартами ФГОС. При разработке тематического плана каждый воспитатель должен учитывать и реализовывать обучающую деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

Картотека ДИ

Примеры дидактических игр в старшей группе

Все дидактические игровые процессы специально разработаны педагогами для обучения детей. Основной целью является совмещение приятного с полезным. Ребенок, играя, обучается и развивает определенные навыки. Сейчас можно найти огромное количество дидактических игр для детей старшей группы детского сада в интернете. Их можно распечатать и предложить детям.

Самыми распространенными из них являются следующие:

  1. «Хорошо или плохо» — суть заключается в том, что воспроизводится несколько жизненных ситуаций, и ребенок должен высказать свое мнение и отношение. Развивает речь, внимание и память.
  2. «Времена года» — на 4 картинках изображены времена года. Также имеются разрезанные карточки с их приметами. Ребенок в процессе должен определить правильно приметы зимы, весны, лета и осени, а также разложить карточки по местам.
  3. «Учим месяцы года» — ребенок должен знать, в какой последовательности распределяются месяцы в году, и уметь определять, например, что после декабря идет январь, а после февраля — март.
  4. «Поиск предметов на картинке» — помогает развивать детскую память, играя.

Обратите внимание! Дидактическая игра для воспитателя является одним из наиболее результативных методов достижения образовательных целей.

Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации.

Дидактические игры для дошкольников 3 — 5 лет

Формирование пространственных ориентаций у детей 4 года жизни

Развивающие игры для детей 3-5 лет Автор: Комова Мария Викторовна, воспитатель средней школы № 1912, Москва, Зеленоград Описание материала: Материал будет интересен педагогам, работающим с младшими дошкольниками, а также родителям, воспитывающим детей 3-5 лет. Игры используются как в непосредственной учебной деятельности, так и в свободное время, на прогулке. Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: научить детей различать и называть части тела, лица, различать правую и левую руки, ориентироваться в направлениях снизу-вверх, сзади-вперед, влево-вправо, активировать в своей речи некоторые «пространственные» предлоги (под, вместо, с, о, рядом). 1. Игра «Что изменилось?» Цель: показать, что пространственные отношения между объектами можно заменить: объект, который был наверху, может быть внизу, и наоборот. В игре используется набор игрушек и лестница. На верхней ступеньке игрушки выстраиваются одна за другой. Сначала с детьми узнаем, кто с кем рядом, потом меняем положение игрушек. Дети отвечают на вопросы учителя: «Что изменилось?» Вопросы к детям: кто внизу, вверху, рядом? Кто справа от утенка. Кто слева от кролика?

Что еще почитать: Эстетика в детском саду

Детей попросили закрыть глаза

Что изменилось? «Зайчик спрыгнул с трапа» (Боря)

2. Игровое занятие «Где медведь искал мяч?» Место действия медведя ограничено. Учебный материал – мебель для кукол (стол, стулья, диван, кровать, шкаф, тумбочка), кукла в натуральную величину – мишка и мяч. Содержание программы: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных взаимоотношений между предметами. Активируйте в их речи некоторые “пространственные” предлоги (под, вместо, с, примерно, рядом) … Научить детей менять окончания имен при употреблении различных предлогов (на стуле, под стулом, возле стула и т д: Мишка приходит в гости к детям.

Воспитатель говорит детям, что медведь хочет поиграть с мячом, но мяч куда-то покатился. Поиск мяча начинается. Плюшевый мишка выглядывает под читать, под стол, под гардероб, под диван, под стул, ищет мяч для диван, для шкаф, он заглядывает внутрь v шкаф е v прикроватный столик; тогда на шкаф и наконец находит мяч v мусорное ведро. В поисках мяча учитель разговаривает с детьми. Задаёт вопросы: «Куда теперь идет медведь?», «Что он делает?». Исправляет неточности в детской речи, предлагает всем вместе рассказать, где медведь ищет мяч.

Затем детям предложили поиграть в прятки с плюшевым мишкой: «Теперь вы сами будете прятать игрушки в разных частях комнаты. И медведь будет смотреть. Подумайте, где бы вы хотели спрятать воющую игрушку ». Воспитатель предлагает каждому рассказать, где он хочет спрятать свою игрушку, а затем спрятать ее. Игрушки спрятаны, медведь начинает искать. Дети внимательно наблюдают за его действиями, с удовольствием отвечу на вопросы о том, где нашел игрушку. 3. Игра-занятие «Найди игрушку». В отсутствие детей педагог прячет игрушки в доступных для детей местах групповой комнаты и предлагает их найти. «Каждый найдет только одну игрушку. Убедитесь, что вы помните, где вы найдете свою игрушку, а затем расскажите об этом всем детям ». Дети с интересом начинают искать спрятанные игрушки. Когда игрушки найдены, воспитатель просит детей рассказать, где они были спрятаны. Другой версия игры. Один из детей закрывает глаза, другие прячут игрушку на столе, под столом, на шкафу. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Обнаружив ее, он объясняет, где была игрушка. 4. «Где твои руки?» Задача: спрятать руки за спину. Учитель сначала угадывает, где правая рука ребенка, а где левая, затем предлагает одному (или нескольким детям) показать руки и назвать их. 5. «Где игрушка?» Задача: спрятать игрушку в ладони. Задача воспитателя – угадать, в какой руке он в правой или в левой. Затем предложите детям поочередно показать руки: правую и левую, назовите их, скажите, в какой руке спрятана игрушка. 6. «Установите флажок». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что такое правая (левая) рука, и взять флаг; перенести флаг в другую руку, поднять руку, помахать флажком и переместить его обратно вправо. Или: синий флаг (лента) в правой руке, желтый флаг в левой. Задача: поменять флажки местами. После этого учитель спрашивает: «Какого цвета флаг? В какой руке?» Игра «Поймай флаг» проводилась с детьми в подгруппах

Что еще почитать: Игры в летнем лагере. Экологическая игра » Ромашка»

Мы приветствуем левой рукой, а теперь правой

7. «Переместите каштаны в другую руку». Несколько каштанов (5-6) нужно по одному переносить из одной руки в другую. В процессе выполнения упражнения ребенок оформляет свои руки, обозначает их. В то же время у детей закрепляются понятия «один» и «множество».

Разыгрывайте ситуации для поддержания интереса к занятиям и создания положительного эмоционального настроения Назначение: разграничение пространственного расположения частей тела (руки, ноги, глаза, уши). Материал: кукла “Медведь” в натуральную величину; красные, синие кружки в зависимости от количества детей в группе. Курс урока: Ребята, вы слышите, как кто-то стучится в нашу дверь? Посмотрим, кто там? Мишка приехал к нам в гости. Он хочет увидеть, как мы о тебе позаботимся. Дети сидят на ковре. Ребята, покажите, пожалуйста, правую руку, а теперь левую. Надя, покажи правую руку, Никита – левую… В правую руку возьми красный кружок, подними руку и покажи круг Мишке. Теперь возьмите синий кружок в левую руку. Покажи круг Мишке. Медведь хочет спросить Сережу, что он держит в правой руке. В какой руке Дима держит синий круг? А теперь поиграем. Мальчики держатся на небольшом расстоянии друг от друга. Опустите руки. Теперь поднимите правую руку вверх, а левую – вниз. Теперь вытяните руки вперед, правую руку поднимите вправо, левую – влево, руки опустите. Коснитесь правого колена правой рукой и коснитесь левого колена левой. Похлопайте себя по колену. Очень хороший! А теперь плывем на корабле и решили посмотреть в телескоп. Сначала трубку прикрепили к правому глазу, а затем к левому глазу. Буратино услышал шорох в туалете. Он прислушался, положив руку сначала на правое ухо, а затем на левое. А теперь станем аистами. Поднимите правую ногу и встаньте на левую. «Аист ходит по болоту, аист ищет бегемота». Поменяем ноги, теперь встанем на правую ногу и поднимем левую.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорная развивающая игра для детского сада Веселые игры для детского сада Игра «Семейная работа» Веселая игра для детей среднего возраста

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]