Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию для дошкольников


Дидактические игры по трудовому воспитанию своими руками

Анна Ильина
Дидактические игры по трудовому воспитанию своими руками

О развитии у детей сформированности комплекса качеств по трудовому воспитанию, мы с моей коллегой (Наследникова Г. Н.)

задумывались давно.

Погружаясь в игровую ситуацию, дети более осознанно и увлекательно получают комплекс качеств, которые необходимы в процессе того или иного труда.

Сейчас на рынке очень много дидактических игр по трудовому воспитанию, но мы с коллегой решили создать игры своими руками.

И как оказалось, мы были правы в своем выборе, дети более эмоционально восприняли эти игры, задавали массу вопросов (из чего сделано? Как это делали? Кто этим занимается?.)

.

Представляем вашему вниманию наши дидактические игры по трудовому воспитанию:

Спасибо за внимание! Будем рады вашей поддержке.

Дидактические игры по математике своими руками Здравствуйте уважаемые коллеги! В современном детском саду, с ее возможностями нет дефицита в оснащении развивающей среды разнообразными,. Дидактические игры с прищепками своими руками Дидактические игры с прищепками своими руками. Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в детском саду. Дидактические игры своими руками Дидактическая игра «Лото» Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В. Дидактические игры своими руками В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Дидактические игры своими руками Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

Дидактические игры своими руками Детишки с большим удовольствием играют в дидактические игры, изготовленные своими руками. Они вызывают у них больше интереса. Если при. Дидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками1. Волшебные кубики. Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или. Дидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками, часть 21. Дидактическая игра «Лыжник» Игра на различение направления движения мелодии – вверх или вниз. Дидактические игры своими руками. Лэпбук озрастная группа: старший дошкольный возраст Цели и задачи игры: 1. Учить детей самостоятельно находить информацию по изучаемой теме,.

Источник

Использование игровой деятельности в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста

Науч. рук. — канд. пед.наук,доц. Миннуллина Розалия Фаизовна.

В воспитании дошкольников особую роль играет дошкольное учреждение. К числу немаловажных направлений образовательного процесса ДОУ является трудовое воспитание. О важности трудового воспитания дошкольников говорят многие педагоги (Р.С. Буре [1], М.А. Васильева [2], Г.Н. Година [5], В.Г. Нечаева [3] и другие). Трудовое воспитание выступает одним из ключевых компонентов образовательного процесса в ДОУ. Исследования по проблеме трудового воспитания охватывают большой диапазон авторов, посвятивших своих научные работы именно трудовому воспитанию. Прежде всего, необходимо отметить А.С. Макаренко [11], В.А. Сухомлинского [12], Н.К. Крупскую [7]. А также современные исследователи: Р.С. Буре [1], М.В. Крулехт [6], Л.В. Куцакова [8], В.И. Логинова [9], В.Г. Нечаева [3].

А.С. Макаренко говорил о труде, как о «могучем воспитателе». Педагог рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива, а основной задачей трудового воспитания он считал формирование творческого отношения к труду [11]. В.А. Сухомлинский также придавал труду особое значение и, по его мнению, детство это не сплошной праздник и если в буднях ребенка нет посильного для него трудового напряжения, то и радость труда остается недоступной [12]. Н.К. Крупская отмечала важность труда в воспитании подрастающего поколения, они отмечала, что в трудовой деятельности дети знакомятся с орудиями труда, учатся помогать взрослым, проявляют активность [7]. К.Д. Ушинский в основе задач трудового воспитания выделял развитие привычки трудиться и привитие детям уважения и любви к труду [13].

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами трудового воспитания выступают: расширение представлений детей о труде взрослых, воспитание эмоционально-ценностного, положительного и уважительного отношения к труду, развитие трудовых навыков и трудолюбия [14].

Трудовое воспитание положительно сказывается на воспитании личности ребенка. Большая часть современных исследователей (Р.С. Буре, И.В. Житко, А.И. Кочетов, Е.И. Образцова, Д.В. Сергеева) [2] отмечают, что труд способствует развитию нравственно-волевых качеств, привычки трудиться, которая в будущем перерастет в черту характера. В работах Т.А. Марковой [10], В.Г. Нечаевой [3] говорится о развитии таких качеств, как трудолюбие, бережливость, заботливость, уважительное отношение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда.

Ребенок в процессе всего дошкольного возраста вступает в различные виды трудовой деятельности, выполняет трудовые поручения взрослых, оказывает им посильную помощь.

Трудовая деятельность дошкольников, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует наличие интеллектуальных качеств, например способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли – устойчивого влечения к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям [11].

Трудовая деятельность дошкольников выступает в виде самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе, ручного труда.

Самообслуживание – вид детского труда, направленный заботу о себе и включает в себя умения одеваться, раздеваться, принимать пищу; культурно-гигиенические навыки; умение приготовиться ко сну.

Хозяйственно-бытовой труд – вид детского труд, направленный на сохранение порядка в помещении (уборка игрушек, мусора), на приобщение к уличному труду (уборка мусора, веток, очистка дорожек от снега, грязи), формирование умение трудиться в столовой (накрывать столы, убирать за собой посуду, мытье посуды) и поддерживать свое рабочее место в порядке (наводить порядок и убирать свое рабочее место после занятия).

Труд в природе – это вид детского труда, который предполагает труд в уголке природы, в саду, в огороде, уход за растениями и животными.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Детский труд отличается от труда взрослых тем, что ребенок в своем труде не создает общественно значимых материальных ценностей. Труд детей носит воспитывающий характер и удовлетворяет его потребности, сближает с взрослым, помогает ребенку познать свои собственные возможности [10].

Своеобразие труда детей сводится к тому, что он связан с игрой. А.С. Макаренко обращал внимание на тесную связь игры и труда, по его мнению, игра должна плавно переходить в труд [11]. Мнение П.П. Блонского также схоже с мнением выдающихся русских педагогов. Он выделил основную черту детского труда, которая сводится к тому, что между игрой и трудом трудно провести черту, и между ними нет большой разницы, «так как высшая форма труда – творческий труд подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя, ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду» [1].

Поэтому организация трудового воспитания в ДОУ должна проходить именно в игровой деятельности. Например, дидактические игры по трудовому воспитанию углубляют и расширяют знания дошкольников о труде взрослых, о конкретном трудовом процессе той или иной профессии. В сюжетно-ролевых играх дети учатся трудовым умениям и навыкам, осуществляют ту или иную роль, связанную с трудовой деятельность, включаются в воображаемые ситуации, также связанные с трудом или конкретным трудовым процессом какой-либо процессии [4].

На основе теоретического анализа литературы было проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление эффективности организации трудового воспитания в игровой деятельности.

Были продиагностированы трудовые умения и навыки дошкольников средней группы. Для этого было проедено наблюдение за трудовой деятельностью дошкольников в хозяйственно-бытовой труде и труде в природе. Диагностика показала, что у многих дошкольников выявлен средний уровень сформированности трудовых умений в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе. Дети трудятся не достаточно слажено, не всегда помогают друг другу, не всегда прилагают усилия для достижения общего результата, не всегда доброжелательные во взаимоотношениях друг с другом. Дети трудовые операции выполняют не всегда самостоятельно и некачественно.

Содержание экспериментальной работы по трудовому воспитанию дошкольников в процессе игровой деятельности включало в себя организацию развивающее-трудовой среды в группе детского сада и организацию трудовой деятельности детей в уголке природы. Был организован труд в природе и хозяйственно-бытовой труд. Детям давались различные поручения: убраться в уголке природы; полить цветы, разрыхлить землю, протереть пыль с листьев цветов; покормить питомцев и убрать в их клетках и аквариуме; дежурство по столовой и в игровом уголке.

Для обогащения представлений детей о труде, для формирования их трудовых навыков и умений был проведен комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игр. Были проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Большая стирка», «Зоопарк», «Детский сад». В этих играх создавались проблемные ситуации с элементами труда: стирка и глажка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения, мытье посуды, забота и кормление животных, уборка в клетках животных, помощь младшему воспитателя по организации обеда в группе детского сада.

Кроме сюжетно-ролевых игр были проведены дидактические игры, основная цель которых обогатить знания детей о труде, о профессиях, о трудовом процессе, трудовых действиях.

Таким образом, в конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития трудовых навыков и умений в природе и хозяйственно-бытовом труде, умений трудиться в коллективе. У детей улучшилась показатели в умении распределить правильно обязанности между собой, организовать рабочее место, оценивать объективно результаты коллективного труда, выстраивать слаженные и доброжелательные взаимоотношения в процессе коллективного труда в природе. Улучшились показатели в умении принять цель труда, выделить объект труда, предвидеть результат труда, спланировать процесс труда, выбрать инструменты труда.

Тем самым мы можем сказать, что цель исследования достигнута и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность осуществления трудового воспитания дошкольников в игровой деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Академия, 2021. – 821 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.18.
  3. Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Проспект, 2010. – 208 с.
  4. Габдрахманова, М.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых /М.Р. Габрахманова, Ф.В. Хазратова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 61–65.
  5. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година. – М.: Академия, 2021. – 694 с.
  6. Крулехт, М.В. Образовательная область «Труд» / М. В. Крулехт, А.А. Крулехт. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 176 с.
  7. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Т.1. / Н.К. Крупская. – М., 1957. – 314 с.
  8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду /Л.В. Куцканова. – М.: Мозаика Синтез, 2021. – 276 с.
  9. Логинова, В.И. Формирование представления о труде взрослых / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 56–63.
  10. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников /Т.А. Маркова. – М.: Сфера, 2011. – 112 с.
  11. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание /А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2007. – 255 с.
  12. Сухомлинский, В.А. О воспитании / сост. Д.И. Латышина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
  13. Ушинский, К. Педагогические сочинения: учеб. пособие для студентов пед. вузов/ К. Ушинский. – М.: Педагогика, 2008. – 490 с.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 26 с.

Дидактические игры по ручному труду

Марина Ревина

Дидактические игры по ручному труду

Дидактическая игра «Ателье».

Программное содержание: продолжать знакомить детей со свойствами материалов, из которых изготавливаются вещи; помочь вспомнить и самостоятельно определить некоторые свойства ткани; активизировать соответствующий словарь; учить подбирать ткань для одежды разных видов.

Материал: плотные бумажные конверты с прорезями на передней стенке. Прорези воспроизводят контуры различных швейных изделий. Лоскуты ткани разной фактуры и расцветки (шелк, ситец, сатин, штапель, кримплен, шерсть, драп, кружевница).

Дидактическое упражнение «Клубочки».

Программное содержание: учить равномерно сматывать нитки в клубок; развивать мелкую моторику; закреплять знания детей о том, из чего и как делают шерстяные нитки; воспитывать аккуратность, терпеливость.

Материал: шерстяные нитки.

Дидактическое упражнение «Собери бусы».

Программное содержание: познакомить детей со свойствами материалов, из которых изготовлены бусинки; развивать воображение; закреплять знания детей о названии цветов и оттенков; учить собирать бусы одного цвета и размера (или чередуя цвет и размер бусинок); воспитывать аккуратность.

Материал: леска, различные бусинки, отличающиеся по цвету, форме, величене.

Дидактическое упражнение «Одень кукол на прогулку».

Программное содержание: упражнять в употреблении названий цветов и цветовых оттенков, по средствам развития способностей сочетать цвета, работать с формой; развивать воображение, вкус; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.

Дидактическое упражнение «Путешествие по лабиринту».

Программное содержание: учиться проводить маленький шарик или бусинку по лабиринту из ткани; развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость.

Материал: два отрезка ткани одинакового размера. Обе части ткани сшиваются по краю, и прошивается лабиринт, на котором оставляются отверстия для входа и выхода шарика.

Дидактическое упражнение «Воздушные шарики».

Программное содержание: закрепить у детей умение завязывать узелки; развивать образное мышление; учить подразделять нитки на швейные, вышивальные, вязальные, штопальные; учиться связывать шнуры в шахматном порядке; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.

Материал: деревянная планка с закрепленными на ней шнурами.

Дидактическое упражнение «Разноцветный коврик».

Программное содержание: учиться вплетать в основу полоски цветной клеенки в определенном порядке; развивать мелкую моторику кисти; ознакомить детей с работой на ткацком станке; воспитывать интерес к работе руками.

Материал: основа прямоугольной формы с прорезями, выполненными параллельно по отношению друг к другу через равное расстояние, а также одинаковые полоски, вырезанные из цветной клеенки, контрастного цвета по отношению к основе.

Предварительный просмотр:

Игра «Кому это нужно?»

Игра «Кому без них не обойтись?»

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Игра «Кому это нужно?»

Игра «Выбираем работу»

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений. Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий. • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение. • Мытье горшка. • Укладывание камушков на дно горшка. • Насыпание в горшок песка (высота 1 см). • Насыпание в горшок поверх песка немного земли. • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения. • Срезание загнивших корней. • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей. • Уплотнение земли. • Установка горшка с растением на поддон. • Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Игра «Угадай профессию».

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. Ход игры: Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Подборка дидактических игр по развитию знаний и навыков трудовой деятельности

Подборка дидактических игр

по развитию знаний и навыков трудовой деятельности

Д/игра «Генеральная уборка»

Цель:

приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать бытовые трудовые навыки.

Оборудование:

детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг, кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно, одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.

Д/игра «Что нужно маме?»

Цель:

закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.

Оборудование:

мяч.

Ход игры:

Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая соответствующее действие.

Д/игра «Путаница»

Цель:

закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по наведению порядка в доме, уходу за растениями, прививать интерес к трудовой деятельности.

Оборудование:

предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и т.д.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой. Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем ли месте оказались предметы или нет.

Д/игра «Конкурс»

Цель:

приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые навыки в повседневной жизни.

Оборудование:

музыка.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их выполнения.

Д/игра «Доскажи словечко»

Цель:

учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово, закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.

Оборудование:

фоновая мелодичная музыка.

Ход игры:

Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны … (дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы, шланг нужны … (садовнику). И т.д.

Д/игра «Наведи порядок»

Цель:

приучать детей к чистоте и порядку вокруг себя, закреплять умение использовать бытовые трудовые навыки.

Оборудование:

игрушки и предметы групповой комнаты.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов и игрушек в групповой комнате. Как вы считаете, все предметы и игрушки находятся на своем месте? Конечно же, нет. А вы помните, где должны находиться машинки? А посуда? А мячи? Давайте все вместе наведем порядок в группе и посмотрим, как хорошо вы знаете месторасположение предметов и игрушек в нашей группе. Дети расставляют предметы и игрушки в группе на свои места. После наведения порядка воспитатель вместе с детьми проверяет правильность расположения всех предметов и игрушек в группе.

Д/игра «Чему нас научили взрослые?»

Цель:

активизировать глаголы, учить соотносить слово с действием, закреплять знания о способе выполнения того или иного вида деятельности.

Оборудование:

фоновая мелодичная музыка.

Ход игры:

Воспитатель, проговаривая слова «Взрослые научили нас …» показывает движения, дети повторяю слова за воспитателем, повторяют действие, называют его: мыть посуду, стирать одежду, копать землю, подметать пол, протирать мебель, поливать цветы и т.д.

Д/игра «Покажи, как это делать»

Цель:

закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование:

два стола, инвентарь для манипуляций в разных видах деятельности.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Воспитатель, предлагает детям сыграть в д/игру
«
Покажи, как это делать». Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно стирать платочки», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно развешивать на веревку одежду, «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и т.д. и т.д.

Д/игра «Прояви заботу»

Цель:

закреплять навыки ухода за комнатными растениями и животными уголка природы, воспитывать любовь к природе и живым существам.

Оборудование:

инвентарь по уходу за растениями и животными уголка природы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, вы все красивые, опрятные, в чистой одежде, обуви, заплетенные, расчесанные. Вам нравиться, как вы выглядите? А кто помогает вам быть такими опрятными и чистыми? Кто вам стирает одежду, расчесывает, моет? Правильно, мамы, бабушки. А как вы думаете, если бы мамы, бабушки не заботились о вас, не стирали бы вам одежду, не заплетали и т.д., то вы бы были такими же опрятными как сейчас? Конечно же, нет. Вот теперь посмотрите на растение. Показывает запыленное растение с сухой землей и подвядшими листьями. Вам нравиться, как оно выглядит? Нет, не нравиться. А теперь посмотрите на это растение. Показывает другое растение с чистыми листьями, без сухих листьев с влажной землей. А это растение вам нравиться? Мне тоже оно нравиться больше чем предыдущее растение. Как вы думаете, почему это растение красивое, листья его блестят, а это тусклое, пыльное, с сухими листьями? Правильно, об одном растении заботятся, ухаживают за ним, как о вас заботятся ваши мамы, а о другом не заботятся, поэтому они и по-разному и выглядят. Ребята, а растение может само о себе позаботиться, протереть себе листья, полить себя, подрыхлить землю? Нет, не может, у них нет рук. Ребята, у вас есть руки, и вы многое умеете делать сами, но вам все равно нужна помощь взрослых. А у растений нет рук, и они не могут позаботиться о себе сами. Поэтому предлагаю вам позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.

Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за животными уголка природы.

Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»

Цель:

закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии, развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.

Ход игры:

Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.

Д/игра «Юные экологи»

Цель:

закреплять представления о необходимости соблюдения чистоты вокруг нас (дом, улица), закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.

Оборудование:

выносной материал: лопатки, грабли, метелки, пакетики для мусора, лейки, маленькие лопатки, перчатки для сбора мусора, веточек, камешков.

Ход игры:

В процессе прогулки по участку воспитатель обращает внимание детей на мусор, сухие сломанные веточки, большие камешки, сухую землю в клумбах и т.д. Ребята, посмотрите, сколько вокруг много мусора на земле лежит. Как вы считаете, это правильно? Почему? Правильно, вокруг нас должна быть чистота, как дома, так и на улице. Когда вокруг чисто и прибрано, тогда и мир становиться красивее, не правда ли? Предлагаю вам навести порядок на нашем участке и сделать его красивым и чистым. Дети приступают к уборке территории, уходу за цветами в клумбах. Воспитатель контролирует и корректирует деятельность детей на протяжении всего трудового процесса, обращая внимание на правильность и соответствие выполнения действии тому или иному случаю. Например: мусор, камешки собирают в мешки; веточки, сухие листики собирают граблями в кучки; в клумбах рыхлят землю и поливают цветы и деревья, растущие на участке.

Д/игра «Назови как можно больше предметов»

Цель:

упражнять детей в чётком произношении слов, закреплять знания о разных профессиях и их предметах труда.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать как можно больше предметов необходимых для работы …. (дворника, садовника, строителя, помощника воспитателя, швеи и т.д.). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что нужно для копания земля?», «Что нужно для того, чтобы постирать одежду» и т.д.

Д/игра «Для чего нужны предметы»

Цель:

активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов труда.

Оборудование:

мяч.

Ход игры:

Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос «Для чего нужен веник?» (Подметать мусор), «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы), «Для чего нужен пылесос?» (убирать пыль и мусор) и т.д. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя.

Д/игра
«Для чего это нужно делать?»
Цель:

развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения на основе имеющихся знаний, закреплять знания о пользе, которую приносит выполнение разных видов деятельности, воспитывать интерес к трудовой деятельности.

Ход игры:

Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны подумав ответить на мой вопрос. Желающие ответить поднимают руку».

Примерные вопросы воспитателя:

— Для чего необходимо мыть посуду? (игрушки, стирать, гладить и аккуратно складывать одежду, сервировать стол)

— Для чего необходимо поливать цветы? (рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, обрезать сухие листья и цветки, пересаживать большие растения)

— Для чего необходимо наводить порядок в доме? (пылесосить, протирать пыль, мыть полы, заправлять кровати, раскладывать игрушки, предметы и вещи на свои места (полочки, шкафы))

— Для чего необходимо умываться? (мыть руки, головы, ноги и т.д.)

— Для чего необходимо самому уметь одеваться? (раздеваться, обуваться, складывать одежду аккуратно, ставить обувь на обувную полочку)

И т.д.

Д/игра «Что сначала, что потом?»

Цель:

закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.

Сначала берем лопату, а потом…. (копаем землю)

Сначала убираем моем посуду, а потом…. (расставляем посуду в шкаф)

Сначала стираем одежду, а потом… (гладим одежду)

Сначала рыхлим землю у цветка, а потом…. (поливаем цветы)

Сначала вытираем стол, а потом…. (расставляем посуду)

Сначала сложим одежду, а потом…. (уберем ее на полочку)

Сначала играем с игрушками, а потом…. (убираем игрушки на места)

Сначала берем дощечку для лепки и пластилин, а потом…. (лепим из пластилина)

И т.д.

Д/игра
«Последовательность»
Цель:

учить определять правильную последовательность выполнения разных видов трудовой деятельности по предложенным сюжетным картинкам, закреплять осознание последовательности и однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; развивать логическое мышление.

Оборудование:

картинки с изображением последовательных этапов, какого-либо вида трудовой деятельности.

Ход игры:

Воспитатель размещает на доске ряд сюжетных картин. Затем обращает внимание детей на то, что картинки расположены в хаотичном порядке. После чего предлагает детям разложить картинки в правильной последовательности в соответствии с временными отрезками данного сюжета так, чтобы они отразили правильную последовательность выполнения разных видов трудовой деятельности. Дети раскладывают картинки, в правильной временной последовательности объясняя свое решение. Если ребенок допустил ошибку, то воспитатель вместе с детьми анализирует последовательность картинок, исправляя ошибку, и объясняя свое решение.

Д/игра
«Так бывает или нет?»
Цель:

развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях, закреплять знания о последовательности выполнения трудовой деятельности и средств необходимых для нее.

Ход игры:

Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы воспитателя:

«Однажды днем, когда на небе уже светила луна, мама решила помыть посуду и взяла пылесос. Включив холодную воду, мама стала мыть посуду. Помыв посуду, мама сразу поставила мокрую посуду на стол, положила в нее котлеты, налила в нее суп и чай».

«Наступило лето. Садовник пошел убирать снег с цветочных клумб. Садовнику было так холодно, что он стал убирать снег в одной футболке и штанах. Убрав снег, садовник пошел подвязывать цветы. Подвязав цветы, он достал садовые ножницы и обрезал их. У садовника получилась красивая цветочная клумба».

«Дворник обрадовался наступлению зимы. «Теперь не надо убирать снег, можно просто подмести опавшие листья и пыль на дорожке», — сказал Дворник. Собрав мусор в кучки, дворник оставил их на дороги до наступления весны».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 летИгра «Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами э.

Дидактические игрыпо трудовому воспитанию для детей средней группы.

Ручной труд.Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у ра.

Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 5–7 лет

Татьяна Певнева

Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 5–7 лет

КАРТОТЕКА

по трудовому воспитанию

для детей 5-7 лет

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью?Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

«Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Воспитатель: Орлова А.А. Кубинка, 2019

«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье»

К.Д. Ушинский.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений.

Актуальность:

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Цель трудового воспитания –заложить основы положительного и ценностного отношения к труду как первостепенной человеческой ценности.

Задачи трудового воспитания:

  1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, результатам их труда, стремление оказывать посильную помощь;
  2. Формирование у детей трудовых навыков и личностных качеств (доводить начатое до конца, добросовестности, ответственности);
  3. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда;
  4. Обучение организации и культуре труда.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:

  1. сюжетно – ролевая игра – игра, в которой дети обыгрывают воображаемую ситуацию. Ситуация складывается из сюжета и ролей;
  2. театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
  3. дидактическая игра – это игра обучающая.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.

Значение дидактических игр чрезвычайно велико: в процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка. Дидактические игры являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны ребенка: волю, сознание, чувства, отношения. Выполняют обучающую функцию. Являются средство первоначального обучения дошкольников. В них дети отражают окружающую жизнь и познают доступный для их понимания факты и явления.

Применительно к трудовому воспитанию, дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей (они способствуют усвоению, расширению, закреплению у детей знаний о труде, предметах труда, материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий, о многообразии профессий взрослых), но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние: происходит развитие высших психических процессов, формируется уважительное отношение к людям труда, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду, стремление реализовать себя в той или иной сфере деятельности.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на четыре основных вида:

  1. Игры с предметами
  2. Настольно – печатные игры
  3. Словесные игры
  4. Компьютерные игры.

Рассмотрим эти виды игр через призму трудового воспитания. Итак,

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как: «Детский сад» (деревянный строитель, посуда, постельное белье и т.д. – дети выбирают из множества разнообразных предметов); «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например, зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

  1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре — это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
  2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
  3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти. Картинки подбираются в соответствии с той или иной профессией.
  4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
  5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра «Отгадай, кто это?» Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Пример: игра «Крокодил» (С помощью жестов, мимики показать пословицу).

  1. Труд человека кормит, а лень портит.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Без труда не выловишь т рыбку из пруда.
  4. Кто не работает, тот не ест.

Игра «Закончи пословицу, поговорку».

  1. Меньше слов, да больше дела.
  2. Глаза страшатся, а руки делают.
  3. Кончил дело – гуляй смело.

Компьютерные игры – это игры, применяемые на интерактивной доске или персональном компьютере.

Компьютерные дидактические игры применяют с целью повышения качества образования.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут.

Интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов. Согласно СанПиН мы можем применять ИД каждый день только на 1 занятии и не более 2 — 10 мин в зависимости от возраста детей.

После компьютерных игр необходимо проводить гимнастику для глаз.

При организации дидактической игры необходимо соблюдать ряд правил:

— Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

-Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

-Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

-Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.

-Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач.

-Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

-Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

-Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

-Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

-Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры.

Таким образом, грамотно организованная дидактическая игра является важнейшим средством трудового воспитания дошкольников.

Следующая >

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим.Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

«Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Дидактическая игра «Что нужно пожарному»

Игра, предназначенная для дошкольников средней группы, расширяет представления о работе пожарного. Для занятия требуется изображение пожарника, а также картинки, изображающие атрибуты и инструменты, без которых не обходится этот работник: каска, пожарный автомобиль, огнетушитель, ящик с песком и прочее. Также нужно сделать несколько картинок с предметами, не относящимися к пожарному делу.

Игрок рассматривает картинки предметов, выбирает те, которыми пользуется пожарник. Он должен развернуто объяснить назначение каждого инструмента.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок.Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности)

передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

«Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда)

.

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

«Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

«Угадайте, что я делаю?» Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание. Ход игры Воспитательсдетьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят: Что ты делаешь – мы знаем, Поглядим и угадаем. Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками. Например: Чистит пылесосом пол Забивает гвоздь Пилит Едет на машине Стирает Несет ведро с водой Протирает зеркало Трет на терке и т.д. «Назови профессию» Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком. Ход игры Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Например: Трактор – тракторист Машина «Такси» – шофер (таксист) Экскаватор – экскаваторщик Комбайн – комбайнер Подъемный кран – крановщик Поезд – машинист Корабль – капитан Самолет – летчик (пилот) Космический корабль – космонавт Пожарная машина – пожарный Бульдозер – бульдозерист и т.д. «Угадай профессию» Цель: расширять у детей представление о профессиях. Ход игры Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Например: Сад – садовод Цветы – цветовод Пчела – пчеловод Гаечный ключ – слесарь Ведро и швабра – уборщица Билет – кондуктор Касса – кассир Рубанок – столяр Краска и кисть – маляр Мастерок – штукатур Кульман – инженер Компьютер – программист Шприц – медсестра Огнетушитель – пожарный «Кто где работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д. «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п. «Кто это делает?» Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий. Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер. Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка. Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец. Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п. «Кто что делает?» Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий. Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает… Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит… Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д. «Исправь ошибку» Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий. Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д. «Для человека какой профессии это нужно?» Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… — продавцу. Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… — дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… — прачке. Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… — парикмахеру и т.д. «Кому что нужно для работы?» Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий. Учителю — указка, учебник, мел, доска… Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь… Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты… Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски… и т.д. «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)» Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д. «Кто больше назовет действий?» (с мячом) Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий. Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии. «Продолжи предложение» Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…), Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…). Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д. «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии) Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада. Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает? «Нарисуем портрет» (речевой) Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада. Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы. «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий. Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… Если бы не было водителей, то … и т.д. Игра «Накроем стол для кукол». Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола. Игра «Угадай, что я делаю?» Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание. Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят: Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем. Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо)

:

— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.)

Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша?
(Кукла хочет варить кашу.)
Как называется каша?
(Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы.Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Картотека игр по трудовому воспитанию старших дошкольниковкартотека (старшая группа)

Картотека игр по трудовому воспитанию(Старшая группа)

Игра «Кому это нужно?» Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.Ход игры:Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.Ход игры:Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо): — Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы. — Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.) В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов. Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.Ход игры:Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.Ход игры:Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать И работу выбирать. В космонавты мы пойдем И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.) В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу. В комбайнеры мы пойдем И комбайны поведем. Мы в пожарные пойдем И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.Ход игры:Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие. — Зачем нужно растение? (Лейка.) — Почему нужно кормить? (Птичка.) — Что нужно мыть? (Тарелка.) — Что нужно чистить? (Ковер.) — Что нужно стирать? (Платье.) — Что нужно гладить? (Рубашка.) — Что нужно печь? (Пирожки.) — Что нужно менять? (Постельное белье.) — Кого нужно купать? (Ребенок.) Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее. — Зачем засевать поля? (Зерно.) — Зачем сажать? (Картофель.) — Зачем опрыскивать? (Яблоня.) — Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)? — Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? — Зачем делать еженедельную уборку квартиры? — Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.Ход игры:Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят: Что ты делаешь — не знаем, Поглядим и угадаем. Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д. Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.Ход игры:Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий. • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение. • Мытье горшка. • Укладывание камушков на дно горшка. • Насыпание в горшок песка (высота 1 см). • Насыпание в горшок поверх песка немного земли. • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения. • Срезание загнивших корней. • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей. • Уплотнение земли. • Установка горшка с растением на поддон. • Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.Ход игры:Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор — тракторист. Машина — шофер. Экскаватор — экскаваторщик. Комбайн — комбайнер. Подъемный кран — крановщик. Поезд — машинист. Корабль — капитан. Самолет —летчик (пилот). Космический корабль — космонавт. Пожарная машина —пожарный. Бульдозер — бульдозерист. Гоночная машина —гонщик (пилот). И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель. Расширять представления детей о профессиях.Ход игры:Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Кролик — кроликовод. Теленок — телятница. Овца — овцевод. Олень — оленевод. Виноград — виноградарь. Чай — чаевод. Хлеб — хлебороб. Сад — садовод. Цветы — цветовод. Пчела — пчеловод. Поле — полевод. Гаечный ключ — слесарь. Ведро и швабра—уборщица. Билет — кондуктор. Касса — кассир. Рубанок — столяр. Краска и кисть —маляр. Мастерок — штукатур. Кульман — инженер. Молот и наковальня — кузнец. Огнетушитель — пожарный. Шприц — медсестра. Электропила — лесоруб. Рыбацкая сеть —рыбак. Зубоврачебное кресло — стоматолог. Доильный аппарат —доярка. И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.Ход игры:Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

• Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

• Укладывание камушков на дно горшка.

• Насыпание в горшок песка (высота 1 см)

.

• Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

• Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

• Срезание загнивших корней.

• Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

• Установка горшка с растением на поддон.

• Полив растения под корень.

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]