Картотека дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников картотека (подготовительная группа) на тему

Цель: дать детям повод задуматься о том, что не у всех детей есть родители.

Задания:

1Научить видеть социальную несправедливость в ситуациях со сказочными персонажами, вносить предложения по улучшению или исправлению ситуации.
2Закрепите понятие «сирота».
3Развивайте сочувствие к детям без родителей.

Материал: иллюстрации к сказкам «Три поросенка», «Золушка», «Дикие лебеди», «Белоснежка» и другие.

Правила игры: игроки должны объяснить детям права, какие права детей были нарушены.

Прогресс игры: 2 и более детей могут играть. Взрослый читает отрывок из сказки, а дети-игроки называют сказку, находят подходящую иллюстрацию и объясняют другим детям права, права которых нарушены. Игра заканчивается, когда все изображения просмотрены и объяснены.

Дидактическая игра «Пусть знает каждый ребенок, что у него есть разные права»

Цель: закрепить в детях знания о правах на любовь и заботу, отдых и досуг, хорошее питание, образование и медицинское обслуживание.

Материал: кубик с фотоиллюстрациями по правам детей.

Правила игры: игроки должны объяснить права ребенка, которые показаны на картинке.

Прогресс игры: Дети встают в круг. По сигналу воспитателя дети начинают передавать кубик друг другу в руки. Когда звучит сигнал, ребенок, получающий кубик, смотрит на свое изображение и говорит о правой стороне ребенка, которая изображена на нем. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переработаны все иллюстрации.

Сценарий досуга в подготовительной группе «О правах ребёнка — играя»

Свободное время по юридической тематике в подготовительной группе. Сценарий досуга в подготовительной группе «На правах ребенка – игра» с презентацией.

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных идей. Развивайте умение рассуждать, сравнивать, делать выводы. Воспитать чувство собственного достоинства и уважение к другим. Материал: Демонстрация: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка»; персонаж Баба Яга; Домик Бабы Яги (хижина) бумажный цветок “Права ребенка”; мяч; музыкальное оформление: аудиозапись голосов лесных птиц. Доставка: каждому ребенку – подушка – «думка», дидактическая игра «У каждого есть права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Воспитание», «Любовь и забота». В групповой комнате есть место для подвижных игр, где находится домик Бабы Яги, обтянутый белой тканью (перед ним расставлены подушки, сбоку расставлены цветы). Учитель: Я рад встретить тебя. Сегодня познакомимся с замечательной книгой. Это называется «Права ребенка» (показывает). Эта чудесная книга научит вас правам детей.

Появляется Баба Яга. (может быть кукла или роль взрослого)

Баба Яга(берет книгу у учителя) Мала, ты все еще имеешь право учиться! И я прочитал эту книгу. (идет на открытую игровую площадку, прячется за своей хижиной). Учитель: Что ж, Баба Яга! Он взял нашу книгу, и он это сделал! Что мы собираемся делать сейчас? (ответы детей) Что ж, давай свяжемся с ней и вернем нашу книгу. Дети и педагог переходят на открытую игровую площадку. Воспитатель (указывая на накрытый белой тканью дом). За этой заснеженной горой в лесу живет Баба Яга. Преодолеть гору сложно, но волшебные облака нам помогут. (указывает на подушки). Садись быстро и лети! (Дети садятся на подушки) Мы будем летать очень быстро, поэтому закрой глаза, чтобы они не промокли от ветра, давай взлетим! Держись за облака. Почувствуйте, как быстро мы летим! Гора уже позади.

Что еще почитать: Игры и упражнения для развития речи для младших дошкольников.

Включает диктофон с птичьими голосами. Медленно увеличивая звук. Снимает ткань с дома Бабы Яги. Воспитатель. Ты слышишь? Поют птицы. Летим в лес. Мы открываем глаза. Высаживаемся на поляну. Вот изба Бабы Яги. (Дети встают с подушек и приходят домой). В глухом лесу есть избушка На куриных окорочках на опушке. Он находится в двух шагах от леса, где живет бабушка Яга. – Постучим? (Появляется Баба Яга)

Баба Яга: Кто они? Зачем они приехали? Я не жду гостей. Учитель (выключает диктофон). О Баба Яга, как ты злишься, какой у тебя грубый голос и твои враждебные слова. Ты даже птиц своим криком напугал. Баба Яга. Хватит говорить! Почему ты пришел? (Ответы детей) Учитель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать книгу, которую ты у нас украл. Баба Яга. Он ничего не украл у вас, он просто взял это. У вас нет прав на эту книгу. И только дети и внуки Царя Султана и Соловья-вора могут рассчитывать на все права, написанные в книге. А также детей, которые верят в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и тот же цвет кожи, что и у Бабы Яги, и в которых вы верите. Итак, Баба Яга, вы ошибаетесь, верните нам книгу! Баба Яга. Ой ой! Шикарная вещь! Давай давай! иди ко мне сюда, ты, номер один. Воспитатель. Баба Яга, почему ты так странно говоришь с детьми? Ведь у них есть название, у каждого свое. Баба Яга: Имена? Зачем давать им имена, если дети еще маленькие? С цифрами тоже справятся. Воспитатель. Вы согласны с тем, что все дети одинаковые? (Нет) Докажите это Бабе Яге. (У одного ребенка черные волосы и голубые глаза, он высокий и медлительный. Другой ребенок блондин, с карими глазами, с веснушками. Он очень веселый и подвижный. И т.д.) ну, Баба Яга, мы вас убедили? Вы согласны с тем, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? Дидактическая игра «Все имеют права» Пальчиковая гимнастика «Одинокая бабка Ёжке» Одинокая бабка Ёжке. Рядом с ней сова и кошки, и куриные ножки она тоже не любит. Все боятся с ней встречаться, не хотят сидеть в духовке. Бабушка недоумевала, как привлечь гостей? Ей не понравится черт, и она пошла бы заниматься спортом, а соседей пригласила бы на чай с пирожным. А потом куриные ножки танцевали на дорожке, И сова, и кошки подпевали гостям. /К. Стрельник / Баба Яга: Что ж, я признаю, что ты имеешь на это право. Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, и эхо нам поможет. Сидячая игра «Эхо» Дети встают в круг, поочередно произносят свои имена и передают мяч друг другу, остальные хором повторяют их. Воспитатель. А теперь, Баба Яга, пожалуйста, верните нам книгу, чтобы мы узнали о правах других детей. Баба Яга: Я верну его тебе, если твоя мама будет работать на кого-нибудь в библиотеке. Учитель: И почему? Баба Яга: Поскольку только дети библиотекарей имеют право читать книги, только дети строителей могут жить в домах, а дети врачей находятся под присмотром. Учитель: Ну ты сказал! Дети, как вы думаете, правильно ли то, что сказала Баба Яга? (Детские ответы). Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, еду, заботу и образование. (Раздайте жетоны – символы «Дом», «Лечение», «Воспитание», Баба Яга идет к себе домой)

Что еще почитать: Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Воспитатель: Мне почему-то стало жаль Бабу Ягу. Может, она делает плохие поступки, потому что ее никто не любит, никому до нее нет дела. Ведь каждый имеет право на любовь и заботу. Вы все имеете на это право. Никто даже не поздравил Бабу Ягу с днем ​​рождения. Давай сделаем это. Собираем цветок по лепесткам и дарим ему в подарок. Подвижная игра «Собери цветок»

Собирают цветы, стучат в дверь хижины. Выходит Баба Яга. Дети поздравляют ее с днем ​​рождения и дарят цветы. Баба Яга смущается, спасибо, Учитель. пора нам вернуться. Оседлайте свои облака и летим домой. Баба Яга: Ждать! Получите свою книгу. Я тоже способен на добрые дела.

Воспитатель:Спасибо, Баба Яга. Приходите. У нас есть много других интересных книг и игр. Пока мы не встретимся снова! Баба Яга. Пока мы не встретимся снова! Спасибо за приглашение, обязательно приду. Воспитатель. Все в порядке? Давайте летать! Не забудьте закрыть глаза.

(Включает магнитофон с записью птичьих голосов, набрасывает тряпкой дом Бабы Яги. Баба Яга уходит.) Понравилась поездка? Что понравилось больше всего? (Детские ответы). Какие права вы узнали о своих правах сегодня? (Жетонные ответы детей – символы)

Молодцы, вспомнили о своих правах. Мы еще встретимся с этой книгой, которая познакомит вас с другими правами. Спасибо вам всем. Мне было очень приятно и интересно быть с вами.

Игра викторина «Права ребёнка» для учащихся 1-4 классов

Сценарий игры-викторины для детей с интеллектуальной недостаточностью начальных классов «Права и обязанности?!»

Сценарий будет интересен и полезен воспитателям ГПД, работающим с детьми с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста, по теме правового воспитания. В сценарии представлены разработки заданий в игровой форме, доступные для изучения сложной правовой темы детям с ОВЗ.
Тема: «Права и обязанности?!». Цель: формирование у обучающихся правильного отношения к своим правам и ответственности при соблюдении своих обязанностей. Задачи: 1. Обобщить знания обучающихся о правах и обязанностях, об элементарных правовых понятиях. 2. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины. 3. Формировать навык коллективного общения и активности, создать настроение позитивных состязаний, воспитывать положительные эмоции, связанные с правовой культурой. 4. Воспитывать начальную правовую грамотность. Материалы: карточки с заданиями к конкурсам «Зачеркни лишнее», «Отгадай ребус» и «Слова перевертыши», Дипломы участникам. Методы и приёмы: художественное слово, вопросы-ответы, дидактическое упражнение, словесно-дидактическое упражнение, наглядный материал, сравнение с реальностью. Предварительная работа: беседы с обучающимися по классам о правах и обязанностях детей, чтение и заучивание стихов о правах, рассматривание иллюстраций с изображением прав и обязанностей, д/игры «Отгадай ребус» и «Что лишнее?», изготовление эмблем команд. Время проведения: 15.00 – 15.40. Аудитория: обучающиеся 2-4 классов, приглашенные педагоги.
Ход занятия
Обучающиеся сидят за двумя столами, разделенные по командам (команды составлены из детей разных классов), перед ними воспитатель.I. Организационный момент — Обратить внимание на гостей, поздороваться. — Разминка, настрой на работу. II. Основная часть Воспитатель: Сегодня мы собрались на викторину, чтобы поговорить о правах и обязанностях, проверим ваши знания, поиграем в разные игры, связанные с этой темой. У нас две команды, которые вы сами сейчас представите. Представление команд. Командиры представляют названия команд. Показывая эмблемы, рассказывают о них. Команда «Знайки» и команда «Выполняйки».
Воспитатель: Первым делом нам надо размяться, а поможет нам в этом разминка «Доскажи слово» (ответы хором):
Разминка «Доскажи слово».
1) Мама работала, Папа трудился, А я на учебе все находился. Все, кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на … (отдых) 2) Всех по-разному зовут: Кот — Мурлыка, Пес — Барбос, Даже нашу козочку Зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё … (имя) 3) Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование) 4) Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) 5) Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на … (жильё) Воспитатель: Молодцы, правильно закончили стихи, все были активны. Можно приступать к викторине. Готовы? Дети: Да, готовы! (хором) Воспитатель: Во время викторины, за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются и, команда, получившая большее количество баллов, побеждает.
Первый конкурс «Что такое право и что такое обязанность?» Каждой команде по жребию даётся задание объяснить значение понятий «Право и «Обязанность».Второй конкурс «Права героев сказок» 1. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам). 2. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку). 3. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку). Определи, кто из героев сказок лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх. 1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок). 2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка). 3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка). 4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка). Третий конкурс «Вспомним сказку» Каждой команде по очереди предлагается вспомнить название сказки:
— где нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”) — где литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”) — где нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)
Физкультминутка для всех «Да! Нет!» Воспитатель: Давайте поиграем. Я задаю вопрос, а вы, если ответ «да» — встаёте и поднимаете руки вверх, если ответ «Нет» — приседаете, обхватывая голову руками. Ответы такие, если прочитанное мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!». – Россия – наша страна? – Да! – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище другого человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да! Четвёртый конкурс «Права обучающихся в школе» Вопросы задаются командам по очереди.
А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; Б) Право на получение оценки своих знаний; В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения; Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы; Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь. (Ответ: А, Б, В, Д)
Пятый конкурс «Обязанности обучающихся в школе» Вопросы задаются командам по очереди.
А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию; Б) Бережное отношение к имуществу школы; В) Допустимость пропуска учебных занятий; Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Ответ: А, Б, Г)
Шестой конкурс «Блиц-опрос» Блиц-опрос среди командиров команд, за каждый правильный ответ которого, команде начисляется по баллу. Командиры отвечают по очереди.
1. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения). 2. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет). 3. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет). 4. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).
Подведение итогов викторины (можно включить спокойную музыку для релаксации обучающихся), вручение дипломов участникам.III. Итоги Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра-викторина. Все работали замечательно, активно отвечали на вопросы, играли, выполняли задания, показывая свои знания и зарабатывая баллы для своей команды. Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе по теме: Права ребёнка Конспект внеклассного занятия «Права ребёнка», 4 класс

Похожие статьи:

Классный час. Права ребенка, 3 класс

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить в детях знания о великих правах ребенка. Учите детей понимать свои способности, следуя определенным правилам, правам. Способствовать негативному отношению к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Поощряйте желание быть честным.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением детских лиц, разноцветные лепестки, на которые наклеены изображения, изображающие права ребенка на хорошую жизнь или их нарушение.

Правила игры: игроки должны разместить лепестки вокруг зеленого круга, на который наклеены изображения, представляющие права ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного круга расположить лепестки, представляющие нарушение прав ребенка ребенок.

Прогресс игры: В игре могут участвовать двое и более детей.

Вариант 1

На столе в центре ставят 2 кружка (зеленый и красный), а лепестки на столе располагаются с изображением на столе. Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: права ребенка защищены или нарушаются. Если на лепестке изображено изображение защиты прав ребенка, оно располагается вокруг зеленого кружка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красного кружка. Игра заканчивается, когда собираются оба цветка.

вариант 2.

Играют двое детей. Ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого изображены изображения защиты прав ребенка, второму ребенку – изображения нарушения прав ребенка. Побеждает игрок, который первым сочинит цветок.

Дидактическая игра «Цепочка прав ребенка»

Цель: закрепить у детей знания о правах маленького ребенка. Улучшите навыки чтения. Развивайте мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, зрительное восприятие.

Материал: части «цепочки»: одни – графическое изображение прав ребенка, другие – словесное объяснение графических изображений.

Правила игры: для словесного разъяснения прав ребенка дети выбирают картинки с графическим изображением, поясняя их содержание, формируя цепочку. Наоборот.

Прогресс игры:

Вариант 1

Поставщик или ребенок читает устное объяснение прав ребенка на части цепочки. Дети находят подходящую графику, соединяют кабелем и рассказывают о праве ребенка, которое на ней изображено.

Что еще почитать: Виды спорта для детей. В какую секцию отдать ребенка

вариант 2:

Дети выбирают для себя части с графическим изображением прав ребенка и с помощью учителя или самостоятельно находят соответствующее словесное объяснение. И соединяются шнурком. Выигрывает тот, кто быстрее всех соединит цепочку.

«Солнышко»

Доступно рассказать детям об их правах — такая задача стояла перед участниками конкурса методических разработок «Через игру к правовому воспитанию» среди педагогов начальной школы и дошкольных образовательных организаций Кировской области.

На конкурс поступило более 30 работ от воспитателей детских садов из разных районов, в том числе и из нашего. Педагоги представили различные разработки на правовую тематику. Все работы тщательно проверялись. Никакого скачивания из интернета — все работы должны быть авторскими.

30 января в Институте развития образования Шабардин Владимир Валерьевич, уполномоченный по правам ребенка в Кировской области, встретился с участниками конкурса, наградил победителей благодарственными письмами, ценными призами, поздравил педагогов и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество по правовому воспитанию детей.

Среди победителей есть и педагоги из Нолинска: Фофанова Любовь Александровна, педагог-психолог МКДОУ детский сад №1 «Солнышко», занявшая второе место, и Вшивцева Наталия Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад №1 «Солнышко», ей присуждено третье место.

Вшивцева Наталия Ивановна работает в детском саду «Солнышко» с 2014 года, а ее общий педагогический стаж — более 20 лет. В этом году под ее опекой ребята старшей группы. Именно с ними она и проводила подготовленное занятие. К ребятам, которые на это время стали зайчиками, лисичками и другими зверятами, пришла в гости Баба Яга. Вместе они выясняли, на что имеет право ребенок. Так, в игровой форме дошкольники знакомились с правами ребенка. Потом конспект занятия и фотографии были отправлены на конкурс. «Третье место стало приятной новостью, — рассказала Наталия Ивановна. — Мы все вместе заработали его. Я показала детям благодарственное письмо, полученное за участие в конкурсе. Они были очень рады».

— Наталия Ивановна всегда умеет найти подход и к детям, и к родителям. Они проводят праздники, оформляют стенды для ребят и даже создали в группе мини-музей магнитиков. Дети с удовольствием приносят новые экспонаты, — рассказала заведующий детским садом Е.Г. Одегова.

В том же 2014 году пришла на работу в детский сад педагог-психолог Л.А. Фофанова. Ее педагогический стаж тоже более 20 лет.

— Когда есть психолог в детском саду, да еще на целую ставку, это замечательно. Любовь Александровна у нас и председатель психолого -медико-педагогического консилиума, ведет коррекционную работу с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, со всеми воспитанниками детского сада проводит работу по социально-коммуникативному развитию, а кроме того создала авторскую программу «Одаренные дети» и успешно воплощает ее, — делится Елена Геннадьевна.

Надо сказать, что лучшие работы конкурса будут размещены в областном банке педагогического опыта для использования в практической деятельности другими педагогами.

Правовое воспитание дошкольников

Дети – наше будущее. И наше общее завтра напрямую зависит от того, какие нормы морального поведения мы закладываем в них сегодня. Осознание ребенком своих прав способствует формированию полноценной культурной самодостаточной личности.

Гражданско-правовое воспитание дошкольников

Гражданское право подробно описано в следующих документах:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
  • Всемирная декларация о выживании, защите и развитии детей (1990 г).

Очень важно представить информацию об этих законах в доступной для детей дошкольного возраста форме. Рекомендуется ввести правовое образование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Форма учебы должна быть в форме непринужденной беседы, игры или посредством взаимодействия учителя с ребенком. Необходимо помочь ребенку осознать свою нишу в обществе, понять свои способности и допустимые ограничения. Обучение нравственному поведению, этике общения. Разъяснить, кто такой гражданин, что такое государство, познакомиться с историей и традициями своей родной страны, других государств и национальностей.

Нравственно-правовое воспитание дошкольников

Нравственное и правовое воспитание заключается в том, чтобы информировать детей об их правах, объясняя, какие действия хороши и полезны для общества, а какие, наоборот, вредят окружающим. Важно объяснить ребенку, что он – часть общества и что многие его действия отражаются на развитии всей страны.

Поговорите со своим ребенком об его правах:

  1. Право на любовь и заботу в семье.
  2. Право на получение образования.
  3. Право на лечение.
  4. Право на отдых.
  5. Право на получение информации.
  6. Право на индивидуальность.
  7. Право выражать свои мысли и интересы.
  8. Право на защиту от всех видов насилия.
  9. Право на полноценную пищу.
  10. Право на комфортные условия проживания.

Объясните значение каждого права.

Правовое воспитание младших дошкольников

В молодом возрасте следует сделать упор на нравственное воспитание. Заложите в сознании ребенка основы поведенческой линии, объясняя, что можно, а что нельзя делать и почему. Какие действия ребенка вредят ему и окружающим его людям.

Картотека игр по правовому воспитанию

«Правовое воспитание дошкольников»

Ключевые задачи правового воспитания дошкольников

Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацелена на реализацию следующих задач.

  1. Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
  2. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
  3. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
  4. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
  5. Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
  6. Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).

В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:

  • информационно-познавательный;
  • эмоционально-оценочный;
  • поведенческо-деятельностный.

Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена.

В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.

С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.

Старшие дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами, нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно доступной увлекательной форме).

Методы и средства успешного освоения правовых понятий

Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.

  1. Включение в занятие игрового компонента. К детям приходят сказочные персонажи или животные, которым они помогают решить проблему. Герой может рассказать им удивительную историю (Буратино жалуется, что папа Карло не хочет покупать ему Азбуку). Персонаж может быть сквозным на всех занятиях по праву: например, это маленький человечек, который попадает в различные ситуации.
  2. Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы, в частности, сказок (хороший вариант — сказочные видеосюжеты).
  3. Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей или каким образом поступил бы, если б нашёл цветик-семицветик?
  4. Метод наблюдения. Воспитатель предлагает дошкольникам проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать и огорчить (конечно, проще всего это сделать на уровне семьи, наблюдая за папой и мамой).
  5. Метод драматизации. Позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки, или Золушкой, которой мачеха не даёт отдохнуть). Такой приём воспитывает в малышах чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей.
  6. Проблемно-поисковый метод. Это отгадывание загадок, в старшем дошкольном звене — решение кроссвордов и ребусов.
  7. Продуктивная деятельность. Коллективное создание альбомов и плакатов, изготовление эмблем и символов (воспитанники старшей и подготовительной групп могут сами делать карточки для дидактических игр).
  8. Воспитатель совместно с детьми может периодически организовать в группе выставки любимых вещей (игрушек, книг, рисунков любимого блюда и пр.). При отборе экспонатов у ребят закрепляется понятие и том, что каждый человек имеет свои личные вещи и дорожит ими. Эти предметы и увлечения требуют бережного, уважительного отношения со стороны окружающих. Каждому воспитаннику предлагается рассказать о своём экспонате, объяснить, чем он ему так нравится.
  9. Развивающая среда в группе должна отвечать принципам демократизма: каждый участник детского коллектива имеет свободный доступ ко всем игрушкам и пособиям.
  10. Поскольку правовые понятия достаточны сложны для дошкольников, то на занятиях должно присутствовать максимум наглядности: различные картинки, плакаты, схемы и пр.

Игры по правовому воспитанию в детском саду

Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра.

Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации, игры-путешествия (например, по глобусу).

Рассмотрим конкретные примеры.

Словесные игры

Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать множество словесных игр.

Сделать их более увлекательными поможет элемент подвижности — например, использование мяча или флажка, ребята дети передают друг другу после ответа.

  1. «Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.
  2. «Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
  3. «Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
  4. «Как зовут моих маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.

Игры на закрепление других прав

  1. «Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность). Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога и т. д.).
  2. «Кто где живёт» (право народов на самоопределение). Педагог называет воспитаннику какую-нибудь страну, а он — её жителей (Франция — французы, Япония — японцы и т. д.).
  3. «Мой домашний адрес» (право на жилище). Ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес. Как вариант можно сначала всем назвать только улицу, затем — дом, этаж, номер квартиры.
  4. «Лучше узнаем друг друга» (игровое упражнение помогает дошкольникам осознать индивидуальность и ценность каждого человека, а также осмыслить сходство и различия разных людей). Под музыку малыши свободно двигаются по группе. Когда она затихнет, нужно встать с кем-либо в пару и задать вопрос. Например, «Есть ли у тебя брат или сестра, и как их зовут?», «Твой любимый цвет (блюдо, время года, одежда и т. д.), «Как ты любишь проводить свободное время?» и пр. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети каждый раз создавали новые пары.
  5. «Я умею» (дошкольники закрепляют понимание права на жизнь, осознают, что она дана человеку на добрые поступки). Стоя в кругу, малыши передают друг другу мячик и рассказывают, какие добрые дела они делают по отношению к своим близким людям (например, помогаю маме убираться по дому, а папе — в гараже).

Игры-драматизации и развивающие воображение

В процессе такой деятельности педагог просит дошкольников разыграть небольшую сценку — воспроизвести определённую ситуацию из жизни или сказки (при этом они закрепят правовые знания), либо придумать собственную историю.

  1. «Попроси вежливо» (право на владение имуществом и его неприкосновенность). Ребёнку предлагается попросить у товарища на время его игрушку. Сделать это нужно вежливо, взамен можно предложить поиграть со своей вещью.
  2. «Сказка наизнанку» (любой человек имеет право на своё личное мнение). Это настольный либо кукольный театр по мотивам знакомой сказки. Дошкольники могут придумать свой вариант с изменёнными характерами персонажей и разыграть его. Сюжеты могут быть самыми неожиданными. Например, колобок будет злым, хочет отравить лесных жителей, а лиса, наоборот, доброй, стремится спасти их. Или добрый волк и сердитая Красная Шапочка.
  3. «Сказка идёт по кругу» (право иметь своё мнение и свободно выражать свои мысли). Дошкольники все вместе придумывают сказку: один её начинает, а остальные пооочерёдно сочиняют продолжение.
  4. Воспитатель предлагает закрыть глаза и вообразить себя, например, маленькой букашечкой. Дети должны прочувствовать беззащитность этого существа, рассказать о своих ощущениях и о том, как нужно вести себя окружающим, чтобы насекомое было уверено в своей безопасности. Таким образом, ребята закрепляют понимание права на жизнь и её неприкосновенность.
  5. «Детский сад мой мечты». Педагог даёт ребятам задание — придумать свой детский сад, в котором бы отсутствовали привычные правила (занятия, режим дня и пр.) и придумать свой, рассказать, что там будут делать дети. Выслушав несколько рассказов, воспитатель подводит малышей к выводам, чем может закончиться такое поведение и почему в любом обществе должен соблюдаться порядок.

Настольно-печатные игры

Существуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В основном они представляют собой картинки из серии «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо» и т. п. Это могут быть пары карточек (10–20 штук), посвящённых одной теме (на одной изображён хороший поступок, на другой — плохой) или же лото.

Также ребятам будет интересно проследить последствия каждого поступка. Например, сделал кормушку для птиц и насыпал туда зерна — пернатые не будут голодать зимой, схватил кошку за хвост — ей больно и т. д. Главный вывод, которые должны сделать дошкольники — никто не имеет права обижать другого, наказывать его, делать больно.

Подвижные игры

Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.

  1. «Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
  2. «Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами): «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.
  3. Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.
  4. Воспитатель, объясняет, что драться — нехорошо (это нарушение права на личную неприкосновенность), и предлагает дошкольникам направить негативные эмоции в игру «Петушиные бои» Двое участников становятся «петухами» — садятся на корточки и обхватывают коленки руками, боком толкают друг друга. Проигрывает тот, кто первым свалится либо уберёт руки с колен.

Сюжетно-ролевые игры

Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).

Важные нравственные качества воспитывает игра «Спасатели»: ребята уясняют ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. Правовому воспитанию способствует и моделирование сценок из семейной жизни («Семья», «Дочки-матери»): дошкольники понимают, что каждый имеет определённые обязанности по дому, а взрослые несут ответственность за своих детей.

Виды деятельности на занятии по правовому воспитанию

Занятия по правовому воспитанию обычно проводятся в ДОУ один раз в месяц в старшем дошкольном возрасте (в среднем звене — гораздо реже, два-три раза в год, поскольку они носят ознакомительный характер) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Однако дошкольники лучше всего осваивают правовое пространство на конкретных примерах и на собственном опыте. Поэтому такая работа тесно связана с поисково-экспериментальной и коммуникативной деятельностью.

Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право. Приведём конкретные примеры.

  1. «Кот, лиса и петух». Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка.
  2. «Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».
  3. «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу персонажей.
  4. «Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание егов неволе.
  5. На примере литературной сказки «Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать дошкольника о праве на образование.

Комплексные и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную деятельность.

Например, после рассказа воспитателя о символике стран старшим дошкольникам предлагается нарисовать флаг и герб своей страны. После беседы о правах и обязанностях членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям дома».

Тематика занятий

Поскольку занятия по правовому воспитанию проводятся в ДОУ не так часто, то тематика их не будет слишком разнообразной. Можно выделить основные темы, с которыми педагог должен познакомить детей.

В средней группе, когда только начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие темы.

  1. «Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
  2. «Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).

В старшем же дошкольном звене тематика более обширна. Более глубоко изучаются указанные темы и добавляются новые.

  1. «Моя страна» (каждая страна имеет свои законы и правила, которые обязаны соблюдать все граждане).
  2. «Мы — граждане» («Мы разные, но имеем одинаковые права»).
  3. Знакомство с важнейшими правовыми документами: «Конституция», «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка» (конечно, на предельно доступном уровне).
  4. «Право иметь семью» («Право на любовь и заботу»).
  5. «Право на жилище».
  6. «Право на имущество».
  7. «Право на свободу и равенство»
  8. «Право на отдых, игру, развлечение».
  9. Итоговое занятие можно обозначить как «Путешествие в страну Правдивию» (либо Правознайкино и пр.)

Мотивирующее начало занятия по правовому воспитанию

Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью.

Здесь очень важна увлекательная мотивация. Например, воспитатель приглашает ребят отправиться в необыкновенную Страну имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в вагончик — для этого нужно назвать своё имя.

Другой пример. Педагог сообщает дошкольникам, что хочет познакомить их с замечательной книгой под названием «Права ребёнка». Но тут появляется злая Баба-Яга (это может быть игрушка), которая отбирает книгу и уходит (говорит, что ребята ещё слишком малы, чтобы её изучать). Таким образом, интерес детей к книге возрастает, и они отправляются по следам Бабы-Яги, чтобы вернуть пропажу, незаметно осваивая по дороге важные понятия.

Ребята всегда любят помогать слабым, чувствуя при этом свою значимость. В связи с этим можно продумать соответствующую мотивацию. В группе появляется маленький человечек Кирюша. В стране, откуда он приехал, живут большие и маленькие люди. Большие всегда серьёзные, занятые, часто говорят о своих правах. А вот о правах маленьких человечков все молчат, как будто их вовсе нет. Дошкольники с удовольствием познакомят Кирюшу с главным международным документом «Всеобщая Декларация прав человека»: он узнает, что права людей не зависят от их внешних признаков, например, роста.

Подойдёт и такой вариант — к дошкольникам приходит в гости грустный Буратино. Он переживает, что его не возьмут в школу, а он так хочет учиться. Воспитатель сообщает персонажу, чтобы его обязательно возьмут в школу, ведь есть особое право — на образование, чтобы все желающие могли учиться.

Педагог может подключить фантазию и придумать целую сказочную историю про вымышленную страну Правдилию. Здесь счастливо жили люди и животные, растения и насекомые. Каждый имел разные права: на жизнь, свободу, счастье, отдых и пр. В стране был чудесный сад, который все оберегали, ведь там рос «цветок Счастья»: именно на его лепестках были записаны все права.

Но вот однажды налетела чёрная туча и злой ветер, жители страны спрятались, чтобы переждать непогоду. А когда всё закончилось, они с удивлением увидели, что на «цветке Счастья» нет ни одного лепесточка. И в Правдивии наступили страшные времена — кошмар и неразбериха, потому что никто теперь не знал своих прав. Жители всё время разыскивают заветные лепестки и надеются, что кто-нибудь им поможет, например, воспитанники детского сада. А помогая найти пропажу, дошкольники заодно познакомятся с основными правами (ведь, в нашей стране они точно такие же).

Работа с родителями по правовому воспитанию

Прививая своим воспитанникам основы правового сознания, педагог должен тесно сотрудничать с их родителями.

Ведь, многие семьи испытывают значительные трудности в воспитании детей — не знают, как повести себя в определённых ситуациях (непослушание, агрессия, пассивность ребёнка и пр.). Некоторые взрослые используют в общении со своим сыном или дочерью авторитарный стиль общения, запугивают их, проявляют чрезмерную строгость, даже практикуют телесные наказания. Такие родители обычно не придают значения детским переживаниям, считая их беспредметными и не имеющими серьёзной причины. Подобная ситуация очень опасна для психического развития ребёнка, формирования его личности.

Как показывает практика, во многих семьях правовая культура находится отнюдь не на высоком уровне.

И нарушение прав маленького ребёнка часто становится обычным явлением (речь при этом даже не идёт о социально неблагополучных семьях). Вот поэтому становится очень значимой роль воспитателя — именно он должен заниматься правовым просвещением родителей.

Методы работы с родителями в области правового воспитания.

  1. Родительские собрания на данную тему (например, «Соблюдение прав ребёнка в семье»).
  2. Оформление правого уголка для родителей.
  3. Индивидуальные беседы.
  4. Посещение семей.
  5. Регулярные устные и письменные консультации для родителей.

Самообразование воспитателя по правовому воспитанию

Основы правовой культуры дошкольников могут стать направлением для самообразования воспитателя. Можно рассмотреть следующие темы.

  1. «Приобщение дошкольника к социальному миру посредством правового воспитания»
  2. «Толерантность и правовая культура дошкольников».
  3. «Дидактические игры как средство формирования правового сознания»
  4. «Роль сюжетно-ролевой игры в правовом воспитании ребёнка».
  5. «Проектная деятельность как современная форма правового воспитания в ДОУ».
  6. «Использование новых образовательных технологий в процессе правового воспитания дошкольников».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]