Доклад «Эффективные формы взаимодействия с родителями»


Доклад «Эффективные формы взаимодействия с родителями»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация

Данная статья представляет собой презентацию наиболее эффективных форм, методов и приёмов работы ДОУ с родителями, сочетание традиционных и инновационных форм работы с семьёй.

Ключевые слова:

формы работы с родителями, методы работы с родителями, приёмы работы с родителями, работа с родителями.

Быть родителем — это важная работа.

Родители — это наставники, учителя,

друзья, защитники, судьи и руководители.

Ремез Сассон

Для нас, педагогов, не секрет, что цель нашей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми для создания единого образовательного пространства детский сад – семья.

Воспитательный процесс — это серьезный ежедневный труд, и для его успешной реализации необходимо стремление, настойчивость и, конечно, любовь к детям.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания является наиболее актуальной в современном мире, так как отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для гармоничного вхождения маленького человека в социум.

Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? В современном образовании существует две точки зрения на эту проблему: следовать традиционным практикам или инновации. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция [5, с. 12]. Поэтому в нашей работе мы не говорим о традиционных или инновационных формах работы с родителями, мы говорим об эффективных, действенных формах, методах и приёмах.

В работе с родителями выделяются следующие приоритетные задачи:

— Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

— Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

— Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Работу в своей группе строим на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и знании его психического и физического здоровья (по результатам диагностирования совместно с логопедом, психологом, изучении микроклимата семьи и уровня педагогических знаний родителей).

Ниже представлен перечень форм, методов и приёмов, позволяющий родителям участвовать в жизни ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию. Традиционные формы работы всем известны, это:

— фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;

— информационные стенды для ознакомления родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, другими специалистами, занимающимися воспитанием детей, информацией по обогащению знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста;

— информационные буклеты;

— тематические консультации групповые, подгруппами (например, для родителей детей левшей), индивидуальные;

— вовлечение в конкурсы уровня детского сада, поселкового, районного, краевого, всероссийского, международного уровня (например: снежных построек, «Новогодний калейдоскоп», «Библиотека часть меня, я – часть библиотеки» и др.);

— использование позитивных социализирующих возможностей Интернета: участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах (социологический опрос по оценке эффективности деятельности отдельных организаций, осуществляющих оказание услуг населению Усть-Камчасткого муниципального района, «Лига эрудитов», «Олимпиадия» и др.);

— для творческого общения существует такая форма работы с семьей как выставки детско-родительских работ (темы выставок разнообразны: «Осень», «Подарки для любимой мамы», поделки из природного материала, «Край, в котором я живу» и т.д.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома;

— сбор природного материала для деятельности детей: камешки, семена, раковины, гербарий и т.п.;

— родители информируются обо всём, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном информационном листе в раздевалке группы, а также в группе WhatsApp и на сайте группы «Ягодки»;

— приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;

— родители призываются к участию в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка и т.п;

— работа по благоустройству ДОУ (оснащение предметно-развивающей среды, субботники по благоустройству участков группы, субботники по благоустройству групповых комнат);

— организация дежурств родителей в группе;

— домашние задания или решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в различных источниках для совместного выполнения с детьми.

В данной работе подробнее остановимся на инновационной деятельности.

1.Просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребёнка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей.

Рисунок 1. Семейный праздник «Что такое Семья?»

2. Тематические досуги

в традиционных («Защитники Отечества», «Праздник урожая», «День знаний», «Фунтик в цирке») и инновационных формах («Русские посиделки»; «На ярмарке», «Масленичная ярмарка»; устный журнал «Семейный альбом», «Будем Родине служить»; квест «Тропа к генералу», игра-викторина «Что такое семья?»).

3. Устный журнал

– это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц». Содержание устного журнала может отражать одну тему или целый комплекс самых разнообразных вопросов, т.е., иначе говоря, журнал может иметь тематический или обзорный характер. Содержание устного журнала раскрывается на его страницах. Методы оформления каждой страницы могут быть самыми разнообразными: выступления ребят, демонстрация занимательных опытов, встреча с учеными, ответы на вопросы, чтение стихов, исполнение песен, музыкальных произведений, юморесок и т.д. Широко применимы в журнале технические средства: мультимедиа-проекторы, интерактивная доска.

4. Совместное проведение досугов

, где родители выполняют роль участников праздников, а не зрителей («Что такое семья?», «Русские посиделки» и др.).

5. Игротека

в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи. Игротека – это собрание игр, которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка. Цели игротеки: знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях.

6. Оздоровительные праздники

(например: «Папа, мама, я – дружная семья», «Русские богатыри», квест-игра «Тропа к генералу»).

Квест (англ. Quest) — «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Образовательный квест — педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета.

7. Технология «Семейный театр в детском саду»

, где родители на позиции участников совместной театральной деятельности с детьми (например: «Новогодняя сказка», «Маша и Медведь в поисках здоровья» и др.).

Рисунок 2. Сказка «Репка»

Семейный театр является новой формой совместной детско-взрослой художественной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьёй, ориентированной на интеграцию традиций домашнего и общественного театров и развитие воспитательного потенциала семьи.

Технология «Семейный театр в детском саду» позволяет педагогам перевести родителей и детей от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и к самостоятельной организации домашних театральных постановок; от ситуативного воздействия на ребёнка к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу; улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми.

8. Родительские собрания.

При организации родительских собраний используются такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления следует переход к дискуссии, в качестве примеров используются моменты из жизни группы, включаются практические задания, игры, музыкальное оформление.

Собрания проводились в различных инновационных формах:

— творческие отчёты о реализации проектов;

— творческие отчёты по итогам учебного года;

— интеллектуальной игры «Здоровье наших детей»;

— использование метода мозгового штурма (на родительском собрании в подготовительной к школе группе при обсуждении формы проведения выпускного). Цель мозгового штурма – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.

9. Тематические проекты

, реализующиеся в сотрудничестве с родителями обучающихся («Азбука здоровья», «От Руси к России», «В гостях у сказки», «Это Родина моя», «Цирк, цирк, цирк», «Моя семья», «Русь, Россия — Родина» и др.). Проектная деятельность способствует проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей дошкольного возраста.

Один из результатов проектной деятельности – организация в группе мини-музея по тематике проекта («Волшебный мир сказки», «Русь», «Азбука здоровья», «Это Родина моя» и др.). В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

10. Детско-родительские научно-практические конференции

(«Моя семья», «Планета, созданная мной») как одна из интерактивных форм работы с семьёй.

Презентация детских проектов проходит в обстановке позитивного общения, где каждый ребенок ощущает свою значимость и важность своих первых открытий. Все свои открытия, столь важные для маленького ребенка, они совершают под руководством своих педагогов и родителей.

11. Открытые занятия для родителей

. Это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами.

Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.

Преимущества данной педагогической концепции взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:

— положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

— повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,

— рост родительской активности,

— родители становятся не только первыми помощниками, но и активными участниками образовательного и воспитательного процесса;

— установление тесного контакта с каждой семьей;

— учёт индивидуальности ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса;

— возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребёнка;

— согласование воспитательного воздействия на ребенка,

— обобщение положительного опыта семейного воспитания;

— укрепление внутрисемейных связей;

— возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье;

— возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Таким образом, ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Список литературы

Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.

Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог — родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — 4-е –зд. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.

Кочура Н.Н. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении// Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», Номер 1 (11) 2021 год.

Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.

Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы/ авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

Электронные ресурсы:

Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии: URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69

Особенности проведения индивидуальной работы с семьей

1. Задачи, принципы, методы и формы организации индивидуальной работы с родителями дошкольников

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставится на активных методах взаимодействия родителей со специалистами. Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы — встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи — практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Формы

работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны:
живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского
сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями

— это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива

родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.

Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном администрация детского сада; помочь в этом могут и родители. Полезно вести учет литературы, с которой ознакомились родители.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми. Содержание папок периодически просматривает заведующая или воспитатель-методист.

Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных

бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей.

На некоторые консультации можно приглашать родителей из всех групп. Для всех родителей хорошо провести консультации юриста, работника милиции, инспектора по ДТП, инспектора по ПБ.

Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.

Основная форма работы с коллективом родителей

— групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал.

На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.

Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители. Кандидатура докладчика и содержание выступления согласовываются с заведующим детским садом, который советует, как сделать выступление более конкретным, ярким, чтобы вызвать активность всех присутствующих на собрании.

Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду.

Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно назначается в сентябре — октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной компании — в августе и еще одно — по различным вопросам воспитания — в январе — феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.

На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Контроль за выполнением решений возлагается на администрацию и педагогическую комиссию родительского комитета. О выполнении решений докладывается на следующем собрании.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения

– профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

2. Оказание адресной помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей

Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и формирования дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической компетентности.

Родители испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Педагоги дошкольного образовательного учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и обучения своих детей.

На практике это выражается в следующем:

 недостаточная информированность родителей об особенностях медицинской, психологической, педагогической составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему своевременную необходимую помощь;

 неадекватность ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;

 собственные психологические и педагогические проблемы родителей, которые они пытаются разрешить самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;

 недостаточное взаимопонимание при взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.

Сегодня необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении родителей дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Т.А. Куликова определяет педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура включает несколько компонентов:

1) понимание и осознание ответственности за воспитание детей; 2) знания о развитии, воспитании, обучении детей; 3) практические умения организации жизни и деятельности детей в семье; 4) осуществления воспитательной деятельности; 5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа) [2].

Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе взаимодействия с семьей является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти «язык доверия».

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у педагогов – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи.

Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья. Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания каждой семьи. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация воспитательного процесса, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно-ориентированного образования дошкольников [1].

Семьи относительно воспитательного потенциала можно условно разделить на три группы:

1. Семьи с высоким воспитательным потенциалом. Главная задача в работе с данной группой родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной работе, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом. Можно отметить, что в этих семьях наиболее благополучные условия для воспитания детей дошкольного возраста, так взаимоотношения строятся на уважении к личности ребенка и любви.

2. В работе с родителями со средним воспитательным потенциалом основной упор делается на воспитание навыков правильной организации семейного досуга, жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

3. В работе с родителями с низким потенциалом семьи основная задача состоит в установлении контактов семьи и ДОУ, формировании представлений о родительских обязанностях, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций, по коррекции детско-родительских отношений.

Инициатором установления такого сотрудничества должны быть педагоги образовательного учреждения, так как они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании, образовании и развитии детей.

К профессиональным функциям совре­менного педагога дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие: 1) участие в педагогическом просвещении родителей; 2) регулирование и согласование воспитательных воздей­ствий семьи и дошкольного учреждения [2].

Специалистам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и организации воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи, педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.

Управление воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс, поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив образовательного и воспитательного пространства, выбор ценностей при организации воспитательной среды. А также готовность родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

3. Предупреждение проявлений отчуждения между ребенком и семьей

Одной из наиболее распространенных форм родительской безответственности, имеющей в настоящее время тенденцию к увеличению, является духовная глухота, отчужденность между детьми, особенно подростками, и родителями. Данный феномен проявляется в равнодушии и невнимательном отношении родителей к внутреннему миру своих детей, в их неспособности понять переживания, интересы, увлечения детей и подростков, что в конечном итоге ведет к утрате контактов между ними. Отсутствие духовной близости с родителями остро переживается подростками, они становятся замкнутыми, перестают делиться с родителями своими радостями и огорчениями.

Психологическую основу отчужденности образует дефицит общения и порождаемый им эмоциональный голод, который подростки компенсируют вне семьи. Часы, когда — то отнятые у детей, сэкономленные за счет внимания к ним, возвращаются бумерангом детского недоверия и даже недружелюбия против самих родителей. Отчужденность подростков от родителей — одна из важнейших социально — психологических причин появления несовершеннолетних правонарушителей.

Очень часто у нас возникают трудности и вопросы, которые касаются наших взаимоотношений с ребенком: недопонимание, нежелание подростка делиться беспокоящими его проблемами с родителями, конфликты, беспричинно пониженное настроение, нежелание выполнять просьбы и указания родителей, непослушание. А ведь причина этих проблем в том, что иногда мы не учитываем возрастные особенности и потребности наших детей, навязывая им свое собственное мнение, иногда неправильное. Мы забываем, что наш ребенок уже вырос, и у него появились свои интересы, желания, проблемы, стремления и часто считаем, что нам виднее и лучше знать, что ему необходимо и как лучше поступить. Но, не меняя отношения к своему ребенку, не задумываясь о том, что важно ему, а не нам, мы рискуем натолкнуться на ещё большие проблемы в общении с нашими детьми: конфликты, отказ от общения ребенка с родителями, неприязнь и агрессия к родителям, уход из дома.

Эта проблема может коснуться каждого ребенка и возникнуть на любом этапе его развития, не зависимо от возраста. Ведь ребенок, развиваясь, впитывает слова, поведение, упреки родителей на протяжении всего периода взросления. Необходимо задумываться о возникающих проблемах, решать их и менять свое отношение к ребенку, если это требуется. Есть возможность не допустить в будущем таких трудностей и начать подстраиваться под интересы и потребности наших детей уже сейчас.

Многие родители считают, что ребенок навсегда в их власти — это заблуждение. Ведь указывая, как жить, что делать и т.д. вы говорите ребенку о том, что он не способен сам принимать решения и выбирать то, что он считает нужным для себя. Не научившись на своих пробах и ошибках, ребенок не сможет привить себе навыки самостоятельной жизни.

А часто ли родители отвечают своим детям подобным образом:

— Мам, а давай вместе поиграем…

— Ой, я так устала, давай завтра!

***

— Пап, а давай куда-нибудь сходим!

— Иди к маме, не приставай ко мне!

Это ведет к тому, что ребенок начинает бояться сделать что-то, противоречащее требованиям родителей и окружающих, остерегается говорить о неудачах, боясь наказания, или не желает рассказывать события пройденного дня, так как, по его мнению, родителям не до него, они постоянно заняты и не хотят его слушать. Это снижает самооценку ребенка. У ребенка начинаю развиваться различные комплексы, которые приводят к проблемам в общении ребенка со сверстниками, нежеланию учиться, развитию различного рода страхов, повышенной тревожности, агрессивности по отношению к окружающим, раздражительности. Такому ребенку тяжело адаптироваться в социально среде, тяжело вести полноценную самостоятельную жизни.

Нужно помнить, что если в раннем возрасте ребенку хватало детских игр и сказок, то становясь старше, у него появляются другие интересы. В подростковом возрасте это — общение со сверстниками, которое выходит для них на первый план и в этом возрасте является преобладающим интересом. Часто для родителей это является проблемой, возникает много конфликтов и разногласий по этому поводу. На данном этапе вероятность возникновения отчужденности между родителями и детьми самая высокая. Ребенок уже не считает себя ребенком, а родитель ещё не осознает и не хочет принимать тот факт, что ребенок повзрослел и готов к проявлению своих потребностей, готов к самостоятельной жизни, где совершенные им ошибки будут только его; его эмоции будут принадлежать только ему, где он хочет поступать, так он хочет, а не как ему навязывают и указывают. Родители в этот период часто усиливают контроль над детьми, и он должен быть. Но этот контроль не должен ограничивать личную свободу ребенка и его желание самореализовываться. Важно понять ребенка и стать для него не контролером и нравоучителем, а другом.

Ситуацию можно исправить, изменить или не допустить её следуя следующим рекомендациям:

  • Придумайте совместные занятия с ребенком: прогулки, настольные игры, часы общения и.т.д.;
  • Создайте вместе коллаж на тему «Мои мечты», «Моё счастливое будущее» и др.;
  • Помогайте ребенку в подготовке домашних заданий, ведь кроме вас ему не к кому обратиться за помощью при возникновении вопросов и трудностей;
  • Объясняйте ребенку свои действия, связанные с запретами;
  • Избегайте фраз, принижающих достоинство ребенка: «ты ещё маленький», «ты не сможешь» и.т.п.;
  • Не сравнивайте ребенка с другими, ведь то, что могут одни, не могут другие в силу своих способностей и темперамента. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои особенности отличающие его от других.

Будьте терпеливее и терпимее к поступкам подростка и его интересам:

1. Внимательно выслушайте ребенка, даже если его поступок вас категорически не устраивает или противоречит вашим убеждениям (не всегда подросток совершает поступки специально, чтобы позлить вас). Ведь если что-то случилось, он и так испытывает страх или беспокойство, рассказывая вам. И в первую очередь ждет от вас помощи и понимания, а не порицания и наказания. Понимание вовсе не означает всепрощение. Оно создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения с ребенком.

2. Четко формулируйте причину своего недовольства и спокойным, доброжелательным, но твердым тоном объясните ребенку, почему он не должен поступать так или иначе, употребляя выражения: «постарайся в следующий раз так не поступать», «пожалуйста, предупреждай меня если задерживаешься», «я переживаю», «меня это беспокоит», «я очень волнуюсь, когда…» и т.п. Грубость всегда вызывает ответную реакцию и она не бывает положительной.

3. Сформулируйте четко, чего вы ждете от ребенка. Ребенок должен знать и понимать, почему его наказывают или почему он не должен себя вести так или иначе. Он не должен думать, что у родителей плохое настроение или им просто нравится ругать его.

4. Установите правила в семье, но в таком случае следите за тем, чтобы правила распространялись на всех членов семьи (требуется их четкое выполнение от всех членов семьи), иначе ребенок будет думать, что он ущемлен или не такой, как все, раз их выполнение требуют только него, а остальные могут делать все, что хотят.

5. Если у ребенка нет увлечений, помогите ему в его поиске. Понаблюдайте за ним, чем он интересуется или поговорите с ребенком, чем он хотел бы заниматься. Увлечения позволяют ребенку личностно развиваться и уберечь его от вовлечения в плохие компании. Если у ребенка будет хобби, ему не захочется от скуки искать себе приключений на улицах, ему будет интересно заниматься своим делом.

6. Цените моменты откровенности своих детей, искренне интересуйтесь его проблемами.

7. Общайтесь с ребенком на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять ребенку, что вы на его стороне, что вы его понимаете и готовы всегда прийти на помощь, не зависимо от обстоятельств.

8. Уважайте потребность ребенка в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным. Но следите за тем, чтобы уединение не было регулярным и длительным по времени, так как это говорит о проблемах в личной жизни подростка.

9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте…»

10. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.

11. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и категорически запрещать.

12. Необходимо понимать, что ребенок может не сразу вас послушать и вовсе не должен беспрекословно следовать вашим советам.

4. Особенности планирования занятий — ситуаций по развитию детей

Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической
ситуации
,обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.

Реализация содержания образовательной программы «Детство», по которой я работаю, предполагает творческое конструирование педагогом образовательного процесса, единицей конструирования которого выступают образовательные ситуации. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).

Необходимо, чтобы жизнь детей в группе была наполнена событиями, поддерживались бы детские «фантазии» и идеи, и каждый ребенок мог включиться в эту интересную деятельность, проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным субъектом детского творчества.

Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности, предоставляет ребенку возможность проявить себя.

Используя образовательные ситуации, я отхожу от традиционных занятий по предлагаемому образцу, создаю условия раскрепощенности, позволяю ребенку раскрыть свое внутреннее состояние.

Образовательная ситуация «Печенье на день рождения»

Задача: Развивать умение детей подбирать формочки для выпечки печенья, используя предметы-заместители
Проблема: Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения дочки. «Гвоздем» программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но не смогла купить формочки для выпечки печенья. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Для приготовления теста детям были предложены схемы, алгоритмы приготовления теста. Вместе с воспитателем дети замесили тесто, раскатали его в лепешку.
Ребята, как вы думаете, чем Зайчихе заменить формочки Можно взять формочку для песка, шашку, штампы, стаканчик, пиалу, кольцо пластмассовое от пирамидки.

Нарезать ножом или ножницами геометрические фигурки.

Просто руками разминать, предавая форму цветка или разных фигурок.

Можно взять конструктор и нарезать им.

Пробкой от бутылки из-под лимонада можно попробовать, печенье будет маленьким. Все что дети предлагают использовать вместо формочек, они пробуют при работе с тестом.

Скажите, почему удобнее делать формочками и стаканчиком? У них тонкие края и они прорезают тесто как ножом. У шашки и кольца края тупые и резать тесто очень трудно. Дети приходят к выводу, что формочками для песка и стаканчиком делать печенье удобнее, потому что у них тонкие края, которые режут тесто.
Вот ребята, мы и помогли Зайчихе найти выход из ситуации Дети гордятся своей помощью: мы хорошо придумали, мы молодцы, теперь можно и праздновать

Готовое печенье дети несут на кухню для выпекания.

Зайчиха угощает детей и зайчат вкусным печеньем
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]