Интерактивные формы сотрудничества с родителями. Механизм организации сотрудничества с родителями: — изучение научно-методической литературы; — выбор. — презентация


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Методическая разработка «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья — это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи — Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей — А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй — Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

  • единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей
  • взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями
  • использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи
  • индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» — это взаимный, «act» — действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

  • это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность
  • процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения
  • диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег
  • исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения
  • формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств
  • формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы
  • участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее
  • участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться
  • показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

  • обмен опытом
  • выработка общего мнения
  • формирование умений, навыков
  • создание условия для диалога
  • группового сплочения
  • изменения психологической атмосферы.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.

Различают следующие формы дискуссии:

  • круглый стол — самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
  • симпозиум — обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
  • дебаты — обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире[, Соловей С., Львова Т., Дубко Г. Дискуссия как форма работы с родителями]

Следующая >

ДЕТСТВО-ГИД

Из опыта работы

«Интерактивные формы работы с семьей в ДОО»

Якушева Надежда Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ № 38,

г. Заполярный Мурманской обл.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Так же работу с семьей предполагает и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Для себя мы выделили такие годовые задачи:

2016 уч.г.

Построение продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников как средство реализации ФГОС ДО

— формирование навыков позитивного взаимодействия участников образовательного процесса;

— повышение психолого-педагогической культуры сотрудников ДОО;

— создание единого образовательного пространства «семья – детский сад» для равноправного и заинтересованного взаимодействия;

— организация профессиональной поддержки родителей со стороны педагога – психолога.

2017 уч.г.

— Формирование партнерских отношений участников образовательного процесса, активное включение родителей (законных представителей) в жизнь ДОО как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования:

— повышение психолого-педагогической культуры сотрудников ДОО, ценностное отношение сотрудников детского сада к семье;

— создание оптимальных условий для развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, родителей (законных представителей) и педагогов;

— использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ для оказания помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка;

— обобщение методических материалов по проведению «Дня Семьи» в ДОО.

Мы убедились, что классические формы сотрудничества с современными родителями не приносят желаемого результата. Меняется общество, меняются запросы родителей, поэтому необходимо искать новые формы сотрудничества.

На наш взгляд, использование интерактивных методов в работе с родителями является самым эффективным способом взаимодействия с семьей.

Интерактивные формы работы с родителями — это методы, позволяющие внедрить в процесс эффективное общение, что предполагает вовлечение родителей в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Помогает решить их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности ребенка.

Существуют условия организации интерактивных форм сотрудничества:

— позитивные отношения

— демократический стиль

— сотрудничество в процессе общения между собой

— опора на личный опыт родителей.

Рассмотрим варианты:

— досуги для детей и родителей; (широкая масленица, мы сильные и смелые, день знаний, день солнца);

— праздники; (осенние посиделки, Новый год, 8 марта, выпускной бал, день рождения детского сада);

— освещение жизни ДОО на странице в социальной сети «вконтакте», на официальном сайте ДОО; (https://vk.com/club93730918, https://dou38sansity.ucoz.ru);

родительские практические семинары; (организация культурных практик в ДОО, «Солнечный круг» в поддержку семьи и детства, практико – ориентированный семинар – на котором были представлены презентации и воркшопы, «Эффективные практики работы с детьми», детско-родительская конференция «Кто виноват? Что делать?»);

открытые занятия для просмотра родителей;

семейные спортивные, творческие встречи;

— тематические выставки (работ, рисунков, фотовыставки); (тематические сезонные выставки художественных работ и рисунков, «день Космонавтики», «В марте есть денек особый», выставка детских рисунков в дизайнерских рамках, «шедевры от флоры», фотовыставка «день смеха», выставка семейного творчества, «женщина с ребенком на руках», «Семья защита и опора», «Любимые блюда нашей семьи для новогоднего стола», «Мы сильные и смелые»);

почта доверия, телефон доверия;

— ежемесячный тематический день «День семьи»;

— акции; (книжка в подарок, «Лес живи», «цветы для героев», «каждой пичужке своя кормушка», дерево дружбы, елочка пожеланий, «Цветик — семицветик»);

ежегодный фестиваль «Семья и Мир»;

— конкурсы; (арт — валенки, театральных семейных постановок, вместе ярче мир, огород на окне, детская спартакиада, лучший снеговик на участке, театральная мозаика, «День смеха», «Искусство быть семьей»);

работа объединения «Школа счастливых родителей» под руководством педагога – психолога;

— работа инклюзивного театра «Лучик надежды»;

— инклюзивные праздники; (День дружбы, новогодние посиделки, мы сильные и смелые);

выставки — дегустации; («Чудо – злак», «день жаворонка» конкурс выпечки, «подарки осени»);

интернет голосования (для определения победителей конкурсов, опросы о внедрении тех или иных услуг в ДОО);

экологические субботники (Большие дела маленьких рук, Всероссийский экологический субботник).

Рассмотрим одну из них — социальную сеть «Вконтакте», которая для многих родителей и педагогических работников стала общедоступной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: общение в режиме онлайн, экономия времени, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

Группа в «Вконтакте», является одним из основных инструментов, позволяющих установить межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях и голосованиях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой. На Странице в «Вконтакте», «Солнечный город», мы регулярно обновляем информацию о событиях в детском саду, публикуем фотографии с утренников, субботников и прочих мероприятиях, а также добавляем различные, привлекающие внимание, консультации, размещаем объявления.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел ДОО и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно — образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы.
Вариативные формы организации работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по приобщению к здоровому образу жизни Применение компетентностного подхода при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей Система работы консультативного >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]