Инновационные формы организации и проведения физкультурных занятий в соответствии с ФГОС


Физическая культура в детском саду

Елена Федченко

Физическая культура в детском саду

Физическая культура это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности

Физическая культура в детском саду.

Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.

Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника. Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье»

особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар»

, а для этой цели, как и для совершенствования координации движений,
физкультура подходит, как ничто другое.
Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка. Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.

Организация занятий по физкультуре в нашем детском саду.

Формы физкультурно-оздоровительной работы:

физкультурные занятия с использованием модульного оборудования «АЛЬМА»

;

утренняя гимнастика;

физкультминутки;

гимнастика пробуждения после дневного сна;

самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;

организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;

физкультурные досуги;

Развлечения;

Праздники;

недели Здоровья;

Олимпийская неделя;

праздники совместно с родителями.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю.Их продолжительность зависит от возраста детей и составляет:

в младшей группе – 15 минут;

в средней группе – 20 минут;·

в старшей группе – 25 минут, (занятия в старшей группе проводятся как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке).

в подготовительной группе – 30 минут, (занятия в подготовительной группе проводятся как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке).

Одно из 3-х занятий на неделе проводится в форме занятия с использованием детского модульного оборудования «АЛЬМА»

, целью данных занятий, прежде всего, является профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, нарушений осанки и плоскостопия.

Физическая культура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

На занятиях по физической культуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку»

, прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячи. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы и бега (ребенок учится ходить,
«как мишка косолапый»
,
«как лисичка»
— опираться на разные части стопы, прыгать,
«как зайчик-попрыгайчик»
, высоко поднимать колени, выполнять подскоки). В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий
(подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, пробежать змейкой)
.

Физкультурная форма для детского сада.

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены, а также дисциплины. Наличие спортивной формы одного направления вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Отлично подойдут черные шорты и белая футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги нужна спортивная обувь со светлой подошвой и, желательно, на липучках.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу любому ребенку.

Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.

Статья: «Значение использования речи на занятиях в ДОУ инструктором по физической культуре»

Аннотация.

В статье рассматривается значение использования речи

инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ. Важность использования речи на занятиях по физической культуре в его (вводной, специальной, основной и заключительной части, а также, в поддержании интереса и нужного настроения у дошкольников.

Ключевые слова: речь, общение, инструктор по физической культуре, дошкольники.

В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному

обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речь теснейшим образом, связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты с другими детьми — младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх, для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство

языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как, процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)

. На протяжении своего пребывания в
детском саду дошкольник находится в
непрерывном речевом,взаимодействии с детьми и педагогами:

воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (ИФК)

.

Все, что ребенок слышит — он впитывает как губка, он запоминает и проговаривает, и все услышанное, становится частью его лексикона.

Использование речевых указаний, объяснений, просьб, распоряжений, команд и другое становится частью любого занятия в детском саду, да и в любом другом образовательном учреждении.

Как отмечают, Е. Н. Кряженко и Ю. С. Еремина, задача каждого педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса так, чтобы стало воспитывать у него ценностное отношения к своему здоровью. Поэтому

очень большое значение придается использованию речи именно на занятиях по физической культуре. На занятиях по физической культуре, прежде всего, решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Благодаря занятиям физкультурой ребенок становится сильным, выносливым, физически здоровым; улучшаются его физические показатели, укрепляется здоровье и приобретается хорошее настроение и заряд бодрости на весь день.

Но нельзя не подчеркнуть, что помимо здоровьесберегающего влияния

физических упражнений, в течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим.

Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.

Чтобы отметить и подчеркнуть важность использования речи, на

занятиях по физической культуре, следует детально понять, как именно инструктор пользуется речью в общении с детьми и как проходит занятие,

решается задача психологической готовности детей.Занятие состоит из нескольких частей: вводной, специальной, основной и заключительной. В вводной части мотивирует детей на продуктивное занятие физической культурой, обеспечивает хорошее настроение, а также и общий план занятия и некоторые указания. Следом идет, физическая подготовка к предстоящим упражнениям, разминка и растяжка.

Затем инструктор переходит к специальной части, в которой проводится

тренировка тех мышц, связок, суставов, которые будут использоваться в упражнениях в основной части. В первых двух частях физкультурного занятия важную роль играют указания и распоряжения инструктора по физической культуре. Указания используются для уточнения или

напоминания действия, для предупреждения или исправления ошибок, или для поощрения действия ребенка. Распоряжения используются для обеспечения начала и конца действия, а также для определения темпа и направления движения. Как можно было заметить, использование инструктором по физической культуре речевых обращений в вводной и специальной частях активно развивает мышление и память ребенка дошкольника, способствует формированию эмоционального положительного фона, целеустремленности, сосредоточенности, ответственности, сдержанности, ценностному отношению к собственному здоровью и др. В основной части формируются двигательные навыки и умения, вырабатываются физические качества. Инструктором проводятся общие упражнения и основные движения, затем следует подвижная игра. Дети разучивают новые упражнения, а следом идет закрепление ранее изученных физических упражнений. В этой части физкультурного занятия внимание акцентируется на развитие правильного произношения некоторых слов, закрепление новых понятий, на правильное употребление спортивной терминологии, на активизацию словаря ребенка.

И в заключительной части занятия предполагается постепенное снижение физической нагрузки, переход детей в более спокойное состояние. Инструктор физической культуры подводит итог занятия с детьми посредством беседы или диалога. Воспитанники могут поделиться своими впечатлениями о физкультурном занятии, используя в своей речи непосредственно эпитеты, олицетворения, сравнения, что сделает их речь образной и яркой. Инструктор физической культуры внимательно выслушивает детей, где следует, исправляет или наоборот поощряет.

Но ни одно физкультурное занятие, ни одна подвижная игра не пройдет так

весело, ярко и занимательно, если инструктору по физической культуре

не удастся создать интерес у детей к игре. Для создания интереса и нужного настроения у дошкольников можно, например, прочитать стихотворение на соответствующую тему или показать игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре можно также техникой вопросов – ответов, путем загадок или наводящих вопросов. Использование всех этих речевых приемов, так или иначе, положительно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]