Статья «Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»


Цвет

Узнавание цвета по образцу

Задание: подобрать картинки к цветовому фону.

Узнавание цвета по словесному обозначению

Задание: ребенку предъявляют цветные фигурки и словесное наименование цвета. Ребенок должен показать заданный цвет.

Дифференциация цвета

Задание: ребенку демонстрируются несколько фигур разного цвета и дается инструкция показать заданный цвет.

Называние цвета

Задание: ребенок он должен назвать цвет.

Возрастные показатели:

4 года: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

5 лет: те же + оранжевый, голубой, розовый.

6 лет: те же + фиолетовый, коричневый, серый.

Выводы:

— представления о цвете сформированы по возрасту;

— понятия о цвете отсутствует:

— не отличает цвета;

— не узнает и не называет цвета;

— не группирует фигуры по цвету.

Статья «Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

были взяты
методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.
Знаком «+» отмечаются задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечаются задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Уровни сенсорного развития каждого из детей:

— высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;

— средний уровень – 2- 3 выполненных задания;

— низкий уровень – 1 выполненное задание.

1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование:

три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4×4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Проведение обследования:

на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение:

если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка:

понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.).

Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование:

четырёхсоставная матрёшка

Проведение обследования:

экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение:

педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка:

понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование:

две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.

Проведение обследования:

экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение:

в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка:

принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4. Собери цветок (4 цвета).

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование:

Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.

Проведение обследования:

дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение:

в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка:

принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование:

овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования:

взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение:

взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка:

принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
  • средний уровень – количество набранных баллов 15–10;
  • достаточный уровень – количество баллов 10–5;
  • начальный уровень – количество баллов 5–0.

Форма

Задания:

— показать по просьбе геометрические фигуры и формы;

— сгруппировать их;

— соотнести фигуры и формы с конкретными предметами из окружающей обстановки;

— назвать фигуры и формы.

Возрастные показатели:

4 года: круг, квадрат, треугольник.

5 лет: те же + прямоугольник, шар, куб.

6 лет: те же + овал, прямоугольник, четы­рехугольник..

Выводы:

— представления о форме сформированы по возрасту;

— не имеет понятий о форме:

— не группирует геометрические фигуры;

— не различает и не называет геометрические фигуры (плос­кие и объемные);

— не соотносит форму предмета с геометрической формой;

— не группирует предметы по форме.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. 1. Диагностика уровня сенсорного развития у детей раннего возраста

С целью проверки выдвинутых предположений на базе МБ ДОУ «Детский сад № 6 «Ромашка» комбинированного вида г. Междуреченска в период с января 2021г. по май 2021 г. организовано и проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие воспитанники младшей группы, 10 детей раннего дошкольного возраста, регулярно посещающих младшую группу. В экспериментальную группу вошло 4 мальчика и 6 девочек (Приложение 1).

Констатирующий эксперимент был организован в январе 2020 года.

Цель констатирующего этапа эксперимента мы определили как выявление уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.

Задачами констатирующего эксперимента стали:

  • определить диагностический инструментарий для диагностики сенсорных представлений у детей
  • организовать и провести диагностику сенсорных представлений относительно восприятия детьми цвета, формы, величины
  • изучить и обобщить полученные данные.

С целью определения диагностического инструментария эксперимента мы выделили критерии сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, предложенными Л.А. Венгером:

  • знание сенсорных эталонов цвета
  • знание сенсорных эталонов формы
  • знание сенсорных эталонов величины.

В соответствии с данными критериями, мы разработали показатели сенсорного развития, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Критерии оценки развития сенсорного развития у детей раннего возраста.

Критерии Показатели
1 Восприятие цвета

(знание сенсорных эталонов цвета)

— умение соотносить цвета с образцом;

— умение располагать цвета в соответствии с образцом;

— умение находить цвета по названию;

— называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого), дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого)

2 Восприятие формы

(знание сенсорных эталонов формы)

— сформированность представлений об эталонах формы,

— умение воспроизводить фигуры по заданной форме

3 Восприятие величины

(знание сенсорных эталонов величины)

— овладение действием соотнесения с эталоном,

— овладение способом соотнесения по величине,

— соотнесения двух–трех величин между собой

В соответствии с критериями нами были определены следующие методики диагностики (таблица 2, приложение 2).

Таблица 2 — Диагностические методики определения уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Критерии Методики Автор
1 знание сенсорных эталонов цвета Диагностическое лото

«Цвет»

Т.Е. Васильева
2 знание сенсорных эталонов формы Диагностическая игра

«Построим домики для

фигур»

Н.В. Серебрякова
3 знание сенсорных эталонов величины Диагностическая игра

«Накормим мишек»

Н.В. Серебрякова

Рассмотрим результаты I констатирующего эксперимента с использованием методики «Диагностическое лото «Цвет»Т.Е. Васильевой (приложение 2).

В процессе использования методики «Цвет» мы раздавали детям карточки основных цветов (белого, чёрного, красного, синего, зелёного, жёлтого), а также дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого). Затем мы показывали карточки с изображёнными на них предметами разных цветов, спрашивали о том, у кого из детей есть тот или иной предмет (красная машина, зелёный огурец, жёлтый шарик и т.д.). Ребёнок закрывал свои картинки на карте.

Фиксация результатов диагностики производилась исходя из следующих показателей уровней развития:

— высокий уровень: ребенок действует самостоятельно, без какой–либо помощи, к концу игры закрывает все предметы на карте лото (3 балла);

— средний уровень: ребенок действует с помощью взрослого или по подсказкам других детей, К концу игры у него остаются незакрытыми 1–2 предмета тех цветов, названия которых он еще нетвердо знает и путает (2 балла);

— низкий уровень: ребенок не выполняет задания или закрывает на карте лото лишь 2–3 предмета тех цветов, названия которых ему знакомы (1 балл).

В результате проведения диагностики «Диагностическое лото «Цвет»Т.Е. Васильевой мы получили результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3 — Результаты Iконстатирующего эксперимента исследования уровня восприятия цвета (методика «Диагностическое лото «Цвет»»Т.Е. Васильевой)

Эксперимент Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 констатирующий эксперимент Дети 2 4 4
% 20 50 30

Количественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальной группе у 2 детей – 20% высокий уровень, так как эти дети смогли самостоятельно закрыть все карточки в соответствии с цветом; средний уровень выявили у 4 детей – 40%, эти дети справились с заданием частично, допускали две-три ошибки; с низким уровнем выявлено 4-х детей – 40%.

Мы провели также качественную обработка результатов исследования. Два ребенка (20%), показали высокий уровень, что свидетельствует о том, что эти дети знают называние как основных, так дополнительных цветов и оттенков, умеют самостоятельно соотносить цвет с образцом. Это: Александр Р. И Дмитрий Р. В. Пять детей — 50% показали средний уровень знаний эталонов цвета, так как путают названия дополнительных цветов и оттенков, не всегда могут самостоятельно соотнести цвет с образцом Трое детей — 30%, которые путают основные цвета, не знают оттенки. Он слабо проявляли желание самостоятельно выполнять задания, просили помощи или ориентировались на мнения других детей.

Результаты исследования по методике «Диагностическое лото «Цвет»»Т.Е. Васильевой как показателя уровня знания эталонов цвета детей раннего возраста представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Результаты диагностики уровня восприятия цвета детей раннего возраста (методика «Диагностическое лото «Цвет»»Т.Е. Васильевой)

Для выявления уровня сформированности восприятия формы мы использовали диагностическую игру «Построим домики для фигур». В процессе эксперимента мы показывали детям геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) и предлагали им построить домики, такой же формы из палочек и ниток.

Оценка уровня сформированности восприятия формы мы осуществляли в соответствии со следующими уровнями:

– высокий уровень: ребенок правильно называет все геометрические фигуры, самостоятельно строит домики для всех фигур (3 балла);

– средний уровень: ребенок не твердо знает название фигур, называет с помощью воспитателя; действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для разных фигур. Допускается показ способа построения домиков (2 балла);

– низкий уровень: (1 балл).

Количественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности восприятия формы имеет 1 ребенок — 10%; средний уровень – 5 человек детей — 50%; низкий уровень – 4 ребенка — 40% (приложение 2, таблица 4).

Таблица 4 — Результаты оценки уровня сформированности восприятия формы (Диагностическая игра «Построим домики для фигур» Н.В. Серебряковой)

Эксперимент Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
I констатирующий Дети 1 5 4
% 10 50 40

1 человек (10%) из экспериментальной группы показал высокие результаты, что свидетельствует о том, что у ребенка сформировано представление об эталонах формы, он самостоятельно умеет воспроизводить фигуры по заданной форме. 5 человек (50%) представление о форме сформировано недостаточно. Эти дети справлялись с заданиями с помощью воспитателя, не всегда отличали одну фигуру от другой, но при этом демонстрировали интерес и желание справится с заданием. Стоит отметить, что 4 человека (40%) не знают эталонов формы, так как не знают названия фигур, не могут воспроизвести показанную фигуру даже с помощью взрослого. Кром того, демонстрируют низкую заинтересованность: играли палочками, выкладывали что попало. При затруднениях не принимали помощь взрослого, часто конфликтовали и чаще проявляли отрицательные, а не положительные эмоции.

Результаты исследования уровня развития восприятия формы в экспериментальной группе представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Результаты оценки уровня восприятия формы детей раннего возраста (Диагностическая игра «Построим домики для фигур»

Н.В. Серебряковой)

Для выявления уровня сформированности восприятия величины мы использовали диагностическую игру «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой. В процессе эксперимента мы предлагали детям картинку с изображением 5 медведей разной величины, стоящих по росту, а также 5 различных по величине мисок и 5 ложек убывающей величины. Каждому ребенку мы предлагали помочь медведям и найти им нужную по величине миску и ложку. Наблюдая за деятельностью детей, мы фиксировали как ребенок раскладывал миски и ложки. Важно было определить способ выполнения задания: соизмерение, на глаз, наугад.

Оценка уровня развития сформированности восприятия величины осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:

– высокий уровень: ребенок безошибочно выполняет задания, при необходимости проверки использует способ соизмерения предметов; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания (3 балла);

– средний уровень: ребенок не всегда пользуется способом соизмерения, делает 2–3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способен самостоятельно их исправить; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания (2 балла) ;

– низкий уровень: ребенок раскладывает миски и ложки как попало, играет с ними, раскладывает миски и ложки не соотнося их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой; наводящие вопросы воспитателя не приводят к успеху (1 балл).

Полученные результаты представлены в таблице 5 и в приложении 2.

Таблица 5 — Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины (Диагностическая игра «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой)

Группа Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная группа Дети 1 4 5
% 10 40 50

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 1 человека (10%): у Александра Р. Средний уровень выявлен у 4 человек (40%). Низкий уровень обнаружен у 5 детей (50%).

Мы провели также качественную обработку. В экспериментальной группе половина детей показали низкий уровень. В процессе эксперимента дети с данным уровнем раскладывали миски и ложки наугад, играли с ними, совершено не соотносили их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой. Наводящие вопросы взрослого, как правило, не приводили к успешному выполнению задания. Средний уровень восприятия величины (40%) показали дети, которые не всегда могли пользоваться способом соизмерения, в процессе раскладывая предметов они делали 2-3 ошибки. Стоит отметить, что но после наводящих вопросов воспитателя они часто самостоятельно их могли исправить. Только один ребенок (Александр Р.) абсолютно точно выполнил все задания, при необходимости проверки использовал способ соизмерения предметов. Наблюдение показало, что он хорошо соотносит три ряда величин между собой, что позволяет ему безошибочно выполнять задания.

Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины в экспериментальной группе представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Результаты оценки уровня сформированности восприятия величины (Диагностическая игра «Накормим мишек» Н.В. Серебряковой)

Проведение I констатирующего эксперимента показало, что большинство детей показывают средний и низкий уровень развития сенсорного восприятия. Наиболее высокие результаты дети исследуемой группы обнаружили относительно критерия «Восприятия цвета» – 20% испытуемых показали высокий уровень развития. Относительно критерия «Восприятия формы» и «Восприятие величины» – только один ребенок (10%) показал высокий уровень развития. Стоит отметить высокий процент детей с низким уровнем: 40% относительно критериев «Восприятия цвета» и

«Восприятия формы» и 50% относительно критерия «Восприятие величины».

В рамкахконстатирующего эксперимента была изучена работа воспитателей младшей группы по организации деятельности по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста. Занятия, а также самостоятельная деятельность детей в свободное время, индивидуальная работа с детьми планировалась педагогами с учетом возрастных особенностей. Стоит отметить, что занятия, непосредственно связанные с сенсорным развитием, проводятся эпизодически, систематическая работа в данном направлении отсутствует.

Также с воспитателями мы провели беседу. Нас интересовало, как используется игровая деятельность авторская сказка как средство сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, есть ли программа, которая непосредственно направлена на сенсорное развитие детей. В результате беседы мы выяснили, что работа, направленная на сенсорное развитие, не имеет программного обеспечения, то есть специально организованная систематическая работа в данном направлении отсутствует.

Проведя исследование уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, мы установили, что уровень восприятия цвета, формы, величины недостаточно развит. Высокий уровень развития индивидуальности в исследуемой нами группе выявлен только у 10-20% детей, средний и низкий – у 40-50%. Исследование показало, что педагоги в своей работе по сенсорному развитию в основном используют стандартные приемы и техники, мало ориентированы на целенаправленную работу в рамках специально разработанной программы сенсорного развития каждого ребенка. Результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для проведения формирующего эксперимента. Исходя из этого, нами было принято решение разработать программу сенсорного воспитания детей раннего возраста, направленную на повышение уровня восприятия сенсорных эталонов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук [Текст] / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1999.
  2. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. — Москва, Просвещение, 2008. –144с.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 13-14 декабря 2006г. [Текст] / Н.Новгород, ООО Типография «Поволжье», 2006. – 282с.
  4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детсада [Текст] / под ред. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
  5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982 – 256с.
  6. Григорьева, Г.Г., Кочетова, Н.П., Груба, Г.В. « Играя с малышами». Игры и упражнения для детей раннего возраста. [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – Москва, Просвещение, 2003. – 80с.
  7. Демина, Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ (учебно-методическое пособие). [Текст] / Е.С. Демина. — Москва, ТУ Сфера, 2005, — 192с.
< ПредыдущаяСледующая >

Величина

Задания:

— показать по просьбе контрастные по величине предметы;

— разложить предметы в возрастающем и убывающем порядке;

— назвать соответствующие отношения величины.

Возрастные показатели:

4 года: длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.

5 лет: 4 градации каждого признака, определяемые в сравнении (красная полоска короче желтой, но шире зеленой).

6 лет: 5 градаций каждого признака, определяемые в сравне­нии.

Выводы:

— представления о величине сформированы по возрасту;

— понятия о величине отсутствуют:

— не дифференцирует предметы, контрастные по величине;

— не раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке;

— не использует в речи слова, характеризующие величины и их соотношение.

Методы исследования сенсорных эталонов

На констатирующем этапе мы старались придерживаться рекомендаций, описанных в работах Венгера Л.А. и Стребелевой Е.А.

Метод Л.А. Венгера по группировке игрушек

Предлагаемое задание позволяет определить степень развития восприятия формы, способности применять геометрические эталоны в качестве образцов для определения главной формы обследующему предметов, то есть группировать предметы по их форме.

Применяется следующие материалы: коробки без крышек 20 на 20. У них должен быть один цвет. При этом должно быть использовано изображение с размером 4 на 4 с эталонным образцом.

На передней стенке одной из коробок изображен квадрат, на второй – треугольник, на третьей – круг.

В мешочек нужно поместить 8 квадратных, 8 треугольных и 8 круглых предметов.

Обследование проводится по следующей схеме: на столе ребенок должен расставить коробки. Нужно обратить внимание дошкольника на этот образец: здесь изображается такая-то фигура, а здесь такая-то. Затем нужно вынуть из мешочков какие-либо предметы и спрашивать: на что этот предмет похож?

Когда ребенок сможет указать на правильный эталон, мы просим его:

— Брось это в коробку

Затем по той же схеме демонстрируется другой предмет.

Потом мы даем возможность ребенку раскладывать игрушки самостоятельно и просим его: «Теперь пожалуйста внимательно рассматривай и раскладывай все игрушки каждую в свою коробку».

Обучение: если ребенок не способен сам выполнять это задание, нужно предлагать ему игрушки последовательно и просить его опускать их в нужные коробки. Если ребенок опускает игрушку без ориентировки на образец, то нужно обратить его внимание на этот образец, чтобы он смог соотнести с ним игрушку.

Действия ребенка оцениваются по следующему алгоритму:

  • дошкольник понимает и выполняет задания;
  • каковы особенности выполнения задания, дошкольник действует в согласии с образцом;
  • целенаправленна ли работа ребенка;
  • насколько он обучаем;
  • как ребенок относится к результату.

Результат

1 балл – ребенок действует неадекватно, что приводит его к непониманию и неспособности принять задание.

2 балла – ребенок даже после того, как его обучили не может учесть главный принцип задания и не способен ориентироваться на эталонный образец.

3 балла – ребенок опускает игрушки после того, как был обучен, соотносят их форму с образцом.

4 балла – ребенок заинтересован в конечном результате, старается учесть образец.

Методика Стребелевой «Матрёшка»

Следующее упражнение разработано Стребелевой Е.А. Оно подразумевает разбор и сбор матрешку, состоящую из четырех частей.

Выполняя это задание, ребенок демонстрирует свою способность ориентироваться на величину.

В качестве оборудования выступает только матрешка.

Обследование проводится по следующей схеме: сначала ребенку демонстрируется матрешка. Он должен посмотреть, что в ней находится. Затем нужно попросить его собрать матрешку обратно. Если ему сложно это сделать самому, нужно обучить.

Обучение протекает так: после того, как ребенку продемонстрирован способ составлять матрешки из двух до четырех частей, нужно попросить его самостоятельно выполнить задание.

Затем нужно ценить действия малыша: насколько он понимает и принимает ли задание, как выполняет его, насколько он обучаем и как относится к полученному результату.

1 балл – ребенок даже после хорошего обучения не может адекватно выполнять задание.

2 балла – ребенок понимает задание и старается действовать с матрешкой, но не способен определить величину ее частей, поэтому его действия выглядят хаотично.

Нужно в процессе обучения наблюдать за адекватностью действий. Но после обучения у ребенка нет самостоятельности, ему не интересен результат своей деятельности.

3 балла – ребенок понимает и выполняет задание, подбирая элементы, старается самостоятельно выполнить задание и интересуется полученным результатом.

4 балла – ребенок хорошо понимает и выполняет задание, складывает матрешку, пользуется примериванием, проявляет интерес к конечному результату.

Методика Стребелевой «Разрезные картинки»

Следующая методика основана на работах Стребелевой Е.А. Нужно складывать из трех частей разрезанные картинки.

Это задание позволяет выявить способность детей воспринимать целостность предмета, который нарисован на изображении. С помощью этого упражнения можно определить уровень целостного восприятия изображения предмета.

Оборудование для предмета: подбираются две картинки с изображением одного и того же предмета. Одну из них разрезают на три части.

Обследование проводится по следующей схеме: ребенок получает три части картинки и должен их соединить.

Если ребенок не может правильно самостоятельно выполнить задание, педагог демонстрирует малышу целую картинку и снова просит его выполнить задание. Если результат отсутствует, то части накладываются на целое. Затем малыш должен повторить это сам.

Оцениваются следующие факторы:

  • принимает ли ребенок задание;
  • какими способами он пытается его выполнить;
  • насколько он обучаем;
  • как он относится к результату;
  • какой результат.

1 балл – ребенок неадекватен при выполнении задания даже после того, как получил обучение. Он не понимает и не принимает задание.

2 балла – он принимает задание, но не может его понять. Он накладывает одну часть на другую, во время обучения действует адекватно, но что-то мешает ему перейти к самостоятельным действиям. Также он проявляет безразличие к результату.

3 балла – ребенок может принять и понять задание, старается соединить все части в целое изображение, но не может самостоятельно его выполнять; после обучения способен правильно выполнить задание, интересуется конечным результатом.

4 балла – малыш понимает и принимает задание, сам выполняет его, пользуется методом проб и примериванием.

Раскладывание и складывание пирамидок

Во время выполнения этого задания нужно ориентироваться на величину, на то какие имеются соотносящие действия, какая рука ведущая, насколько согласованы обе руки, насколько целенаправленны действия ребенка.

Обучение: если малыш не может собрать пирамидку сам, нужно подавать ему по одной детали и жестом указывать на стержень, чтобы ребенок понял, куда колечко нужно разместить. После этого нужно побудить ребенка самого выполнить это задание.

Оценивается то, принимается ли задание, учитывает ли ребенок размер колец, насколько он обучаем и как относится к выполнению упражнения и к конечному результату.

1 балл – неадекватность в выполнении действий ребенка. Даже после того, как было получено обучение, ребенок старается надеть на стержень колечки, при этом стержень закрыт колпачком.

2 балла – малыш принимает задание и старается собрать пирамидку. Но он не придерживается очередности колец по величине, поэтому пирамидка хоть и собрана, но некрасивая. Обе руки действуют несогласованно, сложно понять какая из них ведущая. Ребенку не интересно, каким получится результат работы.

3 балла – ребенок сразу принимает задание и старается надевать колечки на пирамидку, не учитывая их размер. После того, как было проведено обучение, он правильно выполняет задание. Сразу видно, какая у него рука ведущая и насколько несогласованы действия его рук. Свой результат он оценивает адекватно.

4 балла – в этом случае ребенок действует самостоятельно. Малыш старается сам учесть размер колечек. Видно, что у него есть ведущая рука. Обе руки действуют согласованно. Ребенку интересен конечный результат.

Упражнение по нахождению парных иллюстраций

Это задание помогает определить, на каком уровне находится зрительное восприятие ребенком картинок с изображением предметов, насколько он понимает жестовые инструкции.

Оборудование: подбираются четыре пары изображений с предметами.

Обследование проводится по следующим принципам: перед ребенком выкладываются два изображения с предметами. Подобную пару педагог держит у себя в руках. Он с помощью жеста показывает дошкольнику, что у него две похожие картинки, подобному тому как и у ребенка. Потом он эти картинки закрывает, достает одну из них и просит продемонстрировать похожую.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, ему показывают то, как соотносятся парные картинки.

Действия ребенка оцениваются по следующим критериям: насколько он понимает и принимает задание, осуществляет ли выбор, понимает ли инструкцию с помощью жестов, насколько он обучаем, как относится к своей деятельности.

1 балл – ребенок действует по следующей схеме: он переворачивает иллюстрации, старается не фиксировать взгляд на изображении, старается взять у взрослого картинку. Все это говорит о неадекватности малыша.

2 балла – в этом случае он понимает задание, при обучении видно, что он может различать парные изображения, но ему не интересна оценка собственной деятельности, не может выполнить задание самостоятельно.

3 балла – перед обучением малыш может допустить ошибку, но при этом заметно, что задание понято верно. После обучения действует уверенно и после окончания видит, что смог достичь нужного результата.

4 балла – ребенок понимает свое задание, сразу способен найти парные картинки, заинтересован в выполнении задания и в полученном результате.

Упражнение на игру с разноцветными кубиками по методу Стебелевой Е.А.

С помощью этого задания можно определить, насколько ребенок способен определять цвета и называть их.

В качестве оборудования выступают кубики синего, желтого, зеленого и красного цветов.

Обследование проводится по следующей схеме: ребенок должен показывать нужные кубики, опираясь на тот же цвет, какой у взрослого в руке. Для этого перед ребенком нужно поставить два или четыре кубика. Потом воспитатель просит показать, какой кубик имеет заданный цвет или просит назвать цвет определенного кубика.

Действия оцениваются по следующим критериям: понимает и принимает ли ребенок задание, может ли он сличать цвета, может ли узнавать цвет по названию, может ли сам называть цвета, сопровождает ли речью результат, как относится к выполнению упражнения.

1 балл – у малыша нет понимания, что такое цвет, он не может различать разные цвета.

2 балла – малыш не может выделять цвета по названиям даже после обучения, не стремится получить результат, не проявляет интерес к деятельности.

3 балла — в этом случае интересуется результатом выполнения задания, сравнивает цвета и выделяет их по слову.

4 балла – ребенок способен различать разные цвета, дает им названия, определяет их по названию, заинтересован в итоговом результате.

Проводя исследование мы определяем следующие уровни сенсорного развития:

  • самый высокий уровень показывают дети, самостоятельно выполняющие задание и набирающие от 24 до 18 баллов;
  • средний уровень показывают дети, набирающие от 12 до 18 баллов;
  • достаточный уровень – от 6 до 12 баллов;
  • начальный уровень – меньше 6 баллов.

Результаты исследования представлены в таблице.

Ориентировка во времени

Задания:

— показать на картинках соответствующие временные катего­рии;

— назвать изображенные на картинках временные категории;

— подобрать серии картинок к соответствующим временным категориям и объяснить критерии подбора.

Возрастные показатели:

4 года: утро, день, вечер, ночь.

5 лет: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, времена года.

6 лет: утро, день, вечер, ночь, сутки, раньше, позже, вчера, сегодня, завтра, времена года.

Выводы:

— представления о времени сформированы по возрасту;

— временные представления не сформированы:

— не находит на картинках;

— не называет;

— не объясняет.

Ориентировка в пространстве

Задания:

— показать соответствующие пространственные ориентиры;

— двигаться в заданном направлении;

— назвать соответствующие пространственные ориентиры.

Возрастные показатели:

4 года: показать предметы, расположенные вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

5 лет: показать предметы,расположенные вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, передо мной, справа от меня, слева от меня.

6 лет: показать предметы, расположенные вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева, между, рядом с, около.

Выводы:

— пространственные представления соответствуют воз­расту;

— понятия о пространстве отсутствуют;

— не исполняет движение в указанном направлении по сло­весной инструкции;

— не определяет положение в пространстве по отношению к себе;

— не пользуется словами, обозначающими расположение предмета в пространстве.

«Роль сенсорной культуры в умственном развитии ребенка»

Статья: «Роль сенсорной культуры в умственном развитии ребенка»

Подготовила: воспитатель Шинкарь Л.Г.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия, то есть формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца)

, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе)

, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка.

Не менее важно значение высокого уровня такого сенсорного развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорных эталонов, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)

.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь–то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов и использование их в качестве «единиц измерения»

при оценке свойств веществ. Устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Ребенок с раннего детства развивается путём «социального наследования»

, которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]